Открытый интегрированный с ИКТ урок по домашней экономике в 8 классе "Потребности семьи"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Степанова Наталья Ивановна

Урок расчитан на 1 час и проходит в кабинете информатики.Работа с таблицей Excel для домашних расходов- доходов. Фото урока можно посмотреть в фотоальбоме на моем мини- сайте http://nsportal.ru/stepanova-natalya-i" > </a

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no2_8-y_klass.doc116 КБ
Office presentation icon potrebnosti_semi.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока деловой игры по технологии в 8 классе с предметом «Информационные технологии"

Раздел: Домашняя экономика

Тема: «Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей. Информационные технологии в домашней экономике. Электронные таблицы Microsoft Excel. Ведение дневника доходов.

и расходов в виртуальном варианте.

Практика: 1. Запуск электронной таблицы Microsoft Excel и заполнение ее необходимыми для ученика 8 класса приобретениями. Подсчет общей стоимости всех продуктов.

Цель: усвоение школьниками понятия потребности семьи, материальные и духовные потребности, уметь классифицировать человеческие потребности.

Задачи:

Образовательные: уметь разбираться в рациональных, ложных, духовных, материальных, физиологических и социальных потребностях; приобретение навыков по расчету необходимых вещей для учащегося 8 класса.

Воспитательные: верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности семьи.

Развивающие: развивать умения и навыки при работе на компьютере; в групповой работе.

Оснащение: раздаточный материал со стоимостью необходимых вещей, тетради, мультимедийный проектор, таблица Microsoft Excel.

Методы: опрос, рассказ, инструктаж, деловая игра, интегрирование с предметом «Информационные технологии".

Ход урока

Организационная часть:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы урока.

Актуализация опорных знаний:

        Ответы на вопросы:

  1. Назовите основные функции семьи. (репродуктивная, экономическая, воспитательная, восстановительная)
  2. Что такое семейная экономика? (это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг)
  3. Возможные способы увеличения доходов современного школьника.(индивидуальная трудовая деятельность; коммерческая деятельность; оказание услуг)

Изложение нового материала:

        (Слайд 2) На прошлом уроке, разбирая понятие «семейная экономика», мы говорили, что - это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Так что же такое потребности, и какими они бывают?

(Слайд 3) Потребность- это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное. При выявлении потребностей семьи и очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Существуют: (Слайд 4)

  • Рациональные (разумные) потребности;
  • Ложные (неразумные) потребности

Удовлетворение ложных потребностей приносит только вред (курение, наркотики, алкоголь, чрезмерное употребление сладкого, видеоигры с насилием и т.д.).

Следует различать потребности:

  1. Материальные.
  2. Духовные.
  3. Физиологические.
  4. Социальные.

К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех потребностей. Духовные потребности- это потребность в культуре, общении, знаниях, наслаждении искусством и т.д.

        Конечно, желания человека нельзя свести только к материальным потребностям. Его нужды весьма разнообразны. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил понятие «пирамида потребностей», которое описывает, по его мнению, все разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии. (Слайд 5)

        Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно- технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи (это показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования).

        Покупка вещей или продуктов - фокус, в котором собираются многие лучики экономической составляющей семьи: благосостояние, удовлетворение потребностей, планирование, денежный расчет, межличностные отношения, разделение труда, управление, воспитание детей, бережливость.

        Для любой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Покупке предшествует кропотливая и долговременная подготовка. Спешка при покупке может быть разорительна.

        Все подлежащие покупке вещи можно разделить на четыре группы: (Слайд 6)

Классификация покупок по признаку рациональной потребности

Уровень потребностей

Характеристика группы вещей

СРОЧНЫЕ

Вещи, которые следует купить немедленно. (Срочность определяется жизненной необходимостью вещи или внезапно возникающей потребностью в ней)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ, но не обязательные

Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности

ПРЕСТИЖНЫЕ

Эксклюзивные вещи

        Подобной классификации поддаются все вещи и предметы, которые нас окружают: мебель, одежда, посуда и т.д. намечая покупку, расчертите пополам лист бумаги, перечислите все возможные «за» и «против» и только после этого принимайте решение о покупке.

        На примере покупки деревянной полки для книг мы проанализируем положительные и отрицательные стороны товара.

Анализ необходимости покупки

Полка книжная деревянная

«ЗА»

«ПРОТИВ»

  1. Возможность хранить книги, кассеты, бумаги.
  2. Закрывает свободное пространство на стене.
  3. Украшает комнату.
  4. Книги и предметы меньше пылятся.

1.Громоздкость по сравнению с металлической полкой.

2. Высокая стоимость.

        Чтобы верно оценить качество товара, нужно составить потребительский портрет вещи, который учитывает свойства товара:

  • Практичность
  • Удобство
  • Красоту
  • Новизну
  • Оригинальность
  • Сочетаемость с уже имеющимися вещами
  • Ценность

(Слайд 8)

Потребительский портрет товара

№ п\п

Свойство

Содержание

Практичность

Надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара

Удобство, комфорт

Способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях

Красота

Соответствие эстетическим вкусам, качество исполнения

Новизна

Соответствие моде, современность

Оригинальность

Нестандартность, своеобразие, соответствие индивидуальным вкусам, способность подчеркнуть достоинства покупателя (интерьера или скрыть его недостатки

Сочетаемость

Соответствие ранее купленным вещам, способность вписаться в интерьер

Ценность

Свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость

Качество

Совокупность всех свойств покупки

(Слайд 9)

        Каждому из нас приходится быть покупателем. В обмен на деньги мы приобретаем те или иные товары и услуги. Даже тот, кто работает продавцом, не освобожден от «работы» покупателем.

        Покупка товара или услуги в известной степени требует творчества; как правило, это свободный выбор из многих вариантов.        

Практическая работа:

-Вводный инструктаж: (Слайд 10)

        Мы находимся с вами в кабинете информатики не просто так… Сегодня вам предстоит разбиться по – трое (семья, состоящая из мамы, папы и ребенка- восьмиклассника, собирающегося в школу). Вам нужно будет составить смету необходимых товаров для начала учебного года (обувь, одежда, школьные принадлежности). Трудности этой работы в чем? «Неограниченные» потребности «ребенка» и рациональный подход к этому со стороны «родителей». В помощь вам предлагаются таблички со стоимостью товаров, таблица  Microsoft Excel (таблица заранее сформирована на уроке «Информационные технологии»).

- Текущий инструктаж:

  • Учитель демонстрирует приемы работы с таблицей и ее заполнения;
  • Помогает по ходу практической работы;
  • Корректировка по ходу работы.

- Заключительный инструктаж:

  • Подведение итогов практической работы;
  • Распечатка таблицы с внесенными данными и подведение «расходов на покупку»;
  • Выявление самой «экономной семьи» и «расточительной семьи».

Окончание урока:

- Подведение итогов, выставление оценок за ответы и практическую работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей. Домашняя экономика Преподаватель Степанова Н.И. ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1935 ЮВОУО

Слайд 2

Семейная экономика Это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг.

Слайд 3

Потребности

Слайд 4

Виды потребностей Рациональные (разумные) потребности; Ложные (неразумные) потребности

Слайд 5

Американский психолог Абрахам Маслоу

Слайд 6

Классификация покупок по признаку рациональной потребности Уровень потребностей Характеристика группы вещей СРОЧНЫЕ Вещи, которые следует купить немедленно. (Срочность определяется жизненной необходимостью вещи или внезапно возникающей потребностью в ней) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ, но не обязательные Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности ПРЕСТИЖНЫЕ Эксклюзивные вещи

Слайд 7

Анализ необходимости покупки Полка книжная деревянная «ЗА» «ПРОТИВ» Возможность хранить книги, кассеты, бумаги. Закрывает свободное пространство на стене. Украшает комнату. Книги и предметы меньше пылятся. 1.Громоздкость по сравнению с металлической полкой. 2. Высокая стоимость.

Слайд 8

Потребительский портрет товара

Слайд 10

Практическая работа

Слайд 11

Составление книги «Домашняя экономика» в программе Microsoft Office Excel

Слайд 12

Установка денежного формата

Слайд 13

Установка «Суммы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии раздела «Домашняя экономика» по теме «Бюджет семьи» (8 класс)

Цель урока: создать условия для качественного усвоения основных понятий по теме «Бюджет семьи» и формирования универсальных учебных действия через организацию групповой работы по решению познавательны...

Материалы открытого интегрированного урока информатики, математики, экономики "Ум в доме"

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...

Конспент урока "Элементы домашней экономики"

Урок знакомит детей с особенностями ведения домашнего хозяйства с экономической точки зрения....

Домашняя экономика Урок 1. Я и наша семья.

Знакомство учащихся с целями и задачами экономики, с понятием семья, семейное хозяйство, с целями и задачами семейной экономики....

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке по теме: «Экономика домашнего хозяйства. Расчет бюджета семьи».

laquo;Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»....