Народная кукла
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Лапенко Галина Михайловна

Воплощение  в костюме  куклы    художественного  вкуса  ее  творца.  Подбор   отделочных   материалов.       Отделка  изделия , его художественно - эстетическое  завершение . Создание   конкретного образа  куклы - мотанки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narodna_lyalka_avtosohranennyy.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

     

   Урок  трудового  обучения, 6 класс  ( вариативный компонент) 

Тема :   Народная кукла. Кукла - мотанка.  Воплощение  в костюме  куклы    художественного  вкуса  ее  творца.  Подбор   отделочных   материалов.       Отделка  изделия , его художественно - эстетическое  завершение . Создание   конкретного образа  куклы - мотанки.  

 

                                                                                                                       

Цельурока:

             - научить детей применять полученные ранее знания и умения                          при оформлении куклы - мотанки; создавать   конкретные  образы  кукол;                 -  подбирать материалы для отделки изделия;

               -  развивать творческие способности детей;                                        ---        

             - воспитывать  любовь и уважение к народному творчеству, к     народным    традициям;

             - учить умению переносить народные традиции в семью, свой дом.

Задачи для обучающихся:

Знать:    Традиционные типы народных кукол, их назначение, материалы для их изготовления, отделки.

Уметь: Создавать конкретные образы кукол - мотанок, украшать изделия, выполнять их отделку.

Проблемная задача:  Оценить свое изделие с точки зрения дизайнера.

Методы:  Пояснения, демонстрация изделий-образцов (кукол - мотанок); демонстрация слайдов (разные образы  кукол - мотанок); работа с карточками -заданиями, с инструкционными картами; « мозговой штурм», игра «да» или «нет», дифференцированный подход в обучении.

 

Оснащение урока: Таблички «Знать», «Уметь», инструкционные карты      «Простые ручные швы», карточки-задания «Какой шов изображен?»; образцы  декоративных простых ручных швов, образцы изделий (кукол - мотанок), электронные презентации  по теме урока, иллюстрации; рабочие тетради, отделочные материалы, инструменты  для работы.

 Тип  урока: комбинированный.

                                            Ход урока

  1 Организационный момент:

1. Проверка  присутствия обучающихся.

2. Проверка  наличия спецодежды.

 Приветствие, создание позитивного настроения  в классе.

 

Добрый день, дети!  Сегодня  во время занятия  мы с вами отправимся в интересное  и захватывающее  путешествие. Для этого на нашем занятии  должна царить атмосфера абсолютного доверия и поддержки.

        Итак, сейчас  мы с вами  «поездом  знаний» отправляемся  в путешествие  по чудесной  стране , которая имеет название « Творчество».

      А вот и первая наша остановка -  станция « Этнологическая» 

Девочки! Мы живем в Украине – стране богатой народными обрядами и традициями, многовековая  история  которой  связана с народными поверьями и                              

приметами.

       На протяжении столетий народ Украины умело применял знания о магических силах различных предметов, которые его окружали.

       Каждый украинец  ценит опыт предыдущих поколений, народную мудрость,

 знания о национальных оберегах, магических предметах, чудодейственная сила  которых проверена столетиями.

     Девочки! Какие темы мы изучали на предыдущих занятиях?(Украинская народная кукла)

   

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.                                                                                     «Мозговой штурм» (игра - соревнование):

 1. Какие национальные символы- обереги  украинцев  вы знаете? (украинский     рушник, украинский венок, дидух, крашанки, писанки).

2. Какие традиционные типы народных узловых кукол вам знакомы? (кукла- мотанка, кукла - зернушка, кукла - десятиручка, куклы - неразлучники и др.)                3. Из каких материалов изготавливают народных кукол? (ткань, нити, пряжа. солома, кукурузные листья, сено, трава, бумага и т.д.)

4. Какие  вы знаете типы  украинских народных кукол в зависимости  от техники ее изготовления? ( узловые, шитые, папье-маше, вылепленные, вязаные и др.)

5.Какие же конструктивные особенности ляльки -мотанки ? (нет ног, лица; их не шили, а перевязывали)

6. В чем же особенность и основное назначение народной куклы?  (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)

 Девочки!  Вы показали очень хорошие знания на станции  «Этнологическая».

 А сейчас  наш  поезд  приближается к  станции «Технологическая».

Давайте еще раз  вспомним  технологию  изготовления куклы - мотанки.                                     Пользуясь  электронными  слайдами , ученица  рассказывает основы технологии  куклы -мотанки, подружки - советчицы.

             Сообщения обучающихся:

             - о кукле - мотанке;

             - о кукле - зернушке;

             - о кукле - десятиручке;

             - о куклах - неразлучниках.

   

III.  Мотивация учебной деятельности.

 Девочки! На предыдущем уроке  мы научились делать узловую куклу - мотанку.  Куклы  получились все разные, очень интересные. Уважая традиции украинского народа в данном виде народного искусства, внимательно воспринимая материал  сегодняшнего занятия , вы сможете  создать  индивидуальные, неповторимые образы кукол, которые зависят от вашего художественного  вкуса, вашего представления и понимания . И если вы  воспользуетесь своими дизайнерскими способностями, будете изготавливать куклу с добрым сердцем и добрыми намерениями, то я уверена, что она действительно станет настоящим оберегом,  защитницей, советчицей, то есть  будет иметь хорошую магическую  силу. Такие обереги вы можете подарить своим самым дорогим и близким людям.

 

 IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

 Обратить внимание детей на  запись на доске – темы урока. Сообщение темы, формулирование основных задач урока:

  - знать традиционные типы  народных кукол;

  - уметь создавать конкретные образы кукол; украшать их, подбирать вид отделки, выполнять отделку изделия.

   V. Изучение нового материала.

 Сейчас мы еще раз поговорим  о кукле - мотанке.

  Любая кукла - мотанка  приходит в наш мир в каком-либо  образе  с определенной целью. Ее изготавливали и  изготавливают, вкладывая  в нее  различные  символические значения: на счастливую долю, как куклу-советчицу, как куклу - лечебницу, куклы - неразлучники и т.д.  К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.

  В зависимости от своего назначения куклы имеют различную одежду , изготавливают их  из разных материалов  с  использованием  различных технологий.

( Демонстрация  слайдов  «Разные образы кукол - мотанок»)

Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол.

Потом демонстрирует образцы кукол - мотанок.

- Вам нравятся эти куклы?

 В каждую из них вложено  определенное  содержание, все они очень разные.                             Сегодня на занятии перед вами стоит задание  -  создать  конкретные образы  кукол-мотанок,  воплотить в наряде куклы  свои вкусы и замыслы

 А мы уже подъехали к станции « Дизайнерская».

 Девочки!   На предыдущем уроке вам было  предложено  домашнее задание  - сделать эскиз вашей куклы - мотанки с учетом ее отделки. То есть вы уже немножко побывали в роли дизайнера. Сегодня на занятии вам будет  предложена роль дизайнера. Сейчас откройте ваши тетради и еще раз рассмотрите эскизы  своих кукол - мотанок.

   Запишем в тетрадях тему нашего занятия.

 Беседа с обучающимися:

   - Какие образы кукол вам нравятся?  Какие можно создать?

   - Какие виды отделочных работ можно применить, чтобы завершить работу  над вашей куклой?

  -  Какие отделочные материалы  можно применить в вашей работе?

  -  Какие отделочные материалы  вы подготовили?

 ( Обучающиеся  записывают  ответы на вопросы в рабочей тетради)

 А теперь  поработаем со словарем. Запишите, пожалуйста, в тетрадях  значения слов:      Дизайн – вид деятельности, связанный  с изучением  эстетических свойств  предметов, художественным оформлением чего-нибудь.                                                                                  

Дизайнер  - основной  специалист  в процессе художественного конструирования.

Чтобы  создавать  эстетические вещи, дизайнер изучает  художественное наследие  своего и других  народов, разные ремесла.

В процессе художественного конструирования  он выполняет эскизы , описывает изделия, изготавливает макеты и образцы  изделий.

 Учитель информирует обучающихся  о цветовой гамме оберегов.

 Следующая станция  - станция  « Экспертная»

Девочки , перед тем,  как перейти  к практической работе, вы  должны определиться: какие швы на занятии можно  применить  при отделке изделия

 Для этого  необходимо повторить  простые ручные швы, технологию их  выполнения.

 Игра- соревнование:

  Кто быстрее  определит вид шва (работа с карточками-заданиями « Какой шов изображен?»)

 Работа с инструкционными картами  «Простые ручные швы», а также с образцами простых ручных швов.

 Мы отлично поработали  на станции   «Экспертная».

 

 А теперь мы подъехали  к  станции   « Безопасная».

 После повторения  швов  обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами.

 Игра - соревнование «Да или нет». Вопросы к обучающимся:

- Ножницы  нужно  передавать  кольцами  вперед, держа их  за сомкнутые лезвия. Да или нет? ( Да)

- Иголку можно брать в рот? Да или нет? ( Нет)

- При раскрое деталей лезвие  ножниц  должно идти по поверхности стола. Да или нет? (Да)  

- Шить нужно  с наперстком , чтобы не уколоть палец . Да  или нет ? (Да)

- Можно вкалывать в свою одежду иголку? Да или нет?  (Нет)

- Нитку необходимо откусывать зубами.  Да и ли нет ?  (Нет)    

- Поломанные иглы нужно складывать в специальную коробочку. Да и нет? (Да)

- По  окончании работы  нужно проверить наличие иголок , вколоть их в игольницу. Да или нет? (Да)

  И вот мы уже подъезжаем к станции « Творческая».

VI. Практическая работа

 Дети начинают работу по отделке изделий , кукол - мотанок.

 

 Физкультминутка:

 

Встаньте, дети, улыбнитесь,

  Земле нашей поклонитесь.

  За счастливый день  вчерашний

  Вы до солнца дотянитесь.

  Веретеном покрутитесь.

  Раз присядьте, два присядьте  

  И за парты тихо сядьте.

 Текущий инструктаж. Помощь обучающимся, исправление ошибок, обходы рабочих мест, индивидуальный инструктаж. Выявление типичных ошибок, их анализ.

Учитель :

 Все очень хорошо справились с заданием. У вас  у всех  получились оригинальные, неповторимые, совершенно разные изделия.

VII.  Итоги урока:

 

Вот мы и подъехали к  конечной станции нашего творческого пути, к

станции «Конечная»

1. Дайте определение  понятиям «дизайн», « дизайнер».

2. Подберите синонимы  к слову «дизайнер» ( художник-конструктор, оформитель).

 Учитель:

Дайте характеристику, анализ своим изделиям ( алгоритм  оценивания изделия).

Задание:  Заверши предложение.

1. Мне очень нравится моя кукла потому, что…

2. Были правильно подобраны материалы для…  ( отделки куклы)

3. Выбранные цвета ниток …   ( хорошо сочетаются )

4. Работу я выполнила  аккуратно…(не нарушая правил безопасности)

5. Мое изделие  имеет  хороший эстетический вид…(будет выполнять обереговую функцию)

6. Для отделки своей куклы  я  использовала…

     Девочки ! Вы  все  очень хорошо справились  с заданием ! Давайте  вместе  определим лучшие работы.

   Почему вы  считаете, что они лучшие?

   Заключительное слово учителя. Рефлексия.  Беседа.

  Вопрос:

- Какие  требования  нужно выполнить , чтобы  кукла стала настоящим оберегом?

 Ответ:

 - Изготавливая куклу, нужно вложить  в нее частичку своей души, делать ее с добрыми мыслями и пожеланиями. Только тогда  она  будет настоящим защитником , оберегом.

  Анализ качества изделий , выставление оценок.

 VIII. Домашнее задание:

 1.Повторить записи в тетрадях.

 2.Подготовить сообщения  о кукле - зернушке.

 3.Подготовить  материалы для изготовления  куклы - зернушки.                                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях  "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...

Презентация "Руссая народная кукла. Свадебные куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по ихготовлению кукол-закруток. Возможно использ...

Презентация "Руссая народная кукла. Куклы в целительстве"

Презентация является иллюстрированным матералом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матери...

Презентация "Руссая народная кукла. Домашние обрядовые куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер...

Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....

Урок мастерства "Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу "Вепская кукла "Желанница"...

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...