Главные вкладки

    открытый урок по технологии на тему "Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве"
    план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

    Журавлева Светлана Сергеевна

    на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Ключанская  средняя   школа»

    Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: «Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве.»

     

                                                                        Учитель технологии- Журавлёва С.С.

                                                     Ключ – 2016 г.

    Цели урока:
    • Образовательная
    : создать условия для формирования у учащихся понятий о способах  вегетативного размножения растений и о его роли в сельском хозяйстве.

    Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посадке луковичных растений, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
    • 
    Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
    Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.

    Методическое оснащение урока:
    1. Материально-техническая база:
    • Теплица;

    • Учебно-опытный школьный участок;
    • Инструменты: грабли.
    2. Дидактическое обеспечение:
    • Технологическая карта  урока
    Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
    Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
    Понятия и термины: вегетативное размножение, бесполое размножение,  половое размножение растений.
    Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

    1.Организационный момент.

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

    - Назовите свойства  живых организмов? ( дыхание , рост, размножение, питание, обмен веществом и энергией)

     - Назовите важнейшее свойство всех живых организмов? (размножение)

    Проблемная ситуация. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?

         3. Актуализация знаний учащихся 

    - Что такое размножение? Каков  биологический смысл размножения?

     ( увеличение числа особей  одного вида, их распространение)

     -  Выполняем первое задание в технологической карте урока

    ( виды размножения: бесполое и половое). Одним из видов бесполого размножения является вегетативное размножение.

     - Что мы называем вегетативными органами  растения? Определим  вегетативные органы растения? (Задание 2 в технологической карте.)

     - Может кто –то скажет:  что такое вегетативное размножение?

    4. Выявление места и причины затруднения: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев.

    Запишем определение в  технологическую карту.

    Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов. Выполняем задание 3 в технологической карте урока.

     Распредели по группам:

    Луковица

    корневище

    клубнелуковица

    черенок

    усы

    клубни

    корневые отпрыски

    отводки

     Проверим правильность заполнения таблицы  (взаимопроверка).

    5.Целеполагание  и построение выхода из затруднения:
    Издавна человек, подметив разнообразные способы вегетативного размножения растений в природе, начал использовать их для размножения сельскохозяйственных культур.

    Вегетативное размножение широко используют в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, цветоводстве  т.к. полученные таким способом молодые растения полностью сохраняют наследственные признаки размножаемого сорта.  

     полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство- что это такое я перечислила? ( отрасли растениеводства)

    Учащимся предлагается поработать  с инструктивной карточкой по вегетативному размножению.

    Инструктивная карточка  «Вегетативное размножение растений»

    Важнейшую полевую культуру – картофель разводят клубнями. Для посадки необходимо использовать здоровые, неповрежденные, хорошо сформированные клубни, отбирая их с наиболее урожайных участков. Перед засыпкой клубней на хранение осенью или же ранней весной клубни сортируют по группам в зависимости от размера и массы

    Размножение растений подземными побегами применяют и в овощеводстве. Например, чеснок очень редко образует семена, и его размножают зубками луковиц. Товарный лук – лук-репку получают обычно, используя лук-севок.

    Спаржу и ревень размножают подземными побегами – корневищами.

    Для размножения ягодных культур применяются различные способы. Например, у земляники образуются ползучие побеги – усы. В узлах этих побегов развиваются молодые растения, укореняющиеся в почве. Смородину и виноград размножают одревесневшими черенками, на нижних частях которых после посадки отрастают придаточные корни.  Для того, чтобы черенки хорошо укоренились, их нужно брать с молодых (однолетних или двулетних) побегов. В практике используют и зеленые черенки крыжовника и смородины, но для их укоренения нужны особо благоприятные условия.

    Ягодные культуры (крыжовник, смородину, виноград) можно размножать также отводками – молодыми побегами, отведенными и прикопанными в почву, где они укореняются.

    Плодовые деревья из-за плохой способности к укоренению побегов размножают обычно при помощи прививок. Прививка – это искусственное сращивание двух растений. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а прививаемая часть от другого растения – привоем. Привитое плодовое дерево состоит, таким образом, из двух частей: нижней, представленной корневой системой (иногда целым деревом), – подвоя, и верхней, представленной привитым культурным сортом, – привоя.

    В практике цветоводства широко распространены приемы вегетативного размножения растений побегами – подземными и надземными.

    При размножении стеблевыми черенками срезанные с маточного растения побеги делят на черенки с 2–3 междоузлиями на каждом. Для укоренения черенков используют плодородную почву с насыпанным над ней слоем чистого, промытого песка толщиной 3–5 см. Зеленые черенки при посадке обычно погружают в песок на глубину 0,5–1 см, одревесневшие – на 1–2 см. Таким образом размножают георгины, розы, чубушник (жасмин ложный), гортензии, флоксы, различные комнатные растения.

    Подземными побегами способны размножаться многие цветочно-декоративные культуры. Например, клубнями разводят крокусы, клубневую бегонию, цикламен; луковицами-детками – тюльпаны, нарциссы, лилии; корневищами – ирис, флокс, аспидистру («дружная семейка») и другие растения.

    Комнатные растения бегонию рекс, глоксинию, узамбарскую фиалку и некоторые другие можно размножать листьями или отрезками листа – листовыми черенками.

    6.  Первичное закрепление с комментариями

    Как размножают картофель?  Какие способы вегетативного размножения овощных растений мы применяли на учебно-опытном участке? Как можно  размножить ягодные культуры? Как  можно размножить плодовые деревья? Какие виды размножения используются в цветоводстве?  (работа в группах, 1 группа –  вегетативное размножение в полеводстве  и овощеводстве, 2 группа- вегетативное размножение  в садоводстве и плодоводстве. 3 группа – вегетативное размножение в плодоводстве, 4 группа- вегет. размножение применяемое в цветоводстве)

    Каким же образом  мы можем размножить крыжовник  у садовника?

    - Значение вегетативного размножения:

    - растения развиваются значительно быстрее

    -  переходят раньше к плодоношению

    -быстрее расселяются

    - сохраняют неизменные свойства вида

    7. Самостоятельная работа  заполнение таблицы  «Распредели растения по способу  вегетативного размножения»  задание 5 в технологической карте урока. Проверка.

    8.Практическая работа «Посадка лука и чеснока под зиму»



     Вступительный инструктаж учителя:
    Ознакомление с последовательностью выполнения работы .

    Практическая работа и текущий инструктаж.

    1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают  инструменты.
    2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посадки.
    3. Делят луковицу  чеснока на зубчики и отбираем самые крупные.

    4. Высаживают зубчики чеснока и луковицы лука на глубину 5-7 см.

    5. Замульчируем грядку перегноем.

    Прикроем грядки опавшими листьями.
    Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.

    Подведение итогов урока:

    - что нового узнали?

    - Какие знания мы с вами закрепили на практике?

    Технологическая карта урока.

    1. Допиши схему

    1. Вегетативное размножение-  

    2.Выбери вегетативные органы растения из списка: корень, цветок, стебель, лист, почка, плод, семена.

      3.Вегетативное размножение-

    4. Распредели по группам:

    Надземные побеги

    Подземные побеги

    Корневище, черенок, усы, луковица, клубни, корневые отпрыски, отводки

          5.       Распредели растения по способу  вегетативного размножения:   тюльпан, малина,  лук, роза, смородина, крыжовник, георгин, картофель, флокс,  фиалка, бегония, ирис, сирень.

                                  Вегетативное    размножение

    черенками

    клубнями

    листьями

    луковицами

    отводками

    корневищами

    Корневыми отпрысками


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

    Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

    Открытый урок в 6 классе"Половое размножение растений"

    Презентация к уроку "Половое размножение растений"...

    План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

    открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

    Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

    Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

    Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"

    Технологическая карта + ссылка на презентацию http://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/konstruktorskiie-tiekhnologhii-vidy-konstruktorov...

    Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"

    Технологическая карта + ссылка на презентацию http://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/konstruktorskiie-tiekhno......