Элективные курсы
элективный курс по технологии (9, 10 класс) на тему

Середюк Галина Валентиновна

Программы элективных курсов предназначены дляобучения учащихся старшей школы 9-10 классов. Целью данных курсов явлеется: подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве,формирования у них преобразующего мышления и творческих способностей. Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективные курсы378 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная обработка материалов

Пояснительная записка

  Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической  преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.

  Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.

  Настоящая программа предназначена для обучения учащихся старшей школы, она позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 17 часов.

  Цели курса:

  • Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
  • Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Достижение целей предполагает решение ряда задач:

  • Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
  • Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
  • Ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
  • Раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
  • Привитие любви к традиционным народным видам искусства;
  • Развитие художественных и творческих способностей у учащихся.

  Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней  целей подготовки.

  В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • Основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;
  • Основные правила композиционного построения декоративных элементов вышивки;
  • Основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношения с формой изделия;
  • Виды и простейшие приемы вышивки и лоскутной пластики;
  • Материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
  • Правила организации рабочего места и требования безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять вид переплетения ткани, ее качество и фактуру;
  • Определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
  • Выполнять простейшие швы художественной вышивки;
  • Обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.

  В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы изделий.

  Для определения степени достижения цели обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольно-проверочных работ.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Лекции

Практика

Всего

I

Охрана труда

1

-

1

1.1

Виды инструктажей и инструкции по ТБ

1

-

1

II

Основы художественного проектирования изделий

2

-

2

2.1

Виды композиции

1

-

1

2.2

Основные законы и свойства композиций

1

-

1

III

Цветоведение

1

1

2

3.1

Природа цвета

1

-

1

3.2

Гармоничное сочетание  цветов

-

1

1

IV

Основы лоскутного шитья

2

3

5

4.1

Материаловедение

1

-

1

4.2

Проектирование узоров лоскутной пластики

-

1

1

4.3

Раскрой узоров по шаблонам

-

1

1

4.4

Методы шитья. Технология лоскутной пластики

1

1

2

V

Основы художественной вышивки

3

4

7

5.1

Традиционные виды вышивки

1

-

1

5.2

Инструменты, подготовка к вышивке

1

-

1

5.3

Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань

-

1

1

5.4

Подготовка нитей и закрепление их на ткани

-

1

1

5.5

Технология выполнения простейших ручных швов

-

1

1

5.6

Технология  выполнения прямых стежков

1

1

2

Итого:

9

8

17

Содержание программы

  1. Охрана труда
  1. Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Виды инструктажа;
  • Инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, с иголками и булавками, с электроутюгом и на швейной машине.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть безопасными приемами работы с инструментами;
  • Выполнять ручные, влажно-тепловые работы с соблюдением требований безопасности труда.
  1. Основы художественного проектирования изделий.
  1. Виды композиции.

Понятие композиции. Характер композиции. Ритм. Орнамент.

  1. Основные законы  и свойства композиции.

Целостность композиции. Ограниченность. Связанность, компактность. Выразительность.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятие композиции, определение ее ритма и орнамента, основных законов и правил.

     Учащиеся должны уметь:

  • Продумывать художественное решение будущего изделия.

III.  Цветоведение

  1. Природа цвета.

Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные тона. Цветовой круг.

  1. Гармоничное сочетание цветов.

Цветовое сочетание. Правила и законы цветового круга.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Определение хроматических и ахроматических цветов;
  • Определение теплых и холодных тонов, правила цветового круга.

Учащиеся должны уметь:

  • Гармонично подбирать цветовые сочетания.
  1. Основы лоскутного шитья
  1. Материаловедение

Классификация волокон. Основные свойства тканей, ткацкие переплетения. Фактура ткани. Клеевые и прокладочные материалы. Расход ткани. Предварительная обработка и уход за лоскутными изделиями.

  1. Проектирование узоров лоскутной пластики.

Определение формы узора и ее зависимости от вида и свойств материала. Изготовление шаблонов узора.

  1. Раскрой узоров по шаблонам.

Инструменты для изготовления шаблонов. Предварительная обработка материала. Расположение шаблонов на ткани. Обмеловка. Раскрой элементов узора.

  1. Методы шитья. Технология лоскутной пластики.

Ручное и машинное шитье. Использование булавок при сметывании деталей узора. Последовательность сметывания. Технология сметывания и стачивания деталей узора.

Влажно-тепловая обработка сшиваемого изделия. Окончательная отделка лоскутного изделия.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Классификацию волокон и основные свойства тканей;
  • Виды ткацких переплетений и технологию лоскутного шитья.

    Учащиеся должны уметь:

  • Спроектировать узор и произвести раскрой изделия по шаблонам;
  • Изготавливать изделия, соблюдая технологическую последовательность.
  1. Основы художественной вышивки.
  1. Традиционные виды вышивки.

Виды вышивки. Ручная и машинная вышивка. Образцы.

  1. Инструменты и подготовка к вышивке.

Инструменты, приспособления и материалы. Форма пялец. Подготовка пялец к работе. Раскрой и обработка ткани. Поиск мотива.

  1. Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань.

Увеличение рисунка. Уменьшение рисунка. Нанесение рисунка на ткань специальным карандашом. Горячий способ. Наметка по кальке. Перевод рисунка по копировальной бумаге. Шаблоны из кальки.

  1.  Подготовка нитей и закрепление их на ткани.

Виды нитей. Размер нити. Заготовка нити. Начало и конец работы. Узелковый и безузелковый способы закрепления нити.

  1. Технология выполнения простейших швов.

Шов «вперед иголку». Шнурочек. Веревочный шов. Шов «назад иголку». Стебельчатый шов. Гладь.

  1. Технология выполнения прямых стежков.

Разметка рисунка. Технология выполнения прямых стежков. Окончательная отделка образца изделия.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Виды вышивки; материалы и инструменты, используемые в вышивке;
  • Способы увеличения и уменьшения рисунка, перевода рисунка на ткань;
  • Технологию выполнения простейших ручных и машинных  швов.

     Учащиеся должны уметь:

  • Запяливать ткань в пяльца, переводить рисунок на ткань;
  • Уменьшать и увеличивать рисунок, закреплять нить на ткани;
  • Выполнять простейшие швы («вперед иголку», шнурочек, веревочка, стебельчатый, гладь).

Литература

Для учителя

  1. Афонькин С.Ю. Орнаменты народов мира. – Спб: Кристалл, 1998.
  2. Волшебные узоры из лоскутов, стежка. – М., 1997.
  3. Еременко Т.И., Забалуев Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись – М.: высшая школа, 1992.
  5. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. – М.: Эксмо, 1997.
  6. Техника лоскутного шитья. – М.: Ниола-Тресс, 1997.
  7. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979.

Для учащихся

  1. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. – М., 2000.
  2. Еременко Т.И., Забалуев Е.С. Художественная обработка материалов:       Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.  
  3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. – М.: Эксмо, 1997.
  4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М., 1999.
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М., 1999.

Кожа: вторая жизнь вещей

Пояснительная записка

  При изучении этого курса у учащихся формируется художественная и духовная культура, развивается художественно- творческая активность. Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. При знакомстве с декоративно-прикладным искусством, народными традициями осуществляется творческое развитие учащихся.

  Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или в коммерческих целях. Очень важно при этом подобрать высокохудожественные объекты труда.

  При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

  Художественная обработка кожи требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами. Чтобы добиться высокой культуры труда, необходимо соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда. Побуждает к последующей деятельности.

  Настоящая программа предназначена для обучения учащихся старшей школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия выбираются учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

Цели курса:

  • Сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;
  • Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве;
  • Научить пользоваться инструментами, приспособлениями, приучать к бережливости;
  • Учить видеть и ценить красоту вокруг.

          Основные задачи:

  • Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
  • Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
  • Привитие любви к традиционным народным видам ремесел;
  • Развитие художественных и творческих способностей учащихся.

          Учащиеся должны знать/уметь:

  • Познакомиться с материалом – кожей , ее свойствами;
  • Расширить представление об области применения кожи;
  • Обучиться простым навыкам работы с кожей;
  • Применять инструменты, приспособления и инвентарь по назначению;
  • Правила организации рабочего места и требования безопасности труда.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Лекции

Практика

Всего

I

Охрана труда

1

-

1

1.1

Виды инструктажей и инструкции по ТБ

1

-

1

II

Основы художественного проектирования изделий

1

-

1

2.1

Введение в предмет. Краткие исторические сведения.

1

-

1

2.2

Инструменты, материалы. Декор.

1

-

1

III

Технология обработки.

1

1

2

3.1

Раскрой кожи.

1

1

2

3.2

Соединение деталей

1

3

4

3.3

Способы декоративной отделки

1

3

4

3.4

Виды обработки кожи: термическая и влажная

1

2

3

IV

Дизайн- проекты

1

1

2

4.1

Украшения из кожи

1

2

3

4.2

Кожаная мозаика в украшениях

1

2

3

4.3

Изготовление цветов

1

2

3

4.4

Аппликация

1

2

3

Итого:

15

19

34

Содержание программы

I.  Охрана труда

  1.  Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Виды инструктажа;
  • Инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, с иглами, наперстком, ножом, пробойником, молотком.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть безопасными приемами работы с инструментами, приспособлениями и инвентарем;
  • Выполнять ручные, машинные работы  с соблюдением требований безопасности труда.

II.  Основы художественного проектирования изделий

  1. Введение в предмет. Краткие исторические сведения.

Какая бывает кожа, получение, применение. История развития кожевенной промышленности. На что годятся старые кожаные вещи.

  1. Инструменты, материалы, декор.

Инструменты для работы с кожей, а именно: нож-косяк, портновские ножницы, ножницы «зигзаг», шило, ручные иглы, наперсток, пробойник, молоток.

Нитки: хлопчатобумажные, капроновые или шелковые.

Клеи: «Момент», ПВА, резиновый.

Предметы декора: различные виды шнуров, оплеток, пуговиц, бусин и т.д.

 Учащиеся должны знать/понимать:

  • Ассортимент инструментов, материалов, декора;
  • Организацию рабочего места при работе с кожей.

 Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • Продумывать художественное решение будущего изделия.

III.  Технология обработки

  1. Раскрой кожи.

Применение шаблонов для раскроя. Использование полезной площади кожи. Обмеловка. Раскрой элементов.

  1. Соединение деталей.

Шов вразворот. Шов встык. Шов внахлест. Клеевое соединение деталей. Оплетка.

  1. Способы декоративной отделки.

Продержки из узких ремешков.

  1. Виды обработки кожи: термическая и влажная.

«Поджаривание» деталей кроя. Влажное формование. «Жмурка». Интарсия. Батик.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Методы раскроя кожи;
  • Ниточное, клеевое соединения, а также с помощью фурнитуры;
  • Способы маскировки потертостей декоративной отделкой;
  • Способы термической и влажной обработки.

Учащиеся должны уметь:

  • Экономично раскраивать кожу;
  • Стачивать на швейной машине детали кроя. Производить клеевые и ручные работы;
  • Владеть простейшими методами термообработки и сожмуривания кожи.

IV.  Дизайн-проекты

  1. Украшения из кожи.

Составление плана работы. Самостоятельная практическая работа. Оценка работ и их обсуждение.

  1. Кожаная мозаика в украшениях.

Метод интарсии, основанный на инкрустации.

  1. Изготовление цветов.

Изготовление хризантемы в двух техниках. Изготовление кувшинки или розы.

  1. Аппликация.

Изготовление панно методом аппликации.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Области применения кожи;
  • Приемы обработки кожи;
  • Организацию работы.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно составить план работы над изделием;
  • Выполнить практическую работу;
  • Защитить творческий проект.

Литература

1. Гулова Ф. Татарская национальная обувь. Казань, 1983.

2. Жукова О.Г. Кожа в умелых руках. М.: Знание, 1996.

3. Журнал «Сделай сам». № 4, 1991.

4. Журналы «Крестьянка», 1999.

Традиции русской народной культуры

Пояснительная записка

                                                                                                   Своеобразие и индивидуальное лицо

                                                                                 культуры создается не путем самоограничений

                                                                                 и сохранения замкнутости, а путем постоянного

                                                                                 и  требовательного  по знания всех богатств, на-

                                                                                 копленных   другими   народами  и  культурами

                                                                                 прошлого. В этом жизненно важном для любой

культуры  процессе  особое значение имеет по-

знание   и   осмысление   собственной  старины,

                                                                               истоков собственной национальной культуры.

                                                                                                                                                 Д.С. Лихачев  

  Программа элективного курса «Традиции  русской народной культуры» представляет собой предметный курс, предназначенный для учащихся 9 класса и рассчитанный на 34 учебных часа.  Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну,  с уважением относящегося к  другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры  должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвекции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).  

Цель курса:  приобщение учащихся к народной культуре.

Основные задачи курса:

  • Способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
  • Способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
  • Расширить словарный запас учащихся;
  • Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Программа элективного курса «традиции русской народной культуры» основана на единых подходах и принципах:

  • Интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
  • Использование разнообразных форм организации занятий;
  • Развивающий характер обучения;
  • Обеспечение психологического комфорта ребенка;
  • Формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности,

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

  Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.

  Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей средой.

  Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов.

Предполагаемые результаты:

  • учащиеся приобретут знания по русской к народной культуре;
  • повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
  •  выявится интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, фольклорному искусству. Который способствует самоопределению учащегося и  выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план

                     

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

экскурс.

другое

1

Введение

1

1

2

Места проживания наших предков, строительство жилища

2

1

1

3

Быт и основные занятия русских людей

2

1

1

4

История народного костюма. Мужская и женская народная одежда. Обувь и головные уборы

3

2

1

Тест, кроссворд

5

Календарь. История времяисчисления

1

1

6

Народные   приметы

1

1

7

Русские народные праздники

1

1

8

Русские народные художественные промыслы

10

4

6

9

Русская народная игрушка

2

2

Выставка работ

10

Русские колокола и колокольчики. Русская тройка

2

2

11

Русские народные песни

1

1

12

Русские народные игры

1

1

Практическая работа

13

Обычаи и традиции русской семьи

2

1

1

Карточки с заданиями

14

Русские народные сказки, былины, предания

2

1

1

15

Из истории русской кухни. русский самовар и чаепитие на Руси

2

1

1

Кроссворд

16

Итоговое занятие

1

1

Тест

Итого

34

16

13

1

4

Литература

  1. Александрова, Л.А. Деревянное зодчество Руси, - М.: Белый город, 2003. – 48с.
  2. Балашов, М.Е. Костюм Киевской Руси, - Спб.: Детство-Пресс, 2002. – 39 с.
  3. Блинова, Г.П. Русские народные праздники. – М.: Вузовская книга, 2000. – 168 с.
  4. Былины/ сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Советская Россия. – 1988. – 570 с.
  5. Иванова, Л.В. Ваша свадьба. – Смоленск: Русич, 1998. – 576 с.
  6. Криектов, А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004. – 48 с.
  7. Легенды. Предания. Бывальщины / сост. Н.А. Криничная. –М.: Современник, 1989. – 287 с.
  8. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
  9. Мы строим дом: книга о молодой семье / сост. В Крупин. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 316 с.
  10. Русские сказочники / сост. Э.В. Померанцева. – М.: Просвещение, 1976. – 187 с.
  11. усов, В.В. Русская кухня. – М.: Планета, 1992. – 207 с.
  12. Журналы «Народное творчество».

Основы ландшафтного проектирования

Пояснительная записка

  Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современности. Для этого необходимо решать задачи по созданию благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности человека. Все более острой становится проблема создания экологически чистых городов. В решении этой задачи все большее значение приобретает внешнее благоустройство. Функционально-пространственная структура, предметное оборудование открытых территорий и ландшафтный дизайн. настоящая программа ориентационного курса по выбору предназначена для ознакомления 9-классников с профессией ландшафтного дизайнера (группа профессий «человек-природа». В связи с этим предполагается изучение основ ландшафтной архитектуры с целью сохранения и оздоровления среды, формирования условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что очень важно для будущего поколения.

  Программа рассчитана на 17 часов.

 Цель  программы: познакомить учащихся с профессией ландшафтного дизайнера и с основными принципами создания здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения с помощью ландшафтного проектирования.

  Основными  задачами  курса «Основы ландшафтного проектирования» являются:

  • Познакомить с понятием ландшафтной архитектуры, ее назначением и особенностями;
  • Сформировать навыки работы по сбору и анализу данных о существующих условиях;
  • Познакомить с основными правилами озеленения территорий; с ассортиментом зеленых насаждений, рекомендуемых для озеленения определенной местности; с типами и нормами зеленых насаждений;
  • Дать представление об инженерном благоустройстве озелененных территорий;
  • Способствовать творческой и исследовательской активности учащихся в учебном процессе, осознанному выбору профессии ландшафтного дизайнера.

  В результате  прохождения курса  учащиеся  должны знать:

  • Элементы ландшафтного проектирования;
  • Понятие ландшафтной архитектуры, ее назначение и особенности;
  • Роль и систему зеленых насаждений в городе;
  • Приемы ландшафтного проектирования; этапы озеленения территорий;
  • Ассортимент, типы и нормы  городских насаждений;
  • Особенности инженерного благоустройства озелененных территорий;
  • Перечень работ по озеленению;
  • Особенности оборудования озелененных территорий.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать особенности территории, предназначенной для озеленения;
  • Приводить примеры типов посадки деревьев, кустарников, газонов и вариантов цветочного оформления;
  • Подбирать ассортимент деревьев и кустарников для конкретного населенного пункта;
  • Размещать площадки и проектировать озеленение территорий в проектах.

  Для реализации содержания  обучения  все теоретические материалы дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. Навыки и знания, приобретенные на занятиях, помогут учащимся создавать проекты по озеленению территорий и участвовать в их воплощении в действительность.

  Для реализации содержания по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Объяснительно - иллюстративные.

  Результатом  обучения по данному курсу является проект по озеленению территории.

Учебно – тематический план

п/п

Тема раздела

Количество

часов

1.

Ландшафтная архитектура и жилая среда

3

2.

Основы проектирования элементов системы озеленения

7

3.

Благоустройство и оборудование озелененных территорий

7

Итого:

17


Содержание программы

I.  Ландшафтная архитектура

  Роль зеленых насаждений в формировании жилой среды. Основные условия наибольшей степени комфорта среды, окружающей человека. Влияние зеленых насаждений на температурно - влажностный режим. Роль зеленых насаждений в процессе газообмена.

  Использование зеленых насаждений для очищения жилой среды от пыли и газа. Эстетическое воздействие зеленых насаждений. Шумозащитные свойства зеленых насаждений. Система зеленых насаждений в городе, Насаждения общего и ограниченного пользования. Насаждения специального назначения.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие  «ландшафтная архитектура»;
  • Способность зеленых  массивов снижать температуру в жаркое время;
  • Способность зеленых насаждений улучшать состав воздуха с помощью горизонтального и вертикального проветривания;
  • Влияние зеленых насаждений на ионизацию воздуха, на его состав (содержание бактерий, микроорганизмов, пыли, газа);
  • Эстетическое воздействие зеленых насаждений на психологическое состояние человека;
  • Особенность использования зеленых насаждений в качестве шумозащитных экранов;
  • Варианты использования зеленых насаждений в инженерном благоустройстве;
  • Применение зеленых насаждений в качестве архитектурно-планировочного элемента застройки;
  • Основные системы зеленых насаждений.

II.  Основы проектирования элементов системы озеленения

  История возникновения садово-паркового искусства. приемы планировки и озеленения территорий. Стадии выполнения проекта озеленения территорий, Состав проекта озеленения.

  Основной ассортимент зеленых насаждений, рекомендуемых к использованию в городской застройке. Типы и нормы городских насаждений. Озеленение городских объектов, территории жилой застройки.

Учащиеся должны знать:

  • Основные приемы и стадии проектирования озеленения территорий;
  • Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры;
  • Принципы подбора ассортимента деревьев и кустарников для конкретной климатической зоны, конкретного объекта, композиции;
  • Виды газонов и цветочного оформления;
  • Требования и рекомендации к озеленению различных объектов микрорайона.

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры типов посадок деревьев, кустарников, газонов и вариантов цветочного оформления;
  • Подбирать ассортимент деревьев и кустарников для конкретного населенного пункта;
  • Размещать площадки и проектировать озеленение прилежащих территорий в проектах.

III.  Благоустройство и оборудование озелененных территорий

  Инженерное благоустройство озелененных территорий с учетом особенности местности. Комплекс работ по озеленению городских территорий. виды оборудования озелененных территорий.

Учащиеся должны знать:

  • Факторы, влияющие на удобство пользования озелененными территориями и на нормальный рост растений;
  • Особенности создания и эксплуатации озелененных территорий в новом строительстве и реконструкции;
  • Правила подготовки территории и посадочного материала для озеленения;
  • Агротехнические способы посадки и пересадки деревьев и кустарников;
  • Рекомендации по устройству цветников, газонов, уход за ними;
  • Специфику борьбы с болезнями и вредителями зеленых насаждений;
  • Виды оборудования озелененных территорий в зонах отдыха, микрорайонах и на других территориях.

Литература

  1. Ландшафтный дизайн (журнал). 2004-2005.
  2. Любимая дача (журнал). 2004-2005.
  3. Мак-Кой П. Ландшафтная архитектура вашего сада. М.: РОСМЭН, 2001.
  4. Николаевская И. Благоустройство территорий. М., 2002.
  5. Русский ландшафтный дизайн (журнал). 2004-2005.

Основы художественного конструирования

Пояснительная записка

  В последние годы изобретательский гений человека сделал колоссальные успехи в различных сферах человеческой деятельности. Эти достижения все в большей степени совершенствуются и вторгаются в область художественного конструирования. Возможно, в ближайшее время удастся реализовать изобретения, облегчающие процесс поиска, разработки и исполнения проектной идеи. Однако никакие научные и технические достижения не смогут заменить глаз и руку человека.

  Такая убежденность не мыслима без умения изображать инструментами художественного конструирования проектную идею. Глаз и рука представляют единый аппарат, данный природой человеку для художественной практики. Ведь рука, ведомая подсознательными импульсами творческой личности, правит, корректирует то, что увидел глаз и задумал человек.

 Программа «Основы художественного конструирования» обеспечивает развитие интеллектуальных и конструкторских способностей, способствует формированию творческого мышления. Она рассчитана на 17 часов.

  Предварительная подготовка – знание теоретических основ рисунка, цветоведения, черчения, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Цель:  познакомить учащихся с основными принципами и способами художественного проектирования предметов, сформировать умения и навыки в художественном конструировании на основе бумажной пластики.

Задачи курса:

  • Познакомить с принципами организации художественной целостности;
  • Сформировать навыки поэтапного выполнения художественного проекта;
  • Познакомить с основами композиции, формообразования, макетирования, повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления, пространственных представлений и художественно- конструкторских способностей;
  • Способствовать развитию творческой активности.

  В результате прохождения данного курса учащиеся должны иметь представление:

  • О принципах, этапах и современных тенденциях в художественном проектировании, об основных способах формообразования и методах  макетирования;

Знать:

  • Основные методы художественного проектирования;
  • Основы композиции и формообразования для выполнения художественного проекта;
  • Современные средства разработки художественных проектов;
  • Основные принципы формообразования и стилизации форм;
  • Правила создания макетов объектов на основе бумажной пластики;

Уметь:

  • Выполнять поэтапно художественные проекты с учетом творческого замысла;
  • Применять основные художественные выразительные средства на каждом этапе выполнения художественного проекта;
  • Пользоваться выразительными возможностями языка форм;
  •  Пользоваться основами макетирования, используя необходимые знания по бумажной пластике.

  Для реализации содержание обучения все теоретические материалы дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. При этом практическая деятельность должна преобладать над теоретическим методом обучения. Результатом обучения по данному курсу является разработка по предварительным эскизам объемно-пространственных композиций различного назначения.

  Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к художественному проектированию рекомендуется в процессе обучения использовать просмотр образцов профессиональных художественных проектов различного назначения.

  Использование при изучении макетирования бумажной пластики будет способствовать развитию памяти (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления), активизировать мыслительные процессы.

  Для реализации содержания данной программы применяются следующие методы обучения:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Объяснительно-иллюстративные.

  Результатом обучения по данному курсу является индивидуальный творческий учебный проект.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Основы художественного конструирования

2

2.

Основы формообразования

7

3.

Макетирование

8

Итого:

17

Содержание программы

I.  Основы художественного конструирования

  Этапы художественного проектирования (художественно- конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструкторский проект). Эскизная графика. Шаблоны. Выразительные средства в художественном конструировании различных этапах.

  Особенности проектирования отдельных вещей. Основные выразительные средства.

Учащиеся должны знать:

  • Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта);
  • Художественно-конструкторский проект;
  • Основные выразительные средства на различных этапах проектирования;
  • Значение и язык эскизной графики;
  • Особенности различных видов эскизной графики;
  • Приемы эскизирования;
  • Материалы для выполнения эскизов;
  • Разработку шаблонов, трафаретов.

Учащиеся должны уметь:

  • Поэтапно планировать выполнение художественного проекта;
  • Применять основные выразительные средства на различных этапах художественного проектирования;
  • Выбирать материалы для создания эскизов в соответствии с художественным замыслом проекта.

II.  Основы формообразования

  Общие понятия и представления о форме. Соотношение формы их признаки. Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа формы предметов. Ограниченность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Экспрессивные и субъективные формы. Композиция объемных форм.

Учащиеся должны знать:

  • Общие понятия и представления о форме;
  • Признаки форм и их соотношение;
  • Основные требования к формообразованию в процессе конструирования;
  •  Способы выражения экспрессивности создаваемых форм;
  • Особенности проявления субъективности форм;
  • Зависимость формы и предмета от используемых материалов;
  • Виды и принципы стилизации форм.

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать формы существующих объектов;
  • Выявлять признаки форм и их соотношения;
  • Учитывать в процессе конструирования формообразующие, функциональные и эргономические требования;
  •  Создавать линейные, плоскостные и объемные формы различного типа.

III.  Макетирование

  Назначение макетирования. Виды макетов. Основные выразительные средства в макетировании. Характеристика инструментов и материалов, используемых для создания макетов различного назначения. Способы и методы макетирования. Бумажная пластика. Виды и особенности трансформации бумаги и способы соединения отдельных составляющих макета из бумаги.

Учащиеся должны знать:

  • Способы моделирования;
  • Особенности расчетно-графического метода;
  • Особенности конструктивного метода;
  • Способы создания муляжей и макетов;
  • Особенности бумажной пластики;
  • Классификацию бумаги по физическим  и механическим свойствам;
  • Безопасные приемы работы с инструментами, предназначенными для создания макетов;
  • Виды и особенности трансформации бумаги;
  • Способы соединения элементов в бумажной пластике.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять поэтапно макеты различного назначения;
  • Использовать для создания образа наиболее приемлемые способы обработки бумаги;
  • Создавать плоскостные, складчатые конструкции по предварительно созданным эскизам;
  • Создавать объемные макеты на основе созданных разработок;
  • Разрабатывать простые макеты и усложненные композиции в едином стиле.

Литература

  1. Аксенов К. Н. Рисунок. М., 1987.
  2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993.
  3. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
  4. Гагарин Б.К. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1998.
  5. Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя, М., 1981.
  6. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М.. 1982.
  7. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1996.
  8. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.
  9. Юный художник (журнал). 2004-2005.

Основы фитодизайна

Пояснительная записка

  Настоящая программа предназначена для профильного обучения учащихся старших классов по курсу: «Основы фитодизайна».

  Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Общее количество часов составляет 68. Распределение  часов по темам и порядок их изучения может изменяться в зависимости от подготовки учащихся.

  Особенностью программы является то. Что в ней основное внимание уделяется изучению современных технологий изготовления цветочных аранжировок. Это позволяет старшеклассникам осуществить профессиональные пробы, оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор профессии.

  Целью обучения  по данной программе является ускоренное приобретение учащимися специальных знаний, умений  и навыков в области флористики.

  В процессе обучения по программе «Основы фитодизайна» должны быть решены следующие   задачи:

  • Формирование политехнических и специальных технологических знаний;
  • Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;
  • Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий;
  • Формирование творческой личности, развитие эстетического чувства у учащихся;
  • Овладение начальными профессиональными навыками в искусстве составления цветочных композиций.

  Школьникам предлагается для изучения содержание следующих понятий и процессов:

  • Выбор профессии, профессиональная карьера, трудоустройство;
  • История искусства аранжировки цветов;
  • Виды материалов и инструментов для работы с цветами;
  • Композиционные средства выражения;
  • Виды цветочных композиций;
  • Особенности западной и восточной школ аранжировки цветов.

  На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять сбор и заготовку материалов, необходимых для изготовления флористических композиций;
  • Составлять различные виды цветочных аранжировок;
  • Отличать икебану от композиции, выполненной по западной школе аранжировки цветов;
  • Изготавливать цветы из ткани и применять их в аранжировках.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество

часов

1.

Введение в фитодизайн

2

2.

История становления аранжировки цветов

4

3.

Композиционные средства выражения

4

4.

Западная школа аранжировки цветов

8

5.

Сухоцветы

12

6.

Новогодние композиции

4

7.

Цветы из ткани

18

8.

Восточная школа аранжировки цветов

10

9.

Изготовление изделий по эскизам

6

Итого:

68

Содержание программы

  1. Введение в фитодизайн    

  Выбор профессии. Пути получения профессии. Образование. Материалы, инструментарий. Техника безопасности.

Учащиеся должны знать:

  • Особенности курса «Основы фитодизайна»;
  • Перечень материалов и инструментов, необходимых для работы;
  • Безопасные приемы труда;
  • Значение трудовой дисциплины.

Учащиеся должны уметь:

  • Рационально организовывать свое рабочее место;
  • Соблюдать правила безопасности труда.

II.  История становления аранжировки цветов

  Периоды становления аранжировки цветов. Характеристика каждого периода.

Учащиеся должны знать:

  • Периоды становления аранжировки цветов;
  • Характерные черты каждого этапа становления аранжировки цветов;

Учащиеся должны уметь:

  • По характерным особенностям определять этап в истории становления аранжировки цветов.

III.  Композиционные средства выражения

  Композиция. Основные правила и приемы построения композиции. Линия. Точка. Масса. Форма. Контраст. Пропорции.

Учащиеся должны знать:

  • Определение композиции;
  • Правила и приемы построения композиций;
  • Основные элементы композиционных средств выражения: линия, точка, масса, форма, цвет, контраст, пропорции.

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать элементы композиционных средств выражения в составлении цветочных аранжировок.

IV.  Западная школа аранжировки цветов

  Традиции западной школы. Способы обработки растительного материала. Способы крепления растений в контейнерах. Виды аранжировок: букет, бутоньерка, композиция в корзине.

Учащиеся должны знать:

  • Отличительные черты западной школы аранжировки цветов;
  • Требования к обработке растительного материала4
  • Способы крепления растений;
  • Технологию изготовления букета, бутоньерки, композиции в корзине.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять обработку растительного материала согласно требованиям;
  • Ориентироваться в выборе средств крепления растений в композиции;
  • Изготавливать букет, бутоньерку, композицию в корзине.

V.  Сухоцветы            

  Ассортимент растений. Сбор, Способы высушивания. Хранение сухоцветов. Виды аранжировок: композиции на рамке, европейское дерево, гирлянда, венок.

Учащиеся должны знать:

  • Ассортимент растений, пригодных для высушивания;
  • Способы высушивания растительного материала;
  • Правила хранения сухоцветов;
  • Технологию изготовления композиции на рамке, бонсая, гирлянды, венка.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать оптимальные способы высушивания растений;
  • Сохранять высушенный растительный материал;
  • Изготавливать согласно технологии композицию на рамке, бонсай, европейское дерево, гирлянду, венок.

VI.  Новогодние композиции

  Основные принципы установки новогодней композиции. Выбор средств аранжировки. Техника изготовления настольной новогодней композиции.

Учащиеся должны знать:

  • Основные принципы установки новогодней композиции;
  • Технику изготовления настольной новогодней композиции.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать оптимальные средства аранжировки;
  • Изготовить настольную композицию.

VII.  Цветы из ткани

  Понятие «искусственные цветы». Назначение цветов из ткани. Инструменты и принадлежности. Основные приемы изготовления цветов. Технология изготовления мака, ромашки, василька, нарцисса.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие и назначение искусственных цветов;
  • Перечень и применение инструментов;
  • Виды тканей .пригодных для данного вида работы;
  • Приемы изготовления деталей цветов;
  • Технологию изготовления мака, ромашки, василька, нарцисса.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать виды тканей, необходимые для изготовления искусственных цветов;
  • Подготавливать ткани к работе;
  • Изготавливать мак, ромашку. Василек. Нарцисс из ткани.

VIII.  Восточная школа аранжировки цветов                    

  Понятие икебаны. История. Стили. Школы. Школа Согэцу.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие икебаны;
  • Стили икебаны;
  • Школы икебаны;
  • Позиции кензана;
  • Основные элементы икебаны.

Учащиеся должны уметь:

  • Ставить кензан в определенную композицию;
  • Ставить композицию на кензан по западной учебной форме.

IX.  Изготовление изделия по эскизам

  Выбор видов изделий. Подготовка эскизов. Поиск нужного материала. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие эскиз;
  • Виды, формы изделий;
  • Композиционные средства выражения.

Учащиеся должны уметь:

  • Нарисовать эскиз изделия;
  • Подобрать необходимые растительные и декоративные материалы;
  • Изготовить изделие.

Литература

Для учителя:

  1. Володина Н. К цветку цветок. Спб.: Лениздат, 1993.
  2. Козинкина Е. Цветы из ткани. М., 1994.
  3. Осипова Н. В. Искусство флориста- дизайнера. М., 1996.
  4. Осипова Н. В. Цветов таинственная сила. М.: Панорама, 1993.
  5. Шмидт И. Букеты, венки, гирлянды. СПб., 1913.
  6. энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1993.

Для учащихся:

  1. Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.
  2. Новикова Е. Вдохновение. Минск, 1994.
  3. Суханова Н. вторая жизнь цветов. М.: Колос, 1994.
  4. Сухорукова Д. Искусство делать цветы. М., 1994.

Графический дизайн

Пояснительная записка

  Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться понимать язык  дизайна  и его средства – графику и объемную  пластику, виды и этапы проектирования, порядок (алгоритм) дизайн-проекта, структуру процесса дизайна и его основные принципы.

 Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

  Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

  В процессе изучения курса «Графический дизайн», учащиеся научатся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

  Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

 В процессе обучения необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи, а также современные технические средства.

  Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

  При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды, где система «Знания, умения, навыки» рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.

  Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Лекции

Практика

1.

Введение

1

2.

Дизайн-техника графики

2

5

3.

Шрифты и шрифтовые работы

1

3

4.

Перспектива

1

3

5.

Цветоведение

2

2

6.

Композиция

3

3

7.

Форма и формообразование

1

2

8.

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования

2

1

9.

Обобщение знаний

1

1

Итого:

14

20

Содержание программы

1. Введение

  Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие  «графический дизайн»;
  • Краткую историю развития графического дизайна.

Учащиеся должны уметь:

  • Показать на примерах сферу применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.

   2. Дизайн – техника графики

  Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение. Основные инструменты, основные материалы, используемые графическими дизайнерами.

  Виды графики. Черно-белая линейная  графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.

Учащиеся должны знать:

  • Определение дизайн-техники графики;
  • Виды графики;
  • Основные инструменты и материалы.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться инструментами графика-дизайнера;
  • Правильно выбирать вид графики;
  • Работать с цветом.

3. Шрифты и шрифтовые работы

  Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования. Предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (виды шрифтов: антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.)

  Техника исполнения шрифтов – пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.

  Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет;. Шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды шрифтов и их классификацию;
  • Требования, предъявляемые к шрифтам;
  • Технику исполнения шрифтов;
  • Шрифт и цвет, шрифт и оптические иллюзии.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять различные виды шрифтов: антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.;
  • Выполнять шрифты в различных техниках: пером, кистью, с помощью трафаретов;
  • Применять цвет и использовать оптические иллюзии.

4. Перспектива

  Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов; способ перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в зависимости от объекта.

  Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия изображения и перспективные искажения.

  Классификация перспективных изображений в зависимости от высоты горизонта и ракурса.

 Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

Учащиеся должны знать:

  • Основные способы построения перспективы;
  • Основные приемы построения перспективы;
  • Выбор оптимальной точки зрения;
  • Классификацию перспективных изображений в зависимости от высоты горизонта и ракурса.

Учащиеся должны уметь:

  • Строить перспективу способом архитекторов, способом перспективной сетки, способом следа луча;
  • Использовать приемы  построения перспективы: прием «боковой стенки», прием перспективных длительных масштабов.

5. Цветоведение

  Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов ( по Гете; по Оствальду). Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цветов на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия света и цвета;
  • Цветовой круг, цветовую гармонию;
  • Психофизическое воздействие цвета на человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять теплые и холодные тона;
  • Определять гармоничные цвета;
  • Производить смешение цветов.

6. Композиция

  Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.

Учащиеся должны знать:

  • Свойства и средства композиции;
  • Главные законы композиции.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнить цветовую композицию по авторскому эскизу.

7. Форма и формообразование

  Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Графические приемы отображения формы на плоскости. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие формы;
  • Графические приемы отображения формы на плоскости;
  • Основные свойства объемно-пространственных форм.

Учащиеся должны уметь:

  • Изготовить объемно-пространственную композицию.

8. Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования

  Язык дизайна и его средства – графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайн-графики – набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) – эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг, Порядок (алгоритм) дизайн-проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.

Учащиеся должны знать:

  • Язык и средства дизайна;
  • Виды и этапы  дизайн-графики;
  • Виды и этапы объемного проектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнить дизайн-проект на примере художественных и технических изделий, изготовление которых посильно для учащихся.

9. Обобщение знаний

  Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся ( в том числе и творческих).

Литература

          Для  учителя:

  1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Павлова А.А.,  Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Пособие для учителей графики. – М.: Владос, 1999.
  3. Степакова В.В. методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 2001.

         Для  учащихся:

  1. Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение. – М.: Владос, 2000.
  2. Словарь – справочник по черчению/ В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Алхименок и др. – М.: просвещение, 1999.
  3. Технология профессионального успеха: Учебн./ под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Черчение: Учебник/ Под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...