Главные вкладки

    План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"
    план-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему

    Шерешева Александра Ильинична

    Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_konspekt.docx24.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока

    «Профессиональные и жизненные планы.

    Профессиональная пригодность».

    (элективный курс «Профориентация»

    9 класс

    Учитель технологии

    Шерешева А.И.

     «Если вы удачно выберете труд и

    вложите в него всю свою душу,

    то счастье само вас отыщет».

    К.Д.Ушинский 

     Тема урока: «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность».

       Цели урока:

    1. Образовательная – ознакомить учащихся с понятиями «план», «жизненный план», «профессиональный план», «карьера», «профессиональная пригодность»; показать их взаимосвязь и взаимообусловленность;

    2. Развивающая – способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии;

    3. Воспитательная  - содействовать воспитанию самостоятельности, стремления к профессиональному выбору.

    4. Практическая – научить учащихся составлять примерный личный профессиональный план.

       Класс: 9

       Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

       Дидактический материал: схемы, карточки с заданиями.

       Наглядный материал: тематические папки с творческими работами учащихся.

       Тип урока: комбинированный.

       Межпредметные связи: технология – психология.

    Ход урока

       I. Организационная часть.

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, решение проблемных ситуаций (если таковые возникнут).

      II. Повторение пройденного материала.

    Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, мы с вами, по сложившейся уже  традиции, вспомним ранее изученный материал. А для того, чтобы выяснить как вы его усвоили, я предлагаю вам выполнить следующие задания:

       1. Необходимо установить соответствие между профессиями и пословицами или поговорками, рассказывающими о них (карточка с заданием прилагается);

       2. Следующее задание называется «Профсловарь». Вам нужно определить к каким профессиям относятся те группы слов, которые я буду зачитывать (карточка с заданием прилагается);

       На прошлом занятии мы с вами выяснили, что любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным. И следующие два задания как раз соответствуют теме прошлого урока. Итак:

       3. Выберите правильный ответ:

    Мотив - это…

    - сознательное предпочтение или отрицание определённых способов поведения и удовлетворения потребностей (ценностные ориентации);

    - то, что побуждает человека к деятельности;

    - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную сторону её деятельности (темперамент);

       4. Найдите лишнее в моём утверждении:

    Эстетические мотивы – это стремление человека к эстетике труда, его красоте, гармонии; возможность работать в городе, лёгкость поступления в вуз.

       5. А сейчас вы должны будете отгадать профессии по описаниям:

       а). К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах богатство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землёй. (Горняк, шахтёр).

       б). Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально обозначает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).

       в). Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).

       г). Имена этих выдающихся людей известны многим. По ним вы определите, о какой профессии идёт речь: Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Ян Амос Каменский, Антон Семёнович Макаренко (Учитель, педагог).

      III. Знакомство с новым материалом.

      1. Выявление опорных знаний:

    - Как вы думаете какое место в жизни человека занимает профессия?

    - Правы ли те, кто утверждает, что «выбор профессии – это взгляд в будущее»?

    - Надо ли планировать своё будущее?

     2. Сообщение нового материала.

       Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых.

       Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Обратите, ребята, внимание на высказывание К.Д.Ушинского (висит на доске)

    «Если вы удачно выберете труд и

    вложите в него всю свою душу,

    то счастье само вас отыщет».

    Согласны ли вы с ним?

       Выбор профессии – это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека. Ведь работа занимает половину жизни человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, получать радость от работы.

       Каждому ученику после окончания школы необходимо выбрать свой жизненный путь, однако не у всех это хорошо получается. Одна из причин – не всегда хорошо продуманные жизненные и профессиональные планы.

       Итак, что же такое план?

    Существует несколько определений слова план, но, пожалуй, самым распространённым считается следующее:

    План – это заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программа или каких-либо действий (записать в тетрадь).

    Планы человека могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими.

       Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

       Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни и путях его достижения (записать в тетрадь).

    Профессиональный план – представление человека о своём профессиональном будущем и путях его достижения (записать в тетрадь).

       При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.

       В профессиональном плане должна найти отражение и программа самовоспитания, т.е. какие профессионально важные качества надо сформировать и развить, как укреплять своё здоровье и т.д. Особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую литературу читать, в каких кружках заниматься, какие выставки посещать.

        Хочу обратить, ребята, ваше внимание на схему личного профессионального плана (знакомлю со схемой личного профессионального плана) – (схема прилагается).

        А в этой тематической папке собраны примерные личные профпланы ваших предшественников (демонстрирую папку «Личные профессиональные планы учащихся»).

    Тема сегодняшнего урока может послужить кому-либо из вас прекрасным материалом для  творческой работы по данному  элективному курсу. В этой папке находятся работы бывших девятиклассников (демонстрирую папку «Творческие работы учащихся по элективному курсу «Профориентация»). Есть здесь и реферат по теме «Профессиональные и жизненные планы».

       К составленному профессиональному плану периодически надо возвращаться. По мере углубления интересов, накопления знаний о профессии, опыта практической деятельности план может меняться, становиться более реалистичным.

       Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессии человека, его карьеры.

       

       А теперь поговорим о взаимосвязи профессии и карьеры. Между двумя этими словами – тесная взаимосвязь.

       Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной деятельности (записать в тетрадь).

       Слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 годы 19 века.

       Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, достижении профессионального мастерства.

       Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера удачна.

       Выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

       Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии (записать в тетрадь).

       Различают четыре степени профпригодности: непригодность, пригодность, соответствие и призвание.

    (Работа со схемой) – (прилагается).

      1. Непригодность – отклонения в состоянии здоровья.

       2.Пригодность может быть абсолютной и относительной.

       Абсолютная ПП требует от человека специальных природных особенностей (например, музыкальной, художественной одарённости, отличного физического развития и др.). Круг профессий с абсолютной ПП не очень велик: композитор, спортсмен, космонавт, водолаз и др.

       Относительная ПП к профессии формируется в процессе трудовой деятельности. К таким профессиям нет особых противопоказаний. Круг этих профессий очень велик. Это так называемые массовые профессии: инженер, строитель, продавец и др. Соответственно тем усилиям, которых достигает человек в труде, можно судить о его высокой или низкой ПП к конкретной профессии.

       3. Соответствие – нет противопоказаний и существуют личные качества, соответствующие требованиям профессии.

       4. Призвание  - его можно считать высшим уровнем ПП. Это явное соответствие человека профессии. 

      Профессиональная пригодность – не врождённое качество. Она формируется в процессе трудовой деятельности.

     

       Профессиональная пригодность – это не просто свойство человека, она складывается из:

       Г – гражданских качеств;

       О – отношения к выполняемой деятельности;

       Д – дееспособности (т.е. общих способностей – интеллектуальных и др.);

       Е – единичных (т.е. математических, музыкальных и др.);

       Н – навыков, умений.

      VI. Закрепление нового материала.

    1. По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?
    2. Назовите профессии, требующие абсолютной пригодности.
    3. Можно ли формировать профессиональную пригодность? 

       Практическая работа:

    В соответствии с предложенной учителем схемой составить свой личный профессиональный план.

       V. Подведение итогов занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

    Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

    ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

    планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

    План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году....

    План-конспект урока по обществознанию 6 класс "На пути к жизненному успеху"

    Методическая разработка по обществознанию для 6 класса по теме "На пути к жизненному успеху"...

    План-конспект классного часа «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

    Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые це...