Программа кружка "Деревообработка"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Ушаков Тимур Валерьевич

Программа дополнительного образования "Деревообработка и резьба по дереву"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezba_ushakov_kruzhok_1.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ СОШ № 2092)

Принята на заседании педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________(инициалы, фамилия)

«___»_____________________20__ г.

Программа дополнительного образования

Макетирование и моделирование технических объектов. Деревообработка и резьба по дереву. 

Возрастной диапазон: 11-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень обучения: базовый

                                                                      Разработчик программы

                                                                                          Учитель технологии Ушаков Т.В.

                                                                                                         

                                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                       педагогического совета школы                                                            

                                                                                      протокол №  

Москва 2016

                                             Пояснительная записка.

Образовательная  дополнительная программа «Деревообработка и резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения –  углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.и соответствует следующим нормативным документам:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

 • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

• Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году».

• Приказ Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».

• Приказ Департамента образования города Москвы от 8 сентября 2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

• «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

         

      Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с  учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Деревообработка и резьба по дереву»

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Изучить технологию работы выжигателем;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
  • Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
  • Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для  резьбы, способы хранения древесины;
  • Изучить технологию мозаики;
  • Изучить технологию геометрической резьбы;
  • Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
  • Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
  • Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
  • Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
  • Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
  • Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ  работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы

1 год.

Форма и режим занятий:

Программа рассчитана на детей 11-12 лет 152 часа в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа)

Форма занятий:

  • Беседы.
  • Объяснения
  • Рассказы
  • Практические работы
  • Выставки
  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети

 должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые: 

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные: 

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
  3. Итоговая аттестация.

        

        Учебно-тематический план

 152 часа

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

 Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (26 часа)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

1.2.

Основы материаловедения.

1

1

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

2

1

1

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

3

1

2

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

1

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

3

1

2

1.7

Сборочные и отделочные работы.

3

1

2

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

1

1.9

Работа над конструкцией изделия.

3

1

2

1.10

Построение орнамента.

3

-

3

1.11

Отделка изделия.

2

-

2

1.12

Изготовление изделия.

3

3

26

9

17

Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

1

1

-

2.3

Основы композиции.

2

1

1

2.4

Подготовка заготовок к работе.

1

1

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

3

1

2

2.6

Основные приёмы выжигания.

3

1

2

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

2

2

2.8

Отделка изделия.

2

2

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

5

-

5

20

5

15

Раздел III.  Плетение из лозы (25 часов)

3.1

Организация рабочего места. Заготовка прута.

4

1

3

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

2

1

1

3.3

Некоторые виды плетения

10

4

6

3.4

Круглая корзина для грибов

4

-

4

3.5

Корзина с обручем

5

1

4

25

7

19

Раздел 3.  Мозаика  (27 часа)

3.1

Виды мозаики по дереву

1

1

3.2.

Материал

1

1

3.3.

Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ

1

1

3.4.

Приемы выполнения мозаики

6

2

4

3.5

Орнамент

1

1

3.6.

Сюжетный набор

5

1

4

3.7.

Наклеивание мозаичного набора на основу

5

1

4

3.8

Отделка мозаичного набора

3

1

2

3.9

Выпиливание мозаики лобзиком

4

2

2

27

11

16

Раздел 4.  Резьба по дереву (49часов)

4.1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

2

2

4.2

Виды резьбы

1

1

4.3

Материал

1

1

4.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

1

1

4.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

3

3

4.6.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

12

2

10

4.7

Контурная резьба

5

1

4

4.8.

Рельефная и скульптурная резьба

1

1

4.9

Отделка и реставрация резных изделий

1

1

4.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

4

-

4

4.11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

5

5

4.12

Изготовление набора из двух разделочных досок.

12

12

4.13

Выполнение техники пропильной резьбы.

5

1

4

4.14

Выставка детского творчества

1

1

49

9

40

Содержание программы

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (26часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

 Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория (1 час).  Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.

Теория (1 час).  Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория  (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа).

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

.Теория  (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка корзиночки для конфет (2 часа)

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка  и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)

 -Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 1.12.  Изготовление изделия.

 Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)

 Раздел II.  Художественное  выжигание (20часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

 Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

 Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория (1 час)  Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом..(1 час)

Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания( 2 часа)

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория ( 1 час) Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания. (2 часа)

Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания  

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно   ( 2 часа)

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно  (2 часа)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.  (5часов)

Раздел III.  Плетение из лозы (25 часов)

Тема 3.1  Организация рабочего места.

Теория: технология изготовления изделий из лозы. Организация рабочего места. ТБ при работе с лозой. (1 час)

Практическая работа: заготовка прута. (3 часа)

 

Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы

Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час)

Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час)

Тема 3.3. Некоторые виды плетения

Теория: технология некоторых видов плетения. Знакомить с простым плетением,  плетением веревочкой в два прута, плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа)

Практическая работа: изготовление кашпо без дна плетением веревочкой в два прута, (6 часов)

Тема 3.4. Корзина для грибов

 Практическая работа: плетение корзины для грибов. Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением ( 4 часа)

 

Тема 3.5. Корзина с обручем

 Теория: Технология плетения корзины с обручем (1 час).

Практическая работа: плетение корзины с обручем Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением. (4 часов)

Раздел 4.  Мозаика

Тема 4.1 Виды мозаики по дереву

 Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда. (1 час)

Тема 4.2. Материал

Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины(1час)

Тема 4.3. Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ. Рабочее место.(1 час)

Тема 4.4. Приемы выполнения мозаики

Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция. ( 2 часа)

Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета.  ( 4 часа)

 Тема 4.5. Орнамент

Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.(1 час)

Тема 4.6. Сюжетный набор

Теория: технология выполнения  сюжетного набора( 1 час)

Практическая работа: выполнения  сюжетного набора ( 4 часа)

Тема 4.7. Наклеивание мозаичного набора на основу

Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу(1 час)

Практическая работа: Подготовка основы.  Прессование. Приготовление и нанесение клея. (4 часа)

Тема 4.8. Отделка мозаичного набора

 Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда. ( 1час)

Практическая работа: отделка мозаичного набора (2 часа)

Тема 4.9        Выпиливание мозаики лобзиком ( 4 часа)

Теория :Технология выполнения мозаики лобзиком

Практическая работа: Выпиливание мозаичных полотен.

Раздел 5.  Резьба по дереву

Тема 5.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год. ( 2 часа)

Тема 5.2. Виды резьбы

Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

 - виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)  

Тема 5.3. Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)

Тема 5.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

 Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)

Тема 5.5.  Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа:  Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе ( 3 часа).

Тема 5.6.  Геометрическая резьба по дереву.

 Теория: технология выполнения  геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

-  способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе. (2 часа)  

Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе. ( 10 часов)

Тема 5.7. Контурная резьба

Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе. ( 1час)

Практическая работа: Выполнение орнамента(4 часа)

Тема 5.8. Рельефная и скульптурная резьба

 Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении. (1 час)

Тема 5.9. Отделка и реставрация резных изделий

Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка. (1 час)

Тема 5.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе. (10 часов)

Тема 5.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на  заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе. (5 часов)

Тема 5.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.

Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- выполнение резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе. (12 часов)

Тема 5. 13 Выполнение техники пропильной резьбы. (5 часов)

Выполнение выпиливания пропильной и прорезной резьбы ручным лобзиком с различными полотнами.

Тема 5.14. Итоговая аттестация.

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.    

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II.  Художественное  выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел III.  Плетение из лозы

3.1

Организация рабочего места. Заготовка прута.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.3

Некоторые виды плетения

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.4

Круглая корзина для грибов

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.5

Корзина с обручем

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел 4.  Мозаика

4.1

Виды мозаики по дереву

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

4.2.

Материал

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

4.3

Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.4

Приемы выполнения мозаики

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.5

Орнамент

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.6.

Сюжетный набор

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.7.

Наклеивание мозаичного набора на основу

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.8

Отделка мозаичного набора

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.9

Выпиливание мозаики лобзиком

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел 5.  Резьба по дереву

5.1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Беседа

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.2

Виды резьбы

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.3

Материал

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Беседа

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.6.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.7

Контурная резьба

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.8.

Рельефная и скульптурная резьба

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.9

Отделка и реставрация резных изделий

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.12

Изготовление набора из двух разделочных досок.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.13

Выполнение пропильной резьбы

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

5.14

Выставка детского творчества. Итоговое занятие.

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

 Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов,  участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

 Условия реализации программы.

Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.                                                                                

4.    Методические рекомендации

         Занятия по программе «Деревообработка и резьба по дереву» проводятся в рамках классического традиционного занятия: комбинированным или моноцелевым способами. При этом используются следующие методы обучения:

         а) объяснительно - иллюстрированный, словесный -   рассказ, объяснение, беседа, чтение литературы и наглядный просмотр кино   и видеофильмов, демонстрация образцов изделий;

         б) репродуктивный – воспроизведений действий по заданию педагога;

         в) проблемный – педагог сам предлагает изготовление изделия и решение поставленной задачи;

         г) проблемно -  поисковый – педагог ставит задачу обучающимся, решение поставленной задачи;

         Д) исследовательский - коллективная работа.

Методика проведения занятий по данной программе предусматривает посещение выставок народно прикладного творчества, музеев народного творчества, творческие встречи с другими коллективами, а также практическую деятельность, являющуюся основой при выполнении резьбы и деревообработки.

         Проведение всех занятий педагог обязан начинать:

         -  приветствие всех участников занятия;

         -  повторения пройденного материала,  (краткого обзора предыдущего  

            занятия);

         -  проверки домашнего задания (если оно задавалось);

         -  введения в предлагаемый новый учебный материал или информацию

            путем рассказа и показа наглядных пособий или схем.

         Основная часть занятий по программе строится, в основном, на    практических (не менее 50% учебного времени) работах – моноцелевым  

способом. Однако на первых занятиях по каждому новому разделу программы применяя комбинированный  способ – подача теоретического материала (не более 50 % учебного времени)  с записью в тетрадь каждым обучающимся и последующей практической работой по данной теме индивидуально – групповым методом.

         В  заключительной  части занятия педагог обязан сформулировать советы и рекомендации   по использованию предложенной информации  и творческой деятельности на практике.

Для закрепления темы занятия  может проводиться  игровая часть:

         - викторины, конкурсы (с их подробным описанием в приложении );

         - разгадывание  кроссвордов, загадок, ребусов (желательно тематического характера) и  т.д.

         При необходимости  контрольный опрос   может проводиться по  

  ходу занятия. Взаимозаменяемость видов деятельности на уроке, их чередование, позволяет обеспечить профилактические меры  для снятия усталости (здоровье  сберегающие упражнения),  производятся тренировки внимания и развития  мобилизационных способностей личности. Программа по курсу «Деревообработка и резьба по дереву « строится на дидактическом принципе  подачи материала « от простого к сложному ».  Это достигается живым общением педагога с обучающимся позволяющим легко переходить от хорошо знакомого материал к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Такой процесс восприятия материала наиболее эффективен.

       

          Значимым моментом при работе с объединением является  воспитательная работа.  Главным звеном этой работы является создание и крепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, совместное посещение  выставок, музеев  прикладного творчества, концертов, знакомства с памятниками архитектуры и зодчества, особенно в родном городе.

Очень важны отношения в коллективе. Работа в нем способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят.  Одна из задач педагога создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопросов, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие чувствовали ответственность за себя и младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в творческой деятельности.      

         Важную роль в процессе воспитания играет работа с родителями. В сегодняшней жизни родители заняты решением социально- бытовых проблем и практически мало интересуются успехами своих детей в общеобразовательной школе, а тем более -  в учреждении дополнительного образования. Однако педагог должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и обучающихся.  Для этого родители приглашаются на выставки, для них организуются концерты, они привлекаются к совместным экскурсиям и поездкам, к подготовке и проведению праздников, оформлению выставок. Такая работа способствует формированию общности интересов обучающихся и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

         При подготовке любого занятия педагог должен помнить следующие правила:

         1.    Предлагать новый материал в старых рамках, это другое выражение старого правила: «От известного к неизвестному». Педагог начинает с того, что обучающийся знает. Он может воспринять и понять новое посредством подобного старого, приобретенного им на опыте. Это правило предполагает определенную логическую последовательность:

         -  найти то, что знает или чего не знает;

         -  переходить от известного к неизвестному малыми, простыми,

            сознательными шагами;

         -  материал распределяется   в систематическом порядке так, чтобы

            каждая мысль имела связь с последующей мыслью.

         2.     Употреблять слова, которые как педагог, так и обучающийся понимают в одном и том же смысле. Это правило обязывает знать слова известные всем, стараться объяснить непонятные слова, которые приходится употреблять.

         3.     Чтобы с успехом применять обучение к нуждам обучающимися, необходимо знать, в какой информации, он нуждается и какую он может воспринять.  Для этого педагог должен владеть информацией о «внутренней» жизни обучающегося (его знания; темперамент и др.).  О повседневном окружении. Влияние окружающей его среды. Семья, школа, улица, чтение, развлечения, товарищи, интересы.

         4.      Достигать сотрудничества с обучающимися. Это правило требует проявления внимания, умения направлять обучающегося на поиск знаний.

         5.     Увеличение объема всегда должно порождать новые аспекты интереса. Это правило называется «законом возрастающего интереса». Этот эффект, достигается через деятельность обучающегося, использующего прежние знания в новых рамках.

Следует постоянно возбуждать любопытство и ожидание, стимулировать и поддерживать интерес маленького исследователя.

         6.     Повторять идеи, чтобы они остались в памяти. Законы дидактики требуют частого повторения того, что желаешь помнить. На каждом следующем занятии кратко повторяется предыдущее. Педагогу не следует забывать и о ежемесячных, трехмесячных и годовых обзорных занятиях.

         

Библиографический список

для учителя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 2004

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: 2011.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 2009.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2012.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 2010.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2008.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 2009.

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2011.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2011.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 2013.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 2010.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 2011.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2009.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 2004.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2008.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2007.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2009.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 2009.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 2011.

Библиографический список

для обучающихся:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 2009.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2009.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2011.

4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 2012.

5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2012.

6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 2014.

7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 2009.

8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 2011.

9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.

10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.

11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.

12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...