Главные вкладки

    Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)
    статья по технологии по теме

    Ильиных Вера Александровна

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребёнок получает навыки самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. В статье отражен опыт в использовании работы в группах в неделимых классах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ильиных В.А., учитель технологии

    ГБОУ СОШ №589 Колпинского района

    Санкт-Петербурга

    Организация групповой работы школьников на уроке технологии:

    аспект требований ФГОС (из опыта работы)

        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

        Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

        Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        Задачи групповой работы:  

    1.Активизация познавательной деятельности.

    2.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

    3.Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

    4.Совершенствование межличностных отношений в классе.

        Для успешного проведения групповой работы соблюдаются следующие принципы:

    1.Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

    2.Учитывать особенности состава группы.

    3.Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

    4.Распределять роли между участниками группы.

    5.Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

    6.Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

        Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

    1. По желанию.

    2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

    3. По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

    4. По выбору «лидера. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

    5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

        В некоторых школах, в нашей в том числе, на урок технологии учащиеся не делятся на подгруппы по половому признаку.  Опыт работы показал, что в пятых и шестых классах нежелательно объединять мальчиков в одну группу для работы. В таких группах резко увеличивается количество конфликтов. В смешанных группах наблюдается бесконфликтная рабочая обстановка, быстро определяется лидер группы, учащимся удаётся четко распределить обязанности. В седьмых и восьмых классах объединение по половому признаку проходит успешно.

        Учитель, работающий группами, выполняет разные функции:

    1. В следствие специфического оснащения кабинета технологии и работы, при которой учащиеся используют опасные орудия труда, необходимо постоянно контролировать ситуацию на уроке.

    2. Организовывать работу учащихся.

    3.Оценивать работу учеников.

    4.Предлагать участникам групп разные варианты решений в случае, когда они оказались в затруднении.

    6.Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

        На уроках технологии учащиеся объединяются преимущественно для выполнения практических заданий, а также для работы над проектами. Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные. Работа над проектами требует от учащихся дружной и согласованной работы всех членов группы, что даёт ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один (например, макетирование). Это задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей; задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы; проблемные задания, создающие определенное познавательное затруднение, предоставляющие возможность для активного использования имеющихся знаний и поиска новых.

        Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе; ученики с разным уровнем знаний и подготовки проявляют творческое мышление.

        Однако в групповой работе есть и некоторые трудности:

    1. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
    2. Групповой работе надо сначала научить. Для этого тратится большое количество времени на уроке.
    3. Некоторые участники групп могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Учитель создает условия, при которых ученик выполняет свою часть работы самостоятельно, что развивает ответственность перед коллективом за свою работу (личностные УУД).
    4. Работа в группах может проходить непросто, с возникновением конфликтов. Учителю необходимо обучать детей навыкам выхода из конфликтных ситуаций.
    5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Однако, только при работе в группах ученик получает возможность в полной мере развивать коммуникативные УУД. Учителю необходимо помочь учащемуся начать работать в группе.

        На уроках технологии для работы в больших группах больше используются следующие методы и приёмы: метод проектов, приём «Идеал», стратегия «З-Х-У», приём «Корзина идей», приём «Генераторы-Критики». Для парной работы лучше подходят метод «Интеллект-карты», Кейс-метод, приём «Создай паспорт».

        Групповая рефлексия даёт акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя). Это способ помогает учащемуся провести самоанализ работы и услышать анализ его работы другими учащимися.

        В основе групповой работы на уроках технологии лежит принцип вовлечения участников образовательного процесса в конкретную практическую деятельность по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда на основе знаний, умений и навыков, полученных, в том числе, и в других предметных областях.

        Школьники учатся воплощать в жизнь идеи, способные развивать собственные творческие способности, а вместе с ними и процесс производства в целом. Групповая работа позволяет отказаться от формального обучения школьников умениям и навыкам, и перейти к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностно-значимого результата.

        Работа в группах развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, дает возможность учащимся приобретения жизненно необходимых знаний и умений. В процессе коллективной работы формируются коммуникативные и организационные навыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

    В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

    Организация рефлективного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

    Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на  саморазвитие....

    Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

    Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

    Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

    Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

    Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

    Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

    Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

    Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

    Организация рефлексивого осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя испанского языка)

    Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...