Программа Технология 10-11 класс
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

Ивашкевич Юрий Михайлович

Данная программа разработана для проведения занятий по технологии 10-11 класс, учебник "Тенология. Профессиональный успех" С.Н. Чистякова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии успеха составлена на основании   следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2.         Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (п. 22 ст.   2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).

3.  Учебного плана ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11-х классов и специфики классного коллектива  11«Г».

           Основная масса обучающихся класса, это дети со средним уровнем способностей, и в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Но в классе есть ученики, которые проявляют желание и возможности изучать курс технологии на высоком уровне.

  В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. С целью проявления повышенного интереса к предмету учащегося планируется предлагать творческие задания с использованием ЭОР(презентации материалов по темам занятий, отработка рефератов, выступления на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня).

Основная концепция программы - состоит в оказании информационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки учащимся 11 класса в выборе профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития. Основная идея курса "Технология профессионального успеха" заключается в реализации личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.

 Рабочая  программа  представляет  собой  часть  образовательной  области  технология  и  предназначена  для  учащихся  11  класса  основной  школы.  

Курс ориентирован на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики диагностики и самодиагностики по основным психологическим сферам личности (мотивационно-потребностная, интеллектуальная, характерологическая, коммуникативная, эмоционально-волевая, психофизиологическая), что позволяет соотнести образ «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб.                                                                                                                                                                                                                  

         Курс содержит практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения, становлению ответственного, субъектного отношения к собственному содержанию образования. Перед учащимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования.

         Курс призван помочь сориентирваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в условиях выполнения профессиональных проб.

        Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся,  проведения интегрированных уроков и т.д.

Основные задачи программы:

  • сформировать навыки анализа своих возможностей и преодоления трудностей, навыки противостояния непредвиденным жизненным ситуациям;
  • оказать учащимся помощь в развитии желания работать над собой, постигать себя, видеть свои слабые и сильные стороны;
  • способствовать развитию интереса к самому себе, формированию собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  • актуализация профессионального самопознания и самоопределения, изучение мотивационно-ценностной сферы личности школьника;
  • расширение знаний учащихся о своих профессиональных интересах, склонностях и возможностях;
  • формирование адекватной самооценки, составляющей "Образа "Я" и соотнесение его с образом профессии.

В условиях жесткого рынка каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ.

Курс ориентирован на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики диагностики и самодиагностики по основным психологическим сферам личности (мотивационно-потребностная, интеллектуальная, характерологическая, коммуникативная, эмоционально-волевая, психофизиологическая), что позволяет соотнести образ «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб.

Основная идея курса "Твоя профессиональная карьера" заключается в реализации личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные модули:

            11 класс

  • Требования, предъявляемые к современному специалисту. Креативность, творческий подход к решению задач
  • Деловое общение в жизнедеятельности человека.
  • Технология профессиональной деятельности.
  • Профессиональное самоопределение, реализация личности.
  • Творческий проект «Мои жизненные и профессиональные планы».
  • Где и как искать работу.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.

         

Объем учебного времени: 34 часов в год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Курс включает теоретическую и практическую части.

В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать Образ "Я" и составить личную программу профессионального самосовершенствования. Первый цикл тем, посвященный "секретам" выбора профессии, которые анализируются с точки зрения трех аспектов этого процесса: "хочу" (профессиональные намерения), "могу" (возможности личности), "надо" (социальные проблемы труда), помогающие учащимся познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях,  современными методами творческого решения задач.

Второй цикл - представлен темами, знакомящих учащихся с основами делового общения и этикета. Третий цикл направлен на формирование профессионального самоопределения на основе глубокого анализа развития личности, формирование духовно-нравственного аспекта выбора профессиональной деятельности. Четвертый цикл направлен на формирование практических навыков поиска работы, знакомит учащихся с основами трудового законодательства.

Развитие индивидуальных возможностей личности достигается методами и формами преподавания курса – практическими. Это и общие – диалог; творчество (поиск своего варианта в решении производственной задачи); элементы тренинга; деловые игры; самооценка выполненной работы; работа с информационными источниками; защита проекта «Моя профессиональная карьера».

Профессиональный успех – это активное продвижение личности к достижению определенных позиции в обществе, своеобразное соединение жизненных и профессиональных ролей, выполняемых индивидом на различных этапах, циклах жизни. Это определенная модель жизненного успеха, карьеры. В ней отражаются основные ценности, признаваемые в данном обществе и в социальном сознании.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).
  • Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).
  • Проблемные (при изучении всех разделов курса).
  • Частично-поисковые (при выполнении практических работ).
  • Взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем.

Формы обучения:

  • Обще-классные формы:
  • урок;
  • урок-игра;
  • мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;
  • создание эвристических ситуаций;
  • практические занятия;
  • демонстрация  и проведение методик с их последующим обсуждением;
  • самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников;
  • предпроектная работа, подготовка к выбору  темы проекта и проектной деятельности.
  • зачетный урок.
  • Групповые формы обучения:
  • групповая работа в малых группах;
  • групповые творческие задания;
  • групповая практическая работа.
  • Индивидуальные формы работы в классе и дома:
  • письменные работы;
  • индивидуальные задания;
  • теоретические диктанты.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии на ступени основного общего образования отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Тематическое планирование курса “Технология профессионального успеха”.

Наименование темы

Количество учебных часов

1 полугодие

16

Раздел №1 Требования, предъявляемые к современному специалисту. Креативность, творческий подход к решению задач.

8

1. Цели и задачи курса. Требования, предъявляемые к современному специалисту. 

1

2. Креативность. Творческий подход к решению задач.

1

3. Современные методы решения творческих задач.

1

4. Содержание и правила метода мозговой атаки.

1

5. Решение синектических задач.

1

6. Приемы генерации идей.

1

7. Технология решения творческих задач.                                                                          

2

Раздел №2 Деловое общение в жизнедеятельности человека.

11

1. Вербальное и невербальное общение, его разновидности

4

2. Имидж и этикет современного человека.

2

3. Конфликтные ситуации делового общения. Стресс, последствия            

3

4. Эффективность делового общения.

2

2 полугодие

18

Раздел  №3 Профессиональное самоопределение, реализация личности

10

1. Духовное развитие личности, личный профессиональный план.

2

2. Основы профессионального самоопределения.

Оценка способности школьников к выбору профессии.

2

3. Человек среди людей.

Темперамент и характер в профессиональном становлении личности.

2

4. Человек в новых социально-экономических условиях.

Обоснование выбора специальности.

1

5. Создание творческого проекта «Профессиональная карьера»

3

Раздел  №4  Где и как искать работу?

5

1. Региональный рынок труда

2

2. Действующее законодательство о приеме на работу.

1

3. Зачет

1

4. Итоговое занятие

1

Итого

34

11 класс   -  2п/р, зачет, проект.



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        

Критерии и нормы устного ответа

 Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны

знать: 

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- культуру организации делового общения;

- вербальные и невербальные сигналы общений;

- критерии эффективности имиджирования;

- причины деловых конфликтов и их предупреждение.

уметь:

- выдвигать деловые идеи;

- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

- изучать конъюнктуру рынка.

- повышать эффективность своей деятельности через общение;

- ликвидировать последствия стресса (методом аутогенной тренировки)

- работать над формированием своего имиджа;

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

- находить выход из всевозможных жизненных ситуаций;

- прогнозировать и оценивать свои и чужие поступки и поведение;

- развивать успешную личность для успешного профессионального роста.

I. Учебно-методический комплект

11  класс

1.  Технология профессионального успеха  10-11 кл. /Под ред. С.Н. Чистяковой – М.:

Просвещение,  2010

2. Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 9-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко -  М.: Просвещение, 2010.

II. Литература для учителя

Методические материалы и пособия

1. Арефьев И.П.Методические разработки занятий по разделу «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» // Школа и производство 1998, №1 с. 94.

2. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 1998.

3. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое  Общество России, 2002.

4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

5. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Поурочное планирование.  -  М.: Дрофа, 2002

6. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997.

7. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989.

8. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии.  – Брянск: БГПИ, НМЦ «Технология», 2000

9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2000

        10. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002.

11. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика. Методические рекомендации  к проведению практических занятий. – Саратов: Лицей, 2002.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: «Питер», 2000.

13. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост. Марченко А.В., Сасова И.А. и др. – М.: Вентана – Граф, 2002

14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - СПб.: КАРО, 2003

15. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. Книга для учителя. / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток и др. - М.: Просвещение,1986.

16. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992.

Дополнительная литература:

1. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» //Школа и производство. 2001 №2 с. 76, №3 с. 77.

2. Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение,1996.

3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Вита-Пресс, 1994.

4. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики: Учебное пособие по курсу «Введение в обществознание» для 10 —11 классов. - М.: Просвещение,1994.

5. Махаева О.А. , Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива»,2002.

6. Мунтян А.В. Основы экономики и бизнеса. Программа курса. – Ижевск: ВКУиП, 1993.

7. Назимов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим // Школа и производство. 1997. № 1. С.89.

8. Организация содержания трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. – М.: АПО, 1996.

          9. Основы производства. Выбор профессии. В2 ч. Ч. 2. Выбор профессии / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение,1987

10. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко и др.; Под ред. А.Д. Сазонова.  – М.: Просвещение, 1988.

11. Райзберг Б.А. Экономика (начальный курс): региональный учебник для школ, лицеев и гимназий. – М.: АЗЪ, 1994

12. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера» //Школа и производство 1999 №6 с. 28, 2003 №3 с. 24.

13. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.: АПО, 1996.

         14. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. Учебник для учащихся 10-11 кл. – М.: Вентана-Граф,2000

15. Трегубова И.В. Помогаем выпускникам открыть свое дело. //Школа и производство. 1997. №1.С. 85.

16. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сочинской школы на 2001-2002 гг.» /Сост. А.Ф. Мазник, Г.Н. Горобцова. – Сочи, 2002.

17. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения //Школа и производство 2002г. №2 с. 75.

        18. Эксперимент: Новое содержание общего образования: Примерные программы основного  общего образования: Технология /Сост. А.А. Карачаев, В.М. Казакевич и др. – М.: Просвещение, 2003.                                             

III. Литература для учащихся

1. Учебник «Технология профессионального успеха  10-11 кл.»  /Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение,  2014

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: Просвещение, 1991.

3.  Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. -  М.: Дрофа, 2000

4. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989.

 5. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. – М.: Просвещение,1991.

 6. Симоненко В.Д. Технология – 10. Учебник для 10 кл. – М.: Вентана – Граф, 2002

IV. Технические средства обучения

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь,).
  • Колонки (рабочее место учителя).
  • Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: "Технология" 5-9 класс (мальчики)

Рабочая программа по технологии в 5-9 классах для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. Технология: "Технический труд"....

Рабочая программа ТЕХНОЛОГИЯ 1 - 4 классы

Для разновозрастного обучения в малокомплектных школах. Особенность в комплексном тематическом планировании. Дан пример урока РВГ....

рабочая программа технология 5-8 класс фгос

рабочая программа 5-8 класс фгос...

Рабочая программа "Технология", 5-8 классы (в рамках реализации ФГОС)

Рабочая программа "Технология" для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы (в рамках реализации ФГОС ООО)...

Рабочая программа "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ

Рабочая программа, Предметная область "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ...

Рабочие программы технология 5-7 классы 2015-2016 год

Содержание:1. Программа и ктп  5 класс мальчики.2. Программа и ктп 6 класс мальчики.3. Программа и ктп 7 класс девочки....

Рабочая программа Технология 5-8 класс по авторской программе Е.С. Глозмана

Аннотация к рабочей программе по технологии (5-8 класс) ФГОСРабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии: с требованиями Федерального Государственного образовательного стан...