Программа курса "Русские умельцы"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Шукайлова (Коваленко) Екатерина Алексеевна

Предназначена для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkim_umeltsam_5_klass.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Утверждаю

«___ » _______

З.А. Чуева

_______________

Согласовано

«__  » _________

Зам. директора по      УВР___________

Рассмотрено

на заседании МО

«____» __________

Протокол №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

регионального компонента содержания образования

курса «Русские умельцы» 

(Технология в 5 классе)

на 2011 - 2012 учебный год

35 часов (1 час в неделю)

                                           Учитель:   Гунина Е.А.       

                                                 Стаж: 3  категория: ____

                                                  Год аттестации: _________

г. Калининград 2011

Пояснительная записка

Рабочая программа регионального компонента «Русские умельцы» курс «Технология» составлена на основании:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Федерального Государственного образовательного стандарта  основного общего образования по  Технологии. Труд технический (базовый уровень);
  3. Программы основного общего образования по направлению  «Технология. Технический труд» под ред. В.Д.Симоненко (базовый уровень);
  4. Методического письма о преподавании регионального компонента «Русские умельцы»;
  5. Требований к оснащению учебного процесса по «Русским умельцам»;
  6. Федерального перечня учебных пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе;
  7. Локального акта МОУ СОШ №5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы;
  8. Концепции регионального компонента стандарта общего образования Калининградской области.
  9. Методических рекомендаций к программе «Русские умельцы» курс «Технология» (Региональный компонент) 5 класс. Выпуск 2. Т.А.Калюжная, М.Б Филькова, Г.В.Трошина. КОИПКиПРО: Калининград, 2006.

Региональный компонент стандарта основного, среднего общего образования Калининградской области создает систему условий, позволяющих обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью». Кроме того, региональный компонент государственного образовательного стандарта расширяет, углубляет и конкретизирует знания,  предусмотренные федеральным компонентом содержания образования.     

   В Калининградской области, в силу ее геополитического положения, задачи формирования российского самосознания  у подрастающего поколения требуют специального внимания, поэтому учебный курс «Русские умельцы»  особенно актуален именно в нашем регионе.    

          Естественное приобщение калининградских школьников  к традициям национальной культуры затруднено в силу территориальной удаленности нашей области от коренной России. А такое приобщение  -  необходимый   элемент патриотического воспитания, важнейший фактор формирования национального менталитета  и, как следствие, - гармоничного развития личности  ребенка. Одним из средств  компенсации  недостаточной связи с национальной средой, по нашему мнению, является углубленное изучение  детьми  отечественного искусства, поскольку именно оно является материальным носителем духовных ценностей народа.

Курс «Русские умельцы» обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомя его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.

Введение учебной дисциплины «Русские умельцы», как  регионального компонента по технологии, обусловлено тем, что данное построение программы расширяет и усиливает реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников, приобщая их к формировавшемуся веками мировоззрению русского народа, основой которого являлась и является православная система ценностей.

Приступая к реализации данной программы, нужно  помнить, что соединение учебного предмета «Технология» с материалом по традиционной русской культуре - главная особенность регионального компонента программы по технологии в 5-6 классах. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе.

Содержание программы «Русские умельцы» необходимо органично включать в содержание основных учебных программ по технологии.

Программа рассчитана на обучения учащихся 5-6 классов. Центральное место в программе занимает обращенность к корням национальной трудовой и бытовой культуры русского народа.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по региональному компоненту курса технологии «Русские умельцы», мы опираемся на Методические рекомендации к программе «Русские умельцы» курс «Технология» (Региональный компонент) 5 класс. Выпуск 2. Т.А.Калюжная, М.Б Филькова, Г.В.Трошина. КОИПКиПРО: Калининград, 2006 и Программу основного общего образования по направлению  «Технология. Технический труд» под ред. В.Д.Симоненко.

В результате прохождения программного материала обучающийся знает:

- значение дерева в жизни русского крестьянина. Архитектуру русской деревни и русского города;

- виды и способы выполнения народной деревянной игрушки;

- виды декоративно-прикладного творчества русского народа;

- резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари;

- традиционную роспись по дереву;

- домашний быт, семейный уклад наших предков;

- интерьер жилых помещений, обычаи, традиции и правила поведения русских людей;

- православие как основа русской национальной культуры;

- роль монастырей в развитии народных промыслов;

- календарный год на Руси - церковные и народные праздники;

- православные традиции устроения семьи.

Умеет:

- выполнять эскизы декоративного элемента убранства русской избы;

- изготавливать деревянную движущуюся игрушку (по мотивам игрушек народных мастеров подмосковного села Богородское);

- выполнение плоско выемчатой резьбы по древесине;

- расписывать разделочную доску или другие сувенирные изделия;

- праздновать народные и православные праздники с учетом традиций и обычаев.

В соответствии с этим, целью прохождения регионального компонента по технологии «Русские умельцы» является содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически настроенной личности учащегося на базе традиционных  отечественных духовных и культурных ценностей... Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей

  • приобщение школьников к русской народной культуре, основам православия, пониманию идеалов и ценностей русского народа
  • изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, русской кухни
  • ознакомление с наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского и городского быта русского народа;
  • формирование общетрудовых знаний и умений по технологии создания продукта или услуги с учетом требований дизайна и особенностей народного декоративно-прикладного искусства
  • формирование национального достоинства, патриотических чувств, уважительного отношения к другим народам
  • воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду
  • воспитание милосердия, ответственности и порядочности, человечности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: «Технология в жизни человека и общества», «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Технология ведения домашнего хозяйства», «Русь Православная». Общими, для мальчиков и девочек являются разделы: «Домашний быт, семейный уклад наших предков», «Обычаи, традиции, правила поведения русских людей», «Русь Православная». Именно эти разделы содержат основную духовно-нравственную составляющую всего содержания программы «Русские умельцы».

Включение в содержание программы раздела «Русь православная» обусловлено специфической особенностью русской культуры: культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому ее изучение невозможно без знания основ православной культуры для народа представления, обычаи и обряды. Таким образом, сложился нынешний облик церковно-народного календаря, богатого своим содержанием.

Интегрирующей, объединяющей основой программного курса являются народные и православные праздники. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе. Народный праздник настолько многогранен, что способен выполнять ряд разнообразных задач, как учебно-творческих, так и воспитательных.

Программа содержит теоретическую и практическую части. Основной формой обучения на уроках технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами ее организации служат упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические, творческие или проектные работы, на которые отводится 70% учебного времени. Программа предусматривает подготовку к народным праздникам: изготовление подарков, разучивание стихов и народных песен, изучение правил поведения, традиций и обычаев, а также празднование главных Православных праздников - Рождества и Пасхи, которые проводятся как совместные занятия девочек и мальчиков. Такая система обучения не только дает детям знания и представления о том, как жили и трудились наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживать, эмоционально закреплять знания, полнее осознавать духовно-нравственную красоту русского народа.

Особое место в овладении данным курсом отводится практическим занятия, учащиеся обучаются основам народных ремесел (резьбе и росписи по дереву), технологиям изготовления народной игрушки и т.д. В ролевых играх и коллективных проектах осваиваются правила русского гостеприимства, обычаи и традиции празднования православных и народных праздников. На теоретических занятиях учащиеся получают знания по основным темам, затем эти знания закрепляются в практической деятельности.

Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью  которых   передаются   готовые  знания,  в  пользу  проектных, исследовательских, эвристических. Особое значение имеет метод проектов, который позволяет гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества. В современной школе все большее место отводится такому комплексному средству обучения, как компьютер. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой. Причем использование компьютера на занятиях по технологии имеет свои особенности, связанные с продуктивным характером деятельности учащихся: прежде всего это доступ к большому объему информации, часто представленному в занимательном виде, универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями, автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени, возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности и т.д. Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения окажут существенную поддержку учителю, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Своеобразие программы обуславливает и своеобразие деятельности учителя и учеников: это и проведение ролевых и ситуационных игр, подготовка и защита коллективных и индивидуальных проектов, совместные занятия мальчиков и девочек, проведение во время практических работ разнообразных бесед (о православных традициях устроения семьи, основных чертах русского национального характера, о народных мастерах-хранителях культурных традиций и т.д.), сопровождение занятий народной музыкой, обрядовыми и народными песнями, т.е. - раздолье для творческой фантазии учителя.

Участвуя в играх, обрядах, слушая народные песни, знакомясь с пословицами и поговорками, дети овладевают кругом художественных образов, системой языка народной культуры, и вместе с тем каждый ребенок поэтапно, незаметно для себя проходит процесс социализации. Решаются сложные проблемы общения, самоутверждения, творческого самовыражения ребенка в подростковой среде. Использование в обучении модели народного праздника, основанного на принципах соучастия, содействия, сотворчества всех возрастных групп (детей, преподавателей, родителей), восстанавливает преемственность поколений, объединяет усилия школы и семьи в процессе воспитания детей.

Программа «Русские умельцы» общим объемом 70 часов изучается в течение 2 лет (5-6 класс).

Тематический план

регионального компонента по технологии

«Русские умельцы»

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Всего часов

Экскурсия

Практ.  работа

Урок-презентация

Проекты

Совместное занятие с девочками

1.

Технология в жизни человека и общества

1

2.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

2

19

8

6

19

3.

Технология ведения домашнего хозяйства

1

6

1

6

4.

Русь православная

3

9

2

9

№ п/п

Разделы программы, темы

Количество часов

5 класс

6 класс

1.

Технология в жизни человека и общества

1

1

2.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

19

19

2.1.

Технология обработки древесины с элементами

машиноведения

7

7

2.1.1.

Значение дерева в жизни русского крестьянина. Архитектура русской деревни и русского города

2

2

2.1.2.

Народная деревянная игрушка

5

5

2.2.

Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества

12

12

2.2.1.

Декоративно-прикладное творчество русского народа

1

-

2.2.2.

Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари

5

12

2.2.3.

Традиционная роспись по дереву

5

-

3.

Технология ведения домашнего хозяйства

6

6

3.1.

Домашний быт, семейный уклад наших предков

4

4

3.2.

Интерьер жилых помещений

1

1

3.3.

Обычаи, традиции и правила поведения

1

1

4.

Русь православная

9

9

4.1.

Православие как основа русской национальной культуры

2

2

4.2.

Роль монастырей в развитии народных промыслов

-

1

4.3.

Календарный год на Руси - церковные и народные праздники

6

4

4.4.

Православные традиции устроения семьи

1

2

        ИТОГО:

35

35

Содержание программы

Включение в содержание программы раздела «Русь православная» обусловлено специфической особенностью русской культуры: культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому ее изучение невозможно без знания основ православной культуры. Раздел «Русь Православная» начинается с ознакомления учащихся с истоками русской культуры. Отражается роль Православия в процессе ее формирования, неотъемлемость христианских традиций от образа народной жизни. Христианскими традициями пронизана, на них основана вся жизнь русского народа. Яркой иллюстрацией тому являются народные праздники, знакомству с которыми в программе отводится большое место. С момента принятия христианства, русский народ строил свою жизнь в соответствии с циклом праздников Православной церкви. Образование древнерусского церковно-народного месяцеслова шло путем народного творчества, преследуя главную цель - применить к церковному месяцеслову близкие для народа представления, обычаи и обряды. Таким образом, сложился нынешний облик церковно-народного календаря, богатого своим содержанием.

Интегрирующей, объединяющей основой программного курса являются народные и православные праздники. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе. Народный праздник настолько многогранен, что способен выполнять ряд разнообразных задач, как учебно-творческих, так и воспитательных.

Так как носителем народной культуры, прежде всего, является семья, то и акцент в программе делается на жизнь в русской семье. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Уклад жизни в русской семье основан на православных традициях. Традиции гостеприимства, почитания старших, послушания родительской воле, заботы о ближних основаны на заповедях Божьих. Духовная жизнь русской семьи глубока и многообразна. Дети приобщались к ней с самого рождения. В разделе «Семейные праздники» мы знакомим учащихся с событиями, которые праздновались в жизни каждого русского человека. Например, духовное рождение в таинстве Крещения, которое происходило в раннем младенчестве. Раскрывается смысл наречения детей христианскими именами, учащиеся узнают о значении своих имен, о своих небесных покровителях, о традициях празднования именин на Руси. В практической части урока проводится празднование «Дня именинников». В живой эмоциональной атмосфере дети закрепляют полученные знания, приобщаются к культурным традициям родного народа.

В национальном семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Учителю следует обратить свое внимание и раскрыть перед учащимися понятия рода, Родной земли, Отечества, ставя перед собой задачу воспитания в детях чувства патриотизма, любви к своей Родине. Знакомим детей с основными чертами русского национального характера, каковыми являются терпение, доброта, милосердие, сострадание, умение прощать, трудолюбие.

Особенностью народной жизни на Руси является жизнь общиной. В нынешнее время, характеризующееся разобщенностью, отчужденностью, отсутствием у детей навыков совместной деятельности, нам представляется необходимым знакомить их с традиционным образом жизни русского народа - жизнью в общине, где главными были принципы взаимопомощи, совместного труда, соучастия. «Всем миром» строили храмы, дома для односельчан, «всем миром» воспитывали сирот, «всем миром» помогали погорельцам, трудились, молились. Поэтому, совместные занятия мальчиков и девочек, на которых они незаметно для себя, в игровой форме будут закреплять навыки общения, взаимопомощи, культуры поведения, имеют, на наш взгляд, огромное воспитательное значение.

Исстари русский человек свой дом называл «родной», «родимый», как называют дорогого человека. Дом - кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Об этом подробнее узнают мальчики, знакомясь с архитектурой русских деревень и городов. Всякое строительство на Руси также начиналось с молитвы. И первым всей общинной, «всем миром» строили храм. Архитектура - это народная душа, воплощенная в камне. Образом души русского народа, несомненно, является православный храм. Знакомство учащихся с архитектурными особенностями православных храмов, их символикой, способствует развитию у детей эстетического чувства, стремлению к прекрасному, пониманию смысла христианских символов.


5   КЛАСС

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока и содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля ЗУН и ОУУН учащихся

Виды самостоят., исследоватдеятельности учащихся (практ. раб.)

Оборудование урока

Домашнее задание

Дата проведения

5 А

5 Б

5 В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Технология в жизни человека и общества

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

1

Введение

новых

знаний

Содержание курса «Русские умельцы» 5 класс. Правила безопасного поведения в мастерской

Знать: цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской

Ответы на вопросы

Плакат «Правила безопасного поведения в мастерской»

Конспект

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

2.1.Технология обработки древесины с элементами машиноведения

Значение дерева в жизни русского крестьянина

1

Введение

новых

знаний. Презентация

Значение дерева в жизни русского крестьянина. Народное зодчество.

Ответы на вопросы

Мультимедийный компьютер (ММК)

Конспект

3

Русь православная

Календарный год на Руси – церковные и народные праздники

1

Введение

новых

знаний

Календарный год на Руси. Церковный и народный месяцеслов.

ММК

Конспект

4

Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня

1

Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Церковные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие. История основных праздников.

Конспект

5

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Архитектура русской деревни и русского города

1

Комбинированный урок. Презентация.

Крестьянские избы: северные (брус, глаголь, кошель), избы Поволжья. Основные элементы декора крестьянской избы.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Выполнить эскиз декоративного элемента убранства русской избы

ММК, карандаши

Выполнить эскиз декоративного элемента убранства русской избы

6

Народная деревянная игрушка

1

Введение

новых

знаний

Виды народных деревянных игрушек. Богородская и Федосеевская игрушка.

Изготовление деревянной движущейся игрушки (Богородская игрушка)

ММК, фанера, инструменты

Конспект

7

Русь православная

Покров Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм

1

Введение

новых

знаний

Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день

Конспект

8

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Богородская резная игрушка

1

Комбинированный урок

Богородская резная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки

Изготовление деревянной движущейся игрушки

ММК, фанера, инструменты

Конспект

9

Богородская резная игрушка

1

Комбинированный урок

Богородская резная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки

Изготовление деревянной движущейся игрушки

ММК, фанера, инструменты

Конспект

10

Федосеевская деревянная игрушка

1

Комбинированный урок

Федосеевская деревянная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки.

Изготовление деревянной движущейся игрушки

ММК, фанера, инструменты

Конспект

11

Федосеевская деревянная игрушка

1

Комбинированный урок

Федосеевская деревянная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки.

Изготовление деревянной движущейся игрушки

ММК, фанера, инструменты

Конспект

12

Русь православная

Православие как основа русской национальной культуры

1

Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Православие - традиционная и культурообразующая  религия на Русской земле. Религиозное сознание людей. Формирование национального характера

Иконы

Конспект

13

Русская народная художественная культура

1

Введение

новых

знаний

Традиции художественного творчества в русской семье. Художественные промыслы русских селений. Иконопись. Технология иконописи

Выполнить эскиз палехской иконописи

Палехские иконы

Конспект

14

Православные традиции устроения семьи

1

Введение

новых

знаний

Почитание святых. Народный устный календарь

ММК

15

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

2.2. Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество русского народа

1

Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Народная глиняная игрушка», «Глиняная история»

Декоративно-прикладное искусство. Формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания

Выставка-экспозиция изделий

Конспект

16

Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари

1

Введение

новых

знаний. Презентация

История возникновения резьбы. Знатные мастера и знаменитые промыслы.

Изучение технологии выполнения резьбы

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

17

Русь православная

Рождество. Крещение Господне. Сретение Господа нашего Иисуса Христа

1

Совместное занятие с девочками

Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день

Имитация интерьера русской избы, домашняя утварь, праздничный стол

Конспект

18

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Народные промыслы Калужской губернии

1

Комбинированный урок. Презентация

Народные промыслы Калужской губернии

Освоение плоско-выемчатой резьбы

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

19

Народные промыслы Костромской губернии

1

Комбинированный урок. Презентация

Народные промыслы Костромской губернии

Освоение плоско-выемчатой резьбы

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

20

Народные промыслы Ярославской губернии

1

Комбинированный урок. Презентация

Народные промыслы Ярославской губернии

Освоение плоско-выемчатой резьбы

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

21

Нижегородская домовая резьба

1

Комбинированный урок. Презентация

Нижегородская домовая резьба. Технология изготовления изделий с резьбой

Выполнение контурной резьбы

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

22

Нижегородская домовая резьба

1

Комбинированный урок. Презентация

Нижегородская домовая резьба. Технология изготовления изделий с резьбой

Резьба орнаментальных композиций

Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК

Конспект

23

Традиционная роспись по дереву

1

Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Золота яхохлома»

Роспись по дереву. Хохломская и Городецкая роспись

Подготовка изделия под роспись

Изделия с хохломской и городецкой росписью

Конспект

24

Хохломская роспись

1

Комбинированный урок

Хохломская роспись. Технология изготовления хохломских изделий. Верховое и фоновое письмо

Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий

Изделия с хохломской росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты

Конспект

25

Хохломская роспись

1

Комбинированный урок

Основные элементы хохломской росписи: «травка», «криуль», «кудрина».

Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий

Изделия с хохломской росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты

Конспект

26

Городецкая роспись

1

Комбинированный урок

Городецкая роспись. История возникновения. Техника росписи.

Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий

Изделия с городецкой росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты

Конспект

27

Городецкая роспись

1

Комбинированный урок

Городецкая роспись. Основные элементы росписи: розаны, купавки. Замалевок и оживка

Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий

Изделия с городецкой росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты

Конспект

28

Русь православная

Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим  

1

Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день

Конспект

29

Технологии ведения домашнего хозяйства

Домашний быт крестьян

1

Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Архитектура»

Особенности архитектуры русских деревень. Изба

«Изображаем дом необычным способом»

Экспозиция архитектуры русских деревень

Конспект

30

Русь православная

Пасха – праздников праздник, торжество из торжеств

1

Совместное занятие с девочками

День Воскресения Христова. Очищающие душу приготовления. Традиция праздника(хритосование, целование, дарение крашеных яиц, благословение артоса, освящение явств), участие в богослужении, праздничная трапеза, народные гулянья, хождение в гости.

Имитация интерьера русской избы, домашняя утварь, праздничный пасхальный стол

Конспект

31

Технологии ведения домашнего хозяйства

Домашняя обстановка и утварь

1

Введение

новых

знаний. Презентация

Строение избы. Постройки. Домашняя обстановка. Печь

Выполнить эскиз обстановки избы с домашней утварью

ММК

Конспект

32

Уклад жизни крестьянской семьи

1

Введение

новых

знаний

Глава семьи. Разделение крестьянского труда. Нравственное основание русской семьи.

ММК

Конспект

33

Уклад жизни крестьянской семьи

1

Введение

новых

знаний

Религиозный смысл почтения к родителям. Семья – основа нравственности

ММК

Конспект

34

Интерьер жилых помещений

1

Введение

новых

знаний

Интерьер жилого помещения. Домашняя обстановка

ММК. Предметы быта

Конспект

35

Обычаи, традиции и правила поведения

1

Введение

новых

знаний

Гостеприимство. Традиции соседской взаимопомощи. Подача милостыни. Отношение к сиротам, убогим. Благотворительность на Руси.

ММК

Конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Конкурс "Мастерицы и умельцы".

Международный женский день 8 Марта традиционно отмечается в нашей школе соревнованием команд учащихся 5-8 классах. Цель мероприятия- в игровой форме актуализировать знания и умения, полученные на урок...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 11-15 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...

Программа Мастерская умельца

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:·  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ор...

Рабочая программа кружка "Народные умельцы"

Рабочая программа расчитана для обучающихся 5,6,8 классов...

Образовательная программа «Художники - умельцы»

Образовательная программа «Художники - умельцы» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественную направленность. Дополнительное образование детей - неотъемле...