Образовательная программа «Художники - умельцы»
рабочая программа

Кадысева Полина Ивановна

 

Образовательная программа «Художники - умельцы» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественную направленность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы не­прерывного образования, призванная обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Дошкольный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.

«Декоративно-прикладное искусство» - широко развитое творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения, открывая им всё больше удивительного и прекрасного в окружающем нас мире.

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, традиционные формы народного мастерства, обеспечивают разви­тие эмоционально-эстетического отношения к традиционной культуре. Спе­цифика творческой деятельности в области декоративно – прикладное искусство позволяет приобщить детей к активному труду, помочь привить любовь к предметному миру, развить способности понимать и видеть истинную ценность предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_2_hudozhniki_umeltsy.docx83.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Художники - умельцы» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественную направленность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Дошкольный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.

«Декоративно-прикладное искусство» - широко развитое творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения, открывая им всё больше удивительного и прекрасного в окружающем нас мире.

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, традиционные формы народного мастерства, обеспечивают развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной культуре. Специфика творческой деятельности в области декоративно – прикладное искусство позволяет приобщить детей к активному труду, помочь привить любовь к предметному миру, развить способности понимать и видеть истинную ценность предметов.

Актуальность изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей.

Актуальным  является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук. А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму.

Педагогическая целесообразность. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.

Целью программы является развитие у ребёнка художественных, творческих умений и навыков.

Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:

Образовательные:

- Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение различных техник рисования.

-  Углубление и расширение знаний об истории изобразительном искусстве и основании декоративно – прикладном искусстве.

Воспитательные:

-  Формирование внутренней культуры личности ребёнка;

            - Формирование духовных и нравственных качеств личности, соответствующих общественным ценностям;

              - Объединение коллектива единомышленников, нацеленного на решение творческих задач.

Развивающие:

             - Развитие в ребёнке чувства уверенности, содействие в самоопределении, адаптация в обществе;

              -  Развитие мировоззрения, чувственного внимания;

              - Повышение самооценки и самореализации ребёнка;

Отличительными особенностями программы от других программ курса обучения (Т.С. Комаровой  и других) являются:

  • работа с различными  материалами (бумага, соленое тесто, бумага, ткани, нитки, кожа и т.д.);
  • уровневая дифференциация обучения (2 года – базовый уровень обучения, 3-ий год – уровень совершенствования мастерства);

Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие  виды занятий:

 Теоретические  объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях.

 Практические  изготовление декоративных изделий различными методами и приемами, с применением декоративно - прикладных материалов.

Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития обучающихся.

Творческие  самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, бумагу, пластилин, тесто, глину  и др.

Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:  

  • беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
  • демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
  • работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
  • организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
  • организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • организация выставок детских работ;
  • создание и развитие детского коллектива;
  • работа с родителями.

Системность в учебном процессе осуществляется от простого к  сложному, от известного к неизвестному.

1.        Состав воспитанников – 5- 10 человек;

2.        Возраст, класс 3 -6 лет;

3.        Курс обучения - 3 года;

4.        Количество часов -  1-й 36ч; 2-й 36 ; 3-й 36ч.

Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Место проведения занятий объединения «Художники умельцы»

Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения  подготовительных работ в домашних условиях.

По окончании 1-го года обучения воспитанники будут  знать:

  • технику безопасности при работе с острыми инструментами;
  • историю изобретения бумаги, ножниц, различные виды аппликации и вырезания;
  • историю оригами, условные обозначения, термины и базовые формы оригами;
  • историю лепки из соленого теста, материалы, инструменты и приемы работы с соленым тестом;
  • историю рисунка и графики, графические художественные материалы и техники;
  • основы цветоведения, средства художественной выразительности: линия, пятно, штрих, точка.

Будут уметь:

  • изготавливать аппликацию из бумаги с применением различных видов аппликации и вырезания;
  • изготавливать оригами различных видов;
  • лепить плоскую и объемную фигуры из соленого теста с применением различных фактурных поверхностей;
  • рисовать пальчиками и ладошками;
  • рисовать с помощью различных техник: раздельный мазок и точки, мозаика, лисировка и примакивание, монотипия и диатипия, выдувание и «мыльные пузыри», набрызг, гроттаж.

По окончании 2-го года обучения воспитанники будут знать:

  • об изготовлении аппликации из различных материалов с применением различных техник;
  • о создании фактурных поверхностей на пластичных материалах – пластилин, соленое тесто; различные способы получения «расписного» пластилина; историю создания рельефов и барельефов;
  • о материалах и инструментах, применяемых в декупаже, приемы и техники работы;
  • об истории рисунка, восприятии и изображении формы, светотени, пропорциях и перспективе; графических художественных материалах и техниках; последовательность рисования геометрических тел, рисования пейзажа;
  • об истории живописи; многообразие жанров живописи; основы цветоведения; правила, приемы и средства композиции; живописные художественные материалы и техники работы; последовательность выполнения живописного произведения; последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов.

Будут уметь:

  • изготавливать аппликацию из различных материалов с применением различных техник;
  • изготавливать работы в технике декупаж;
  • строить системы цветовых кругов; получать цветовое разнообразие на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным;
  • рисовать геометрические тела; рисовать траву и цветы, ветви и деревья;  зверей и птиц; рисовать пейзаж;
  • изображать натюрморт из бытовых предметов  в различных техниках.

По окончании 3-го года обучения воспитанники будут знать:

  • о материалах и инструментах применяемых в бумагопластике и теснении; приемы и техники работы;
  • о материалах и инструментах, применяемых в квилинге; приемы и техники работы;
  • о материалах и инструментах, применяемых в киригами; приемы и техники работы;
  • о народном декоративно-прикладном искусстве; виды и структуру орнаментов, многообразие и единство орнаментальных мотивов; стилизация природных форм;
  • о последовательности изображения пейзажа; последовательности выполнения живописного этюда головы; последовательности выполнения живописного этюда фигуры человека.

Будут уметь:

  • изготавливать работы в техниках бумагопластика и теснение;
  • изготавливать работы в технике квилинг;
  • изготавливать работы в технике киригами;
  • изготавливать работы народного декоративно-прикладного творчества: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово), роспись керамики (Гжель), лепка и роспись русских народных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки)
  • изготавливать коллажи с применением различных техник и материалов;
  • изображать пейзаж различными техниками: акварель по сырому, акварель, гуашь;
  • выполнять живописный этюд головы: портрет, автопортрет и фигуры человека.

Ожидаемые результаты работы по окончанию всего курса обучения:

  • Научатся формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоят различные техники рисования.
  •  Углубят и расширят знания об истории изобразительном искусстве и основании декоративно – прикладном искусстве.
  •  Начнётся формирование внутренней культуры личности ребёнка;
  • Начнётся формирование духовных и нравственных качеств личности, соответствующих общественным ценностям;
  •  Объединится коллектив единомышленников, нацеленного на решение творческих задач.
  •  Разовьётся в ребёнке чувства уверенности, содействие в самоопределении, адаптация в обществе;
  •   Разовьётся мировоззрение, чувственного внимания;
  •   Повысится самооценка и самореализация ребёнка;

При проектировании образовательной программы сделала упор на задачи, направленные на развитие ключевых компетентностей обучающихся.  Особое внимание уделила формированию общекультурных и коммуникативных компетентностей детей 1 класса

Развитие общекультурной и коммуникативной компетенции у младших школьников базируется на следующих педагогических принципах: проблемности, культурологической ориентации, диалогичности, коммуникативной направленности, событийности, ценностной ориентации, активности, креативности.

Общекультурные компетенции. Обучающийся должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

На своих занятиях особое внимание уделяю формированию общекультурной компетенции:

- знакомлю детей с нравственно-этическими ценностями русского народа в процессе экскурсий (в краеведческий музей, картинную галерею), заочных путешествий (Русская женская одежда, Игрушки старины), в творческой деятельности (создание безликих кукол,   организация выставок).

- знакомлю  с  культурно-религиозными праздниками русского народа. Познакомились с христианскими праздниками Покров, Рождество Христово, Масленица, Пасха. На протяжении учебного года наблюдали за природой.

- провожу интегрированных занятия, использую метод проектов.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо:

  • хорошо освещаемое помещение для работы;
  • соответствующая материально-техническая база;
  • наличие научно-методического комплекса, литературы, журналы, наглядно-демонстративного материала.

Основные виды диагностики результата:

  •  входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
  •  текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
  • промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
  • итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и  конце каждого учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, выставки  творческих работ, составление альбома лучших работ,  творческий отчет по завершению темы, участие в районных, городских и областных выставках, конкурсах и фестивалях.

Учебно-тематическое планирование I год обучения

Тематика занятий

Всего часов

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

-

II

Декоративно прикладное искусство

20

2

18

2.1

Работа с пластичными материалами

10

1

9

2.2

Работа с бумагой, картоном, в различных техниках.

10

1

9

III

Изобразительное искусство

14

2

12

3.1

Живопись

9

1

8

3.2

Графика

5

1

4

IV

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

36

6

30

Содержание образовательной программы I год обучения.

I. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Краткие сведения из истории возникновения и развития пластичных материалов, бумажного производства, виды бумаги и пластичных материалов; направления бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги, картона, пластилина и соленого теста. Режим работы кружка, содержание предстоящей работы. Вопросы организации деятельности кружковцев. Безопасность труда и личной гигиены.

Практическая работа:

Рисование на развитие мышления (тесты на выявление неординарности мышления детей, проводятся совместно с психологом).

II. Декоративно прикладное искусство

  1. Работа с пластичными материалами

Понятие пластилинографии, основные приёмы и методы работы с пластилином. Способы формирования изделий из пластилина. Ознакомление с цветовым кругом. История возникновения и развития работы с тестом. Рецепт изготовления солёного теста.  Знакомство с солёным тестом.  Виды росписи  изделий из теста (акварелью, гуашью). Основные приёмы и методы работы с тестом. Способы изготовления изделий из солёного теста (Сушка, выпекание). Демонстрация изделий в данной технике. Организация рабочего места при работе с тестом и пластилином. Требования к качеству готового изделия. Правила безопасности при работе с пластилином и солёным тестом.

Практическая работа:

Организация рабочего места. Составление эскиза, подбор пластилина. Выполнение лепной картины на заданную тему (полёт в космос), коллективное выполнение панно из пластилина (поляна цветов). Выполнение различных фигурок из солёного теста (пасхальные корзинки, медвежата) Выполнение панно из соленого теста (божья коровка на цветке) сушка и роспись акварельными красками.  Оформление работ в паспарту и рамки.

2.2 Работа с бумагой картоном в различных техниках.

Аппликация (сюжетная)

Виды бумаги: писчая, рисовальная, цветная, бархатная, обёрточная. Свойства бумаги: цвет, толщина, плотность, гладкость поверхности, прочность, отношение к влаге. Виды картона. Его основные свойства и назначение. Отличие от картона по внешнему виду, назначению.

Понятия: лицевая и изнаночная стороны материала, шаблон.

Правила экономной разметки. Назначение устройство хранение ножниц. Правила безопасности работы с ножницами. Клей (канцелярский, ПВА., клеящий карандаш, клейстер.) Организация рабочего места при работе с клеем. Способы оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации: рваная мозаика, пластичная полоска и др. Разбор вариантов плоской и объёмной аппликации.

Практическая работа:

Выбор материала по цветовой гамме, толщине плотности прочности, отношению к влаге.

Изготовление изделий в технике плоской аппликации «Слоника» из бумаги и картона с использованием освоенных способов. Изготовление изделий в технике объёмной аппликации «Лисичка», «Чебурашка» и др., из бумаги и картона с использованием освоенных способов.

Приёмы оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации: «Лисичка», «Чебурашка» и др.

Организация рабочего места. Разметка деталей по шаблону и трафарету. Экономное использование материала. Выполнение требований техники безопасности работы с ножницами клеем бумагой и картоном

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

Бумажная пластика, базовые понятия: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий: техника (способы) их выполнения.

Практическая работа:

Выполнение операций творческого моделирования: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез). Выполнение изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед) с соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены.

Оригами

 «Оригами» – искусство складывания бумаги. История возникновения и развития оригами. Характерные особенности оригами. Базовые понятия оригами: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Техника выполнения фигурок, основанных на базовых формах.

Практическая работа:

Выполнение операций и фигурок, основанных  на базовых понятиях и формах.

Отработка способов складывания всем известных и неизвестных форм – «Кораблик»,  «Самолетик»,  «Лягушка» и др.

Творческая работа.

Практическое выполнение творческих работ – декоративные букеты,

упаковка для подарков, использование рамок при оформлении работ.

Итоговое занятие: 

Практическая работа:

Проведение мини выставки.

III. Изобразительное искусство.

3.1  Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

 3.2  Графика.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

IV. Итоговое занятие.

         Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Учебно-тематическое планирование II год обучения

Тематика занятий

Всего часов

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

-

II

Декоративно прикладное искусство

25

4

24

2.1

Работа с природными и текстильными материалами.

6

1

5

2.2

Работа с бумагой, картоном, в различных техниках.

7

1

6

2.3

Работа с пластичными материалами

6

1

5

2.4

Декупаж

6

1

5

III

Изобразительное искусство

10

2

8

3.1

Рисунок

5

1

4

3.2

Живопись

5

1

4

IV

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

36

6

30

Содержание образовательной программы II год обучения.

I. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Краткие сведения из истории возникновения и развития пластичных материалов, бумажного производства, виды бумаги и пластичных материалов; направления бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги, картона, пластилина и соленого теста. Режим работы кружка, содержание предстоящей работы. Вопросы организации деятельности кружковцев. Безопасность труда и личной гигиены.

Практическая работа:

Рисование на развитие мышления (тесты на выявление неординарности мышления детей, проводятся совместно с психологом).

  II. Декоративно прикладное искусство

2.1Работа с природными и текстильными материалами.

Аппликации из природных материалов: сухих листьев и цветов, семян, соломки, ракушек, камешков. Приемы работы с различными материалами. Последовательность выполнения аппликации: выбор сюжета, выполнение эскиза аппликации. Способы изготовления шаблонов. Виды клеев. Приемы приклеивания материалов.

Практическая часть. Изготовление аппликации из различных материалов с применением различных техник: «Натюрморт», «Петушок», «Верба», «Собачка», «Букет», «Хуторок», «Ромашки», «Морской берег».

Экскурсия в осенний парк.

Аппликация из текстильных материалов

Классификация аппликаций  из текстильных материалов: ниток, ткани, трикотажа, ваты. Приемы работы с различными материалами.

Последовательность выполнения аппликации: выбор сюжета, выполнение эскиза аппликации. Выбор материалов по цвету и фактуре. Способы изготовления шаблонов. Виды клеев. Приемы приклеивания материалов.

Практическая часть. Изготовление аппликации из различных материалов с применением различных техник: «Снежинка», «Клоун», «Одуванчик», «Улитка», «Золотая рыбка», «В лесу», «Зима».

2.2 Работа с бумагой, картоном в различных техниках.

Оригами

Базовые формы оригами

Основные термины: складка - «молния», зеркальная складка-«молния», рас-

крытие и расплющивание кармана.

Базовые формы для сгибания бумаги: двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица.

Искусство кусудамы. История появления кусудамы, приемы складывания и соединения модулей.

Практическая часть. Складывание базовых форм оригами – двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица.

Складывание и соединение модулей кусудамы.

Конструирование

Изображение действий на чертеже и последовательности их выполнения. Практическое выполнение моделей. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Оформление поздравительной открытки.

Практическая часть. Изготовление оригами различных видов: «Рыбка», «Лягушка», «Аквариум», «Бабочка», «Пчелка», «Дракон», «Журавлик», «Утенок», «Уточка», «Сердце», «Ангел», «Кусудама простая», «Кусудама острая».

2.3 Работа с пластичными материалами

Лепка из солёного теста

Создание фактурных поверхностей на пластичных материалах. Типы рельефов: контррельеф, барельеф и горельеф. Из истории создания рельефов, барельефов.

Практическая часть. Изготовление панно из соленого теста, с применением различных техник и фактур: «Кот», «Друзья», «Хутор»; изготовление рельефа «Бабочка».

Лепка из пластилина

Свойства пластилина. Различные способы получения «расписного» пластилина: раскатывание, смешивание, резка. Знакомство со скульптурной лепкой. Лучшие скульпторы и их творения. Характерные особенности фигуры животных, птиц. Фигура в покое, в движении. Лепка шерсти животного, перьев птиц с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур.

Практическая часть. Лепка из пластилина, с применением различных техник и фактур: «Собачка», «Курочка», «Черепаха»; изготовление панно из пластилина и соленого теста, с применением различных техник и фактур: «Осенний ветер», изготовление барельефа «Бабочка».

2.4 Декупаж

Основы декупажа

Из истории декупажа. Материалы и инструменты. Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага

Приемы и техники работ: вырезание, декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Наклеивание салфеток различными способами

Лакировка – понятие о различных типах лаков.

Практическая часть. Изготовление пробного изделия в технике декупаж.

Декорирование поверхностей

Подготовка поверхности. Вырезание, наклеивание, лакировка поверхностей. Использование контуров, акриловых красок.

Практическая часть. Изготовление панно: «Цветок», «Бабочки», «Фантазия». Оформление рамки для фотографии в технике декупаж.

III. Изобразительное искусство.

3.1 Рисунок

Из истории рисунка. Рисунок – вид графики. Восприятие и изображение формы. Графические художественные материалы. Техники рисования: штамп, трафарет, набрызг, мазок, точки, мозаика, текстурирование, лисировка, примакивание, выдувание, монотипия, диатипия, «мыльные пузырики», гроттаж, «старая фреска». Передача фактуры предметов.

Практическая часть. Рисунок с применением сочетания различных техник и графических художественных материалов. Рисунок с применением передачи фактурных поверхностей.

Практическая часть. Рисование геометрических тел с применением светотени, пропорций, перспективы.

Наброски и зарисовки

Рисование трав и цветов, ветвей и деревьев. Выполнение акварельных набросков. Экспериментирование цветом – превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение листьев и цветов. Использование в рисунках точек, линий, мазков, пятен.

Рисование зверей и птиц. Передача красоты оперенья, движения. Передача характерных особенностей формы, шерсти, движения животных.

Практическая часть Рисование трав и цветов, ветвей и деревьев. Рисование зверей и птиц.

Рисование пейзажа

Пейзаж – как жанр искусства. Виды изобразительных материалов. Виды пейзажа. Последовательность рисования пейзажа: этюд, набросок, линейная и воздушная перспектива, рисование заднего и переднего плана,  разработка пейзажа  в цвете.

Практическая часть. Изображение объектов природы по памяти и представлению графическими средствами. Рисование пейзажа.

3.2 Живопись

Основы живописи

Из истории живописи. Живопись – искусство цвета. Многообразие жанров живописи. Восприятие и символика цвета. О природе цвета. Знакомство с цветовым кругом – основные, составные и дополнительные цвета. Правила, приемы и средства композиции. Ритм. Выявление сюжетно-композиционного центра. Живописные художественные материалы и техники работы.

Практическая часть. Построение системы цветовых кругов. Получение цветового разнообразия на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным.

Художественно-творческая деятельность

Последовательность выполнения живописного произведения. Натюрморт из природных и рукотворных форм (фрукты, овощи, бытовая утварь). Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Составление декоративных композиций.

Практическая часть. Изображение натюрморта из бытовых предметов, в различных техниках.

IV. Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Учебно-тематическое планирование III год обучения

Тематика занятий

Всего часов

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

-

II

Народное декоративно прикладное искусство

30

4

26

2.1

Теснение

7

1

6

2.2

Работа с бумагой, картоном, в различных техниках.

8

1

7

2.3

Роспись, народная игрушка.

8

1

7

2.4

Коллаж

7

1

6

III

Изобразительное искусство

5

-

5

3.1

Живопись

5

-

5

IV

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

36

5

31

Содержание образовательной программы III год обучения.

I. Вводное занятие

          Инструктаж по технике безопасности. Краткие сведения из истории возникновения и развития пластичных материалов, бумажного производства, виды бумаги и пластичных материалов; направления бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги, картона, пластилина и соленого теста. Режим работы кружка, содержание предстоящей работы. Вопросы организации деятельности кружковцев. Безопасность труда и личной гигиены.

Практическая работа:

Рисование на развитие мышления (тесты на выявление неординарности мышления детей, проводятся совместно с психологом).

II. Народное декоративно прикладное искусство

2.1. Тиснение

Виды тиснения: сухое (тиснение и текстурирование), влажный эмбоссинг, комбинированный. Материалы и инструменты, трафареты. Виды бумаги. Приемы и техники работы с пергаментом и бумагой.

Практическая часть. Тиснение по пергаменту – изготовление открытки «Розовый сад». Тиснение по бумаге – изготовление открытки «Примула», «Цветение яблони».

2.2 Работа с бумагой, картоном в различных техниках.

Бумагопластика

Из истории бумагопластики. Материалы и инструменты: резак, шило, ножницы, спицы, пробойники. Виды бумаги. Клеи. Приемы и техники. Выбор технических приёмов. Последовательность выполнения: выбор сюжета; подбор бумаги по цвету и качеству; наложение фона на основу; тонирование бумаги; изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой; раскладывание их на фоне; оформление готовой работы.

Практическая часть. Изготовление открытки: «Ветка сирени», «Лилия», «Фиалка»; изготовление панно: «Северное сияние», «Летняя прогулка».

Экскурсия на городскую  выставку творческих работ

Основы квилинга

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квилинга. Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. Техника безопасности. Вырезание полосок для квилинга. Основные правила работы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Практическая часть. Изготовление основных форм квилинга – «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Конструирование

Основные формы. «Завитки», «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квилинга. Композиция, изделие из основных форм. Изготовление бахромчатых цветов. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Изготовление основных форм квилинга – «Завитки», «Спирали в виде стружки». Изготовление открытки: «Крокусы», «Каменный цветок», «Хризантемы»; изготовление панно: «Орхидея», «Дачные радости», «Корзина с фиалками»; изготовление шкатулки «Розочки».

2.3  Роспись, народная игрушка

Виды и структура орнаментов. Многообразие и единство орнаментальных

мотивов. Стилизация природных форм. Роспись по дереву (Хохлома, Городец,

Жостово, Гжель). Керамика. Лепка посуды.

Практическая часть. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово). Лепка и роспись посуды под Гжель.

Народная игрушка

Из истории русской глиняной игрушки: Дымковская, Каргапольская, Городецкая, Филимоновская. История появления матрешки. Традиции и современность. Стилизация природных форм.

 Практическая часть  Лепка и роспись русских народных игрушек «Рыбка», «Лошадка», «Козлик», «Уточки», «Курочка», «Петушок», «Барыня», «Матрешка».

Экскурсия  в музей, на выставку декоративно-прикладного творчества.

2.4 Коллаж

Основы коллажа

Коллаж – как вид художественного творчества. Коллаж – как техника работы с различными материалами. Основные понятия: объем, рельеф, фактура, цвет, фон, форма,  контраст, ритм, целостность, гармония.

Материалы для композиций. Многообразие используемых природных и дополнительных материалов. Материалы плоские и объемные, разнообразие форм и фактур природного материала, богатство цветовой палитры.

Изготовление коллажей

Значение и назначение цвета в создании коллажа. Общие принципы равновесия на плоскости. Пропорции. Соотношение размеров и количества растений в композиции.

Практическая часть. Изготовление коллажа с применением различных техник и материалов: «Матрешка», «Богатырь», «Русская деревенька», «Вечер», «Белеет парус», «Полет фантазии».

III. Изобразительное искусство

3.1 Живопись

Рисование пейзажа

Основные характеристики цвета. Локальный цвет. Цветовые контрасты. Смешение цветов. Колорит. Типы цветовых гармоний. Правила, приемы и средства композиции. Ритм. Выявление сюжетно-композиционного центра. Последовательность изображения пейзажа.

Практическая часть. Последовательность изображения пейзажа различными техниками: акварель по-сырому, акварель, гуашь.

Экскурсия в весенний парк.

Рисование человека

 Последовательность выполнения живописного этюда головы. Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека.

Практическая часть. Последовательность выполнения живописного этюда головы: портрет, автопортрет. Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека.

IV. Мероприятия познавательно – воспитательного характера

         

          Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

  V.   Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

При разработке дополнительной образовательной программы педагог использовал наличие следующих методов и форм:

  1. Единство созидания и восприятия;
  2. Метод коллективных и групповых работ;
  3. Метод соревнования;
  4. Метод освоения новых приемов, технологий работы;
  5. Метод отчетных занятий;
  6. Оформление учащимися интерьера рабочего кабинета.

Формы проведения занятий

  • Занятия упражнения;
  • Занятия обучающего типа;
  • Занятия экспериментирования;
  • Занятия самостоятельной работы;
  • Занятия праздники, являющиеся формами коллективной работы;
  • Занятия самореализации.

Формы и методы обучения

     Воспитанники объединении «Солнечный лучик» на занятиях знакомятся с каждым из видов деятельности.

Изделия выполняются по готовым образцам для того, чтобы усвоение специфики любого вида творчества стало доступным для детей.

Очень важную роль играет тот факт, посредством каких методов педагог                              передаёт учебную информацию детям. Такими методами могут являтся: самостоятельные наблюдения учащихся, демонстрации, упражнения, рассказы, объяснения, письменный и устный материал.

           Наилучшим вариантом организации творческой деятельности является коллективная работа по созданию изделий, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в создании поделок и застенчивому и не очень способному и молчаливому ребёнку.

       Оценку работ учащихся лучше производить по разным критериям, так чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «за самый смелый проект», «за самый изящный проект», «за самый обоснованный проект», «за самый красивый проект».

Продуманной должна быть работа педагога, чтобы анализ оценки шёл в нужном русле, затрагивал души ребят, заставлял их задуматься, как много, труда и доброты вложено в их работы.

Для активизации деятельности учащихся следует ограничить использование репродуктивных методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, творческих.

Это способствует закреплению знаний, умений, развивает мышление, формирует интерес к творчеству.

В качестве дидактического материала на занятиях используются: рисунки, наглядные пособия, журналы, картинки, шаблоны, заготовки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Антипова, М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками [Текст] /М.А. Антипова – Ростов н\Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с., ил.
  2. Афонькин, С.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане [Текст]/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
  3. Афонькин, С.Ю. Оригами. Собаки и коты – бумажные хвосты [Текст] /С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
  4. Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]/ В.С. Горичева, Т.В. Филиппова – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 96 с., ил.
  5. Давыдова, Т.Н. Рисуем пальчиками и ладошками. Детское творчество  [Текст]/Т.Н. Давыдова – М.: Стрекоза, 2010. – 20с., ил.
  6. Зайцева, А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. [Текст]/ А.А. Зайцева – М.: Эксмо, 2010. – 192с.: ил.
  7. Пицык, А.А. Игрушки из соленого теста [Текст]/ А.А. Пицык – М.: Мир книги, 2010. – 64с., ил.
  8. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов. / Н.М. Сокольникова, М.: Академия, 1999. – 368с., 12 л. ил: ил.
  9. Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития обшей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов [Текст]: В.А.Солнцева, Т.В. Белова – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 93с., ил.
  10. Тойбнер, А. Лучшие поделки из бумаги, картона [Текст] /А. Тойбнер, Н. Болгерт, Р. Крумбахер – Ярославль: Академия развития, 2008. – 48с., ил.
  11. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] /А.А. Фатеева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с., ил.
  12. Халезова, Н.Б. Народная пластика декоративная лепка [Текст] /Н.Б. Халезова – М.: Просвещение, 1984. – 112с., ил.
  13. Эм, А. Оригами [Текст]/ А. Эм – Минск: Харвест, 2010. – 256с., ил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

  1. Бельдюкова, Н. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин [Текст]/ Н. Бельдюкова, С. Петров, В. Кард – М.: Эксмо – пресс; СПб.:Валерии СПД, 2001. – 224с., ил.
  2. Воловик, А.Ф. Все о рисовании [Текст]/ А.Ф. Воловик – М.: Эксмо, 2000. – 92с., ил.
  3. Каменева, Е.О. Твоя палитра [Текст] /Е.О. Каменева – М.: Детская литература, 1998. – 64с., ил.
  4. Кутафьева, Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей [Текст] /Н. Кутафьева – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1994. – 72с., ил.
  5. Крупин, В.Н. В дымковской слободе [Текст]/ В.Н. Крупин – М.: Малыш, 1989. – 92с., ил.
  6. Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства [Текст]/ Т.Н. Проснякова – Самара: Учебная литература, 2003. – 120с., ил.
  7. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика [Текст]/ С. Соколова – М.:Изд-во Эксм; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 176с., ил.
  8. Чаварра, Х. Ручная лепка [Текст]/ Х. Чаварра – М.: Издательство АСТ, 2003. – 64с., ил.
  9. Черныш, И.В. Удивительная бумага [Текст]/ И.В. Черныш – М.: АСТ – пресс, 1999. – 112с., ил.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла

г. Орел, ул. М. Горького, 54                                                                Адрес электронной  почты:

            тел.41-65-08                                                                                            orel_ds5@orel-region.ru

       

Принято

на заседании

педагогического совета

Протокол №  

от «   »              2022 года.

                        « УТВЕРЖДЕНО»

                              Заведующая МБДОУ

«Детский сад № 5 комбинированного вида»

   __________________ И.В. Лазарева

         Приказ №       от «   »               2022 г.

Программа

Образовательной деятельности объединения «Художники -умельцы» (декоративно – прикладное искусство)

                                                                       Срок реализации - 3года

                                                                       Возраст детей 3 – 6

                                                                       Автор программы:

                                                                       педагог дополнительного

                                                                       образования Кадысева П.И.

г. Орел

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 11-15 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...