Тема урока "Приготовление простых растворов"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

М.А.Алексеева

План открытого урока в 6 классе. Отрабатывание приёмов приготовления простых растворов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_prigotovlenie_rastvorov.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Приготовление простых растворов»

Учитель Алексеева М. А.

Цель урока: совершенствование умений и навыков выполнения приемов.

Задачи урока:

l) образовательные:

- уточнить и закрепить знания учащихся о растворах;

- отработать приемы приготовления простых растворов;

2) коррекционные:

- развитие и коррекция памяти на основе упражнений в при поминании и воспроизведении, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;

- развитие общей и мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы.

З) воспитательные: воспитание мотивации к учению, трудолюбию.

Материально-техническое оснащение занятия: ящики для раствора, весла, ведра, сита, штукатурные лопатки, штукатурные ковши, песок, цемент, известковое тесто, операционные карты, планшет «Компоненты простых растворов», карточки с заданиями, плакат с зашифрованным словом, образцы вяжущих материалов, образцы заполнителей, инструкции по ТБ, перчатки, защитные очки, респираторы.

СЛОВАРЬ: компоненты, вяжущие материалы, заполнители, известковое тесто, цементный раствор, перемешивание, однородный, пластичный, дозирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.0рганизационный момент:

Приветствие, рапорт дежурного;

-  Проверка готовности учащихся(спецодежда, головные уборы, состояние рабочих мест, инструмента и инвентаря);

   - Расшифровка закодированного слова и формирование темы урока на основе этого слова совместно с учащимися.

Учащимся предлагается расшифровать представленное на плакате слово, которое будет относиться к теме занятия.

СЛАЙД 1.

ЦЕЛЬ: развитие и коррекция внимания на основе упражнения на его концентрацию и устойчивость.

А         Т        Р       О       С       Р     В

*сообщение задач урока;

*мотивационная установка на работу на уроке;

2.Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: повторить и актуализировать имеющиеся знания;
коррекция памяти на основе упражнений в при поминании и воспроизведении.

Беседа по вопросам:

Учитель. Что такое раствор?

Учащиеся. Раствор - это смесь вяжущего материала, заполнителя и воды.

Учитель. Для чего применяют раствор?

Учащиеся. Раствор применяют для оштукатуривания поверхностей.

Учитель. Какие материалы необходимы для приготовления раствора?

Учащиеся. Для приготовления раствора необходимы вяжущие материалы, заполнители и вода.

Работа с дидактическими карточками.

Учитель. Вам предлагаются карточки с заданиями, где вы должны определить, какие материалы относятся к вяжущим материалам, а какие - к заполнителям.

Учащиеся. Выполняют задания (задания дифференцированы по степени сложности. Беседа)

Учитель. Для чего служит в растворе вяжущий материал?

Учащиеся. Вяжущий материал в растворе служит для связывания частичек заполнителя между собой и придания прочности.

        СЛАЙД 2: ВЯЖУЩИЙ МАТЕРИАЛ В РАСТВОРЕ СЛУЖИТ         .

Учитель. Для чего в растворе нужен заполнитель?

Учащиеся. Заполнитель в растворе создает твердую форму и уменьшает расход вяжущих материалов.

СЛАЙД З: ЗАПОЛНИТЕЛЬ ВВОДЯТ В РАСТВОР         .

Упражнение. Распознавание материалов, необходимых для приготовления цементного и известкового растворов по внешнему виду (работа в микрогруппах).

Цель. Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в узнавании и различении материалов через зрительный и тактильный анализаторы.

Развитие коммуникативных навыков общения

У каждой микрогруппы набор баночек с вяжущими материалами и заполнителями. На баночках наклеены разноцветные кружки с цифрами.

Задание для 1-ой микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления цементного раствора.

Задание для 2-ой микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления известкового раствора.

Учащиеся рассматривают представленные образцы материалов, помешивают их палочкой, определяют на ощупь.

Выбрав нужные материалы - выступают с отчетом.

Учащиеся. l-ая мuкрогруппа. Для приготовления цементного раствора выбирают баночку № 1 с вяжущим материалом- цементом и баночку № 4 с заполнителем - песком.

Учитель. Давайте сверим, правильно ли вы выбрали нужные материалы.

Учащиеся. Сверяют свои ответы с правильным ответом на вывешенных кружках на доске (цифры записаны на обратной стороне).

Учащиеся. 2-ая мuкрогруппа. Выбирают баночку № 2 с вяжущим материалом - известью и баночку № 3 с заполнителем - песком.

(Сверяют свои ответы с правильным ответом).

Учитель. По каким признакам вы распознали материалы?

Учащиеся. По внешнему виду( по цвету, сыпучести, порошкообразному виду).

Учитель. Подумайте и скажите, какой раствор прочнее: известковый или цементный?

Учащиеся. Прочнее - цементный раствор.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданиями. 3нание вяжущих материалов и заполнителей пригодится вам при приготовлении растворов.

Для приготовления растворов используют одно или два вяжущих материала. Как называются растворы, приготовленные с применением одного вяжущего материала?

Учащиеся. Такие растворы называются простыми.

Учитель. Назовите виды простых растворов.

Учащиеся. К простым относятся растворы: цементный, известковый, глиняный, гипсовый.

Учитель. А как обозначаются простые растворы?

Учащиеся. Простые растворы обозначаются двумя цифрами.

Учитель. Расшифруйте состав цементного раствора - 1:3.

Учащиеся. В состав цементного раствора входят: 1 часть цемента и 3 части песка.

Работа по выбору нужного компонента раствора.

Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Учитель. Следующее задание определит, кто лучше всех знает компоненты, входящие в разные виды растворов

СЛДЙД 4 : (На доске планшет с написанными соотношениями растворов, в которых не хватает некоторых компонентов).

Учащиеся. Выходят по очереди к доске, находят нужный компонент на табличке и вставляют его на место.

Компоненты простых растворов

... ? ... +  песок  +  вода  =  глиняный раствор

Гипс + …?... + вода = гипсовый раствор

        Известь  +  песок  +  вода =   . . . ? ...

Цемент + песок +  . . .? ...  = цементный раствор

Учитель. Мы выяснили, что название раствора определяется видом вяжущего материала. Давайте все вместе повторим их названия.

Учащиеся. Хором повторяют названия простых растворов: глиняный раствор, гипсовый раствор, известковый раствор, цементный раствор.

Учитель. Все необходимые сведения о простых растворах мы с вами повторили. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Эти знания будут нужны вам для правильного приготовления
растворов при оштукатуривании поверхностей.

3. Практическая работа.

Цель: Отработка приемов приготовления простых растворов.

l)Сообщение сведений о требованиях, предъявляемых к качеству растворов.

Учитель. Раствор должен быть хорошо перемешанным, однородным, пластичным, не содержать крупных частиц песка. Готовый раствор нужно просеять через сито.

2)Правила приготовления раствора.

Учитель. Все материалы для приготовления раствора сначала надо просеивать и отмерять в нужном количестве.

Чем можно отмерять нужное количество цемента, песка? Чем можно наливать воду?

Учащиеся. Нужное количество песка и цемента можно отмерять совком, ковшом. Наливать воду - ковшом.

Учитель. Чем будем перемешивать сухую смесь песка и цемента, и чем перемешивать раствор?

Учащиеся. Перемешивать сухую смесь будем штукатурной лопаткой, а раствор - веслом.

З) Повторение правил безопасности при приготовлении раствора.

Учитель. Какие правила безопасности нужно соблюдать при подготовке материалов для приготовления раствора?

Учащиеся. При просеивании песка, цемента, насыпания их в ящик, нужно обязательно надевать очки и респираторы.

4) Повторение алгоритма приготовления раствора.

Цель: развитие и коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; установлении последовательности работы.

Учитель. Элементарные приемы просеивания песка и цемента дозирования материалов, их перемешивания, затворения смеси водой перемешивания раствора вы освоили на предыдущих
уроках. Сейчас необходимо вспомнить операции которые необходимо выполнить при приготовлении раствора.

Раздает учащимся разрезанные операционные карты приготовления раствора которые нужно собрать в правильной последовательности.

Учащиеся. Наклеивают разрезанные операции на пронумерованный лист в нужной последовательности работы.
Сверяют свои ответы с операционной картой вывешенной на доске и на слайде.

СЛАЙД 5: ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ РАСТВОРА

Учитель. Теперь приступим к выполнению практической работы.

Выдает задание учащимся - приготовить цементный раствор.

5) Самостоятельная работа учащихся с опорой на операционную карту.

Цели: применение знаний практических умений и навыков;
развитие навыков контроля и самоконтроля.

Учащиеся. Приготавливают раствор. Определяют его готовность.

Учитель. Совершает обходы рабочих мест с целью проверки:

*организации рабочего места;

*правильного дозирования материалов;

*последовательности выполнения операций;
*соблюдения правил ТБ;

*правильного владения инструментом;
*соблюдения культуры труда;

*контроля качества выполненной работы;
*оказания необходимой помощи учащимся;

4.Уборка рабочих мест, приведение в порядок инструментов, инвентаря, спецодежды.

5.Подведение итогов занятия:

* достижение цели урока;

*общая оценка овладения учащимися приемов приготовления растворов;

*отчет учащихся о проделанной работе;

*разбор допущенных ошибок и способов их устранения;
*совместная оценка выполненных работ;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Простые растворы.

Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...

Конспект урока по биологии на тему: "Многообразие простейших. Паразитические простейшие" - 2013 год

Сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие при...

3. Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистемах и значе...

Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистем...

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.Задачи урока.1. Образовательные:на основе пов...

Самостоятельная работа по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение".

Данная разработка может быть использована в качестве как самостоятельной работе по теме, так и материала для самоподготовки к проверочной работе по данной теме. Ответы к тесту прилагаются...

Проверочный тест по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"

Данная разработка может быть использована в качестве контроля знаний учащихся по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"....