Рабочая программа по технологии 5-8 класс для смешанных классов.
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Белкина Лидия Константиновна

В школе «Технология» - образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нём технологиях.

Освоение технологического подхода, как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moyaopisanie.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

к использованию

в образовательном учреждении

Директор ______________

____________

_____________2015г.

Рекомендую

к утверждению

Зам. директора по УВР

___________

____________2015г.

Рассмотрено

протокол №

от__________ 2015г.

Председатель

___________________

                      Авторская рабочая программа

       по   технологии 5-8 класс  для смешанных классов.

                                               Учитель: Белкина Лидия Константиновна.

Стаж: 10 лет,

2015-2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

При разработке программы были использованы

- материалы примерных программ по учебным предметам «Технология» 5-9классы, Москва «Просвещение» 2010,

- программы по технологии для неделимых 5-7 классов Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко опубликованной в журнале «Школа и производство» №3 за 2005 год,

- программы: «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов» автор О.А. Кожина,

- «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» автор В.Д. Симоненко, «Информационные технологии» авторы А.Н. Аблин, О.А. Богданов, Г.С. Гринберг, Ю.Л. Хотунцев.

- «Графика» авторы А.А. Павлова, В.Д.Симоненко,

- «Проекты в образовательной области «Технология» авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко, О.А. Кожина, Б.И. Орлов из сборника программ «Технология. Трудовое обучение» М. Просвещение 2007 год.

Цели и задачи изучения предмета «Технология»

В школе «Технология» - образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нём технологиях.

Освоение технологического подхода, как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие

Цели учебного предмета «Технология»:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи учебного предмета «Технология»:

  • Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности по технологии ведения дома, как основы обучения и познания; осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры.
  • Обеспечить реализацию: программы развития школы на 2015-2016 годы через организацию качественного учебного процесса на уроках технологии.
  • Внедрять метапредметные технологии и активно использовать системно-деятельностный подход.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Программа уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда».

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного курса «Технология» предназначена для обучения учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы. Она разработана с учётом интересов обоих групп учащихся, как мальчиков, так и девочек и предназначена для работы в неделимых классах, её применение возможно так же и в классах, делящихся на группы.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов технологии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор практических работ.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • творческая, проектная деятельность.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов для средней общеобразовательной школы. Основные разделы базовой (государственной) программы сохранены и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Обслуживающий труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме. Высвобожденное время использовано на подразделы «Черчение и графика», «Творческая и проектная деятельность» и другие темы программы.

Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.

Базовыми в ней являются разделы: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Культура питания», «Технология ведения дома», «Творческая и проектная деятельность».

Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.

Программа разработана с учетом психологических и педагогических основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям. В целом, обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально активную и технологически грамотную личность.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение техники безопасности и правил электробезопасности.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 226 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5, 6 и 7 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю.

Результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • становление   самоопределения  в выбранной сфере, будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тематический план дисциплины «Технология»

Раздел

5

6

7

8

1

Вводное занятие

2

2

2

1

2

Кулинария

10

10

10

2

3

Материаловедение

(текстильные материалы)

4

4

-

2

4

Материаловедение

(свойства древесины)

4

4

6

1

5

Ручные работы

4

4

4

6

Машиноведение

10

7

Конструирование и моделирование одежды

6

8

Изготовление швейного изделия

22

10

9

Уход за одеждой

2

10

Интерьер жилого дома

2

18

2

11

Этнографическая кукла

-

24

12

Художественная обработка древесины

-

4

6

13

Народные промыслы

(плетение из лозы)

--

14

2

14

Русское деревянное зодчество

-

14

15

Ландшафтное проектирование

-

16

1

16

Итоговое занятие

2

2

2

17

Гигиена жилища

1

18

Ремонтно-строительные работы

19

Профессиональное самоопределение

1

20

Электротехника

21

Основные сферы профессиональной деятельности

22

Радиоэлектротехника

23

Обработка конструкционных материалов

24

Учебно-производственная практика

25

Информационные технологии

26

Самореализующая личность

27

Основы художественного проектирования изделий

28

Творческий проект

29

Имидж и этикет

1

Количество теоретических часов

21

22

19

12

Количество практических часов

47

46

49

22

ИТОГО

68

68

68

34

Согласно новым направлениям при изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта

Краткое описание программы.

Кулинария 10 часов

5 класс. Санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Приготовление бутербродов. Виды бутербродов. Виды горячих напитков. Особенности кулинарного использования яиц. Виды салатов. 6 класс. Традиционные русские блюда. Блюда из макаронных изделий. Молоко и его свойства. 7 класс. Культура поведения за столом. Первичная и тепловая обработка мяса, рыбы, морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд.

Материаловедение 4 ч. (текстильные материалы)

5 класс. Классификация текстильных волокон. Народные традиции и обряды, связанные с изготовлением пряжи и холста. Краткие сведения об ассортименте х/б и льняных тканей. 6 класс. Натуральные текстильные волокна животного происхождения. Свойства натуральных волокон животного происхождения. 7 класс. Структура лесной промышленности России. Пороки древесины. Физико-механические свойства. Инструменты и приспособления для обработки.

Ручные работы 4 ч.

5 класс. Виды ручных стежков, их назначение и применение. Терминология ручных работ. Терминология ВТО. 6 класс. Отделочные швы на основе прямых, петельных и скрещенных стежков.

Машиноведение 10 ч.

5 класс. Назначение основных узлов. Виды передач вращательного движения. Виды приводов. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Электротехническая характеристика швейных машин. Электродвигатели. Средства защиты. Правила ухода за швейными машинами.

Конструирование и моделирование 6 ч.

5 класс. Виды одежды. Основные точки и линии фигуры человека. Правила снятия мерок. Расчетные формулы.

Изготовление швейного изделия 22ч.

5 класс. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Отмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контрольных линий выкройки на ткань.

Интерьер жилого дома 4 ч.

5 класс. Понятие «интерьер». Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. 6 класс. Отделка квартиры. Материалы, используемые для отделки помещения. Декоративные ткани. Гигиена жилища.

Уход за одеждой 2 ч.

5 класс. Правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей. Способы стирки изделий. Символы по уходу за одеждой.

Этнографическая кукла 24 ч.

6 класс. Возникновение куклы. Куклы – обереги, куклы – обрядовые символы, куклы - в русском фольклоре. Способы изготовления кукол. 7 класс. История русской народной архитектуры.

Художественная обработка древесины 4 ч.

7 класс. Способы художественной обработки древесины. Свойства древесины. Виды.

Народные промыслы 14 ч. ( изделия из лозы)

7 класс. Знакомство с традиционными русскими промыслами. Основные элементы плетения. 8 класс. Слайд- лекция «Из истории плетения из лозы или газетных трубочек.Основные виды плетения: спиральная плетенка, плетенка в квадрат, послойная плетенка. Послойная двойная плетенка. Приемы изготовления напольных ваз и кашпо.

Ландшафтное проектирование 16 ч.

7 класс. История ландшафтного дизайна. Растения и кустарники для создания живой изгороди; уход за ними и обрезка. Материалы, используемые для обустройства дорожек.

Профессиональное самоопределение 8 ч.

8 класс. Понятие профессиональной деятельности. Сферы, отрасли. Предметы и процесс профессиональной деятельности.

Ремонтно-строительные работы 14 ч.

8 класс. Настенные предметы и их закрепление. Виды металлических креплений: гвозди, шурупы, саморезы и дюбели. Обои, виды обоев. Малярные работы, виды малярных работ. Типы красок.

Электротехника 10 ч.

8 класс. Электрический ток и его использование. Правила безопасности при работе с электроприборами. Средства защиты.

Композиция интерьера 8 ч.

8 класс. Интерьер. Характерные особенности интерьера жилища. Понятие о дизайне. Эстетические качества интерьера.

Гигиена жилища 4 ч.

8 класс. Санитарное состояние помещений: кухни, детской комнаты, спальни и т.д. Виды уборок помещений: сухая, влажная, генеральная. Выбор средств ухода за половыми покрытиями, окнами и санитарно-техническим оборудованием.

Радиоэлектроника 4 ч.

Таким образом, разработан тематический план дисциплины «Технология» с 5 по 8 класс, определено основное содержание обучения технологии учащихся. Это позволяет перейти к разработке дидактических средств обучения по одной из тем.

Содержание программы

5 класс

Вводное занятие 2 часа

Теоретические сведения.

Ознакомление со структурой курса. Знакомство с обустройством кабинета. Правила поведения в кабинете. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями. Инструктаж по технике безопасности при кулинарных работах.

Кулинария 10 часов

Теоретические сведения.

Санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, пищевые инфекции. Безопасные приемы работы с оборудованием. Инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Общие понятия об обмене веществ, о роли витаминов в продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки.

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Продукты для украшения бутербродов. Подсушивание хлеба в духовом шкафу или тостере. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Сорта чая и кофе. Способы заваривания чая, кофе и трав. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Яйцо – символ начала новой жизни. Способы крашения яиц к Пасхе. Виды овощей, используемые в кулинарии. Содержание витаминов в овощах, сохранность витаминов в процессе кулинарной обработки. Влияние экологии на качество овощей, пестициды, нитраты. Методы определения качества. Виды и технология первичной и тепловой обработки овощей. Виды салатов. Технология приготовления салатов из сырых овощей, из отварных овощей.

Великий пост. Особенности приготовления постных блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Практические работы.

Приготовление завтрака (бутерброды и горячие напитки) и сервировка стола к завтраку. Приготовление салатов из сырых и отварных овощей. Приготовление постных блюд. Приготовление блюд из яиц, крашение яиц.

Материаловедение 4 ч. (текстильные материалы)

Теоретические сведения.

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их строение, химический состав и физико-механические свойства. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Народные традиции и обряды, связанные с изготовлением пряжи и холста. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте х/б и льняных тканей.

Практические работы.

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления в ткани долевой и уточной нитей. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изготовление макета полотняного переплетения.

Ручные работы 4 ч.

Теоретические сведения.

Инструктаж по технике безопасности при ручных работах. Виды ручных стежков, их назначение и применение. Терминология ручных работ. Терминология ВТО.

Практические работы.

Выполнение образцов сметочной, копировальной и пунктирной строчек.

Машиноведение 10 ч.

Теоретические сведения.

История создания швейной машины. Назначение основных узлов. Виды передач вращательного движения. Виды приводов. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Правила безопасного поведения при работе на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей. Устройство и применение моталки. Регуляторы швейной машины. Качество машинной строчки. Классификация машинных швов. Терминология машинных работ. Соединительные и краевые швы.

Практические работы.

Выполнение строчек различной конфигурации. Заправка верхней и нижней нитей. Намотка нитки на шпульку. Выполнение образцов стачного и накладного швов, швов вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Конструирование и моделирование 6 ч.

Теоретические сведения.

Виды одежды. Ассортимент рабочей одежды, требования предъявляемые к ней. Фартук, как элемент народного костюма. Общие правила построения и оформления чертежей. Фигура человека и ее измерения. Основные точки и линии фигуры человека. Правила снятия мерок. Расчетные формулы. Особенности моделирования рабочей одежды. Виды отделки фартуков. Подготовка выкройки к раскрою. Ассортимент головных уборов.

Практические работы.

Снятие мерок. Запись и расчет инструкционной карты. Выполнение чертежа в М 1:4 и в М 1:1. Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества ткани и себестоимости изделия.

Изготовление швейного изделия 22ч.

Теоретические сведения.

Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контрольных линий выкройки на ткань. Способы обработки нагрудника, карманов. Способы соединения кармана с нижней частью фартука. Способы обработки боковых срезов и пояса. Обработка донышка поварского колпака. Обработка тульи и соединение с донышком. Окончательная отделка изделий.

Практические работы.

Раскладка выкройки фартука и поварского колпака, раскрой ткани. Прокладывание контрольных и копировальных строчек. Обработка деталей кроя. Соединение деталей стачными, настрочными строчками. Отделка и ВТО изделия.

Интерьер жилого дома 4 ч.

Теоретические сведения.

Понятие «интерьер». Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. Печь и ее роль в доме. Современные требования к интерьеру кухни. Кухонная мебель и оборудование кухни. Бытовая утварь восточных славян. Разделение кухни на зоны. Размещение мебели, оборудования. Отделочные материалы для обустройства кухни. Предметы декоративно-прикладного искусства в формировании пространства кухни. Санитарное состояние кухни. Первая медицинская помощь при отравлении препаратами бытовой химии. Моющие и чистящие средства, правила безопасной работы с ними.

Практические работы.

Выполнение эскиза кухни. Размещение мебели и оборудования. Оформление кухни.

Уход за одеждой 2 ч.

Теоретические сведения.

Правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей. Способы стирки изделий. Символы по уходу за одеждой.

Практические работы.

Определение способов ухода за изделием по символам.

Итоговое занятие 2ч.

Повторение пройденного материала. Подведение итогов года.

6 класс.

Вводное занятие 2 ч.

Теоретические сведения.

Структура курса. Правила безопасного поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности при кулинарных работах. Санитарно-гигиенические требования к рабочему месту и рабочей одежде.

Кулинария 10ч.

Теоретические сведения.

Традиционные русские блюда. Народный календарь и обрядовая кулинария. Масленица. Пасха. Встреча весны. Физиология питания. Минеральные вещества. Культура поведения за столом. Крупы и блюда из круп. Блюда из макаронных изделий. Мука и мучные изделия. Молоко и его свойства. Признаки доброкачественности молочных продуктов. Блюда из молочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд.

Практические работы.

Приготовление каши. Приготовление макарон с сыром. Приготовление оладьев. Выпечка жаворонков. Приготовление пасхи.

Материаловедение 4 ч. (текстильные материалы)

Теоретические сведения.

Натуральные текстильные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях производства и в быту. Прялка. Традиции и обряды восточных славян при процессе прядения. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Производство тканей из искусственных волокон, их свойства и ассортимент. Понятие о «раппорте» переплетения. Сравнительная характеристика текстильных тканей.

Практические работы.

Определение вида ткани. Определение вида ткацкого переплетения. Анализ свойств тканей из натуральных волокон.

Ручные работы 4 ч.

Теоретические сведения.

Классификация декоративно-отделочных швов. Отделочные швы на основе прямых, петельных и скрещенных стежков. Инструктаж по технике безопасности при ручных работах.

Практические работы.

Выполнение образцов отделочных строчек на основе прямых, петельных и скрещенных стежков.

Этнографическая кукла 24 ч.

Теоретические сведения.

Кукла – отражение мировоззрения человека. Возникновение куклы. Игровое и сакральное значение куклы. Куклы – обереги, куклы – обрядовые символы, куклы - в русском фольклоре. Способы изготовления кукол.

Знакомство с русским народным костюмом. Северный и южный костюм, их сходство и различие. Знакомство с деталями русского костюма: рубаха – отражение среднего мира, ее связь с обрядами восточных славян; понева, сарафан, порты, фартук. Способы отделки предметов одежды. Символы и знаки отделочных элементов, связь символов с мировоззрением восточных славян. Технология изготовления рубахи с прямыми поликами, сарафана, поневы. Значение пояса в костюме славян. Головной убор – символ верхнего мира. Девичий и женский головной убор; южный и северный головной убор. Роль украшений в костюме.

Практические работы.

Изготовление народных кукол – мартиничка, рождественский ангел, кувадка. Изготовление манекена этнографической куклы. Выбор типа народного костюма. Подбор цвета, материалов для изготовления костюма. Раскрой рубахи, отделка деталей, соединение деталей рубахи. Раскрой поневы (сарафана), отделка, соединение деталей поневы. Раскрой фартука (епанички), отделка, соединение деталей. Изготовление головного убора. Плетение пояса. Изготовление декоративных украшений.

Интерьер жилого дома 18 ч.

Теоретические сведения.

Жилище человека со времен полиалита до настоящего времени. Характерные особенности жилища. Зонирование помещения. Понятие «композиции» в интерьере. Роль освещения, виды осветительных приборов. Отделка квартиры. Материалы, используемые для отделки помещения. Декоративные ткани. Оформление оконных и дверных проемов. Предметы обстановки помещения, мебель. Роль комнатных растений в интерьере. Коллекция, домашняя библиотека, картины, предметы декоративно-прикладного творчества в оформлении пространства помещения. Система оберегов жилья у восточных славян. Гигиена жилища. Моющие средства и правила безопасного обращения с ними.

Практические работы.

Выполнить эскиз композиции интерьера жилого помещения. Зонирование макета. Подбор материалов для отделки помещения. Отделка пола и стен макета. Оформление оконного и дверного проемов макета. Изготовление и расположение предметов мебели. Установка светильников. Оформление пространства макета растениями. Оформление пространства декоративно-отделочными элементами. Защита проекта макета.

Итоговое занятие 2 ч.

Теоретические сведения.

Повторение пройденного материала. Подведение итого за год.

7 класс.

Вводное занятие 2ч.

Теоретические сведения.

Структура курса. Правила безопасного поведения на уроках кулинарии. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования .

Кулинария 10 ч.

Теоретические сведения.

Русская кухня: скоромная и постная. Народный календарь – Великий пост. Пасхальная неделя, обрядовые изделия пасхального стола. Пасхальные обычаи и символы.

Культура поведения за столом. Первичная и тепловая обработка мяса, рыбы, морепродуктов. Признаки определения доброкачественности мяса и рыбы. Питательная и энергетическая ценность мясных и рыбных продуктов.

Правила приготовления бульонов, супов и технология их приготовления. Технология приготовления мясных и рыбных блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Разновидность закусок. Значение закусок в питании человека. Технология приготовления салатов. Правила хранения. Требования к качеству готовых блюд.

Практические работы.

Приготовление постного супа, мясных котлет, жареной рыбы с гарниром, салата. Выпечка пасхального кекса – кулича.

Материаловедение 6 ч. (свойства древесины).

Теоретические сведения.

Структура лесной промышленности России. Деревообрабатывающая промышленность. Виды древесины. Свойства древесины. Пиломатериалы. Их получение и применение. Пороки древесины. Физико-механические свойства. Инструменты и приспособления для обработки.

Практические работы.

Определение объема древесины. Определения вида порока древесины. Определение плотности и влажности древесины.

Художественная обработка древесины 4 ч.

Теоретические сведения.

Способы художественной обработки древесины. Мозаика на изделиях из дерева. Виды мозаики. Техника выполнения маркетри. Инструменты и приспособления для выполнения мозаики. Инструктаж по технике безопасности.

Практические работы.

Последовательность выполнения маркетри. Выполнение эскиза и изделия в технике маркетри.

Народные промыслы 14 ч. ( изделия из лозы)

Теоретические сведения.

Знакомство с традиционными русскими промыслами. История плетения из лозы. Необходимые инструменты для работы с материалом. Особенности заготовки материала. Основные элементы плетения. Знакомство с техникой изготовления плетеных изделий. Последовательность изготовления изделия.

Практические работы.

Прямое плетение, простая плетенка, двойная плетенка, плетенка в шахматку. Плетение подставки под горячее.

Деревянное зодчество Руси 14 ч.

Теоретические сведения.

История русской народной архитектуры. Дерево – основной строительный материал. Типы построек, соответствующие русскому укладу: жилые дома, хибары, бани, амбары, мельницы, храмы. Музеи деревянного зодчества. Строительные инструменты. Типы крестьянской избы: четырехстенок, пятистенок, шестистенок. Обряды и традиции восточных славян при строительстве дома. Конструкция избы. Приемы рубки. Последовательность строительства. Виды кровли. Материалы, используемые для кровли дома. Виды оконных проемов. Конструкция крыльца. Обереги русской избы. Оформление кровли, фасада, оконных и дверных проемов. Внутреннее устройство избы.

Практические работы.

Выбор вида макета и материалов. Построение чертежа. Создание макета, его оформление, обоснование предназначения.

Ландшафтное проектирование 16 ч.

Теоретические сведения.

История ландшафтного дизайна. Регулярный и пейзажный парк. Принципы планировки, учет особенностей микрофлоры при создании микроландшафта. Композиция крестьянского двора, дворянской усадьбы, монастырского подворья. Использование каменной кладки, красного кирпича, частокола из деревянных столбиков, элементов плетения для создания забора. Растения и кустарники для создания живой изгороди; уход за ними и обрезка. Материалы, используемые для обустройства дорожек. Приемы оформления участка. Виды цветников. Технология изготовления ваз, кашпо. Принципы обустройства альпинария. Понятие о «Саде камней». Малые архитектурные формы: перголы, ротонды, скульптура. Принципы устройства водоемов, используемые материалы и инструменты. Технология обустройства водоема на участке.

Практические работы.

Планирование участка и его зонирование. Выполнение эскизов цветников, малых архитектурных форм. Выполнение макета участка, его обустройство и оформление.

Итоговое занятие 2 ч.

Теоретические сведения.

Защита макета участка. Подведение итого за год.

8 класс

Вводное занятие 1 час

Теоретические сведения

Домашняя экономика. Введение в «Технологию» и «Домашнюю экономику». Я и моя семья. Функции семьи. Семья и бизнес. Уровень благосостояния семьи. Кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами. Предпринимательская деятельность. Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей. Бюджет семьи. Доходная и расходная часть семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Расходы на питание и составление меню. Коммуникации в домашней экономике.

Практические работы.

Описать ресурсы семьи, решить задачу на развитие творческого мышления. Социоматрица, тест на выявление уровня самооценки и притязаний. Расчет за коммунальные услуги. Разработка проекта снижения затрат на коммунальные услуги. Создание личной бухгалтерской книги «Финансы поют романсы». Тест на определение выбора профессии. Расчет стоимости питания учащегося за неделю. Реферат на тему «Телефон как источник информации в современном мире и в моей жизни».

Профессиональное самоопределение 2 часа

Теоретические сведения.

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. Сферы, отрасли. Предметы и процесс профессиональной деятельности.

Практические работы.

Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Выбор и обоснование индивидуального творческого проекта. Анализ собранной информации. Составление поэтапного выполнения творческого проекта. Выполнение необходимых эскизных работ в цвете. Доработка проекта. Подготовка к защите проекта. Презентация проектов.

Народные промыслы 16 часов

Теоретические сведения.

Слайд- лекция «Из истории плетения из лозы или из газеты». Заготовка прутьев. Секреты старых мастеров по подготовке прутьев к плетению. Основные виды плетения: спиральная плетенка, плетенка в квадрат, послойная плетенка. Послойная двойная плетенка. Технология изготовления корзинки.

Практические работы.

Плетение в разном стиле. Разработка проекта корзинки. Выполнение проекта. Доработка проекта. Презентация готового изделия.

Ремонтно-строительные работы 4 часа

Теоретические знания.

Настенные предметы и их закрепление. Ручные и механические инструменты: молоток. Дрель. Сверла, клещи и др.

Виды металлических креплений: гвозди, шурупы, саморезы и дюбели. Технология закрепления предметов в деревянной, кирпичной. Бетонной стенах.

Обои, виды обоев. Выбор обоев в зависимости от освещенности помещения. Расчет нужного количества материала. Инструменты, материалы и приспособления для оклейки поверхности обоями. Технология выполнения работ.

Малярные работы, виды малярных работ. Типы красок. Олифа. Инструменты и приспособления для малярных работ. Подготовка поверхности и основные правила нанесения краски на горизонтальную и вертикальную поверхности.

Правила техники безопасности при выполнении ремонтно-строительных работ. Профессии в области труда, связанного с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Практические работы.

Скрепление деревянных предметов с помощью гвоздей и шурупов; расчет количества материала для оклейки комнаты. Расчет стоимости материалов; оклейка макетной стены кабинета обоями; изготовление трафарета и нанесение бордюра на лист картона.

Электротехника 3 часа

Теоретические сведения.

Электрический ток и его использование. Правила безопасности при работе с электроприборами. Средства защиты. Пути экономии электроэнергии. Квартирная электропроводка, способы определения положения. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнического и электронного оборудования.

Практические работы.

Лабораторная работа «Бытовые электронагревательные приборы»; составление электрической схемы освещения кабинета технологии; замена электроламп; изучение устройства электрической вилки; определение расхода стоимости электроэнергии домашних электроприборов.

Композиция интерьера 4 часа

Теоретические сведения.

Интерьер. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Понятие о дизайне. Эстетические качества интерьера. Внутренняя отделка помещений декоративными тканями: ковры, накидки, скатерти. Обивка мебели. Оформление окон и дверных проемов занавесками: шторами. Гардинами, портьерами и жалюзи. Профессия дизайнера.

Практические работы.

Изготовление макета оформления окна тканями; эскизы.

Гигиена жилища  2 часа

Теоретические сведения.

Санитарное состояние помещений: кухни, детской комнаты, спальни и т.д. Виды уборок помещений: сухая, влажная, генеральная. Выбор средств ухода за половыми покрытиями, окнами и санитарно-техническим оборудованием.

Практические работы.

Генеральная уборка кабинета технологии.

Итоговое занятие 2 часа

Теоретические сведения.

Защита проекта. Подведение итого за год.

Требования к уровню подготовки учеников.

Раздел: «Культура питания».

Знать: санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления круп, бобовых, макарон, рыбы, мяса, молочных продуктов, муки; пищевую ценность этих продуктов; обрядовую кулинарию восточных славян; правила безопасной работы.

Уметь: самостоятельно приготовить блюда и оформить их для подачи на стол; сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; соблюдать правила безопасной работы и гигиену труда; оказать первую медицинскую помощь при ожогах и пищевых отравлениях.

Раздел: «Материаловедение (текстильные материалы)».

Знать: способы получения натуральных и химических волокон; свойства этих тканей и их применение; виды ткацких переплетений.

Уметь: распознавать ткани из натуральных и химических волокон и соответственно их использовать; распознавать виды ткацких переплетений.

Раздел: «Материаловедение (свойства древесины)».

Знать: процесс заготовки и обработки древесины; физические и химические свойства древесины; пороки древесины.

Уметь: распознавать породы древесины; пороки древесины; уметь определять объем, влажность и плотность древесины.

Раздел: «Ручные работы».

Знать: правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами; инструменты и приспособления; терминологию ручных работ; классификацию ручных стежков и строчек; требования, предъявляемые к выполнению ручных работ; правила безопасной работы при влажно-тепловых работах; терминологию влажно-тепловых работ.

Уметь: применять правила безопасной работы; организовывать рабочее место; применять инструменты и приспособления; выполнять ручные строчки, графически их изображать.

Раздел: «Машиноведение».

Знать: историю создания швейной машины; бытовая швейная машины, их разновидности; составные части швейной машины; виды приводов; устройство и принцип работы швейной машины; правила безопасной работы на швейной машине; организация рабочего места; подготовка швейной машины к работе; холостой ход и рабочий ход; регуляторы швейной машины; виды машинных строчек; терминология машинных работ; виды машинных швов и их применение; требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.

Уметь: применять правила безопасного труда; организовывать рабочее место; подготовить швейную машину к работе; выполнять различные виды машинных строчек, машинные швы и графически их изображать; применять регуляторы швейной машины; применять моталку; использовать холостой и рабочий ход;

Раздел: «Конструирование и моделирование».

Знать: виды одежды; назначение фартука; фартук как элемент народного костюма; правила построения чертежей; чертежные инструменты; правила снятия мерок с фигуры человека;

основные точки и линии фигуры человека; инструкционная карта и расчетные формулы; понятие «масштаб»; основы конструирования; название линий на чертеже; основы моделирования; понятие об эскизе; головные уборы: история и современность; назначение головных уборов.

Уметь: различать виды одежды по назначению; выполнять эскиз; снять мерки; работать с инструкционной картой; строить чертеж в М 1:4 и М 1:1; определять линии и точки на чертеже; вносить в чертеж изменения по фасонным линиям; подготовить выкройку к раскрою; выбрать вид отделки изделия; рассчитать стоимость и количество ткани на изделие.

Раздел: «Изготовление швейного изделия».

Знать: правила раскроя; экономная раскладка выкройки на ткань; способы перевода выкройки на ткань; способы обработки нагрудника, боковых срезов, кармана, пояса; способы соединения кармана с нижней частью фартука; технологию притачивания пояса; методы окончательной отделки изделия; правила безопасной работы.

Уметь: подготавливать ткань к раскрою; выполнять обмеловку выкройки; подготавливать детали кроя к обработке; обрабатывать нагрудник, нижнюю часть фартука, карман, пояс; притачивать пояс; соединять карман с нижней частью фартука; выполнять окончательную обработку и ВТО изделия; организовывать рабочее место; соблюдать правила безопасного труда.

Раздел: «Уход за одеждой».

Знать: правила ухода за одеждой; символы по уходу за одеждой.

Уметь: чистить и удалять пятна; выполнять влажно-тепловую обработку одежды.

Раздел: «Интерьер жилого дома».

Знать: принципы обустройства жилого помещения; подбор и расстановка осветительных приборов в доме; виды комнатных растений, уход за ними; правила подбора цвета и материалов для отделки помещения; приемы оформления помещения.

Уметь: обустраивать и оформлять жилое помещение растениями, светильниками, мебелью, оборудованием, тканями и декоративными элементами.

Раздел: « Этнографическая кукла».

Знать: значение куклы в жизни человека, ее игровую и сакральную направленность; роль куклы в обычаях и традициях восточных славян; способы изготовления народных кукол; технологию изготовления манекена куклы; детали народного костюма; значение символов отделки элементов одежды; виды рубахи и ее роль в обрядах восточных славян; особенности южного и северного костюма; обереговая функция пояса и способы его плетения; роль головного убора, виды головных уборов, девичий и женский убор, особенности южного и северного убора; значение и виды декоративных украшений; способы изготовления поневы, сарафана, рубахи, головного убора, пояса, декоративных украшений.

Уметь: изготовить народную куклу; изготовить манекен; раскроить, декорировать, обработать детали кроя и соединить их (рубаха, понева, сарафан, головной убор); плести пояс, выполнить декоративные украшения.

Раздел: «Художественная обработка древесины».

Знать: виды художественной обработки древесины; виды мозаики; технику выполнения маркетри; инструменты и приспособления для обработки древесины; правила безопасной работы.

Уметь: подобрать и выполнить рисунок для изделия в технике маркетри; изготовить изделие в технике маркетри; соблюдать правила безопасной работы.

Раздел: «Народные промыслы (плетение из лозы)».

Знать: особенности народных промыслов плетения из лозы; виды плетений; последовательность изготовления изделия.

Уметь: плести разной техникой; выполнять простейшие изделия из лозы.

Раздел: «Деревянное зодчество».

Знать: история русской народной архитектуры; строительные материалы; строительные инструменты; конструктивные особенности деревянных построек; традиции и обычаи восточных славян при строительстве дома; типы деревянных построек; последовательность строительства; приемы рубки; оформление дома; обереговая роль декоративных элементов; устройство внутреннего пространства избы.

Уметь: организовать рабочее место; соблюдать правила безопасного труда; собрать сруб, кровлю, крыльцо; оформить избу декоративными элементами.

Раздел: «Ландшафтное проектирование».

Знать: историю ландшафтного дизайна; стилевые особенности регулярного и пейзажного парка; принципы планировки и зонирования приусадебного участка; способы обустройства и оформления участка.

Уметь: выполнить планировку и зонирование участка; создавать цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы, скульптуры из живых растений; использовать различные виды художественных композиций из ваз, цветников, малые архитектурные формы в формировании пространства.

Раздел: «Домашняя экономика».

Знать: понятия домашняя экономика, технология, семья; бизнес, предпринимательская деятельность, благосостояние семьи; значение пищевых веществ в жизни человека.

Уметь: определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве; успешно решать задачи на развитие логического и творческого мышления; улавливать связи кругооборота ресурсов и денежных средств в экономике; определять структуру семейного бюджета; рассчитывать плату за коммунальные услуги; самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов; правильно составлять меню взрослого человека в день, оценивать стоимость питания учащегося за неделю.

Раздел: «Профессиональное самоопределение»

Знать: условия выбора и предпосылки обоснования индивидуального творческого проекта;

Уметь: делать выбор и проводить обоснование творческого проекта; обрабатывать собранную информацию; составлять план поэтапного выполнения творческого проекта; выбрать варианты художественно-эстетического оформления эскизов в цвете; анализировать структуру, содержание собственного творческого проекта; представить творческий проект на этапе его защиты.

Раздел: «Электротехника»

Знать: правила использования электронагревательных электроприборов; основной принцип работы большинства электронагревательных приборов

Уметь: в устной форме излагать основные сведения о понятиях электрический ток, электричество; в схематичной форме объяснять принцип действия электрического тока; оказать первую помощь человеку, пораженному электрическим током, получившему ожог.

Раздел: «Технология основных сфер профессиональной деятельности»

Знать: методы определения сфер деятельности в соответствии с психофизическими качествами конкретного человека; виды карьеры; сущность индустриального производства, его виды; функции работников основных профессий;

Уметь: находить информацию о профессиях. Региональном рынке труда в различных источниках; составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК.

Раздел: «Радиоэлектроника»

Знать: роль радиоэлектроники в современном мире, отрасли радиоэлектроники, правила охраны труда при проведении электромонтажных работ;

Уметь: читать простые электрические схемы, собирать по схеме простейшее электронное устройство; правильно эксплуатировать бытовую радиоэлектронную аппаратуру.

Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов»

Знать: область применения основных видов конструкционных материалов; источники загрязнения окружающей среды; способы утилизации отходов;

Уметь: разрабатывать и изготовлять изделия с применением бытовых отходов; аргументировано защищать выбор темы проекта; представлять проект; подбирать материалы для выполнения проекта.

Раздел: «Профессиональное самоопределение»

Знать: пути формирования образа собственного «Я»; роль способностей в выборе профессий, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей; классификацию типов темперамента, особенности каждого из них; сущность психических процессов, их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.

Уметь: осуществлять самооценку развития личностных качеств; оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти. Пространственных представлений, внимания, мышления; составлять личный профессиональный план.

Раздел: «Основы художественного проектирования. Основы композиции»

Знать: определения понятий дизайн. Дизайнер, дизайн-форма, предметная среда.

Уметь: объяснять сущность дизайна в различных сферах: архитектуре, технике, прикладном искусстве, одежде; классифицировать виды покроев одежды, составлять композицию в соответствии с ее основными законами.

Раздел: «Конструирование»

Знать: определения понятий конструкция, чертеж, чертеж основы изделия; основные правила конструирования деталей изделия на базовой основе;

Уметь: проводить предварительные конструкторские расчеты в соответствующем порядке; проводить необходимые расчеты; проектировать дополнительные детали изделия; вносить в конструкцию изделия конструктивно-декоративные линии, скрывающие недостатки.

Раздел: «Имиджелогия»

Знать: определения понятий профессия, профессиональная деятельность, специализация труда, культура труда;

Уметь: планировать свою дальнейшую учебную деятельность в специализированных средних и высших учебных заведениях, формулировать цели саморазвития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арутова, П. Р. Трудовое обучение [Текст]: проб. учебное пособие для 7 класса средней школы / П. Р. Арутова, В. А. Полякова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. – 65000экз. – ISBN 5–09-002646-7.
  2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда [Текст]: пособие для учителей 6 -8 классов / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с. – 150 000экз.
  3. Герасименко, А. И. Основы электрогазосварки [Текст]: учебное пособие / А. И. Герасименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380с. – 3000экз. – ISBN 978-5-222-14198-4
  4. Каиров, А. И. Педагогическая энциклопедия [Текст]: в 4 т. / А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. – М.: «Советская Энциклопедия», 1964. – 832с. – 95000экз.
  5. Казакевич, В. М. Основы методики трудового обучения [Текст]: учеб. пособие для учителя труда / В. М. Казакевич, В. А. Поляков, А. Е. Ставровский. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с. – 70 000экз.
  6. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Г. И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. – 7000экз. – ISBN 5-7695-0687-3.
  7. Киселева, Е. А. Технология [Текст]: развернутое тематическое планирование по программе В. Д. Симоненко / Е. А. Киселева, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111 с. – 7000 экз. – ISBN 978-5-7057-1964-8.
  8. Мейнард, Б. Плетение [Текст]: книга для учащихся / Б. Мейнард. – М.: Просвещение, 1981. – 64 с. – 500 000экз.
  9. Миринаускас, К. К. Изготовление плетеных изделий [Текст]: / К. К. Миринаускас. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 124 с. – 250000экз.
  10. Самородский, П. С. Технология. Трудовое обучение [Текст]: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 192 с. – 45000экз. – ISBN 5-9252-0255-4.
  11. Симоненко, В. Д. Технология. Трудовое обучение [Текст]: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина – М.: Вентана-Графф, 2002. – 240 с. – 25000экз. – ISBN 5-9252-0252-Х.
  12. Симоненко, В. Д. Технология [Текст]: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 288 с. – 20000экз. – ISBN 5-9252-0257-0.
  13. Рыбкина, Н. В. Организация деятельности учащихся в малых группах на уроках образовательной области «технология» [Текст]: / Н. В. Рыбкина, В. Н. Рязанова // Методический отдел. Тамбовского ОИПКРО. Технология и предпринимательство. – 2009. – Разд.1. – С. 1 – 10
  14. Фисанович, Т. М. Плетение из лозы: секреты мастерства [Текст]: / Т. М. Фисанович. – Ростов н/Д: Феникс, М.: Цитадель-трейд, 2007. – 253 с. – 5000экз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8 классов по учебникам под ред. Симоненко

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства ...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-10 классы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образоват...

Рабочая программа по технологии для объединенного 10-11 класса

В основе рабочей программы обучения технологии в 10 и 11 общеобразовательных классах лежит программа под редакцией В. Д. Симоненко. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неде...