Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Юргелевич Ольга Алексеевна

 

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока и презентация1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  Барлукская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока по технологии

Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

класс: 5

Учитель технологии  (первой категории)

 Юргелевич Ольга Алексеевна

Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства

Задачи обучения

Ознакомить с понятиями композиция, стилизация.

Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.

Образовательные –

1.Ознакомить учащихся  с понятиями композиция её правилами и приёмами..

2.формировать знания и практические умения и навыки с правилами, приёмами и средствами композиции на примере декоративно-прикладного искусства.

3. научить выполнять

          Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор учащихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах .

Воспитательные – содействовать:

            1.воспитанию  культуре общения при работе в паре, эстетический вкус, диалогического способа коммуникации;;

            2.воспитанию самостоятельности, творческой активности, ответственности;

          3.воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

          4  Воспитание чувства гордости ,любви к  малой Родине.

Образовательный ресурс: Технология  5 класс, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко: учебник для общеобразовательных учреждений.2013г

Н.В. Синица, Н.А.Буглаева  Технология 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.

Презентация по теме урока.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся : в парах, индивидуальная. фронтальная

Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

Оборудование: ноутбук, презентация, тест, оформление классной доски изделиями  ДПИ, иллюстрациями ДПИ  для проверки знаний учащихся, коллекция лоскута фактурного материала, словарь, шаблоны, цветные карандаши, лист бумаги в клетку.

Термины и понятия урока: композиция, статика, динамика, ритм, симметрия, асимметрия, фактура, текстура, колорит.

План урока:

1 Правила композиции

2.Приёмы композиции

3. Средства композиции

4. Стилизация

5 Практическая работа

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация

Знания: о требованиях к составлению композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, учебного пособия. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Ход урока

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Настроить учащихся на работу.

– Добрый день!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация

знаний

Проверить знания учащихся полученные на прошлом уроке по теме «Декоративно-прикладное искусство»

1Организовывает учащихся на проверку знаний

- На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял.

Задание: исправить ошибку. ( оформление на кл. доске)

2. выполнить тест (Приложение1)

3. Организует диалог с учащимися по вопросам:

1.Какими видами ДПИ занимаются жители нашего села?

2.Какие семейные традиции, обряды сохранились в нашем селе, вашей семье?

3.Какие сувениры принято дарить в народные праздники?

Работа в паре совещаются и меняют этикетки под экспонатами.

Выполняют тест-1 ученик.

Отвечают на вопросы

Личностные: мобилизация внимания, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга; высказывают собственное мнение;

3.Мотивация учебной деятельности учащихся

«Вызов» к открытию нового знания.

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности

Учитель через слайд презентации знакомит обучающихся с видами ,композиционными приёмами  в ДПИ подводя обучающихся к пониманию темы урока. (Слайд 1)

При анализе презентации делают вывод о том. существуют композиционные законы

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения объектов;  построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;

умение полно и точно выражать свои мысли.

4.. Постановка цели и задач урока.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей.

Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам И перенося объекты природы в своё творчество мастера подчинялись законам композиции.

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Какова же тема урока?  (СЛАЙД 2)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока)

 

Слушают учителя

Формулируют  тему и цели урока,

Познакомиться понятиями композиция её правилами и приёмами. Научимся составлять простейшую композицию

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

4 Изучение нового материала

Организовать осмысленное восприятие новой информации

1. Показывает и поясняет слайды презентации

Мы выяснили ,что композиция встречается и в ДПИ,

Так что же это за «волшебное» слово «Композиция?»

Найдите в тексте &25, на стр.156 данное понятие.

 2. Посмотрите на работы и скажите, что в этих работах объединено в композицию? ( оформление на кл. доске)

Композиция  –это расположение изобразительных элементов по определённой схеме, с целью наибольшей выразительности содержания произведения. (Слайд 3)

Создавая декоративные изделия, нужно учитывать основные правила и приёмы композиции, знакомые вам из уроков изобразительного искусства.

I Правила композиции: передача движения (динамика),покоя (статика)

Задание: при помощи текста учебника (стр 157-157) восстановить в памяти что такое статичная и динамичная композиция? (Слайд 4)

Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика?

Находят нужное определение в тексте учебника,

 формулируют собственное мнение, на

 проблемный  вопрос.

записывают определение в тетрадь

слушают учителя

читают текст учебника

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия;

Ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

5

Физминутка

Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление

Динамичная композиция

Статичная композиция

Найти соответствие ( на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют рисунки.

(Приложение 3)

Учащиеся выходят к доске и выполняют задание

Познавательные

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II Приёмы композиции:

 Ритмическая  композиция

Задание: Ребята, посмотрите, на  эту кайму, что вы замечаете? ( Приложение 2) ( чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм.

Показ слайда (5). Запись в тетрадь

Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Чередованием отдельных элементов композиции: фигур людей, растений, геометрических фигур.

  Задание: Найдите, в представленных работах, ритм.

- Простейшие формы ритма встречаются в русском народном искусстве (орнаментальная кайма, на салфетки, скатерти, полотенце..)

Ещё одним приёмом в композиции является симметрия и асимметрия. (Слайд 6)

Симметрия ( с греческого переводится как соразмерность.)- это принцип построения композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.

Асимметрия – отсутствие симметрии. Это не значит, что не соблюдается  равновесие композиции- асимметричная форма воспринимается постепенно.

Задание: на столе лежат картинки с изображением симметричных и асимметричных изображений 1 группа ребят выбирают –симметричные, 2 групп –асимметричные и прикрепляют к доску(или показать, подняв карточки в верх

III Средства композиции

Фактура -внешнее строение поверхности материала.

Ребята, у вас на столе лежит  небольшая коллекция фактурного материала. Можете ознакомиться с ней.

(Слайд 7).

Текстура - рисунок материала, созданный природой

 Эффект текстуры и фактуры используется для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетические свойства. (Слайд 8)

Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Посмотрите, на представленные колоритные вещи, какие  чувства они у вас вызывают и почему? (Слайд9

Учитель создаёт проблемную ситуацию – Где мастера берут идеи для своих работ?

Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений.

Окружающая нас природа  является прекрасным объектом для стилизации(  Слайд 10)

Задание 1Откройте стр.учебника 160 и рассмотрите стилизацию природной формы цветка анютины глазки в различных техниках и материалах. (Приложение 4)

Задани2. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно?

Запись новых понятий в тетрадь

Отвечают на вопрос

Выполняют задание

Выполняют задание

Поднимая соответствующие карточки

Запись новых понятий в тетрадь

Знакомство с коллекцией

Отвечают на вопросы.

Решение проблемы

Исследуют объекты и называют стилизованные предметы в вышитых изделиях.  

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия;

Ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

6.Практичес

кая работа

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Учитель создаёт проблемную ситуацию

Ребята, какой народный праздник отмечает весь православный народ весной?

Составить на листах в клетку, при помощи цветных карандашей  узор для пасхального яйца с учётом правил, приёмов и средств  композиции.

1 ряд- динамичную композицию

2 ряд –статичную композицию

3 ряд- симметричную композицию

4 ряд –асимметричную композицию

Во время работы учитель делает обход и оказывает помощь. 

Выдвигают гипотезу

Выполняют работу индивидуальную работу

Предметные УУД:

Определять приёмы композиции, уметь их  выполнять.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено.

7.Осмысление нового материала

Здоровьесбережение+

Организовать осмысленное восприятие новой информации

 Игра « верю- не верю»  

 верю- хлопаем в ладоши

не верю – топаем ногами

я читаю утверждения ,если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем.

1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция)

2.Асимметрия – это отсутствие симметрии – руки

3. Композиция означает составление, соединение – руки

4. Фактура – средство эмоциональной выразительности – ноги ( колорит)

5.Стилизация –  средство композиции связанное с изменение реальных форм(  руки)

Ученики на местах

Выполняют задание игры

Познавательные

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

8.Рефлексия деятельности

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

2. Подвести итог проделанной работы на уроке

1.Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Я узнала сегодня на уроке, что..

Я поняла,что…

Мне было интересно…

Самое трудное для меня было…

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

9.Информация о домашнем задании

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

По учебнику  стр. 158-161, вопросы 1,2.

Выполнить работу по карточкам.

Индивидуально- подготовить сообщение о истории лоскутного шитья. ( одному ученику)

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие на конец урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.

В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

1.Что такое декоративно-прикладное искусство? 2.Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона? 3.Какие виды тебе больше нравятся? 4. Какие особенности и традиции Ро...

Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....

Программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" ОНП на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету «Декоративно-прикладная композиция» для учащихся отдела начальной подготовки. Программа имеет худо...

2019г. Программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету «Декоративно-прикладная композиция» для учащихся отдела начальной подготовки, рассчитана на 3 года...

2021г. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Акварель" по предмету "Декоративно-прикладная композиция" на 3 года...