Главные вкладки

    Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
    план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

    Юргелевич Ольга Алексеевна

     

    Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл план урока и презентация1.99 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  Барлукская средняя общеобразовательная школа

    Разработка урока по технологии

    Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

    класс: 5

    Учитель технологии  (первой категории)

     Юргелевич Ольга Алексеевна

    Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

    Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства

    Задачи обучения

    Ознакомить с понятиями композиция, стилизация.

    Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.

    Образовательные –

    1.Ознакомить учащихся  с понятиями композиция её правилами и приёмами..

    2.формировать знания и практические умения и навыки с правилами, приёмами и средствами композиции на примере декоративно-прикладного искусства.

    3. научить выполнять

              Развивающие –

    1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

    2.Активизировать творческие способности.

    3.Развивать и расширять кругозор учащихся.

    4.Развивать умения обсуждать работу в парах .

    Воспитательные – содействовать:

                1.воспитанию  культуре общения при работе в паре, эстетический вкус, диалогического способа коммуникации;;

                2.воспитанию самостоятельности, творческой активности, ответственности;

              3.воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

              4  Воспитание чувства гордости ,любви к  малой Родине.

    Образовательный ресурс: Технология  5 класс, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко: учебник для общеобразовательных учреждений.2013г

    Н.В. Синица, Н.А.Буглаева  Технология 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.

    Презентация по теме урока.

    Тип урока: комбинированный

    Формы работы учащихся : в парах, индивидуальная. фронтальная

    Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

    Оборудование: ноутбук, презентация, тест, оформление классной доски изделиями  ДПИ, иллюстрациями ДПИ  для проверки знаний учащихся, коллекция лоскута фактурного материала, словарь, шаблоны, цветные карандаши, лист бумаги в клетку.

    Термины и понятия урока: композиция, статика, динамика, ритм, симметрия, асимметрия, фактура, текстура, колорит.

    План урока:

    1 Правила композиции

    2.Приёмы композиции

    3. Средства композиции

    4. Стилизация

    5 Практическая работа

    Планируемые результаты обучения.

    Личностные результаты

    Предметные результаты

    Метапредметные результаты

    Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация

    Знания: о требованиях к составлению композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике.

    Регулятивные

    Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные

    Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, учебного пособия. Выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные

    Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

    Ход урока

    На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

    Этапы

    урока

    Цель

    этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Приёмы, УУД

    1. Организационный момент

    Активация учащихся.

    Настроить учащихся на работу.

    – Добрый день!

    Прозвенел звонок.

    Начался урок.

    Стали ровно, тихо сели.

    На меня все посмотрели.

    Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2 Актуализация

    знаний

    Проверить знания учащихся полученные на прошлом уроке по теме «Декоративно-прикладное искусство»

    1Организовывает учащихся на проверку знаний

    - На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял.

    Задание: исправить ошибку. ( оформление на кл. доске)

    2. выполнить тест (Приложение1)

    3. Организует диалог с учащимися по вопросам:

    1.Какими видами ДПИ занимаются жители нашего села?

    2.Какие семейные традиции, обряды сохранились в нашем селе, вашей семье?

    3.Какие сувениры принято дарить в народные праздники?

    Работа в паре совещаются и меняют этикетки под экспонатами.

    Выполняют тест-1 ученик.

    Отвечают на вопросы

    Личностные: мобилизация внимания, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации.

    Коммуникативные: слушают друг друга; высказывают собственное мнение;

    3.Мотивация учебной деятельности учащихся

    «Вызов» к открытию нового знания.

    Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности

    Учитель через слайд презентации знакомит обучающихся с видами ,композиционными приёмами  в ДПИ подводя обучающихся к пониманию темы урока. (Слайд 1)

    При анализе презентации делают вывод о том. существуют композиционные законы

    Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения объектов;  построение логической цепи рассуждений, доказательство.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;

    умение полно и точно выражать свои мысли.

    4.. Постановка цели и задач урока.

    Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    -Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей.

    Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам И перенося объекты природы в своё творчество мастера подчинялись законам композиции.

    Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

    Какова же тема урока?  (СЛАЙД 2)

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока)

     

    Слушают учителя

    Формулируют  тему и цели урока,

    Познакомиться понятиями композиция её правилами и приёмами. Научимся составлять простейшую композицию

    Регулятивные: целеполагание; планирование.
    Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

    4 Изучение нового материала

    Организовать осмысленное восприятие новой информации

    1. Показывает и поясняет слайды презентации

    Мы выяснили ,что композиция встречается и в ДПИ,

    Так что же это за «волшебное» слово «Композиция?»

    Найдите в тексте &25, на стр.156 данное понятие.

     2. Посмотрите на работы и скажите, что в этих работах объединено в композицию? ( оформление на кл. доске)

    Композиция  –это расположение изобразительных элементов по определённой схеме, с целью наибольшей выразительности содержания произведения. (Слайд 3)

    Создавая декоративные изделия, нужно учитывать основные правила и приёмы композиции, знакомые вам из уроков изобразительного искусства.

    I Правила композиции: передача движения (динамика),покоя (статика)

    Задание: при помощи текста учебника (стр 157-157) восстановить в памяти что такое статичная и динамичная композиция? (Слайд 4)

    Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика?

    Находят нужное определение в тексте учебника,

     формулируют собственное мнение, на

     проблемный  вопрос.

    записывают определение в тетрадь

    слушают учителя

    читают текст учебника

    Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

    Личностные: осознание своих возможностей.
    Регулятивные: умение регулировать свои действия;

    Ориентироваться в учебнике

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    5

    Физминутка

    Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление

    Динамичная композиция

    Статичная композиция

    Найти соответствие ( на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют рисунки.

    (Приложение 3)

    Учащиеся выходят к доске и выполняют задание

    Познавательные

    • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
    • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    II Приёмы композиции:

     Ритмическая  композиция

    Задание: Ребята, посмотрите, на  эту кайму, что вы замечаете? ( Приложение 2) ( чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм.

    Показ слайда (5). Запись в тетрадь

    Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Чередованием отдельных элементов композиции: фигур людей, растений, геометрических фигур.

      Задание: Найдите, в представленных работах, ритм.

    - Простейшие формы ритма встречаются в русском народном искусстве (орнаментальная кайма, на салфетки, скатерти, полотенце..)

    Ещё одним приёмом в композиции является симметрия и асимметрия. (Слайд 6)

    Симметрия ( с греческого переводится как соразмерность.)- это принцип построения композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.

    Асимметрия – отсутствие симметрии. Это не значит, что не соблюдается  равновесие композиции- асимметричная форма воспринимается постепенно.

    Задание: на столе лежат картинки с изображением симметричных и асимметричных изображений 1 группа ребят выбирают –симметричные, 2 групп –асимметричные и прикрепляют к доску(или показать, подняв карточки в верх

    III Средства композиции

    Фактура -внешнее строение поверхности материала.

    Ребята, у вас на столе лежит  небольшая коллекция фактурного материала. Можете ознакомиться с ней.

    (Слайд 7).

    Текстура - рисунок материала, созданный природой

     Эффект текстуры и фактуры используется для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетические свойства. (Слайд 8)

    Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

    Посмотрите, на представленные колоритные вещи, какие  чувства они у вас вызывают и почему? (Слайд9

    Учитель создаёт проблемную ситуацию – Где мастера берут идеи для своих работ?

    Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений.

    Окружающая нас природа  является прекрасным объектом для стилизации(  Слайд 10)

    Задание 1Откройте стр.учебника 160 и рассмотрите стилизацию природной формы цветка анютины глазки в различных техниках и материалах. (Приложение 4)

    Задани2. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно?

    Запись новых понятий в тетрадь

    Отвечают на вопрос

    Выполняют задание

    Выполняют задание

    Поднимая соответствующие карточки

    Запись новых понятий в тетрадь

    Знакомство с коллекцией

    Отвечают на вопросы.

    Решение проблемы

    Исследуют объекты и называют стилизованные предметы в вышитых изделиях.  

    Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

    Личностные: осознание своих возможностей.
    Регулятивные: умение регулировать свои действия;

    Ориентироваться в учебнике

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

    6.Практичес

    кая работа

    Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

    Учитель создаёт проблемную ситуацию

    Ребята, какой народный праздник отмечает весь православный народ весной?

    Составить на листах в клетку, при помощи цветных карандашей  узор для пасхального яйца с учётом правил, приёмов и средств  композиции.

    1 ряд- динамичную композицию

    2 ряд –статичную композицию

    3 ряд- симметричную композицию

    4 ряд –асимметричную композицию

    Во время работы учитель делает обход и оказывает помощь. 

    Выдвигают гипотезу

    Выполняют работу индивидуальную работу

    Предметные УУД:

    Определять приёмы композиции, уметь их  выполнять.

    Регулятивные: ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено.

    7.Осмысление нового материала

    Здоровьесбережение+

    Организовать осмысленное восприятие новой информации

     Игра « верю- не верю»  

     верю- хлопаем в ладоши

    не верю – топаем ногами

    я читаю утверждения ,если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем.

    1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция)

    2.Асимметрия – это отсутствие симметрии – руки

    3. Композиция означает составление, соединение – руки

    4. Фактура – средство эмоциональной выразительности – ноги ( колорит)

    5.Стилизация –  средство композиции связанное с изменение реальных форм(  руки)

    Ученики на местах

    Выполняют задание игры

    Познавательные

    • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
    • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    8.Рефлексия деятельности

    Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

    2. Подвести итог проделанной работы на уроке

    1.Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

    Я узнала сегодня на уроке, что..

    Я поняла,что…

    Мне было интересно…

    Самое трудное для меня было…

    Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

    Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

    Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
    Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
    Личностные: осознавать успешность своей деятельности

    9.Информация о домашнем задании

    Организовать обсуждение и запись домашнего задания

    Домашнее задание:

    По учебнику  стр. 158-161, вопросы 1,2.

    Выполнить работу по карточкам.

    Индивидуально- подготовить сообщение о истории лоскутного шитья. ( одному ученику)

    Записывают домашнее задание

    Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

    На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие на конец урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства

    Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....

    Предметы декоративно-прикладного искусства

    Урок по кубановедению,  8  класс по  учебному  пособию  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  Трёхбратова,  Крас...

    Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.

    В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...

    Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

    1.Что такое декоративно-прикладное искусство? 2.Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона? 3.Какие виды тебе больше нравятся? 4. Какие особенности и традиции Ро...

    Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ" (для учащихся отдела начальной подготовки)

    Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Декоративно-прикладная композиция» основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адап...

    Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ"

    Обучение по данной программе научит детей видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Занятия декоративно-прикладной композици...

    Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

    Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд...