Экономическое воспитание на уроках технологии
статья по технологии на тему

Как вырастиь из девочки хозяйку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_vospitanie_na_urokah_tehnologii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание

Одной из моих главных задач считаю подготовку учащихся к жизни и труду, их адаптацию в современном мире.

Школьники на уроках технологии и во время прохождения летней практики занимаются выращиванием овощей на учебно-опытном участке, изучают и применяют для этого простейшие агротехнические приемы. Полученный урожай идет в школьную столовую, где удешевляются обеды на 55-60%. Вместе с участницей кружка «Хозяюшка» Корытовой Л, был разработан бизнес-план школьного предприятия «Колейдоскоп» (Приложение 6). Кружковцы изготавливают сувенирную продукцию и реализуют ее на вставках-ярмарках. Полученный результат помогает учащимся почувствовать себя действительными участниками экономических отношений.

На протяжении всего курса изучения  предмета “Технология» уделяю внимание экономическому воспитанию. В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов - экономной разметке и раскрою, выбору технологических конструкций, экономного режима оборудования.

Экономическое воспитание неразрывно связанно с трудовым, является его естественным дополнением и продолжением. Учащиеся на собственном опыте познают, что истинную ценность для человека имеет лишь то, во что вложен собственный труд. Как, справедливо заметил Рябинин Н.П.: «Человек познает экономические законы, понятия и категории в трудовой деятельности. Эффективное экономическое воспитание возможно лишь в процессе труда, или же оно становится формальным, превращается в передачу и усвоение определенной сумм знаний».

В основе экономической подготовки в школе лежит практическая деятельность учащихся. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с минимальными энергозатратами, способных к самообразованию, саморазвитию.

На уроках и во внеурочной деятельности применяю  метод проектов, который  формирует интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Проект предусматривает и нацеливает учащихся на рациональное и экономное использование материалов, определение себестоимости производимой продукции и расчет рентабельности, поиск резервов повышения эффективности труда.

Экономическая деятельность может носить как познавательный, так и созидательный характер, что достигается главным образом в процессе трудового обучения.

Готовясь к занятиям, тщательно анализирую материал, чтобы научить учащихся экономному расходованию продуктов и материалов, бережному отношению к оборудованию и инструментам, например:

 - выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры);

 - прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста (оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов или для корма домашних животных;

 - нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс (их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, зеленый горошек - отварной фасолью, и т.д.;

 - на уроках слежу и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка - все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) - все это средства. Нужно учить жить экономно.

         На уроках в 8 классе рассматривается «домашнее хозяйство» как один из основных потребителей на рынке товаров и услуг. С этой целью проводим маркетинговые мероприятия по выяснению потребностей каждой семьи и населения села в целом. Изучается научный подход к совершению покупки. Изучение экономических вопросов строиться на основе феномена «включенности» обучаемых в жизнь общества (по Т.Териковой). На занятиях, разбирая задачи перспективы экономического развития Бурятии, Кабанского района или своего села, дети учатся смотреть на разбираемые проблемы как бы «изнутри» - с позиции людей, занимающих определенное социальное положение, а не пассивных наблюдателей.

При изучении разделов в 10-11 классах «Основы предпринимательства» у учащихся формируется представления о рыночной экономике, экономических аспектах производства и сбыта продукции, возможностях экономии природных ресурсов, общественного труда, снижения себестоимости товаров и т.д.

Под моим руководством ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в районом конкурсе «Неделе налоговых знаний» среди школ Кабанского района, где занимают призовые места. В рамках недели проводятся открытые уроки, различные внеклассные мероприятия, беседы с инспекторами налоговой службы. В 2016 году принимали активное участие во всероссийской акции «Час предпринимательства» и «Неделе финансовой грамотности», принимали участие в семинаре молодых предпринимателей в с. Кабанск «Школы бизнеса для начинающих предпринимателей»,  проводимой сотрудниками Фонда поддержки молодых предпринимателей РБ, была проведена экскурсия на ООО «Рубин», где работают большинство родителей, проходили он-лайн тестирование, участвовали в конкурсе сочинений (Приложение 7). В результате этих мероприятий происходит воспитание сознательного отношения к необходимости оплате налогов, прививается культура возврата социальных вычетов, бережного отношения к заработанным денежным средствам.

Однако как  показала практика, интерес к изучению данного предмета из года в год падает. Так современный рынок перенасыщен товарами китайского производства низкого качества, но дешевых по цене. У детей из малообеспеченных семей (большинство такими и являются) не возникает желание изготовить себе вещь, которая будет отличатся от основной массы, т.к. затраты на материал в большинстве случаев больше, чем на приобретение готовой вещи. Современная сельская школа поставлена в условия выживания, и приобретение нового оборудования становится проблематично. В связи с выходом оборудования из строя приходится пересматривать рабочие программы и строить процесс обучения исходя из МТБ школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

Экономическое воспитание на уроках математики

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Зад...

Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию

Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...