ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧАЩИХСЯ.
статья по технологии на тему

В работе рассмотрена теория проектной деятельности, формирование УУД учащихся в процессе проектной деятельности и процесс организации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧАЩИХСЯ.

«Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо. Знаю где, и как я могу эти знания применить!»

Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии. Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский сказал: «Сегодня главная цель школы - это подготовить человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к готовности самостоятельно решать проблему, будь то работа, будь то получение квалификации» [23].  

В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от "классического формирования знаний, умений и навыков", особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала дидакт М.Б. Романовская. [12].

Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского - это «брошенный вперед». Данное толкование во многом ориентирует современного учителя на инновационную деятельность.

В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Павловой, М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др. [8, 13]

В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.

В работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы на уроках технологии.

Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и метод проектов, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по "Технологии".

Объект исследования: проектная деятельность в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс организации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся.

Цель исследования: проанализировать теоретико-педагогические основы, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы для повышения интереса обучающихся к предмету.

Задачи исследования:

  • Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.
  • Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.
  • Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности на уроках технологии.
  • Выявить возможности и условия практической организации проектной деятельности подростков на уроках технологии.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, реализация проектной деятельности на уроках технологии.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.

  1. Современные педагогические технологии

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);
  • быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, повышение его интереса к учебным предметам, расширение кругозора учащегося в ходе образовательной деятельности.

Для привлечения внимания обучающегося к образовательному процессу необходимо использовать различные методы, приемы и формы реализации учебного материала.

 Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Традиционные формы ведения урока не дают возможности эффективного формирования заложенных во ФГОС компетенций учащихся. [1]

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.

Рассмотрим более подробно некоторые их педагогических технологий.

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Технология критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель технологии развития критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Эту технологию можно отнести к рефлексивной, так как она:

  • формирует самостоятельность мышления;
  • вооружает методами и способами самостоятельной работы;
  • дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик;
  • позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса. [7]

Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

1.2. Сущность понятия проектная деятельность

На сегодняшний день главная задача современной школы – научить детей учиться. Для ее решения учителя используют различные методы и приемы обучения. Один из них – это метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. [2, 11]

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.

Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. [18]

Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность. [18]

Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.

Так, Г.К. Селевко [15, 16] этот метод представляет, как:

  • вариант технологии проблемного обучения;
  • комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
  • способ группового обучения;
  • компонент методики обучения в школе С. Френе;
  • способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
  • метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

1.3. Характеристика проектной деятельности и ее применение на уроках технологии

Метод проекта не является новым в мировой педагогике, особенно на уроках технологии.

Согласно ФГОС, в программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения, и вместе с тем, возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. На проектную деятельность по предмету «Технология ведения дома» и «Индустриальные технологии» согласно ФГОС выделяется достаточно большое количество часов по сравнению с примерными программами Основного Общего Образования по технологии «Обслуживающий труд» и «Технический труд».

Ученики, которые уже окончили начальную школу и пришли обучаться в среднее звено, знают, что такое проект. В соответствии с ФГОС, каждый ребенок, начиная с 5 класса должен выполнить проект по одному из предметов школьной программы. По предмету «Технология» творческий проект выполняет каждый учащийся.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках технологии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС.

Основное отличие Стандарта Основного общего образования заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе, а именно (личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом же достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные);

Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, когда ученик не получает готовые знания, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (компоненты его – учебно-познавательные мотивы (для чего я это делаю), действия целеполагания (что я должен сделать), планирование решений (как, в какой последовательности делать), решение задач и рефлексивно-оценочные действия (правильно ли я сделал, что еще сделать)). А вот одним из методов реализации данного подхода как раз и является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проектная деятельность является сердцевинной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющий личную и общественную значимость, позволяющий научить учащихся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе учителю технологии, более творчески подходить к разработке своих уроков, и сделать образовательный процесс более интересным, и современным.

И так, что представляет собой проектная деятельность на уроках технологии?

Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Цель проектной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Теперь рассмотрим, что же дает нам работа над проектом (задачи проектной деятельности):

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирования, реферирования, компиляция) и простыми формами анализа данных;
  • формирование умений предоставления отчётности в вариативных формах;
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет;
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Типология проектов.

Классификация типов проектов производится по доминирующему в проекте принципу и представлена на рисунке 1.1.

Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, научиться коммуникативному общению, быть способными и делать способными других, смотреть на мир в глобальном аспекте.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

Проектная деятельность развивает творческие способности, самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.

Работа над проектом позволяет переориентировать работу учащихся на разнообразные виды деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.

Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации.

Рисунок 1.1.

Классификация типов проектов

Картинки по запросу

Из этого всего можно сказать, что проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно подразделить на четыре этапа.

1. Поисковый этап

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

2. Конструкторский этап

Поиск оптимального решения задачи проекта.

Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна

Выбор технологии изготовления

Экономическая оценка,

Экологическая экспертиза.

Составление конструкторской и технологической документации.

3. Технологический этап

Составление плана практической реализации проекта.

Подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

Выполнение запланированных технологических операций.

Текущий контроль качества.

Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

4. Заключительный этап

Оценка качества выполнения проекта.

Анализ результатов выполнения проекта.

Изучение возможностей использования результатов проектирования.

1. Поисковый этап. Это этап осознания проблемы и поиска информации. Решаемую проблему опишите кратко и чётко сформулируйте, что собираетесь делать (для чего или для кого). Проблема должна быть личностно-значимой для учащихся, которую можно решить в рамках проектной деятельности с опорой на разные образовательные области (учебные предметы). Постановка задач проектной деятельности, происходит исходя из выбранной темы. Найдите информацию по проблеме, опишите всё, что может помочь в решении данной проблемы. Подумайте: о времени (как долго будете делать), о материалах (какие имеются и что необходимо купить); о стоимости материалов, инструментов, рабочего времени; о принципах действия и устройстве объекта труда, о его внешнем виде и безопасности при эксплуатации; Для каких функций нужен данный объект труда?

2. Конструкторский этап. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Составьте план, как собираетесь решить данную проблему. Запишите порядок своей работы по этапам.

3. Технологический этап. Технология изготовления. Продумайте последовательность изготовления (создания) продукта. Определите инструменты, приспособления и оборудование, которое потребуется для выполнения тех или иных технологических операций (ОТ). Составьте технологическую карту на объект труда. Изготовьте (создайте) продукт.

4. Заключительный этап. Это этап испытания и оценки изделия и работы над проектом. Решена ли проблема? Подумайте об этом и узнайте мнение других. Что можно изменить в проекте чтобы усовершенствовать объект. Всегда есть путь для улучшения! Сделайте экономическое и экологическое обоснование. Выполните необходимые расчёты. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта. Выбор формы защиты проекта (презентация, деловая игра, инсценировка событий, реклама, соревнование, спектакль, концерт, праздник, экскурсия (в том числе и виртуальная).

В проектной деятельности, при выполнении проекта, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

Групповые проекты

Преимущества таких проектов.

Они формируют навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен более глубоко;

Распределение обязанностей;

Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и тревожных детей;

Возможность обогащаться опытом других участников;

Групповое сплочение.

Недостатки.

Отдельные ученики выезжают за счет других;

Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;

Труднее организовать и координировать работу;

Труднее оценить вклад каждого члена группы.

Индивидуальные проекты

Преимущества.

Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

Развивается личная инициатива, ответственность, активность;

Тема проекта максимально соответствует интересам автора;

Ход и результаты зависят от автора проекта.

Недостатки.

Нет опыта группового сотрудничества;

Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.

На что следует обратить внимание при выполнении проекта? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на «суд» публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Следует научить учащихся последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы они чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, научить правильно оформлять проект на каждом этапе. И конечно же, сделать выводы по проекту, позволить оценить ученику свой проект.

1.4. Достижение метапредметных результатов и формирование УУД учащихся в процессе проектной деятельности

Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.

В отечественной педагогике метапредметный подход в образовании стал предметом исследования в конце ХХ века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, а 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия (УУД).

Технология как учебный предмет с точки зрения формирования метапредметных результатов образования имеет следующие особенности:

  • Практическая (преобразовательная, созидательная, в том числе и творческая) деятельность школьников (включая конструкторскую и художественно - конструкторскую) как основу образовательного процесса;
  • Опора на знания, полученные при изучении других предметов и их использование в практической деятельности;
  • Широкая вариативность содержания в рамках требований образовательного стандарта и его конкретизации на уровне педагогической действительности и личности ученика.

Предметная область «Технология» с точки зрения метапредметных результатов образования: фактически умение школьника использовать знания по другим школьным предметам в технологической деятельности уже является индикатором сформированности общеучебных умений (межпредметный уровень); использование этих знаний в социально значимой деятельности, к которой можно отнести и традиционную деятельность по изготовлению изделий, полезных в быту, тем более в рамках социально ориентированного проекта, свидетельствует о достижении метапредметных результатов образования.

В проектной деятельности разработаны универсальные средства постановки и решения проблем, и эта особенность проектной деятельности является особенно важной для формирования метапредметных результатов образования. Для развития практического мышления учащихся и формирования у них соответствующих умственных действий необходимо обеспечить освоение ими комплекса метапредметных понятий: проект, проблема, проблемная ситуация, поиск решения проблемы, измерение, измерительная шкала, оценка, критерий, принятие решения, цель и целепологание, план и планирование, результативность и эффективность решения проблемы, условия эффективной командной работы.

Предметная область «Технология» является интегративной по своей сущности, причем как в содержательном, так и в организационном аспектах:

В содержательном аспекте на межпредметном уровне технология должна интегрировать знания практически по всем предметам базисного учебного плана и обеспечивать их перенос в другую предметную область и применение в практической деятельности, реализуя таким образом свои функции в достижении метапредметных результатов общего образования.

Организационно, в рамках целостного образовательного процесса школы «Технология» интегрирует урочную и внеурочную, школьную и внешкольную познавательно-трудовую деятельность, основное и дополнительное, формальное и неформальное (получаемое в семье, в социуме) образования представляет особый интерес с точки зрения формирования метапредметных результатов образования.

Современная система образования так же должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.

В соответствии с ФГОС универсальные учебные действия можно сгруппировать в три основных блока: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД при изучении технологии относятся: принятие  и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД при изучении технологии относятся: выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД при изучении технологии относятся: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.

Формирование универсальные учебные действия на уроках технологии в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы.

Таблица

Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом

Этапы

Формируемые УУД

1

Выбор темы проекта, обоснование

Регулятивные УУД: целеполагание – как постановка учебной задачи

Коммуникативные УУД: обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора

2

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата

3

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 Коммуникативные УУД: консультация с учителем, обсуждение

Личностные УУД: самоопределение,  смыслообразование

4

Сбор информации

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

5

Изготовление изделия

Регулятивные УУД: поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД: виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление проекта

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения

7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция

В работе над проектом, в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость, умение взаимодействия с людьми и др.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, добавляют умение работать в команде и ответственность за свою или совместную работу.

Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веру в свои силы. Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.

Мы видим, что в процессе работы над проектом формируются все три вида УУД.

В чем же состоит задача учителя?

В работе над проектом главная задача учителя – заинтересовать учащихся, дать толчок, правильно выстроить свою работу и деятельность учащихся, и обязательно получить результат работы. Даже если что - то не удалось - это тоже результат. При определении тематики учебных проектов следует руководствоваться содержанием обучения. Учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, общественную или личную ценность, его умения. Уметь организовать работу учащихся и подвести итоги.

Наверное, самое сложное для учителя при работе с проектами – это суметь раскрыть творческие способности учеников. Не следует забывать, что все дети талантливы. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Приобщение школьников к проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества.

И так, мы можем сделать вывод, что проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта, учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий, в том числе технологию проектной деятельности, в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию учащихся.

Цели и задачи технологической подготовки школьников на современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» - основная практико-ориентированная образовательная область в школе - помогает решить задачу огромной социальной важности, осуществляя подготовку молодежи к деятельному участию в материальном и духовном общественном производстве. В процессе овладения технологическими знаниями на уроках технологии, особенно в ходе проектной деятельности, школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что позволяет ему подготовиться к деятельности в сфере общественного производства.
Проектные технологии в наибольшей степени соответствуют решению основных целей и задач технологического образования.

На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значительное место. В работе рассмотрена теория проектной деятельности и процесс организации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся. Я считаю, что цель работы достигнута.

Организация проектной деятельности базируется на проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для подростка.  Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственность, научиться коммуникативному общению.

Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД. Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.

Проектная деятельность может организовать взаимодействие учителя и учеников на протяжение очень значительного отрезка времени: серия уроков, темы четверти, полугодия. Результаты технологических проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются предпрофессиональные способности и компетенции.

Работая над проектом, учащийся исследует интересующую его проблему, расширяет свои знания в данной области. Все это повышает его интерес к предмету, а это главная цель любого образовательного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
  2. Вульфсон, Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика// Б.Л. Вульфсон Педагогика. - 2007.- № 9-10. С.99-105.
  3. Высоцкая Е.В. Подарки своими руками. // Высоцкая Е.В., Куликович Л.Н. Минск, Харвест, 2004
  4. Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла: монография /под науч. Ред. И.Ю.Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011. – 66с.
  5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели анализ зарубежного опыта. // Кларин М.В. - М.: Наука, 1997.
  6. Морозова Л.И. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. //Морозова Л. Н. , Кравченко Н. Г. и др. – Волгоград: Учитель, 2012.
  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие.// Муштавинская И.В.   СПб. КАРО, 2009 – 144с.
  8. Павлова, М. Б. Технология. 5–9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников : пособие для учителя // М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
  9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя // К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Понамарёва Н.А. Технология. Проектная деятельность. // Пономарева Н.А. Волгоград, 2013.
  11. Рогачева, Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в ХХ веке: автореферат дис. доктора пед. наук: 16.09.2006 // Е.Ю. Рогачева. - М., 2006.
  12. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б. -М.:АПК и ПРО, 2002.
  13. Сасова И.А. Методическое пособие для учителя: Технология. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Технология. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / И.А. Сасова – Издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г
  14. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П.С. Самородский.- Брянск: БГПУ, 1995.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
  16. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. //Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.
  17. Третьякова С.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональна ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.: авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.

Электронные ресурсы:

  1. Метод проектов – http//letopisi.ru/
  2. Российский общеобразовательный портал Большая подборка документов, образовательных ресурсов. Форумы и консультации -www.school.edu.ru
  3. Социальная сеть работников образования - – http//nsportal.ru/
  4. Страна мастеров. (Мастер-классы по ДПИ) – stranamasterov.ru
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – http//standart.edu.ru/
  6. http://pedsovet.org
  7. http://www.maam.ru
  8. http://bicerinka.com
  9. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения....

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Способы (приемы и методы) формирования у учащихся ключевых компетенций по иностранному языку

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Коммуникативная компетенция и ее компоненты как ключевые компетенции , приемы и методы их ф...