Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии методом учебных проектов
методическая разработка по технологии на тему

Нагаев Юрий Петрович

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл  

МОУ «Оршинская основная общеобразовательная школа

имени академика Ожиганова Л.И.»

Методическая разработка

«Развитие творческой активности учащихся

на уроках технологии методом учебных проектов»

Разработал учитель технологии

I квалификационной категории

                                                                 Нагаев Юрий Петрович

2014

Нагаев Ю.П. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии методом учебных проектов: методическая разработка. Орша: МОУ «Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И.», 2014.- с.20

Методическая разработка  представляет собой разработку общей методики, уроков технологии в общеобразовательной школе. В ней раскрывается проблема развития творческой активности учащихся на уроках технологии методом учебных проектов. В работе описаны творческие и конструктивные проекты, часть которых  социального, этнокультурного и технического направления.  Представленный материал может быть использован для организации занятий внеурочной деятельности, а также для совершенствования материально-технических условий преподавания предмета.

Рецензенты: 

1.руководитель районного методического учителей технологии, учитель первой квалификационной категории А.Н. Васенкин (МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский»);

 2. учитель технологии высшей квалификационной категории А.В. Лаптев (МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»).

Содержание

Введение …………………………………………………………………….4

     Основная часть  ……………………………………………………………..7

  1. Метод проектов на уроках технологии……………………………...7
  1. Задачи и цели проектного обучения…………………………..8
  2. Основные требования к использованию проектных

технологий………………………………………………………9

  1. Планирование работы учителем……………………………...10
  2. Пример выполнения проекта…………………………………13
  1. Метод проектов во внеурочной деятельности…………………….14
  2. Заключение…………………………………………………………..19
  3. Литература…………………………………………………………...20

     Приложения

  1. Проект «Наша новая школа»
  2. Проект «Кухонный набор»

     

Введение

С течением времени в мире меняется все. Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. По законам природы общество двигается вперед, развивается. Не стоит на месте и наше образование, оно претерпевает изменения, требует нового подхода в обучении и воспитании наших детей. Такой подход заложен в ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач». Для реализации поставленной цели все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать на формирование универсальных способов действий. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько:

1) социальная (когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения);

2) проблемная (учиться определять проблему и ставить перед собой задачу);

3) кооперативная (учиться работать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия);

4) информационная (учиться собирать информацию из разных источников: Интернета, книг, журналов, газет и т. д.);

5) коммуникативная (учиться общению на разные темы, вступать в дискуссию, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное).

Для того, чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является проектное обучение.

В настоящее время возникает проблема в том, что ученики не хотят заниматься не только основными учебными предметами, но и не хотят физически трудиться, овладевать необходимыми в жизни трудовыми умениями и навыками. Количество учебных часов по технологии сведены к минимуму, а в некоторых классах вообще отсутствуют. У сегодняшних школьников теряется интерес к трудовой деятельности. В то же время на рынке труда не хватает специалистов рабочих профессий. А где же их взять в достаточном количестве?  Сейчас в основном молодые люди выбирают профессии не связанные с производством. Сегодня наиболее востребованными являются профессии, связанные со сферой услуг, например, торговля, где деньги можно зарабатывать достаточно легким способом.

Я считаю, если ребенок с детства приучен к физическому труду, то он достигнет значительных успехов и найдет свое место в современной жизни.

Конечно, любой товар можно купить, были бы деньги, но доходы у людей разные. Относительно низкий доход у людей, проживающих в  сельской местности. Одним из выходов из такой ситуации я вижу в том, чтобы изготовлять изделия  своими руками, открыть свое производство. Для этого необходимо иметь определенные знания, обладать умениями и навыками, быть активным, целеустремленным, творческим человеком. В этом деле не маловажную роль играют уроки технологи.

Исходя из вышесказанного, я поставил перед собой цель:

сформировать в детях компетентную, трудолюбивую, творчески мыслящую личность. А средством достижения своей цели я определил применение в образовательной деятельности метода проектов.

Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Перед тем как использовать метод проектов на своих уроках, я изучил труды педагогов: Дж. Дьюи, У. Килпатрика, С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича, Л. Левина, В. Н. Шульгина, М. Н. Крупениной, В. В. Гузеева.

Анализируя предшествующий опыт, разработал свою технологию подготовки и проведения уроков проектной деятельности по технологии.

В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения – обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Образованный человек в современном обществе – это не столько человек, вооруженный знаниями, сколько умеющий их добывать, отбирать нужную информацию и применять имеющиеся знания, умения и навыки в любой ситуации. На обычном репродуктивном уроке сформировать такие умения довольно трудно. Традиционные формы и методы организации трудового обучения формируют  практические навыки работы, нацеленные на точность выполнения изделий, без которых нет качества выполнения, но они не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.

Решение этой проблемы видится мной в использовании метода учебных проектов. Проектную  деятельность я считаю неотъемлемой частью учебного курса «Технология», т.к. любое выполненное изделие является своего рода  проектом. С его помощью можно создать условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» считаю наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий, приобретают такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, умение планировать и принимать решения. На уроках технологии это реализуется в следующей последовательности:
1. Проведение самостоятельных исследований.
2. Принятие самостоятельных решений.
3. Развитие умений в обработке различных материалов и изготовлении
    изделий.
4. Навыки работы в команде и ответственность за результаты коллективного
    труда.
5. Проведение экономической и экологической оценок процесса
    и результатов труда.
6. Формирование навыков анализа потребительских и технологических
   ситуаций.
   В результате творческой, практической деятельности учащиеся создают свой конечный продукт в виде новых знаний и умений, что, несомненно, поможет детям в самоопределении в социально-трудовой среде, убедит в том, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Педагог, проявляющий творческие решения в своей деятельности, является примером для подражания.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников.

Я применяю его в организации  и коллективной, и  индивидуальной работы с учащимися. При дидактически правильном использовании метода в полном объеме реализуется развивающая и воспитывающая составляющие образовательного процесса.
Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме обучения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить.

Метод проектов на уроках технологии

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни.
Всё это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности cвоего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и  выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.                                

2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.                                                                                                    

3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.    

5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
       Реализация главной цели Трудового обучения в школе, предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными методами, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
       Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.

Задача и цели проектного обучения

Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
    развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление. 

Проектная деятельность позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами и материалами, конструкциями, технологическими системами. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
     Использование проектных технологий, позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию проектных технологий

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
     задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска 
     для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
    результатов;
3.
 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
    учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
    результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
   определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Общие подходы к структурированию проектов:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
         Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
         Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
         Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
          Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, интернете, пр.).
          Защита проектов, оппонирование.
          Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Планирование работы учителем

     Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.
     Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий и выполнение проектных работ.
      Учителю нужно тщательно продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа, исходя из того, что на все отводится 16-20 учебных часов. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен.
      Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
     
Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражания, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.
     
Учащиеся средних классов, хотя и тяготеют к выбору знакомых и нужных объектов, нацелены на успешный результат, проявляют попытки добиться оригинальности и поэтому должны выполнять художественно-конструкторские проекты.  
     Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.
     Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.

       Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
Организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводятся контроль и испытание изделия при необходимости корректируется конструкторско технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснование и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
        Тему проекта ученик может выбрать сам или определить с помощью родителей, или предложенной учителем. Опыт показывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен.
        Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингого исследования, определения цели проекта  и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна  иметь максимум отмеченных достоинств минимум недостатков.
        После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.
         Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.
        Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Это помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
         К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
По содержанию пояснительная записка включает:
      1.Титульный лист.
      2.Оглавление
      3.Введение
      4. Главы основной части:
            а) конструкция изделия;
            б) технология изготовления;
            в) экономическое обоснование проекта;

            г) экологическая оценка проекта.
   5. Заключение.
   6. Библиографический список.
   7. Приложение.
         Защита проекта проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из трех-четырех человек (чаще всего одноклассников) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии  и представителей администрации школы.
          При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада, качество ответов на вопросы, деловые и волевые качества выступающего.
          Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку могут быть следующие:
Оценка «отлично» выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует к предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого проекта с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения.
Оценка «хорошо» выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдению технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, и неустойчивый интерес ученика к работе.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
         Итоги защиты желательно отразить в стенгазете или в фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для иных целей: украшение дома, подарка родителям и т.д.

Для реализации намеченной задачи необходимо создать определенные условия:  1. материальную базу (        рабочее место, учебные и наглядные пособия, оборудование и инструменты);

2.уровень квалификации учителя;

3.уровень подготовки учащихся.

Рабочим местом являются верстаки (столярные, слесарные или комбинированные). Они должны соответствовать росту учащихся. Столярные и слесарные верстаки переделали в комбинированные и регулируемые по росту.

Ручные инструменты изготовляем на уроках. За последние годы приобрели ручные электрические инструменты (электролобзик, электрорубанок, циркулярная пила, шлифовальная машина, перфоратор, торцовочная пила, шуруповерт, сварочный аппарат), которые стали активно использовать на уроках технологи и на занятиях кружка «Юный мастер»

Для того, чтобы учащиеся проявили интерес к урокам, очень многое зависит от учителя, от его отношения к работе, от мастерства. Свою квалификацию повышаю в институте образования, посещаю секционные занятия по предмету, использую Интернет-ресурсы и свои знания, умения, навыки, творчество передаю детям. Учащиеся активно участвуют на районных олимпиадах по технологи и последние три года занимают призовые места.

Успехом совместной работы являются творческие проекты, которые создают уют в нашей школе (гардины, скамейки, фоторамки, горшки для цветов и т.д.). Основным материалом для выполнения проекта является древесина, так как она более доступна, легко обрабатывается. (См. Приложение 1)

Одним из выполненных проектов является проект «Кухонный набор»

Цель проекта: разработать и изготовить кухонный набор.
Задачи проекта:
1. Изучение способов изготовления кухонного набора;
2. Выбор и изготовление изделия;
3. Совершенствование умения работы с древесиной;
4. Повышение интереса к кружковой работе по технологии.

Рисунок 1.1

              Объект творческого проекта – кухонный набор.
         Формы работы – изучение техники безопасности при работе на токарном станке, лобзиком, вытачивание деталей, обработка древесины наждачной бумагой, склеивание деталей.
          Прогнозируемые результаты проекта:
разработка изготовления кухонного набора;
систематизация полученных знаний на уроках технологии по обработке древесины, работе на токарном станке, техники безопасности.
          Этапы работы:
I. Организационный этап:
        1. Выбор и обоснование изделия;
         2. Разработка собственного варианта решения;
II. Подготовительный этап:
         1. Систематизация имеющихся знаний по технологии;
         2. Исследование потребительского спроса:
III. Основной этап:
         1. Изготовление кухонного набора.
IV. Аналитический этап:
         анализ проделанной работы и определение перспективы развития проекта.
                   Практическая значимость проекта:
      использование собранной информации для повышения интереса к кружковой работе;
      участие в районных олимпиадах.
                  Теоретическая значимость проекта:
      систематизация знаний по обработке древесины;
      формирование умения сотрудничать со взрослыми.
                  Перспективная работа:
      продолжить изучение методов обработки древесины;
      повысить свое мастерство при работе на токарном станке;
      изготовить новые изделия из древесины.

Пример выполнения проекта учеником. (См. Приложение 2)

Метод проектов во внеурочной деятельности

Участие в творческом процессе помогает школьникам видеть и решать технические задачи в окружающей жизни (в учебных мастерских, сельскохозяйственном производстве и в домашних условиях), формулировать их, искать лучшие варианты решения, опираясь на знания, полученные на уроках и кружковых занятиях.

 Большое место в проектной деятельности уделяю техническому конструированию станков и  оборудования, машин и механизмов, малогабаритной техники. За последние пять лет силами учащихся на уроках технологии и на занятиях кружка «Юный мастер» были разработаны и изготовлены следующие оборудования, станки, инструменты, машины и механизмы:
1.Сварочный  аппарат на 220 вольт;
2. настольный электрический лобзик;
3. токарный станок по дереву;
4. станок для виения каната (веревки);
5. мотоблок;
6. снегоход на камерах низкого давления.

Сварочный аппарат

Кто занимается техническим конструированием, тот хорошо знает, что без сварки, как без рук. Выручить может сварочный аппарат, который можно изготовить и самому. Чтобы его сделать, потребуется выбракованный электродвигатель мощностью 20 кВт. Предварительно разбираем и извлекаем магнитопровод. Вырубаем зубилом выступы магнитопровода, 1/3 часть объема до толщины 3,5 см. длину магнитопровода выбираем равной 17 см. магнитопровод обмазываем эпоксидным клеем или лаком и обматываем тканью, лучше всего мешковиной, пропитанной эпоксидным клеем или лаком. После просушки получаем хорошо изолированный по всей длине магнитопровод. На него уже можно наматывать первичную обмотку. Если рассчитанное число   витков не поместилось в один слой, надо часть магнитопровода уже намотанными витками заизолировать тем же способом и намотать второй слой и т.д. после того, как обмотали первичную обмотку, ее следует тщательно заизолировать тем же способом. Для наматывания вторичной обмотки необходимо сделать вокруг первичной обмотки каркас из гибкого провода или фанеры таким образом, чтобы он  свободно двигался вокруг первичной обмотки. После того как каркас готов начинаем наматывать вторичную обмотку. Для расчета числа витков первичной и вторичной обмотках следует определить сечения магнитопровода по формуле:  S=L*Hсм2, где L – длина, H-высота магнитопровода. Затем определяем число витков для напряжения 1 вольт: Т=30/S , где 30 – постоянный коэффициент. Дальше расчитываем число витков первичной и вторичной обмотках по формуле: W1 =T*220;  W2 = Т*70, где 220 – это напряжение для первичной обмотки, а 70 – напряжение вторичной обмотки. Для наглядности проведем расчет обмоток аппарата:

Н=3,5см; L= 17 см; S= 3,5*17=59,5см2 .  Т=30/59,5=0,5 витка.

W1 = 220*0.5=110 витков;  W2 =70*0,5=35 витков.

Диаметр проводника для первичной обмотки можно брать в пределах 2,6…3,2мм. Изоляцией проводника могут служить лак, нитки или бумага. Для вторичной обмотки нужно брать проводник диаметром  8…12 мм. Изоляцией его может быть резина или пластмасса. Сварочный ток регулируется перемещением вторичной обмотки. Чтобы она удерживалась в установленном положении, в пазы магнитопровода вставляют текстолитовую планку.

Сварочный аппарат изготовленный нами стал верным помощником в техническом конструировании, прост в изготовлении и надежен в работе.

Электрический лобзик

    

  Рисунок 3.1                             Рисунок 3.2                                  Рисунок 3.3

Для выполнения ажурной резьбы, а также выпиливания криволинейных поверхностей изготовили настольный электрический лобзик.

 Для изготовления лобзика были использованы:

электрический двигатель на 380 вольт мощностью 0,6 кВт,

компрессор от трактора МТЗ-80.

 На компрессоре шестеренчатый привод переделали на ременный, стандартную головку заменили и выполнили из дюралюминия.

 На поршне для уменьшения компрессии просверлили отверстия по диаметру, в центре закрепили стойку для крепления пилки.

Электродвигатель, компрессор установили на станине, изготовленную из швеллера, сверху закрывается футляром.

Электрический лобзик позволяет выпиливать древесину различных пород толщиной до 60 мм, скорость резания около 30 см в минуту.

Токарный станок по дереву

  

        Рисунок 3.4                                 Рисунок 3.5                      Рисунок 3.6

     Токарные станки по дереву, которые используются в учебных мастерских не позволяют обрабатывать заготовки длиной более 500 мм. И нами был изготовлен самодельный токарный станок, который позволяет обрабатывать заготовки до 1000 мм.

Для изготовления были использованы:

 трехфазный электродвигатель мощностью 0,6 кВт с оборотами 1400об/мин,
          швеллер №8, уголки 45*45мм, труба,

 прутковые материалы круглой и шестигранной формы.

     Центр задней бабки- вращающийся на подшипниках.

     Для передней бабки использовали подшипниковую опору от картофелеуборочного комбайна ККУ-2.

     Шпиндель представляет собой две пластины, пересекающиеся перпендикулярно под углом 900  и позволяет надежно закрепить заготовку на станке.

Станок для виения веревки

  

         Рисунок 3.7                                 Рисунок 3.8                      Рисунок 3.9

В сельской местности в хозяйстве не обойтись без веревки, можно ее свить из шпагата в ручную, но это очень трудоемкая работа, можно заработать на руках не одну мозоль. Для облегчения этой работы нами был изготовлен станок, которым быстро и легко можно свить веревку любой толщины и длины (для изготовления веревки длиной 10 м уходит около 5 минут).

 Станок состоит из двух частей и направителя. Первая часть представляет собой подвижный стол, опирающийся на два колеса. На столе устанавливается на подшипниковых опорах штурвал с крючком, где крепится один конец шпагата. Вторая часть неподвижная, представляет собой стол, где устанавливаются три подшипниковые опоры с тремя подвижными крючками. На валах опор установлены звездочки, которые соединяются между собой цепной передачей. Все три вала с крючками приводятся в движение рукояткой.

Технология изготовления веревки:

  1. устанавливается подвижный стол на определенном расстоянии от неподвижного в зависимости от необходимой  длины веревки, с учетом 2-3 м, т.к. при скручивании длина шпагата уменьшается.
  2. натягивается между крючками столов определенного количества в зависимости от необходимой толщины веревки, при этом на каждом из трех крючков неподвижного стола должно быть одинаковое количество нитей шпагата.
  3. устанавливается направитель на подвижном столе, который разделяет нити шпагата на три части между крючками.
  4. начинают вращать рукоятку неподвижного стола до тех пор пока полностью скрутятся нити шпагата на крючках.
  5. начинают вращать рукоятку подвижного стола одновременно третий человек поддерживает направитель, в результате за направителем три витка нитей шпагата скручивается в одно целое, образуя веревку.
  6. после получения веревки концы завязываются и снимаются с крючков.

Изготовленный станок пользуется большим спросом, обращаются к нам свить веревку не только жители нашего села, но и близлежащих деревень.

Мотоблок

Рисунок 3.10

Для облегчения труда на приусадебном участке разработали и изготовили мотоблок.

Для изготовления были использованы двигатель от мотоколяски, узлы и детали от списанных сельхозмашин.

Мотоблок универсальный, позволяет выполнять следующие виды работ:

  1. пахоту (корпус плуга конный)
  2. культивацию (стрельчатые лапы от культиватора КПС-4)
  3. междурядную обработку пропашных культур (окучник от культиватора КРН-4,2)
  4. фрезерование
  5. боронование
  6. скашивание трав (ширина захвата 1 м)
  7. транспортные работы (перевозка грузов до 500 кг)

Мотоблок прост в изготовлении и по истине универсален. Он стал надежным помощником в огороде и в саду, в приусадебном хозяйстве, удобен и практичен в работе, активно используем на пришкольном участке. Школьники с большим интересом и легко управляются, выстраиваются даже в очередь, чтобы прокатиться на нем.

Снегоход на камерах низкого давления

   

         Рисунок 3.11                            Рисунок 3.12                      Рисунок 3.13

Для движения по снегу, а также по бездорожью и транспортировки различных грузов был нами разработан и изготовлен вездеход.

Для изготовления были использованы:

мотоцикл «ИЖ-Планета».

Рама самодельная сваренная из уголков и труб.

          Передняя вилка изготовлена из трубчатого вала прямоугольного сечения.

          Дифференциал использовали от автомашины «УАЗ»,

         диски для колес самодельные, сваренные из пруткового металла диаметром 12мм.

          Камеры использованы от прицепа трактора Т-150К, сверху защищенный транспортерной лентой от полотняно-планчатого подборщика зерноуборочного комбайна, которая крепится к диску колес клиновидными ремнями с помощью болтов.

 Вездеход можно эксплуатировать не только в зимнее время, но и в любое время года. Зимой для большей проходимости вместо колес передней вилки устанавливаются лыжи. Нет отбоя у ребятишек, чтобы с ветерком прокатиться на вездеходе по снежному насту. Устраиваем соревнования по фигурному вождению, прокладываем трассу для лыжни.

Заключение

Занятие проектной деятельностью, особенно техническим творчеством, коренным образом изменило отношение учащихся к урокам технологи, трудовой деятельности. Проявился не только интерес, но и повысились знания, умения и навыки работы различными инструментами и оборудованиями, управления техникой. Учащиеся стали более самостоятельными, решительными, активными, трудолюбивыми, технически грамотными, коммуникативными, доброжелательными, способными, появилось стремление учиться и проектировать оборудования, механизмы своими руками, стали более подготовленными современной жизни..

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Пример тому, выпускники школы. Один из них - Максимов Денис – на уроках технологии и занятий кружка «Юный мастер»  получил определенные навыки работы на станках и, овладев основами проектной деятельности, в жизни стал высококвалифицированным столяром, плотником, сварщиком и открыл свой бизнес по производству столярных изделий. Репин Александр, активный помощник в техническом конструировании, получив профессию тракториста, водителя связал жизнь родным селом, хозяйством, свободное время своими руками создает различную технику. А другие - Козырев Андрей, Потехин Сергей, Полушин Николай - пошли по моим стопам, окончили МГПИ им. Н.К.Крупской (сейчас МарГУ) индустриально-педагогический факультет (технолого-экономический факультет), получив профессию учителя технологии, стали высококвалифицированными специалистами, мастерами своего дела. Все это радует меня, что труд мой приносит пользу детям, готовит их к жизни и призывает меня с большим усердием трудиться, отдавать свои знания, умения, навыки  нашему будущему поколению.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Пособие для учителей - Минск, 2003.

3. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся/ Школа и пр-во, 1997 № 2 с. 10.

4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности// Школьные технологии.2002 №2.

5. Капустин В.С. Выполнение проекта на уроках технологии в 5-7 классах//Школа и производство, 1998 №1 с 15-20

6. Мелехина С.И. Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии. Учебно-методичекое пособие. 2-е изд., перераб.Киров, 2003

7. Хромов А.А. Из опыта организации проектной деятельности школьников//Школа и производство, 2001 №4 с. 25-28

8. Пилева Е.А., Егоров Ю.С. формируем у школьников технологическую и проектную культуру.// Школа и производство, 2001 №4 с.25-28

9. Муравьев Е.М. Проектирование по технологии в 9 классе.//Школа и производство, 2002 №6 с. 52-54

10. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256

11. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Метод. Пособие / М: Центр «Педагогический поиск», 2006.

12. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...