Главные вкладки

    рабочая программа по технологии 6 класс по ФГОС технология
    рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

    программа составлена с учетом ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl.doc179 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

    «Согласовано»

    Руководитель МС  МОУ Козьмодемьяновской СОШ

    _____        /_Бутенко Л.В.        /

    ФИО

    Протокол №____        от

    «___» _________        200__г.

    «Утверждено»

    Директор  МОУ Козьмодемьяновской  СОШ

    _____        /__Данчина Т.С.        /

    ФИО

    Приказ №        ______ от

    «___» _________        200__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по технологии (технический труд)

    на уровне основного общего образования

    для учащихся 6 классов.

    Байда Сергея Геннадьевича,

    учителя 1 квалификационной категории

    с. Козьмодемьяновка

    2016 - 2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа  составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1087 от 17.12.10.  «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы » Москва.    «Просвещение» 2010 год. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение 5-11 класс », Научные руководители Ю.Л.Хохотунцев.  В.Д Симоненко. Москва; «Просвещение»  2008 г. При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы: Закон  «Об образовании в РФ » от 29.12.10 2012№273-ФЗ. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебный план МОУ Козьмодемьяновская СОШ. на 2016 -2017 учебный год.

    Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы.

    В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

    Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

    Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:

    • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
    • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
    • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
    • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

    • приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
    • создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
    • развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;
    • достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
    • формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
    • развитие потребности в трудовой деятельности.

    Общая характеристика учебного предмета

    Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

    Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

    Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

    • культура и эстетика труда;
    • получение, обработка, хранение и использование информации;
    • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
    • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
    • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
    • проектная деятельность;
    • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

    Базовыми для программы по направлению «Технология. Технический труд» являются разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Народные художественные промыслы», «Современное производство и профессиональное образование».

    Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

    Место предмета в  учебном плане.

     Рабочая программа реализуется в соответствии с обязательной частью учебного плана и расчитана на 70 часов по 2 часа в неделю(исходя из 18 учебных недель) и делится на модули сельскохозяйственный труд 34 часа и индустриальные технологии 36 часов. Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

    Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.  

    Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

    В результате обучения учащиеся овладеют:

    • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

     • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

    • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

     

    В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает  возможность:
    познакомиться:

    • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

    • с назначением и технологическими свойствами материалов;

    •с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

    • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

    • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

    выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
       • рационально организовывать рабочее место;

    • находить необходимую информацию в различных источниках;

    • применять конструкторскую и технологическую документацию;

    • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

    • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

    • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

    • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

    • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

    • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

    • находить необходимую техническую информацию;

    • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

    • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

    • распределять работу при коллективной деятельности;

    Метапредметные результаты освоения курса является формирование УУД.

    Личностные УУД.

    • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

    • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

    • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

    • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

    • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

    • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

    • планирование образовательной и профессиональной карьеры;

    • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

    • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

    • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

    • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

    • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

    • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

    • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

    • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

    • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

    • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

    • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

    • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


    Познавательные    УУД.

    • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

    • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

    • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

    • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

    • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

    • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

    • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

    • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

    • планирование технологического процесса и процесса труда;

    • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

    • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

    • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

    • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

    • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

    • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

    • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

    • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

    • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

    • расчет себестоимости продукта труда;

    • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

    Регулятивыные  УУД.

        • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

    • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

    • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

    • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

    • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

    • осознание ответственности за качество результатов труда;

    • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

    • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

    • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

    • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

    • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

    • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

    • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.


     Коммуникативные УУД.

    • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

    • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

    • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
       • умение слушать и слышать собеседника, учителя;

    • умение работать в группе;

    • умение работать с источниками информации;

    • уметь аргументировать свое мнение в коллективной работе;

    • умение оценивать результаты проэктов в ходе их презентации;  

           Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

    в познавательной сфере:

    • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

    • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

    • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

    • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

    • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

    • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

    • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

    • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

    в трудовой сфере:

    • планирование технологического процесса и процесса труда;

    • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

    • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

    • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

    • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

    • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

    • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

    • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

    • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

    • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

    • расчет себестоимости продукта труда;

    • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

    в мотивационной сфере:

        • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

    • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

    • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

    • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

    • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

    • осознание ответственности за качество результатов труда;

    • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

    • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

    в эстетической сфере:

    • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

    • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

    • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

    • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

    • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

    в коммуникативной сфере:

    • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

    • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

    • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

        • разработка вариантов рекламных образов, логанов и лейблов;

    • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

    в физиолого-психологической сфере:

    • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

    • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

    • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

       Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

    Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи  до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

     Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием  их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования.

             Умения и навыки по конструированию и  моделированию позволяют учащимся самостоятельно  изготавливать  предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус  и творческие  способности учащихся.

    Знакомство с историей  позволяет проследить за историей различных национальных  промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

    Раздел   основы малярных работ, основы штукатурных работ, знакомит учащихся с многообразием работ, типичных для сельского жителя, дают необходимые знания,  умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального  сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства.

            Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

    По каждой  теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

    Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

    Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

    Оценка «5» ставится, если учащийся:

    - полностью освоил учебный материал;

    - умеет изложить его своими словами;

    - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

    - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «4» ставится, если учащийся:

    - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

    - подтверждает ответ конкретными примерами;

    - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «3» ставится, если учащийся:

    - не усвоил существенную часть учебного материала;

    - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

    - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

    - слабо отвечает на дополнительные вопросы.

    Оценка «2» ставится, если учащийся:

    - почти не усвоил учебный материал;

    - не может изложить его своими словами;

    - не может подтвердить ответ конкретными примерами;

    - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

    Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

    Отметка «5» ставится, если учащийся:

    - творчески планирует выполнение работы;

    - самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

    - правильно и аккуратно выполняет задание;

    - умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

    Отметка «4» ставится, если учащийся:

    - правильно планирует выполнение работы;

    - самостоятельно использует знания программного материала;

    - в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

    - умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

    Отметка «3» ставится, если учащийся:

    - допускает ошибки при планировании выполнения работы;

    - не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

    - допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

    - затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

    Отметка «2» ставится, если учащийся:

    - не может правильно спланировать выполнение работы;

    - не может использовать знания программного материала;

    - допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

    - не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

    Проверка и оценка практической работы учащихся

    «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

    «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

    «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

    «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

    Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе

    «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

    «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

    «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

    Критерии оценки проекта

    1. Оригинальность темы и идеи проекта.

    2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

    3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

    4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

    5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

    6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

    7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

                    Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока.  Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

    Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение   2001 г;  «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.

    Количество часов 2 в неделю в  6 классах всего 36 часов в год.

    6 класс

    Учебно-тематический план

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Количество часов

    Теоретические

    Практические

    Проектные

    Обработка древесины

    14

    4

    6

    4

    Обработка  металла.

    8

    2

    2

    4

    Народные промыслы

    10

    2

    4

    4

    Итоговое занятие

    4

    4

    Итого

    36

    8

    12

    16

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

    6 класс

    ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.  (14ч)

    Организация труда.  (2ч)

    Основные теоретические сведения.   Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

    Практические работы.

    № 1 «Организация рабочего места для столярных работ »          

    Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей.  (12ч)

              Основные теоретические сведения

    Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка( статина, передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения древесины. Измерительные инструменты( контроциркуль, нутромер, штангециркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

    Практические работы.

    № 2 « Подбор древесины для токарной обработки »;                                      № 3 « Подготовка заготовок для точения »;

    № 4 «Крепление на шпиндель » ;                                                                   № 5  « Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями » № 6 « Приемы вшлифования покрытие лаком и морения».

    Проектная деятельность. (4 часа)

    Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.

    Планируемые результаты.

    Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

    Метапредметные:

    - познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

    - коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

    - регулятивные: организовывать  рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Ученик научится:

    Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования  различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты  санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

    Ученик получит возможность научиться:

    Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку    токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

    ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.  (8ч)

    Организация труда  (2ч)

    Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.  

    Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

    Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (6ч)                                                                                                          

               Основные теоретические сведения.

    Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовый прокат. Цветные металлы( медь, алюминий, цинк) и их сплавы(латунь,бронза,дюралюминий). Основные свойства металлов(прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, возможность соединения пайков, свариваемость). Основные части напильника и ножовки. Виды напильников и формы насечек. Приемы разметки и работы по разметке, резанию ножокой и опиливанию. Приемы работы зубилом. Устройство штангециркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангециркулем.

    № 7 « Рабочее место  слесаря устройство  слесарного верстака и тисков»    №8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите »  №9 « Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке »

    Проэктные работы.(4часов)

    Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.

    Планируемые результаты.

    Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного  оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

    Метапредметные:

    - познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

    - коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

    - регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов  и качества их выполнения.

            Ученик научится:

    Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.

    Ученик  получит возможность научиться:

     определять виды металлов и сплавов;  исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ   (10ч).

    Основные теоретические сведения.

    Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.

    Практические работы.

    №10 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания» №11 « Закрепление пилок в лобзике»  № 12 « Выжигание по контуру». №13 « Сборка изделий на гвоздях и клею»  № 14 « Отделка поверхностей изделий » № 15 « Полировка и лакировка поверхности »

    Проектные работы.(4часов).  Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры.

    ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ(4ч).

    Примерные темы.  Подарок на 8 марта. Подарок к дню Защитника Отечеcтва.

            

    Планируемые результаты.

    Личностные: проявлять самостоятельность и личную  ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять

       

    - познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

    - коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

    важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

     -   регулятивные:    строить чертеж простых  изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала,  овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Ученик научится:

    изготовлять с помощью ручных инструментов  простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.

    Ученик получит возможность научиться:

    выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАСС.

               В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

       знать/понимать:

    •        что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

    •        основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

    •        пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

    •        виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

    •        общее устройство слесарного верстака, правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;

    •        назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;

    •        основные виды механизмов по выполняемым им функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

            уметь:

    •        рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении указанных работ;

    •        осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечить требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

    •        читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

    •        разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ;

    •        находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее;

    •        читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

    •        выполнять шиповые столярные соединения;

    •        шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

    выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками)                      

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Учебные пособия

    1. Технология. Технический труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.
    2.  Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.
    3.  Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.
    4.  Технология. Технический труд: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2009. – 208с.
    5. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.

    Оборудование

       

     

    • Слесарные инструменты: ( молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и т.д.).
    • Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель,  плакаты.
    • Столярные инструменты: ( рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).

    Дидактический материал

    Инструкционные карты: 

    Самолет катапульта, катер с резиномотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Основной

    1. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-1
    2. Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15.
    3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. – 240с.

    Дополнительной (для учителя)

    1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .

    2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для  учителя. В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.

    3. Сайт социальных работников.

    4. Интернет ресурсы:

    http://www.openclass.ru/user

    http://www/it-n.ru

    http://eidos.ru

    http://www.cnso.ru/tehn

    http://files.school-collection.edu.ru

    http://trud.rkc-74.ru

    http://tehnologia.59442  http://www.domovodstvo.fatal.ru

    http://tehnologiya.narod.ru

    http://new.teacher.fio.ru

    Дополнительной  (для учащихся)

    1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-8 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с. 

    2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

    Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

    Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

    Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

    Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

    Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

    Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

    Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

    Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

    Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    Рабочая программа для 5 класса по предмету "Технология".

    Рабочая программа для 5 класса по предмету "Технология"....