Из опыта работы. Уроки технологии. Практика.
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

          Опыт моей работы в школе показывает, что важно создавать благоприятную атмосферу на уроке, преподносить учебный материал так, чтобы ученик сам мыслил, стремился самостоятельно узнавать новое, развивать в себе потребность создавать, творить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы. Уроки технологии. Практика.

Гузнов Андрей Васильевич

учитель технологии

                                                                             Задача  школы и родителей –  дать  каждому

                                                                    ребенку счастье. Счастье в  том, чтобы человек

                                                                    раскрыл свои способности, полюбил труд и стал

                                                                    в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться

                                                                    красотой окружающего  мира и создавать красоту

                                                                   для других...                

                                                                                                                В.А.Сухомлинский.

          Опыт моей работы в школе дает мне право сказать, что обучение школьников любой дисциплине требует умения создавать благоприятную атмосферу на уроке, преподносить учебный материал так, чтобы ученик сам мыслил, стремился самостоятельно узнавать новое, развивать в себе потребность создавать, творить.

          В настоящее время в связи с реформированием школьного образования встала проблема применения в школьной практике метода проектов. Технологию проектирования  на уроках технологии я рассматриваю  как одно из средств достижения главной цели – развитие личности ребенка.  На уроках технологии я использую идеи педагогической концепции Д.Дьюи, который предлагал строить процесс, исходя из потребностей, интересов и способностей детей. В его концепции, лежит деятельностный подход. Включение уч-ся в проектную деятельность – явление еще достаточно новое и для школьников, и для учителя. Бесспорно, что проектирование активизирует деятельность уч-ся, в результате создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Занятия «по проектированию» проходят в непринужденной обстановке. Если некоторые школьники не могут выполнять творческие проекты, то, помня о возможностях дифференцированного подхода к обучению, даю возможность выполнять творческие задания или изделия по образцу.

Яна уроках технологииактивно применяю   элементы педагогики сотрудничества. Основываюсь на таких правилах: учитываю психолого-педагогические знания о развитии личности и детского коллектива, применяю принцип преемственности и цикличности (не начинаю изучение нового материала, не повторив изученное и не прояснив, что уже известно ученикам по теме урока), стараюсь осуществлять творческий подход к процессу обучения. Эти правила способствуют реализации идеи педагогики сотрудничества, которую я культивирую в своих отношениях с уч-ся, педагогами, родителями и другими субъектами образовательного процесса.      

Я уделяю серьезное внимание формированию через изучение конкретных знаний психологических качеств: воли, мышления, памяти, умения достичь поставленной перед собой цели. Такой подход к получению знаний, на мой взгляд, улучшает эффективное обучение, способствует улучшению профессиональной подготовки выпускников и их большей конкурентной способности на рынке труда.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Использование элементов технологии проектирования

          Организуя деятельность учащихся при выполнении проектов, рассматриваю трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором  этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественным содержанием звеньев этой структуры, поэтому проектную деятельность я рассматриваю как учебно-трудовую.

          В своей работе основываюсь на разработку творческих проектов Г.С.Альтшуллером.

          В ходе применения технологии проектов выделяю три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.  

          На организационно-подготовительном этапе перед ребятами ставлю проблему – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед уч-ся четко ставлю цель – получение в итоге полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал. Завершает этот этап планирование технологии изготовления, где уч-ся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.

          На технологическом этапе уч-ся выполняют технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель этого этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности уч-ся на этом этапе.

          На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Уч-ся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли оно своей цели, каков результат труда. В завершении всего уч-ся защищают свой проект (изделие) перед одноклассниками.Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей уч-ся. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности  считаю обнаружение ребятами технического противоречия, возникновение проблемной ситуации.

          При определении содержания проектного обучения важным является вопрос правильного выбора объектов проектирования. Проект должен реализовывать межпредметные связи, помнить о преемственности в обучении, об общественно-полезной или личностной значимости проекта. И, конечно, учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические особенности, обеспечивать безопасные условия работы уч-ся.

Таким образом, можно выделить основные критерии выбора проектов:

  • оригинальность;
  • техническое совершенство;
  • технологичность;
  • доступность;
  • эстетические достоинства;
  • удобства в эксплуатации;
  • надежность;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям

В моей практике сложились определенные направления творческих проектов уч-ся 5-8 классов: оформление классных стендов, изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской (стамески, молотки), изготовление деревообрабатывающего станка, изготовление кухонной утвари (разделочная доска, лопатки для переворачивания пищи), приспособлений для садово-огородных работ (черенки для лопат, детские лопатки для уборки снега), подвесов для плакатов, полок  для цветов, шкатулок для деталей, подсвечников. Большую роль играют социальные проекты по облагораживаниютерритории, косметические ремонты кабинетов, где ученики сами могут принять участие в том, чтобы их класс стал чище и уютней.

          Не менее значимым в применении технологии проектирования является оценивание результатов деятельности уч-ся.

          Основными критериями оценки результатов проектирования являются следующие:

  • уровень понимания, усвоения задания, вопросов;
  • уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);
  • уровень понимания существа дела, аргументированность

принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность;

  • уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость

мотивации.

            Очень эффективно оценивание успешности освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования на публичной защите проектов, где оценку дает не только учитель, но и команда экспертов.

Использование дифференцированного подхода к обучению.

           Сегодня учебный процесс трудно представить без учета индивидуальных особенностей обучающихся и без продуманного дифференцированного подхода к каждому из них. Поэтому в своей работе  стараюсь повышать эффективность управления и организации через использование элементов технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов).

          На уроках технологии в среднем звене я применяю дифференциацию, которая сводится к тому, что я разбиваю класс на  группы, каждая из которых характеризуется определенным уровнем познавательного интереса, обще учебными умениями и навыками, мышлением, памятью, воспитанностью. С учетом этого даю разно уровневые (минимальный уровень, базовый, творческий) задания каждой группе.

На моих  уроках при организации самостоятельной групповой работы ребята учатся эффективно общаться в коллективе,  решать возникающие вопросы,  находить выход из проблемных ситуаций. Кроме того, у детей не развивается комплекс неумелого, неспособного ученика, т.к. задания рассчитаны так, чтобы они были посильны для выполнения уч-ся с различным уровнем. Важно, чтобы планка возможностей ученика не была занижена или завышена – всегда должен быть простор для творчества, для самореализации. Тогда на уроках возникает ситуация успеха, которая способствует повышению познавательной активности уч-ся, желанию трудиться.

          Организуя работу на уроке, всегда помню, что нет бесталанных детей, а есть люди, занятые не своим делом; что если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше, и это «другое» мне, как учителю, необходимо найти для ученика.

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Анализируя свою работу в качестве учителя технологии, могу сказать, что  преподавание данной дисциплины требует от меня не только глубоких профессиональных знаний, но и полной самоотдачи, постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, поиска эффективных технологий, умения находить индивидуальный подход к каждому ученику. Мой предмет позволяет формировать поколение нового типа, способное хорошо, качественно трудиться, в конечном итоге, открывать новые горизонты в познании и творческом преобразовании нашей жизни.

Хочется верить, что наше будущее в наших руках,  от нашей сегодняшней работы зависит, какими окажутся плоды завтрашнего дня, а именно дети моих классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах

Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...

Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.

В современном постиндустриальном обществе перед нами  стоят, как и в прошлые времена,  вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...