2017 Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология.
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6 класс)

Алфимова Светлана Васильевна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится:

- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

- разбираться в адаптированной для школьников техникотехнологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются
при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

- осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных
видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правиль-
ную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

 

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя
дополнительные источники информации (включая Интер- нет)

- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах,
минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

- выполнять несложные приёмымоделирования швейных изделий;

- определять и исправлять дефекты швейных изделий;

- выполнять художественную отделку швейных изделий;

- изготовлять изделия декоративноприкладного искусства, региональных народных промыслов;

- определять основные стили одежды и современные направления моды.

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление
инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесс а;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств
устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и

физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание

необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование

индивидуально-личностных позиций учащихся.

Содержание учебного предмета, 5 класс

№ п/п

Наименование разделов, темы

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема «Интерьер кухни, столовой»

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические). Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных

материалов в отделке кухни. Декоративное

оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПК.

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.

Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК.

Практическая работа «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой»

2

Раздел «Электротехника»

Тема «Бытовые электроприборы»

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых

электроприборов на кухне: бытового

холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Изучать потребность в бытовых

электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Лабораторно-практическая работа «Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника»

3

Раздел «Кулинария»

Тема «Санитария и гигиена на кухне»

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для

приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом И кухонными приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром

или кипятком.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.

Практическая работа «Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком».

4

Тема «Физиология питания»

Питание как физиологическая потребность.

Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при про ведении лабораторных работ по определению

качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.

Лабораторно-практическая работа «Составление индивидуального режима питания и дневного рациона».

5

Тема «Бутерброды и горячие напитки»

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать

горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь.

Практическая работа «Приготовление и оформление бутербродов».

6

Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

Виды круп, бобовых и макаронных изделий.

Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп,

бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар.

Практическая работа «Приготовление и оформление блюд из круп».

7

Тема «Блюда из овощей и фруктов»

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов,

минеральных солей, глюкозы, клетчатки.

Содержание влаги в продуктах, её влияние на

качество и сохранность продуктов. Способы

хранения овощей и фруктов.

Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на

качество овощей и фруктов. Определение

доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества

нитратов в овощах с помощью измерительных

приборов, В химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой

обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и

винегретов, способствующие сохранению

питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом

и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять

информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Лабораторно-практическая работа «Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей».

8

Тема «Блюда из яиц»

Значение яиц в питании человека.

Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.

Лабораторно-практическая работа «Определение свежести яиц. Подача готовых блюд».

9

Тема «Приготовление завтрака сервировка стола к завтраку»

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола.

Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического

оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом».

Лабораторно-практическая работа «Разработка меню завтрака». Практическая работа «Складывание салфеток».

10

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема «Свойства текстильных материалов

из волокон растительного происхождения»

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях.

Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие

переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

 Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей,

ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований.

Лабораторно-практическая работа «Определение направления долевой нити в ткани».

11

Тема «Конструирование швейных изделий»

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную

величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий.

Практическая работа «Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия».

12

Тема «Швейная машина»

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием

переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об

истории швейной машины. Овладевать

безопасными приёмами труда.

Практическая работа «Упражнение в шитье на швейной машине».

13

Тема «Технология изготовления швейных изделий»

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек

в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с порт новскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линийвыкройки на детали кроя: с помощью резцаколесика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке

изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных

карманов. Обработка кулиски под мягкий

пояс (в фартуке), резинку (в юбке).

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного

изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью

резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачива-

ние. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приугюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, ан ализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной.

Практическая работа «Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия».

14

 Раздел «Художественные ремесла»

Тема «Декоративно-прикладное искусство»

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России:

узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного

искусства народов России. Посещать

краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину.

Экскурсия в краеведческий музей г. Льгова.

15

Тема «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы

стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или

на ПК с помощью графического редактора.

Практическая работа «Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация».

16

Тема «Лоскутное шитье»

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной

пластики, её связь с направлениями

современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха(соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Из готовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани

соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об исто-

рии лоскутного шитья.

Практическая работа «Изготовление образцов лоскутных узоров».

17

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема «Исследовательская и созидательная

деятельность»

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический,

заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу "Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта.

Защищать творческий проект.

Творческий проект по разделу «Технология жилого дома».

Календарно-тематическое планирование в 5 классе (мальчики)

№ урока

раздел/тема урока

кол

час

дата

провед

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12-13

14

15-16

17-18

19-20

 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32-33

34

Вводное занятие

Знакомство с новым предметом. Знакомство с кабинетом, распорядок работы и правила поведения в кабинете. Инструменты и приспособления. План работы на год. Обязанности дежурных.

Норма оценок, правила эвакуации, действия при пожаре

Культура дома.

Интерьер дома.

Уборка жилого помещения.

Уход за одеждой и обувью.

«Уход за книгами и их хранение». Практическая работа.

Личная гигиена. Рациональное питание школьника. Режим дня.

Культура поведения в семье.

Семейные праздники.

«Как дарить и принимать подарки». Практическая работа.

Основы материаловедения (древесина и металл).

Основные сведения о древесине. Профессии на деревообрабатывающих предприятиях, мебельных фабриках.

Получение пиломатериалов и фанеры. Профминутка «Столяр, плотник».

Чертёж-язык техники.

Металл и проволока.

Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.

Построение чертежа (эскиза) развёртки изделия.

Разметка.

Электротехнические работы.

Источники, приёмники и проводники электрической энергии.

Электрическая цепь.

Электрическая схема.

ТБ при выполнении электромонтажных работ.

Бытовые светильники. ТБ при эксплуатации бытовых светильников.

Лампа накаливания. Энергосберегающие лампы.

Электротехническая арматура.

Возможные неисправности в бытовых светильниках и способы их устранения.

Мебельная фурнитура. Профессии, связанные с ремонтом оборудования. Профминутка «Токарь, слесарь».

Творческий проект.

Этапы выполнения творческого проекта.

Выбор и обоснование темы для творческого проекта.

Технологический этап выполнения творческого проекта по выбранной теме.

Заключительный этап творческого проекта.

1

 

8

1

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

2

1

2

2

2

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

2

1

Календарно-тематическое планирование в 5 классе (девочки).

№ урока

раздел/тема урока

кол

час

дата

провед

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

14

15

16-17

18

19

20

21

22

23

24

25

26-28

29

30

31

32-33

34

Вводное занятие

Знакомство с новым предметом. Знакомство с кабинетом, распорядок работы и правила поведения в кабинете. Инструменты и приспособления. План работы на год. Обязанности дежурных.

Норма оценок, правила эвакуации, действия при пожаре

Кулинария.

Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Инструкция по ТБ №1.

Физиология питания. Общие сведения о питании. Витамины.

Технология приготовления пищи.

Овощи в питании человека. Первичная обработка овощей. Инструкция по ТБ №1.

Рецептура овощных блюд.

Блюда из яиц. Горячие напитки и холодные напитки, история чая, кофе, какао.

Профминутка «Титестер-дегустатор чая».

Бутерброды. Культура поведения за столом.

Сервировка стола к завтраку. Творческая работа «Эскизы художественного украшения стола к завтраку». Профессия «дизайнер жилища».

Практическая работа «Бутерброды, бутербродики…». Инструкция по ТБ №1.

Основы материаловедения.

Классификация текстильных волокон. Получение ткани. Профессии в производстве тканей.

Х/б и льняные ткани. Полотняное переплетение в ткани. Лабораторно-практическая работа «Определение в тканях нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон тканей».

Конструирование и моделирование швейного изделия (фартука).

Снятие мерок для построения чертежа выкроек фартука. Практическая работа.

Конструирование и моделирование изделия. Практическая работа «Изготовление выкроек деталей изделия».

Отделка фартука и другой рабочей одежды.Творческая работа «Я-модельер».

Технология изготовления швейного изделия (фартука) с элементами выполнения простейших вышивальных швов.

Рабочее место. Инструменты и приспособления для ручной вышивки. Правила безопасных приёмов труда. Инструкция по ТБ №2, №3.

Раскрой деталей фартука. Первичная обработка деталей кроя. Практическая работа. Инструкция по ТБ №3.

Технология выполнения простейших ручных швов. Практическая работа. Инструкция по ТБ №2.

Технология обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Практическая работа.

Соединение деталей фартука. Обработка концов пояса. Инструкция по ТБ №4.

Окончательная отделка изделия. Вышивание метки, монограммы и т.д.

Влажно-тепловая обработка изделия. ТБ при работе с электрическим утюгом. Терминология утюжильных работ. Инструкция по ТБ №5.

Рукоделие. Лоскутная мозаика.

Творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Технология изготовления изделий из лоскутков. Подготовка к работе.

Составление эскиза шаблона. Раскрой деталей изделия. Инструкция по ТБ №2, №3.

Изготовление предметов украшения кухни.

Защита творческого проекта.

Технология ведения дома.

Интерьер кухни. Оборудование на кухне.

Уход за одеждой. Виды ремонта одежды.

Ремонт одежды с помощью заплат. Практические работы №1, №2. Инструкция по ТБ №2, №3.

Экскурсия в краеведческий музей г. Льгова.

1

1

8

1

1

5

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

8

1

1

2

1

1

1

1

7

1

1

1

3

1

5

1

1

2

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится:

- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

- разбираться в адаптированной для школьников техникотехнологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются
при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

- осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных
видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правиль-
ную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

 

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя
дополнительные источники информации (включая Интер- нет)

- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах,
минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

- выполнять несложные приёмымоделирования швейных изделий;

- определять и исправлять дефекты швейных изделий;

- выполнять художественную отделку швейных изделий;

- изготовлять изделия декоративноприкладного искусства, региональных народных промыслов;

- определять основные стили одежды и современные направления моды.

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление
инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесс а;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств
устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и

физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание

необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование

индивидуально-личностных позиций учащихся.

 Содержание учебного предмета, 6 класс

№ п/п

Наименование разделов, темы

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема «Интерьер жилого дома»

Понятие о жилом помещении: жилой дом,

квартира, комната, многоквартирный дом.

Зонирование пространства жилого дома.

Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Находить и представлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. Делать планировку комнаты подростка с помощью шаблонов и ПК. Выполнять эскизы с целью подбора материалов

и цветового решения комнаты. Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет оформления окон. Выполнять электронную презентацию по одной из тем: «Виды штор», «Стили оформления интерьера» и др.

Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера».

2

Тема «Комнатные растения в интерьере»

Понятие о фитодизайне. Роль комнатных

растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными

растениями. Профессия садовник.

Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений. Находить и представлять информацию о приёмах размещения комнатных растений, об их происхождении. Понимать значение понятий, связанных с уходом за растениями. Знакомиться с профессией садовник.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

3

Раздел «Кулинария»

Тема «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов

моря»

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них.

Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы.

Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Определять свежесть рыбы органолептическими методами. Определять срок годности рыбных консервов. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной

обработки рыбы. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд. Оттаивать и выполнять механическую кулинарную обработку свежемороженой рыбы. Выполнять механическую обработку чешуйчатой рыбы.

Разделывать солёную рыбу. Осваивать безопасные приёмы труда. Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Определять качество термической обработки рыбных блюд. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Знакомиться с профессией повар. Находить и представлять информацию о блюдах из рыбы и морепродуктов.

Лабораторно-практическая работа «Определение свежести рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд».

4

Тема «Блюда из мяса»

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Определять качество мяса органолептическими методами. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки мяса. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд. Выполнять механическую кулинарную обработку мяса. Осваивать безопасные приёмы труда. Выбирать и готовить блюда из мяса. Проводить оценку качеств а термической обработки мясных блюд.

Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным

блюдам.

Лабораторно-практическая работа «Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов».

5

Тема «Блюда из птицы»

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, при меняемые при

механической и тепловой обработке птицы.

Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Определять качество птицы органолептическими методами. Подбирать

инструменты и приспособления для

механической и кулинарной обработки птицы. Планировать последовательность технологических операций. Осуществлять механическую кулинарную обработку птицы. Соблюдать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами и приспособлениями. Готовить блюда из птицы. Проводить дегустацию блюд из птицы. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из птицы.

Практическая работа «Оформление готовых блюд из птицы и подача их к столу».

6

Тема «Заправочные супы»

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.

Определять качество продуктов для

приготовления супа. Готовить бульон. Готовить и оформлять заправочный суп. Выбирать оптимальный режим работы нагревательных приборов. Определять консистенцию супа.

Соблюдать безопасные приёмы труда при работе с горячей жидкостью. Осваивать приёмы мытья посуды и кухонного инвентаря. Читать технологическую документацию. Соблюдать

последовательность приготовления блюд по технологической карте. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами

бригады (группы). Находить и представлять информацию о различных супах.

Лабораторно-практическая работа «Технология приготовления щей и супов с крупами».

7

Тема «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду»

Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми при борами.

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к обеду. Подбирать столовые при боры и посуду для обеда. Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления обеда. Выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола.

Практическая работа «Составление меню обеда».

Практическая работа «Сервировка стола к обеду».

8

Тема «Свойства текстильных материалов»

Классификация текстильных химических

волокон. Способы их получения. Виды и

свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.

Составлять коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон. Исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон. Подбирать ткань по волокнистому составу для различных

швейных изделий. Находить и представлять информацию о современных материалах из химических волокон и об их применении в текстиле. Оформлять результаты исследований.

Знакомиться с профессией оператор на производстве химических волокон.

Лабораторно-практическая работа «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон».

9

Тема «Конструирование швейных изделий»

Понятие о плечевой одежде. Понятие об

одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Находить и представлять информацию об истории швейных изделий.

Практическая работа «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия».

10

Тема «Моделирование швейных изделий»

Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою.

Выполнять эскиз проектного изделия. Изучать приёмы моделирования формы выреза горловины. Изучать приёмы моделирования плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Изучать приёмы моделирования отрезной плечевой одежды. Моделировать проектное швейное изделие. Изготовлять выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек и т. д. Готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Знакомиться с профессией технолог- конструктор швейного производства.

Лабораторно-практическая работа «Моделирование выкройки проектного изделия».

11

Тема «Швейная машина»

Устройство машинной иглы. Неполадки,

связанные с неправильной установкой иглы,

её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

Изучать устройство машинной иглы. Выполнять замену машинной иглы. Определять вид дефекта строчки по её виду. Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки.

Подготавливать швейную машину к работе. Выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки. Выполнять обмётывание петли на швейной машине. Пришивать пуговицу с помощью швейной машины. Овладевать безопасными приёмами работы на швейной машине. Находить и предъявлять информацию о

фурнитуре для одежды, об истории пуговиц.

Практическая работа «Устранение дефектов машинной строчки». Практическая работа «Выполнение прорезных петель».

12

Тема «Технология изготовления швейных изделий»

Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы пере носа линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной - примётывание; временное ниточное закрепление стачанных

и вывернутых краёв - вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной - притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием - обтачивание.

Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (и обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).

Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом - мягкого пояса, бретелей. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия из ткани и прокладки. Дублировать детали кроя клеевой

прокладкой. Выполнять правила безопасной работы утюгом. Изготовлять образцы ручных работ: пере нос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков;

примётывание; вымётывание. Изготовлять образцы машинных работ: притачивание и обтачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах. Обрабатывать мелкие

детали (мягкий пояс, бретели и др.) проектного изделия обтачным швом. Выполнять подготовку проектного изделия к примерке. Проводить примерку проектного изделия. Устранять дефекты после примерки. Обрабатывать

проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессией закройщик.

Практическая работа «Раскрой швейного изделия».

13

Раздел «Художественные ремесла»

Тема «Вязание крючком»

Краткие сведения из истории старинного

рукоделия - вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты

для вязания. Виды крючков и спиц. Правила

подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Изучать материалы и инструменты для вязания. Подбирать крючок и нитки для вязания. Вязать образцы крючком. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные

изделия. Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Находить и представлять информацию об истории вязания.

Практическая работа «Выполнение плотного вязания по кругу».

14

Тема «Вязание спицами»

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК.

Подбирать спицы и нитки для вязания. Вязать образцы спицами. Находить и представлять информацию о народных художественных промыслах, связанных с вязанием спицами. Создавать схемы для вязания с помощью ПК.

Лабораторно-практическая работа «Разработка схемы жаккардового узора на ПК».

15

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность»

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты

творческого проекта.

Знакомиться с примерами творческих проектов шестиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по

разделу «Технологии домашнего хозяйства». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект.

Творческий проект «Растения в интерьере жилого дома». Творческий проект «Планирование комнаты подростка».

Календарно-тематическое планирование в 6 классе (мальчики)

№ урока

раздел/тема урока

кол

час

дата

провед

урока

1

2

3-4

5-6

7

8

9

10-12

13

14

15

16

17-19

20-21

22-23

24

25

26

 

27

28

29

 

30

31-33

34

Правила внутреннего распорядка в мастерской. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на уроках технологии. Инструкция по ТБ №1.

Физиология питания.

Технология ведения дома.

Закрепление настенных предметов.

Виды и простейший ремонт сантехнического оборудования.

Основы технологии штукатурных работ.

Профессии в строительстве и ЖКХ.

Основы материаловедения (древесина и металл).

Свойства древесины.

Пороки древесины.

Графическое изображение деталей цилиндрической формы.

Свойства металлов. Профессии в металлургической промышленности.

Металлы и сплавы.

Сортовой прокат.

Профессии по металлообработке.

«Измерение штангельциркулем».  Практическая работа.

Графическое изображение подвески. Профминутка «Чертёжник».

Графическое изображение угольника крепёжного.

Электротехника в нашем доме.

Электробезопасность в быту.

Электрический пылесос. Правила безопасности при работе с ним.

Стиральная машина. Правила безопасности при работе с ней.

Интерьер жилого дома.

Декоративное оформление помещения.

Гигиена жилища.

«Дизайн детской комнаты». Творческая работа. Профминутка «Дизайнер жилища».

Ремонт одежды и уход за ней.

Ремонт одежды.

«Замена одёжной фурнитуры (пуговицы, крючки, кнопки)». Практическая работа.

Уход за обувью. Профминутка «Мастер по ремонту обуви».

1

6

1

2

2

1

16

1

1

3

1

1

1

1

3

2

2

3

1

1

1

3

1

1

1

5

1

3

1

Календарно-тематическое планирование в 6 классе (девочки).

№ урока

раздел/тема урока

кол

час

дата

провед

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17-19

20

21

22

23-28

29

30

31

32

33

34

Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на уроках технологии. Инструкция по ТБ №1.

Кулинария.

Физиология питания.

Молоко. Молочные продукты. Рецептура молочных блюд.

Рыба и морепродукты. Обработка рыбы. Рецептура рыбных блюд. Инструкция по ТБ №1.

Крупы, бобовые и макаронные изделия. Сладкие блюда и напитки.

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.

Практическая работа «Овощной банкет». Инструкция по ТБ №1.

Основы материаловедения.

Шерстяные и шёлковые ткани. Дефекты тканей.

Лабораторно-практическая работа «Определение свойств шерстяных, шёлковых тканей».

Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей.

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий.

Основные требования к лёгкой женской одежде. Конструкции юбок. Ткани для изделий поясной группы.

«Моделирование юбок». Практическая работа. Профминутка «Инженер-технолог швейного производства».

Творческая работа «Я-художник-модельер».

Технология вышивания лентами по канве.

Общие сведения о технологии вышивания лентами по канве. Инструкция по ТБ при вышивании лентами по канве.

Виды швов. Технология их выполнения.

Создание эскиза картины. Подбор необходимых материалов.

«Вышивание лентами по канве». Практическая работа.

Окончательная обработка, оформление работы. Демонстрация готового изделия.

Рукоделие. Художественные ремёсла. Бисероплетение.

Творческий проект. Этапы его выполнения.

История создания изделий из бисера. Цветовое сочетание. Возможности бисероплетения, его связь с направлением современной моды.

Технология бисероплетения. Правила ТБ, упражнения для глаз. Подготовка к работе (схемы).

Плетение цветов из бисера на тонкой проволоке. Практикум. Упражнение для глаз.

Создание коллективной цветочной композиции «Венок весны».

Оформление бисерных цветов в букет (вазочки), броши, заколки и т.д.

Защита творческого проекта.

Технология ведения дома.

Композиция в интерьере. Характерные особенности жилища.

Освещение жилого дома. Роль освещения в интерьере.

Ремонт одежды и уход за ней. Замена одёжной фурнитуры. Практическая работа. Инструкция по ТБ №2, №3.

Отделка квартиры. Профессия-«дизайнер жилища». Творческая работа.

Итоговое занятие. Экскурсия в краеведческий музей г. Льгова.

1

6

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

7

1

1

1

3

1

9

1

1

6

1

5

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.

В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс

Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по технологии на 2014-2015 учебный год

1. Пояснительная записка 1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование...

Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...