Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках технологии
статья по технологии (5, 6, 7 класс) по теме

Ефимова Елена Владимировна

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках  технологии дает возможность

·                 неформально настроить на позитивное отношение к выполненной работе,

·                 создать доверительную атмосферу в классе,

·                 находить креативный, творческий путь решения поставленных проблем,

·                 повысить дисциплину,

·                 улучшить физическое и психологическое здоровье учащихся,

·                  повысить эффективность образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках технологии

Автор:

Ефимова Елена Владимировна,

учитель технологии, ГБОУ Гимназия № 74,

ГБОУ лицей №95

Одним из путей развития современного образования, определенных Федеральными государственными стандартами ООО второго поколения, является обеспечение «… условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Предметная область «Технология» кажется наиболее подходящей для реализации данного направления, особенно когда обучение проходит в рамках проектной деятельности.   Однако, представление результатов проектной деятельности в традиционной форме, когда один ученик или группа учащихся рассказывают о проведенных исследованиях, а остальные являются пассивными (или полупассивными) слушателями, существенно затрудняет реализацию личностно-ориентированного подхода. У большинства обучающихся во время таких занятий  значительно снижается мотивация и дисциплина, а, следовательно, и качество знаний, даже если представляемая тема  является для них интересной. В конечном итоге такая ситуация приводит к ухудшению физического и психологического здоровья учащихся.

         Чтобы заинтересовать более широкий круг учащихся, вовлечь их в процесс активного извлечения знаний, усвоение нового я применяю на своих уроках интерактивные методы обучения.  Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий и дает следующие возможности:

  • включение субъективного опыта учащихся и педагога в содержание учебно-воспитательной работы - личностные компоненты учебных взаимодействий в ходе совместной деятельности, а не сами по себе усвоенные  знания оказывают прямое влияние на  внутренний мир учеников и являются главными носителями развивающей функции учебной ситуации.
  •  главное место в деятельности преподавателя занимает группа взаимодействующих учащихся.
  •  моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
  • разнообразие методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям
  • при интерактивной модели обучения в ходе занятий планируется и осуществляется взаимодействие не только между педагогом и учащимися,  но и между учащимися.

Первичным, при таком подходе, является пробуждение интереса, если не к предмету, как таковому, то к своему месту в среде этого предмета. Человеку всегда больше всего интересен он сам. Применение интерактивных методов на уроках технологии позволяет учащимся взглянуть на этот предмет с другой стороны, со стороны собственных переживаний, а тем самым, опосредственно, через интерес к себе, приводит к заинтересованности в предмете, и, далее, к успешности в обучении. Наиболее целесообразно использовать такие формы представления полученных знаний, посредством которых обучающийся через процесс переживания получает новый опыт, так как именно процесс переживания является механизмом возникновения, закрепления, существования и изменения опыта.

Наиболее четко вписываются в структуру урока технологии арттерапевтические методы. К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание. На уроках я в большой мере применяю активную форму: работу с тканью, нитями, бросовым материалом, используя как в индивидуальной, так и в групповой  работе. При этом тема не задается жестко: я показываю технологию выполнения отдельных блоков, а варианты применения данных методик учащиеся выбирают и реализуют самостоятельно. Арттерапевтические методы предполагают использование  приемов, уменьшающих психологические барьеры, существующие у большинства учеников, связанные с «неумением» рисовать, шить и т. п. Для этого я предлагаю учащимся создание коллажей, эскизные схематические изображения при помощи символических фигур, работу в лоскутной технике, в технике традиционной куклы-закрутки и т.п. Представление результатов проектной деятельности проходит в виде мини-выставки работ с выбором независимых экспертов среди учащихся. Класс, под моим руководством, вырабатывает навыки рефлексивного психологического анализа работ участников, создается положительная эмоциональная атмосфера: нетравматичные методы обсуждения, отказ от критики, неявное положительное внушение.   Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, существенно повышается личностная ценность, позитивная "Я-концепция" и уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного своими руками. Лучшие работы становятся участниками школьных выставок, всевозможных районных и городских фестивалей и конкурсов.

        При подведении итогов работы как на уроке, так и на защите проектов используется такой арттерапевтический прием, как составление самими детьми «Карты эмоций».

Очень интересно совмещать элементы сказкотерапии, арттерапии и психодрамы . В моей практике был опыт, когда дети создали персонажей кукольного театра, не связанных какой-либо сюжетной линией, просто по принципу, кому кто понравился. А потом спонтанно сочинилась театральная постановка, которую они разыграли от лица своих персонажей. Такие «сказки-экспромты», которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок, очень важны. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны никому. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать учителю повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества. Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. .

Иногда детям сложнее (или неинтереснее?) рассказать, то, что они знают, чем показать. В этом случае опять незаменимы такие интерактивные методы, как арттерапи, сказкотерапия, телесноориентированные практики и, конечно же, психодрама.

Психодрама - синтетический метод, посредством которого ребенок может получать самый широкий спектр переживаний. Это своего рода ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для человека проблемами.

На уроках я предлагаю детям для более глубокого осмысления различных предметов и технологий представить результаты исследований от лица изучаемых объектов, например попробовать представить себя кухонной плитой или холодильником ( тема «Электрооборудование»), шелковой или шерстяной тканью («Материаловедение»), продуктами для приготовления различных блюд («Кулинария»), стать на время своими домашними питомцами, рассказать, что они чувствуют («Животноводство»)  и т.п. На нашей предыдущей встрече я уже представляла материал о проведение итогового урока по защите творческих проектов в форме конкурсно-игровой программы «Новогодние приключения снеговиков» с активным привлечением всех учащихся 7-х классов. «Снеговиками» становятся сами учащиеся. От конкурса к конкурсу «Снеговик» попадает в разные ситуации. Чтобы Снеговик «слепился», учащимся приходилось  оказывать помощь друг другу, проявлять инициативу и находчивость.

 «Этюды с воображаемыми предметами» дают возможность учащимся в нетрадиционной форме показать (прожить!) изученный технологический процесс приготовления различных блюд (пожарить яичницу, испечь блины, сварить кашу …), выполнения ручных работ, проиграть правила этикета и т.п. и при этом не оставить равнодушными остальных участников образовательного процесса.

Положительный эффект в представлении результатов дает  использование таких элементов психодрамы, как, например

  • приемы «разогрева»: объединиться по командному принципу в соответствии с установками учителя; обменяться контррепликами по теме прошедшего занятия по правилу « для меня это важно, потому, что…» - «для меня это не важно, потому,что…» и т.п
  •  техника «исполнения роли»: закройщик и клиент; клиент и официант; испачканная одежда, которая хочет быть чистой, но потеряла ярлычок по уоду за одеждой; порванная одежда, которая хочет выглядеть опрятно и что ей мешает это сделать; старая картонная коробка, которая мечтает стать новой шкатулкой или старая виниловая пластинка, мечтающая стать часами,  и т.п.
  • техника «дублирования» и «обмена ролями»: учащиеся дублируют друг-друга при ответах  на вопросы учителя, обмениваются ролями друг с другом (взаимоконтроль при самостоятельном изучении материала), с учителем (закрепление изученного материала).

В этом году я предложила учащимся представить собранный и изученный самостоятельно материал по теме «Животноводство» в виде небольшой театрализованной постановки.  На уроке дети были разбиты на группы  в соответствии с породами животных, которых они изучали. Каждый участник пьесы получил свою роль: животное и его хозяин, ветеринар, болезни и еда животных. Заранее о форме представления результатов своих исследований, кто с кем окажется вместе и какую роль получит ученики не знали. Дети не только обменялись собранной ими информацией в группе, но и смогли выбрать самое главное, в интересной форме донести полученные знания до остальных. Урок запомнился и понравился, после урока спрашивали, когда еще будет такое задание.

Результат проектной деятельности по теме «Растениеводство» также был представлен при помощи интерактивных методов. Учащиеся самостоятельно изучали различные растения по собственному выбору. На уроке им было предложено объединиться в группы по классификации растений, проанализировать собранную информацию, систематизировать  и представить в виде коллажа. Дети с удовольствием проявили себя в творчестве, выполненные работы с интересом рассматривали обучающиеся всех классов.

В заключении хочу отметить, что интерактивные методы обучения, такие как арт-терапия, телесно-ориентированные практики, сказкотерапия,  психодрама, игротренинг, являются инновационными педагогическими технологиями и позволяют создать условия для личностного роста и повышения эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, представления результатов проектной деятельности, так как они дают возможность обучающимся пересмотреть свою систему ценностей в пользу изучаемого предмета через получение нового опыта, через интерес и понятие себя сформировать интерес к исследуемому объекту, явлению, предмету.

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках  технологии дает возможность

  • неформально настроить на позитивное отношение к выполненной работе,
  • создать доверительную атмосферу в классе,
  • находить креативный, творческий путь решения поставленных проблем,
  • повысить дисциплину,
  • улучшить физическое и психологическое здоровье учащихся,
  •  повысить эффективность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

Мастер - класс на тему "Постер - как способ представления результата проектной деятельности"

Мастер - класс "Постер - как способ представления результата проектной деятельности"...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...

Использование метода проектной деятельности на уроках технологии, индивидуальные творческие проекты

Об использовании методы проектов в реализации курса  учебного предмета "Технология"...

Достижение метапредметных результатов обучения путем применения проектной деятельности на уроках технологии

Новые требования к результатам обучения школьников вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности,  как условия достижения качества образования. У...

Использование цифровых инструментов в реализации технологии проектной деятельности на уроках технологии

Сегодня актуальной педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навы...