Конспект урока по теме: "Работа с бумагой. Птица счастья."
план-конспект урока по технологии на тему

Чевычелова Людмила Павловна

Конспект урока по теме: "Работа с бумагой. Птица счастья."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tehnologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Работа с бумагой. Птица Счастья.

Цель: формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья – исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых сил.

Предметные:

- учить изготавливать птицу счастья из бумаги;

-учить принимать участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры;

-учить выявлять художественные достоинства и технологию изг отовления щепной птицы;

-учить решать творческую задачу: сконструировать свою чудо птицу счастья  из бумаги.

Метапредметные  (УУД):

-Воспитывать уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей.

-Подбирать информацию из различных источников.

-Овладевать различными приёмами и техникой сгибания бумаги.

Личностные:

-принимать учебные цели;

-учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);

-формировать интерес к культуре и истории своего народа, радной страны;

-формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-выполнять правила этикета

Задачи:

-познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

-расширить представление учащихся об особенностях русских оберегов;

-воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

-развивать эстетическое  отношение к действительности;

-совершенствование зрительно-пространственной ориентации на листе бумаги, развитие зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти в процессе рассматривания иллюстраций с изображением различных птиц, слушание сказки;

-дальнейшее формирование умения оценивать своё готовое изделие (итоговая самооценка) и работу других детей.

Тип урока: урок изучения и первоначального закрепления новых знаний.

Оборудование.

1.Литературный ряд:

  1. «Технология» Н.И.Роговцева. Н.В.Богданова, 2класс.

2. Зрительный ряд:

1) презентация к уроку;

2) выставка книг «Что за прелесть, эти сказки!»

3)репродукции картин «Финист-ясный сокол», А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок»

4) изображения различных видов оберегов;

5) образцы готового изделия.

3. Музыкальный ряд:

1) народная песня

4. Для учащихся:

Бумага (белая и цветная), бумага, клей, ножницы, нитки.

План урока.

1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2. Вступительная беседа:

- работа с пословицами;

- образ птицы в русском фольклоре;

- обереги.

3. Объявление темы урока.

4. Физкультминутка.

5. Анализ объекта. Определение порядка выполнения действий.

6. Самостоятельная работа детей.

7. Анализ работ. Организация выставки. Защита своих работ.

8. Итоговое обобщение.

9. Подведение итога. Рефлексия.

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

     Ну - ка проверь, дружок,

                                Готов ли ты начать урок.

                                Всё ль на месте, всё в порядке?

                                Все ли правильно сидят,

                               Все ль внимательно глядят?

Сейчас у нас урок технологии. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

        Всё, что надо, под рукой – и ничего лишнего!

Ребята, давайте перед началом урока, отметим своё настроение. (Сигнальные карточки со смайликами.)

2.Введение в тему урока.

-А теперь, возьмите розовые карточки и прочитайте предложения.

1. «Всяк человек своего счастья кузнец».

2. «Счастье и труд рядом живут».

3. «Счастье не в воздухе вьётся, а руками даётся».

4. «Счастье – что солнышко, улыбнётся и скроется».

5. «Счастье лучше богатства».

6. «Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село».

Ребята, что вы прочитали?        (пословицы)

- Что их объединяет? Что у них общего?     (счастье).

-А что такое счастье?  Назовите синонимы этого слова.   (красота, радость, успех, удача, благополучие, везение, благодать, наслаждение, блаженство, доля, судьба.)

- А что такое счастье для вас?        (объясняют).

Счастье каждый понимает по- своему.

Для одних хорошая учёба, красота вокруг, радость.

Для меня счастье – ваша хорошая учёба, добрые и тёплые отношения между нами,  чтобы вы были здоровы и близкие.

- Сегодня к нам в гости пришла птица - сказочный персонаж, который не только умеет красиво петь, но и дарить людям счастье, радость.

- Посмотрите на экран, из каких сказок пришли к нам гости?     (Сокол - русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Золотой петушок А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Царевна – лебедь, из какой сказки приплыла к нам эта птица А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане и его славном сыне Гвидоне». Жар – птица  в какой  сказке вы встречали эту птицу  П.П.Ершова «Конёк – горбунок». Правильно. Молодцы.

-  Птица была не только сказочной, но и хранительницей семейного счастья. И называлась она – птица счастья. А вот где она появилась? От чего оберегала птица счастья? Из чего её делали? Почему? Где её вешали? Вы узнаете посмотрев видиофрагмент, легенду о том, как появилась птица счастья.  Внимание на экран!       (Аудиозапись)

А теперь возьмите зелёные карточки и ответьте на вопросы.

Вопросы:  1.Где появилась птица? ( На далёком севере, в архангельской губернии).

 2. Как называлась эта птица?  («святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья).

 3. Из какого материала делали птицу? (из дерева и щепы).

 4. Где повесил охотник птицу? ( над кроватью сына).

5.От чего оберегала птица счастья? (от болезни и несчастья).

3.Постановка темы урока.

 - А теперь давайте определим тему урока.

- Сегодня мы выполним птицу счастья.

- Из чего будем делать?   (из бумаги). Правильно, чтобы она была совсем лёгкой, воздушной и красочной. ( показать образец птицы из бумаги).

- Какие материалы нам понадобятся?    (бумага 2-х цветов)

- А какие инструменты?  (ножницы, клей.)

- А теперь давайте  вспомним правила работы  с ножницами. (Слайд)

-  А сейчас, все встали, руки на пояс, внимательно смотрим на экран и повторяем за весёлым барашком упражнения.  (Слайд физкультминутка). Сели.

4.Части поделки.

- Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, крылья, хвост.)

- Сколько потребуется деталей?  (4).(показать детали птицы)

- С чего начнём? (с составления плана работы)

5.Составим план работы.

- Откройте книгу на странице 80-й. (работаем с картинками).

                1. Организуем рабочее место.

                2. Делаем квадрат.

                3. Сделаем птицу по схеме.

                4. Крылья.

                5. Хвост.

                6.Собирём изделие.

                7. Глаза.

                8. Украсим птицу.

Этапы выполнения будем отмечать на карте.

6.Самостоятельное выполнение работы.(Под мелодии народных песен)

        - А сейчас приступаем к самостоятельной работе.(звучат мелодии народных песен).

7. Выставка работ и защита проектов.

-Ребята поставьте свои готовые работы на доску и мы посмотрим, как вы справились со своей поделкой. Хорошо. Молодцы. Все справились с работой.

- Ребята, сегодня мы с вами выполнили интересную работу, сделали не только птицу, но изготовили оберег –птицу счастья. Обратите внимание на этот стенд. Здесь изготовлены куклы-обереги, которыми пользовались наши предки. И каждый оберег имел своё предназначение. Вот например считалось, что – оберег кукла «десятиручка» помогала в работе, а оберег – «на здоровье» оберегал хозяев от болезней, оберег-«счастье» приносил в дом счастье. Обереги были как для женщин, так и для мужчин вот например - «ярило», «конь» и другие. Обереги клали в детские люльки, кроватки, брали с собой в дорогу – такую вот как «подорожница», хозяйки ставили на кухне на видном месте, чтобы  дом был полной чашей. О оберегах можно говорить очень много и долго, потому что у наших предков их было очень много, можно сказать для каждого  случая был свой оберег. А делали обереги из кусочков ткани, набивали их крупами, душистыми травами, мелкими монетками, но при этом всегда помнили, что оберег нужно делать с чистым сердцем, хорошим настроением- тогда такой оберег приносил удачу, радость, здоровье, а в противном случае оберег не принесёт счастья, здоровье и благополучия в дом.

-  А давайте сейчас послушаем вас ребята, как вы выполнили свои проекты, которые были вам заданы на дом. Прошу вас Иван расскажите о своём обереге. (Оберег «Мешочек»)- Бобынцев Иван. Хорошо. Молодец!

 -А теперь вы Ульяна. (Оберег «Венок») -Захарова Ульяна. Молодец!

-А давайте послушаем Диму. (Оберег «Подкова») -Носорев  Дмитрий. Хорошо. Постарался. Умница.

-Ну ,а теперь пришла ваша очередь Тимофей. О чём вы нам расскажите. (Оберег «Веник») - Каменев Тимофей. Прекрасно, Молодец!

- Ребята, а сейчас мы с вами создадим ещё один оберег, самый главный из славянских оберегов – солнышко. Ведь славяне – дети солнца. До сих пор в деревнях на старых воротах и наличниках можно увидеть знаки солнца, оберегающие дом.

Вот и мы сейчас достроим этот оберег. У нашего солнышка не хватает лучиков и мы с вами сейчас их добавим, но вначале скажите мне.-Что нового вы узнали на уроке? Что запомнили о птице? Всё ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему? Если  у вас всё получилось,то вы приклеите жёлтые лучики, если нет то синие. И так приступим.   (клеим лучи солнышку).

- А теперь давайте вместе пожелаем нашим гостям – счастья, успеха, удачи, здоровья и благополучия в жизни. (Дети дарят им птичек и звучит песня «Мы желаем счастья вам».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".

Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....

Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"

Педагогический проектНа тему: «Работа над народной игрушкой»  Руководитель проекта:  Выполнила: Риве Ю.Н.Учитель ИЗО.    г.о. Тольятти2012г. Проект...

План-конспект урока на тему: работа над дикцией в музыкальном произведении.

Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима  хорошая дикция, то есть четкое...

Конспект урока на тему: Работа с конструктором Робот LEGO WeDo. Программирование.

В помощь руководителю кружка "Легоконструирование"...

План – конспект урока по теме: «Работа над творческим проектом» 6 класс

План – конспект урока по теме:«Работа над творческим проектом»6 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Работа в текстовом редакторе MS Word »

1. ФИО (полностью) Козлова Татьяна Сергеевна2. Место работы МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты3. Должность учитель математики и информатики4. Предмет информатика5. Класс 86. Тема и номер урока в теме Работа с ...