Главные вкладки

    Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"
    статья по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

    Ткач Людмила Александровна

    Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statyapedagogicheskie_tehnologii_obucheniya_.docx51.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Педагогические технологии обучения

    и их применение на уроках технологии.

    Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

    В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

    В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:

    - цели обучения;

    - содержание обучения;

    - средства педагогического взаимодействия;

    - организация учебного процесса;

    - ученик, учитель;

    - результат деятельности.

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой  педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

    Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание  традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом,  гуманизацией  и демократизацией общества.

    Из  достаточно обширного количества  новых педагогических технологий, разработанных, опробированных и систематизированных  корифеями отечественной и зарубежной  педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии:

    • Организации самостоятельной работы
    • Дистанционного обучения
    • Проектной деятельности
    • Учебно-исследовательской деятельности
    • Творческой деятельности
    • Информационные
    • Оценки достижений
    • Здоровьесберегающие

    Краткая характеристика  применяемых технологий.

    Дистанционные образовательные технологии

    «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

    Педагогические задачи при использовании ДОТ и ИКТ «Повысить мотивацию обучения. Развить познавательную активность обучающихся через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет. Стимулировать самостоятельность обучающихся в учебном процессе.» 

    Типы уроков с применением ДОТ : урок введения нового материала (использование презентаций, видеофильмов, аудиофайлов и т.д.), урок-практикум (он-лайн тесты, offline – тесты, электронные учебники и тренажеры), комбинированный урок (презентации, электронные энциклопедии и т.д.) урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков учащихся (он-лайн тесты, звуковые диктанты и т.д.). Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. 

     Одной из форм дистанционного обучения могут стать Интернет-уроки. Эти уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки.

    Дистанционные обучающие системы, применяемые на уроках технологии  предлагают различные учебные задания: выполнение заданий по предложенной ссылке; составление технологических карт по шаблону пользуясь информацией с кулинарных сайтов и сайтов по рукоделию; поиск информации для подготовки сообщений и выполнения заданий по технологии. К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести: обучение в индивидуальном темпе, свобода и гибкость.

    Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии

    Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

    Типы самостоятельных работ:

    1. Самостоятельная работа по образцу (алгоритму):

    2. Самостоятельная работа с модификацией алгоритма в измененной ситуации:

    3. Самостоятельная работа переноса нескольких известных способов и их

    комбинирование: - частично - поисковый метод.

    4. Самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемного

    задания - исследовательский метод.

    Примерами может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий:

    5класс – фартук с нагрудником и без нагрудника или мешочек для хранения вещей; вид отделки;

    6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая;

    7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка.

    При изучении раздела «Художественные ремесла», учащиеся сами выбирают объект труда и технику выполнения.

    Информационные технологии

               Современные образовательные технологии, используемые на уроках, помогают научить школьников выражать себя в творчестве, формируют личность, помогают воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается тем, что данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

    Презентации построены таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

    Например, для решения обучающей задачи на уроке в 5 классе «Натуральные растительные волокна» используется презентация, делающая рассказ   более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию (многообразие видов волокон), сравнивать (чем отличаются свойства разных волокон), обобщать, делать выводы (какими свойствами обладают волокна), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

    На уроках «Технология изготовления швейных изделий» в 6-7 классах применение презентаций помогают учащимся построить чертеж швейного изделия и смоделировать его.  

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    В кабинете технологии воздушно - тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.

    При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

    В ходе изучения тем «Роль комнатных растений в интерьере дома, квартиры» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.

    При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.

           Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

    Проектная деятельность.

         Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.                                                                                                                                            Проект позволяет учителю и ученику работать как партнеры.

    Мною разработана рабочая программа по технологии,  в которой есть разделы , где можно применить проектную деятельность:

    • «Вышивка»    
    • «Лоскутная техника»
    • «Технология изготовления изделия»
    • «Художественные ремесла»
    • « Свободная тема»

    На каждом уроке     присутствует тема творчества, самостоятельности, у детей есть выбор, что безусловно повышает качество обучения, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования- воспитание  личности, способной уметь выживать в современных условиях.

    Оценка достижений

    Данная технология направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика. Галилео Галилей  сказал: «Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в самом себе».

    Отличие системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания:

    - Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями.

    - Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

     - Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:

    - включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены  Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

    - использование критической системы оценивания;      т.е. содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

    Например: проверочная работа в 5 классе по «Кулинарии» 

    1. Разделите нижеперечисленные слова на две группы: завтрак, обед.

    Борщ, омлет, бутерброды, какао, макароны, чай, котлеты, салат, яйцо.

    1. Вставь пропущенные слова:

    1. Овощи, предназначенные для приготовления отварных блюд, опускают в ___________________________ и варят при ___________________________.

    2. Свеклу  и морковь варят ________________________.

            3. При варке овощей уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем ___________.

    4. Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят при _______________________________________.

    5. Картофель и морковь можно варить не только в воде, но и _____________.

    6. Овощные отвары рекомендуется использовать для приготовления _________________ и _____________________.

    7.Винегрет – разновидность салата, в состав которого обязательно входит _____________.

    Ответ:

    2.       1. Горячую воду, при медленном кипении.

    2. Без соли.

    3. 1-1,5 см.

    4. Закрытой крышке.

    5. На пару.

    6. Супов и соусов.

    7. Свекла.

    Рефлексия
    Задание: Вставьте правильные слова.

    •   - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают  , лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - , , , незаменимый источник , который необходим для детского организма.
    • Сервировка – это  ...и стола для приема пищи. Салфетки из … и  ткани украшают стол.

    Ответ :

    Завтрак - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают  витамины, лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - молоко, творог, сметана, незаменимый источник кальция , который необходим для детского организма.

    Сервировка – это  подготовка и оформление стола для приема пищи. Салфетки из бумаги и полотна ткани украшают стол.

    Критерии

    19-18 “5”

    17-14 “4”

    13-10 “3”

    9 <  “2 ” 

    Групповые технологии

    Групповое обучение строится на принципе сотрудничества. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

    По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы:

    •        групповую (когда один обучает многих)

    •        парную

    •        индивидуальную.

    При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

    Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

    •        взаимное обогащение учащихся в группах;

    •        организацию совместных действий;

    •        распределение начальных действий и операций;

    •        коммуникацию, общение;

    •        обмен способами действия;

    •        взаимопонимание;

    •        рефлексию, через которую устанавливается отношение  участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

    Главными особенностями организации групповой работы учащихся  на уроке является:

    1)        класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    2)        каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    3)        задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    4)        состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

    Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.

    В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.  Я стараюсь находить такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний.

    Используемые   ресурсы:

    1. Кисилев Г.М. Информационные технологии  в педагогическом образовании: М, Дашков и К, 2013

    2. Матаяш Н.В., Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ.учреждений высш. проф. образования: М, ИЦ Академия, 2012

    3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: М, ИЦ Академия, 2012

     4. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области.

    //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.

    5. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.

    Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

    6. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/01/14/ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologiy-na

    7.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-khnologii/library/2012/01/20/ispolzovanie-sovremennykh-tekhnologiy

    Ткач Л.А.Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые технологии и их применение на уроках ИЗО.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий....

    Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

    Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

    Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

    Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

    Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

    Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

    Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

    Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

    Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...