«ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА»
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Малахов Денис Сергеевич

Цели:

Дидактические:

  • подвести итоги самостоятельной творческой работы;
  • проверить и оценить качество выполненной работы;
  • определить уровень знаний по технологии изготовления изделия.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой познавательной деятельности,
  • способности выдвигать разнообразные идеи, находить способы решения той или иной проблемы, способности
  • совершенствовать продукт своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к человеку труда, любовь к Родине и гордость за свой народ.

Задачи:

  • Обеспечить атмосферу доброжелательности для чего отказаться от оценочных суждений на уроке и критики в адрес обучаемых.
  • Стимулировать обучаемых к трудовой деятельности, для чего предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности и реализовать их через изготовление изделия.

Техническое оснащение: ноутбук.

Оборудование: угол мастерской стилизован под русскую горницу: стол, лавки и предметы домашней утвари; стол покрыт скатертью и на нём расставлена посуда, самовар с чайными принадлежностями.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, MS Publisher.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии

в 7 классе.

Тема:

«ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА»

Защита  проекта "Пряничная доска". Урок технологии с использованием ИКТ

Цели:

Дидактические: 

  • подвести итоги самостоятельной творческой работы;
  • проверить и оценить качество выполненной работы;
  • определить уровень знаний по технологии изготовления изделия.

Развивающие: 

  • способствовать развитию творческой познавательной деятельности,
  • способности выдвигать разнообразные идеи, находить способы решения той или иной проблемы, способности
  • совершенствовать продукт своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к человеку труда, любовь к Родине и гордость за свой народ.

Задачи: 

  • Обеспечить атмосферу доброжелательности для чего отказаться от оценочных суждений на уроке и критики в адрес обучаемых.
  • Стимулировать обучаемых к трудовой деятельности, для чего предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности и реализовать их через изготовление изделия.

Техническое оснащение: ноутбук.

Оборудование: угол мастерской стилизован под русскую горницу: стол, лавки и предметы домашней утвари; стол покрыт скатертью и на нём расставлена посуда, самовар с чайными принадлежностями.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, MS Publisher.

Дидактический материал: презентация (конспект со слайдами) “История резьбы по дереву на Руси”, сайт “История пряничной доски”.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

1

Организационный момент

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-путешествие в старину. Мы не только обобщим те знания, которые вы получили на уроках художественной обработки древесины, но и узнаете много нового.

Примечателен этот урок и тем, что он позволит каждому присутствующему на нём соприкоснуться с традициями и обычаями давно ушедших времён.

Хозяева урока, мальчики, продемонстрируют нам, насколько им удалось овладеть умениями резчика по дереву, насколько они были усердны и ответственны.

 

 

2

“Путешествие в старину” (презентация теоретической части урока)

Учитель демонстрирует презентацию “История резьбы по дереву на Руси”

Знакомятся со слайдами презентации

MS PowerPoint

“История резьбы по дереву на Руси”

Приложение 1

 

Блиц-опрос по презентации

Учитель задаёт вопросы:

  1. Какими были первые резные изображения? (Изображали идолов и божков.)
  2. Где использовались изделия резчиков по дереву? (Для украшения церквей, царских хором и дворцов.)
  3. Как использовалось искусство резьбы в быту? (Украшали ворота, наличники, лавки, сундуки, прялки, кухонную утварь.)
  4. Где обучали резьбе по дереву? (В ремесленных школах.)

Учащиеся отвечают на вопросы

 

3

“Знатоки и почитатели старины рассказывают” (устный журнал “Из истории пряничной доски”)

Вступительное слово учителя:

Сколько труда, изощрённой выдумки и подлинных открытий вложили в свои произведения истинные мастера художественного творчества. Многие их творения не только радовали взор современников, но и противостояли времени – пережили смену поколений и исторических эпох.

Среди замечательных произведений народного творчества особое место занимают пряничные доски.

Дети рассказывают об истории пряничной доски

1. История пряничной доски.

Приложение 2

2. Украшение пряничных досок.

Приложение 3

3. Использование пряничных досок

Приложение 4

4. Мастерство и творчество

Приложение 5

 

4

“Мастеровые люди говорят”

(отчёт о работе по изготовлению пряничных досок)

 

Каждый ученик рассказывает об этапах и сложностях своей работы над изготовлением пряничной доски.

 

 

5

“Купцы предлагают, хозяюшки покупают” (проверка и оценка изделий)

 

Девочки на пряничных досках делают оттиски из приготовленного теста для пряников.

Один из мальчиков в качестве купца здесь же предлагает “товар”

 

6

“Самоварные посиделки” (проверка и закрепление знаний по художественной обработке материалов)

“Хозяйка” приглашает к столу и ведёт беседу о самоваре и чайных приборах. Знакомит с чайной церемонией.

Вступительное слово учителя

“Русский народ всегда отличался талантом и трудолюбием. Умел мастеровой человек и отдохнуть. Чаще всего это делалось, когда была окончена работа. Собирались за большим столом с жёнками, детками. И устраивали “посиделки”. С разговорами, песнями, угощением. Гостей приглашали в самую светлую, большую комнату – горницу”

Выходит Хозяйка застолья (девочка в русском сарафане) кланяется и приглашает к столу.

“Сверху пар, снизу пар
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряник жуём, чаем запиваем,
В гости всех приглашаем”

Конкурс знатоков народных ремёсел

Вспомните пословицы о труде и ремесле.
Что обозначат пословица: “Без ремесла – без рук”?
Что понимается под словом “ремесло”?
Что значит “художественная обработка материала”?
Какие материалы пригодны для художественной обработки?
Какой из перечисленных вами материалов является самым распространённым и доступным для художественной обработки?
Какие виды художественной обработки древесины вы знаете?
Какой из этих видов является самым древним?
С чего начиналось искусство резьбы по дереву?
Посмотрите на стол и найдите предметы, которые относятся к теме нашего разговора.
Укажите вид художественной обработки данных предметов.Что является главным украшением русского стола?
Можно ли назвать самовар, который стоит на нашем столе и все его принадлежности назвать произведениями художественного творчества? Почему?

Учащиеся участвуют в беседе и чайной церемонии.

Все рассаживаются за столом и ведут “неспешные разговоры”

Учащиеся отвечают на вопросы

 

7

“Секреты прабабушкиного сундучка”

Учитель: “Никакой русский стол, особенно праздничный не обходился главного русского лакомства – пряника. У каждой хозяйки был свой рецепт пряников, и рецепты эти бережно хранились и передавались из поколения в поколение, а вместе с ними пряничные формы. Ох, и красивы, и вкусны были пряники! Особенно знаменитые медовые да маковые пряники!”

“Вот в этом прабабушкином сундучке множество разных рецептов, забытых и уже современных, русских пряников. Прабабушкин сундучок может открыть секреты изготовления самых вкусных пряников”

Приложение 6

 

 

8

“Слово Мономаха” (подведение итогов урока)

– Вот и заканчивается наш урок, но я надеюсь, что на этом не закончится ваше познание о жизни наших предков. По-новому мы будем относится к народным традициям, художественным промыслам, прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

– В качестве напутственного слова предлагаю вам обращение к молодым одного из самых мудрых русских князей Владимира Мономаха.

Приложение 7

Учащиеся знакомятся с текстом напутственного слова В. Мономаха

 

9

“Разгонные пряники” (заключительный этап урока)

“Хозяйка стола” раздаёт ученикам “разгонные пряники” и напоминает им о смысле и назначении этих пряников (пора прощаться и расходиться по домам)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраняя традиции пряничного ремесла

Презентация: Сохраняя традиции пряничного ремесла...

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс)По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Техн...

Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"

Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"...

Технологический процесс приготовления пряничного теста и изделий из него. Приготовление «Тульского пряника»

Методическая разработка по проведению урока на тему:: Технологический процесс приготовления пряничного теста и изделий из него. Приготовление «Тульского пряника»...

Конкурс на лучший пряничный домик

Традиционный ежегодный конкурс на Лучший пряничный домик....

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (3 курс) По теме: «Приготовление пряничного теста»

Тема учебного занятия:приготовление пряничного тестаТип занятия:закрепление знаний и формирование умений и навыков.Вид:лабораторная работа.Форма обучения:групповая....

Конспект урока по технологии в 7 классе. Тема: «ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА»

Защита  проекта "Пряничная доска". Урок технологии с использованием ИКТ...