Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кружок "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Вильман Татьяна Владимировна

Программа разработана для учащихся 6-х классов в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rukodelnitsa_6_klass_vilman_t.v.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      Программа кружка «Рукодельница» направлена на формирование культуры человека, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение и воспитание хорошего эстетического и художественного вкусов, ориентирована на сохранение национальной культуры, традиций преемственности поколений.

        Программа рассчитана на 1 год обучения. Этот год даёт возможность учащимся пополнить свои знания и приобрести новые умения и навыки по вязанию крючком, ручной вышивке  и работе с тканью.

       Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа.

        Программа предполагает использование различных традиционных методов обучения и новых форм работы, таких как, объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, контроль выполнения задания, использование фотографий, использование журналов, сотрудничество с центром детского творчества и посещение выставок, что позволит разнообразить работу кружка и сформировать хороший эстетический и художественный вкусы.

        В целях экономии материальных затрат необходимо нацеливать детей на повторное использование старых и бывших в употреблении вещей. Такой подход к данной проблеме научит девочек быть бережливыми и  хорошими хозяйками.

Цель курса: развивать и воспитывать широко образованную, культурную, творческую, инициативную и предприимчивую личность на основе формирования  устойчивой мотивации к рукоделию с помощью обучения детей лоскутному шитью, народной игрушке, ручной вышивке и вязанию – как одним из самых распространённых и любимых видов декоративно – прикладного творчества.

Задачи курса:

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности;

- духовно – эмоциональное обогащение личности;

- духовно-нравственное  воспитание  личности;

- формирование эстетического восприятия действительности;

- привитие интереса и любви к декоративно – прикладному творчеству;

- воспитание уважительного отношения к труду;

- развитие трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;

- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей;

- развитие руки, глазомера через формирование практических умений;

– развитие  интеллектуально-творческого потенциала  ребенка, предоставление  ему  возможности  самореализации, познания  и развития собственных возможностей и способностей;

-  развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления;

- воспитание  патриотизма  через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов.

       Программа  разработана  для  обучающихся  6  класса, рассчитана  на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю).

      Достижение целей и решение задач предполагается решать посредством использования элементов метода проектов, и его  сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (обсуждения и дискуссии, работа в группах, создание благоприятной среды для исследования,  взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).

В программу включены следующие блоки:

Введение - 2часа.

Лоскутное шитье - 20 часов.

Ручная вышивка - 20 часов.

Вязание крючком - 16 часов.

Традиционная народная игрушка -10 часов.

      Блок «Лоскутное шитье»  включает темы по материаловедению и цветоведению. На занятиях ребята  знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента, понятия об использовании разных тканей, приемах сшивания деталей.

      Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями  народов нашей Родины.

      В программу включены несложные виды работ, которые позволят всем желающим приобрести необходимые навыки при работе с тканью.

     Изучая  блок «Народная игрушка»,  учащиеся знакомятся с историей русской народной  куклы, традициями народов России, с историей Отечества. «Народная игрушка» позволит привить  уважение к традициям семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края,  развить  творческое воображение,  фантазию.

       Большое значение придается выполнению на практике общественно-полезной работы, т.е. изготовлению изделий для выставок; оформлению кабинета и школы; изготовлению подарков и сувениров; изделий для продажи на благотворительных ярмарках.

       Блок  «Ручная вышивка» формирует у учащихся эстетическое восприятие, развивает умственные способности, содействует нравственному и трудовому воспитанию; позволяет проявить обучающимся свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника ручной  вышивки помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

     Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

      Блок «Вязание крючком» поможет  учащимся  в приобретении  начальных технологических знаний о вязании крючком; в воспитании трудолюбия, усидчивости, терпения; развитии творческих способностей.

2.    Учебно – тематический  план.

Наименование разделов,блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

ауди

тор

ные

вне

ауди

тор

ные

1.

Введение

2

2

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,  овладение элементами организации умственного и физического труда.

2.

Лоскутное шитье  

20

20

Организовывать  рабочее место, составлять  последовательность  выполнения  работ, размечать  заготовки  по  шаблону,  переводить  рисунок  на бумагу,  вырезать ножницами  по  контуру,  формировать ответственное отношение к работе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию,  овладение элементами организации умственного труда.

2.1

Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

2

2

2.2

Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

2

2

2.3

Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

6

6

2.4

Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

4

4

2.5

Сборка готового изделия

4

4

2.6

Выставка работ

2

2

3.

Народная игрушка.

10

10

Формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со  сверстниками; самооценка  умственных  и  физических  способностей  при  трудовой  деятельности;

-  развитие  трудолюбия  и  ответственности  за  результаты  своей  деятельности, развитие  эстетического  сознания  через  освоение  художественного  наследия  народов  России, поиск  новых  решений  возникшей  проблемы.

3.1.

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.        

2

2

3.2.

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня».                                                                                                             

2

2

3.3

Изготовление сувенира «Мешочек счастья».

2

2

3.4

Изготовление сувенира «Домовичок».                                  1 час

2

2

3.5.

Окончательная отделка сувенира «Домовичок».            

2

2

4.

Ручная вышивка  

20

20

Соблюдение  норм  и  правил  безопасности  познавательно – трудовой  деятельности  и  созидательного  труда; подбор  материалов  с  учётом  характера  объекта  труда, осознание  ответственности  за  качество  результатов  труда;  стремление  к  экономии  и бережливости  используемых материалов  и  ресурсов; овладение  методами  эстетического  оформления  изделий.

4.1

 Вводное занятие

2

2

4.2

Технология выполнения свободных швов: "вперед иголку",

"строчка", "за иголку",

"стебельчатый", "тамбурный".

6

6

4.3

 Технология выполнения счетных швов:  "роспись",

"козлик",  "косичка".

Счетная гладь.

Крест простой – редкий.

Двойной или болгарский крест.

6

6

4.4.

Работа над проектом

5

5

4.5.

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы.

1

1

5.

Вязание крючком

16

16

5.1

Вводное занятие      

2

2

5.2

Техника набора петель на крючок и вязание столбика без накида.

2

2

5.3

Техника вязания столбиков с одним накидом.  

4

4

5.4

 Работа по схемам.                                                  

2

2

5.5

Вязание игольницы "Божья коровка" по кругу.

4

4

5.6

Соединение изделия и набивка, изготовление отделочных элементов.

2

2

Итого:

68

68

3.  Содержание программы.

Введение (2 часа).

Знакомство  учащихся с содержанием работы и задачами кружка.  Выставка детских работ. Внутренний распорядок, распределение рабочих мест, техника безопасной работы.

Блок  "Лоскутное шитьё" (20 часов).

История  лоскутного шитья, знакомство с художественными традициями народов нашей  Родины.  Материалы и инструменты,  необходимые для работы.  Техника безопасности, санитария и гигиена.  Составление эскизов орнаментов для прихваток.  Раскрой и соединение  деталей орнамента.  Раскрой деталей прихватки.  Сборка  и  оформление прихватки.  Изготовление  выкроек лекал.  

Блок « Народная игрушка» (10 часов).

История игрушки.  Материалы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности, санитария и гигиена. Сувениры «Домовичок», «Мешочек счастья».  Раскрой деталей  сувениров, соединение деталей, раскрой одежды.  Сборка  и  оформление  сувенира.

Кукла «Барыня».  Раскрой и соединение деталей.  Раскрой одежды, сборка  и  оформление  игрушки.

Куклы – скрутки. Раскрой деталей, выполнение основы, верхней части туловища (голова, руки), оформление (украшение)  куклы.

Блок «Ручная вышивка» (20 часов).

История ручной вышивки,  знакомство  с  художественными традициями  народов  нашей  Родины, видами ручной вышивки.  Материалы и инструменты,  необходимые  для  работы.  Техника  безопасности.  Виды  ручных  швов.  Выполнение  свободных  швов: «вперёд иголку», «строчка», «за иголку»,  «стебельчатый», «тамбурный».  Выполнение счётных  швов: «роспись», «козлик», «косичка».  Счётная  гладь.  Крест простой, болгарский крест.

Изготовление выкройки салфетки. Выбор рисунка для вышивки.  Вышивание салфетки.  Обработка срезов.  ВТО изделия. Выполнение проекта  по  индивидуальному  плану.

Выставка работ учащихся.  Подведение  итогов  работы.

Блок «Вязание крючком» (16 часов).

Техника  набора  петель на крючок.  Вязание  полотна из столбиков без накида.  Техника вязания столбиков с одним накидом. Вязание круга,  квадрата по схемам. Вязание игольницы «Божья  коровка».  Соединение изделия и набивка, изготовление отделочных элементов.

4.  Предполагаемые результаты реализации программы.

Коммуникативные результаты:

 - организация сотрудничества в совместной деятельности с учителем и сверстниками;

-  умение добывать недостающую информацию;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;

-  аргументирование своей точки зрения;

- отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;  - обеспечение обмена знаниями  между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- обеспечение  умения  работы в группе;

- разрешение конфликтных ситуаций  мирным способом;

- выработка уважительного  отношения к сверстникам;  

- осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля.

Личностные результаты:

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;

- проявление познавательной активности в области декоративно-прикладного творчества;

- формирование ответственного отношения к учению;

- овладение элементами организации умственного и физического труда; 

 - формирование творческого подхода  к выполнению изделия;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование индивидуально - личностных позиций учащихся.

Регулятивные результаты:

-  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

-  контроль  выполнения учебной задачи;

 - проявление познавательной инициативы;

- формирование и развитие компетентности в области учебного проектирования; 

- соблюдение технологической последовательности при выполнении задания;

-  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

 - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- проявление познавательной инициативы.

Познавательные  результаты:

- практическое освоение  технологии выполнения лоскутного шитья;

- практическое освоение технологии выполнения народной игрушки;

- практическое освоение технологии вязания крючком;

- планирование технологического процесса выполнения изделия;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии его выполнения;

-подбор инструментов, приспособлений и оборудования  с учётом требований выполнения изделия;

- использование разных источников  для сбора информации;

- смысловое чтение и его анализ;

- умение структурировать знания;

- оценка процесса и результатов деятельности;

- овладение правилами выполнения графической документации;

- овладение методами чтения  технологической информации;

 - осуществление поиска и выделения необходимой информации;

- сравнение информации, полученной из разных источников;

- создание алгоритма действий и  выполнение их;

-  анализ изделия по заданным критериям;

- осуществление работы по технологическим картам;

-  выполнение  технологических  операций  с соблюдением  установленных  норм,  стандартов;

-  соблюдение  норм  и  правил  безопасного  труда;

-  контроль  промежуточных  и  конечных  результатов  труда  по  установленным  критериям;

-  осознание  ответственности  за  качество  результатов  труда;

-  стремление  к  экономии  и  бережливости  используемых  материалов  и  ресурсов;

-  овладение  методами  эстетического  оформления  изделий.

5. Формы и виды контроля.

         В  процессе  выполнения  работы  по  изготовлению  изделий  используется  текущий  контроль.  Руководитель  кружка  непрерывно  отслеживает  процесс работы  учащихся,  вовремя  направляет обучающихся  на  исправление  недочётов  и  неточностей  в  практической  работе.  Обучающиеся  в  качестве  текущего  контроля  используют  самоконтроль.  Текущий  контроль  позволяет в  случае  необходимости  вовремя  произвести  корректировку  деятельности  и  не  испортить  изделие.

      Кроме  текущего  контроля  используется  итоговый  контроль.  После  выполнения  каждого  изделия,  предусмотренного  программой,  организуется  выставка  детских  работ. Жюри  отбирает  лучшие  работы  для  дальнейшего  участия  в  городской  выставке.  Обучающегося  необходимо  сфотографировать  с  выполненной работой.  По  итогам  года  оформляется  портфолио  в  электронном  варианте  в  программе  PowerPoint.

6.  Методические рекомендации.

     В основе программы лежат основные дидактические принципы: научности обучения; систематичности и последовательности  знаний;  доступности и посильности; наглядности; сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения; прочности знаний учащихся;  связи теории с практикой .

Согласно предлагаемой программе, основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность, и лишь 25 - 30% на усвоение теоретических знаний.

     При этом используются разнообразные методы обучения. Для сообщения информации применяются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с  дополнительной литературой, работа с инструкционными и технологическими картами, журналами по рукоделию, демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности.  Собранную информацию учащиеся могут использовать при выполнении творческих проектов.

     Репродуктивные методы применяются в основном для приобретения и усвоения учащимися навыков и умений: упражнения, инструктаж.

     Поисковый, проблемный метод и метод исследований способствуют формированию творческой личности.

     Определенное место в данной программе уделяется проектному методу обучения. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.

7. Описание материально-технического обеспечения  образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1.

Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология, 6 класс. «Вентана- Граф», Москва, 2013.

15

    2.

Э.А. Фомичёва. Начинаем вязать спицами и крючком. Просвещение, Москва, 1991.

1

    3.

Рукоделие. Москва. Научное издательство. Большая Российская  энциклопедия, 1993.

1

    4.

Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология,  5 класс. «Вентана- Граф», Москва, 2010.

15

2. Печатные пособия

1.

Учебно-наглядные  пособия  в  виде  таблиц  и  плакатов:

- по  технике  безопасной  работы,

- по  работе  крючком,

-по работе на швейной машине.

2

1

1

2.

Дидактический  раздаточный  материал:

-  технологические  карты,

-  маршрутные  карты.

15

15

3. Технические средства обучения

    1.

Мультимедийная  установка.

1

2.

Компьютер.

1

3.

Экран.

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

Мультимедийные  презентации  на  флешке.

10

5. Игры и игрушки

1.

Образцы  игрушек.

4

6. Оборудование класса

1.

Крючки вязальныею

15

2.

Иглы ручные.

15

3.

Электрические бытовые машинки.

7

4.

Электрические утюги.

2

5.

Ножницы.

7

6.

Лоскутки ткани

-

7.

Нитки для шитья.

15

8.

Нити мулине.

15

           

             СОГЛАСОВАНО

            Протокол заседания  

      методического объединения    

      учителей технологии, ИЗО,      

      музыки  МБОУ СОШ № 2

      имени Адмирала  Ушакова

       от 27.08 2015 года № 1  ___________    Л.В. Накоркешко

подпись руководителя МО             Ф.И.О.

 

       СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 

_______________ О.В. Фатеева

                 подпись                         Ф.И.О.

             ______________ 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...