Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
рабочая программа (8 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
__________/О.В.Тетерина/
«____»__________2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Православная культура»
8 класс
(духовно-нравственное направление)
Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории
2019
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
- Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
- Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения.2011 г
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
− формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
− развитие этических чувств;
− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
-использование в речи вежливых слов;
-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
-создание по иллюстрации словесного портрета героя;
-оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
-поведения в общественных местах;
-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
-оценивание внешнего вида человека:
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование доброжелательного тона в общении;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации учебных занятий. |
1. | Христианская семья | 8 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
2. | Путь святых праздников | 14 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
3. | Путь святых праздников | 12 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия, экскурсия |
Календарно-тематическое планирование
Название изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
I Тема Христианская семья – 8 ч. | ||||
1 | Смысл жизни христианской семьи. | -Оценивать с нравственных позиций смысл жизни христианской семьи, -Определять роль семьи на Руси. -Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
2. | Семья церковная | -Обобщать и анализировать информацию. -Понимать роль семьи в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. -Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. | ||
3. | Рождение христианской семьи. | -Раскрывать смысл, значение понятия Таинство брака, -Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию. -Выступать перед аудиторией, организовывать работу в коллективе. | ||
4. | Благочестивая семья. Родители и дети. | -Анализировать смысл выражения «Семья – малая Церковь», - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. -Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. -Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | ||
5. | Жизнь семьи в круге церковного календаря. | -Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. -Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | ||
6. | Ритм жизни христианской семьи. Богослужения. | -Понимать язык христианской православной культуры. -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников). -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. -Строить рассуждения, обобщения. | ||
7. | Православные праздники – школа жизни христиан. | -Характеризовать типы православных праздников (Господские праздники. Богородичные праздники. Двунадесятые праздники. Праздники переходящие и непереходящие). - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. (Иконы праздников. Иконы календари – минеи, мерные иконы) | ||
8. | Праздники святых семейств в православном календаре. | -Характеризовать значение подвига семейной жизни. -Анализировать, как строились отношения членов христианской семьи, что являлось для них источником знания о правилах благочестивого поведения, -Приводить примеры святых семей. -Оценивать поступки героев произведения «Повесть о Петре и Февроньи» | ||
II Тема Путь святых праздников- 14 ч. | ||||
9. | Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы. | -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет Матери Божией | ||
10. | Праздник искупления. Воздвижение Креста Господня. | -Характеризовать место в православном календаре праздника Воздвижения. -Приводить крестного пути жизни святых. -Характеризовать традиции праздника Воздвижения на Руси. -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. | ||
11. | Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | -Выявлять суть и значение Материнского благословения. -Выяснять, почему праздник Покрова отмечался только на Руси? -Анализировать рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. -Характеризовать отражение христианских традиций праздника в поэзии, прозе. | ||
12. | Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. | -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет Архангела Михаила. -Характеризовать народные традиции праздника в России. - Характеризовать место в православном календаре праздника Воздвижения. -Составлять маршрут духовного краеведения по святым местам родной земли – храмы в честь Архангела Михаила. | ||
13. | Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы | -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. -Характеризовать Христианские добродетели. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. | ||
14. | С нами Бог. Праздник Рождества Христова | -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. -Понимать язык христианской православной культуры. | ||
15. | С нами Бог. Праздник Рождества Христова | -Характеризовать православные традиции праздника Рождества Христова. -Составлять рассказ о подготовке христиан к Празднику. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. | ||
16. | С нами Бог. Праздник Рождества Христова | - Выяснять, как отражаются евангельские заповеди в традициях праздника Рождества Христова в России. -Понимать язык христианской православной культуры. | ||
17. | Проведение праздника Рождества Христова | -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. -Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) в образе выбранного героя. | ||
18. | Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня | -Характеризовать православные традиции праздника. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. -Выяснять, как отражены события праздника в духовной поэзии. -Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | ||
19. | Спасение миру. Сретение Господне. | -Анализировать смысл праздника. -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников). | ||
20. | На пути к раю. Великий Пост. | -Характеризовать произведения русской литературы, рассказывающие о подготовке христианской семьи к посту и его осуществлении. -Анализировать сущность поста, его смыл и радости. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. | ||
21. | На пути к раю. Великий Пост | -Характеризовать произведения русской литературы, рассказывающие о подготовке христианской семьи к посту и его осуществлении. -Анализировать сущность поста, его смыл и радости. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. | ||
22. | Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы. | -Характеризовать духовный смысл праздника. -Определять, о каких пророчествах напоминает праздник. -Определять Добродетели Девы Марии. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания | ||
III Тема. Путь святых праздников – 12 ч. | ||||
23. | Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим. | -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. -Понимать язык христианской православной культуры. -Определять последовательность евангельских событий. | ||
24. | Страдания и смерть Христовы. | -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников). -Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы. -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями | ||
25. | Страстная неделя. | -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. -Определять традиции Страстной недели на Руси. -Характеризовать события Страстной недели. -Анализировать иконографические изображения Страданий Христовых. | ||
26. | Торжество торжеств. Воскресение Христово. | -Характеризовать события праздника и его духовный смысл. -Определять народные традиции праздника на Руси. -Характеризовать иконографию праздника. | ||
27. | Торжество торжеств. Воскресение Христово. | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. | ||
28. | Проведение праздника Пасхи | -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. -Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) в образе выбранного героя. | ||
29. | Преславное восхождение. Вознесение Господне | -Определять историю и смысл праздника. -Анализировать события праздника в произведениях духовной поэзии и прозы. -Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы. -Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. | ||
30. | Радость Божией благодати. | -Характеризовать традиции и обычаи праздника Троицы на Руси. -Определять художественные особенности и нравственный смысл двух икон праздника. -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | ||
31. | День Святой Троицы. | -Характеризовать традиции и обычаи праздника Троицы на Руси. -Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы. –Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | ||
32. | Царственный праздник Преображения Господня. | -Определять значение праздника Преображения в православном календаре. -Выяснить, как отразились события праздника в литературе, музыке, живописи на религиозные темы. -Характеризовать народные обычаи праздника на Руси. | ||
33. | Богородицын день. Успение Божией Матери. | -Анализировать духовный смысл события праздника. -Определять художественные особенности и нравственный смысл Чудотворной иконы Успения Божией Матери Псково-Печерской. -Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию. | ||
34. | Экскурсия по маршруту духовного краеведения «По святым местам моего села». | -Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...