Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
рабочая программа (8 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8  год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                      Утверждаю

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                            __________/О.В.Тетерина/

                                                                                                           «____»__________2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Православная культура»

8 класс

(духовно-нравственное направление)

Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории

     

2019

        Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
  • Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8  год обучения.2011 г

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

− формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

− развитие этических чувств;

− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

-активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий.

1.

Христианская семья

8

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

2.

Путь святых праздников

14

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

3.

Путь святых праздников

12

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия, экскурсия

Календарно-тематическое планирование

Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

I Тема Христианская семья – 8 ч.

1

  Смысл жизни христианской семьи.

-Оценивать с нравственных позиций смысл жизни христианской семьи,

-Определять роль семьи на Руси.

-Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

2.

Семья церковная

-Обобщать и анализировать информацию.

-Понимать роль семьи в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

3.

Рождение христианской семьи.

-Раскрывать смысл, значение понятия  Таинство брака, 

-Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию.

-Выступать перед аудиторией, организовывать работу в коллективе.

4.

Благочестивая семья. Родители и дети.

-Анализировать смысл выражения «Семья – малая Церковь»,

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека. -Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

5.

Жизнь семьи в круге церковного календаря.

-Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

6.

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

 -Понимать язык христианской православной культуры.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

-Строить рассуждения, обобщения.

7.

Православные праздники – школа жизни христиан.

-Характеризовать типы православных праздников (Господские праздники. Богородичные праздники. Двунадесятые праздники. Праздники переходящие и непереходящие).

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. (Иконы праздников. Иконы календари – минеи, мерные иконы)

8.

Праздники святых семейств в православном календаре.

-Характеризовать значение подвига семейной жизни.

-Анализировать, как строились отношения членов христианской семьи, что являлось для них источником знания о правилах благочестивого поведения,

-Приводить примеры святых семей.

-Оценивать поступки героев произведения «Повесть о Петре и Февроньи»

II Тема Путь святых праздников- 14 ч.

9.

Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы.

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет Матери Божией

10.

Праздник искупления. Воздвижение Креста Господня.

-Характеризовать место в православном календаре праздника Воздвижения.

-Приводить крестного пути жизни святых.

-Характеризовать традиции праздника Воздвижения на Руси.

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

11.

Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой

Богородицы.

-Выявлять суть и значение Материнского благословения.

-Выяснять, почему праздник Покрова отмечался только на Руси?

-Анализировать рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы.

-Характеризовать отражение христианских традиций праздника в поэзии, прозе.

12.

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил

бесплотных.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет Архангела Михаила.

-Характеризовать народные традиции праздника в России.

- Характеризовать место в православном календаре праздника Воздвижения.

-Составлять маршрут духовного краеведения по святым местам родной земли – храмы в честь Архангела Михаила.

13.

Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой

Богородицы

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

-Характеризовать Христианские добродетели.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

14.

С нами Бог. Праздник Рождества Христова

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

-Понимать язык христианской православной культуры.

15.

С нами Бог. Праздник Рождества Христова

-Характеризовать православные традиции праздника Рождества Христова.

-Составлять рассказ о подготовке христиан к Празднику.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

16.

С нами Бог. Праздник Рождества Христова

- Выяснять, как отражаются евангельские заповеди в традициях праздника Рождества Христова в России.

-Понимать язык христианской православной культуры.

17.

Проведение праздника Рождества Христова

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

-Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) в образе выбранного героя.

18.

Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня

-Характеризовать православные традиции праздника.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

-Выяснять, как отражены события праздника в духовной поэзии.

-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

19.

Спасение миру. Сретение Господне.

-Анализировать смысл праздника.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

20.

На пути к раю. Великий Пост.

-Характеризовать произведения русской литературы, рассказывающие о подготовке христианской семьи к посту и его осуществлении.

-Анализировать сущность поста, его смыл и радости.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

21.

На пути к раю. Великий Пост

-Характеризовать произведения русской литературы, рассказывающие о подготовке христианской семьи к посту и его осуществлении.

-Анализировать сущность поста, его смыл и радости.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

22.

Радостное торжество. Благовещение Пресвятой

Богородицы.

-Характеризовать духовный смысл праздника.

-Определять, о каких пророчествах напоминает праздник.

-Определять Добродетели Девы Марии.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи и песнопений.

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

III Тема. Путь святых праздников – 12 ч.

23.

Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим.

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Определять последовательность евангельских событий.

24.

Страдания и смерть Христовы.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

-Выявлять смысл православного праздника на основе анализа церковных песнопений, праздничных икон, произведений духовной поэзии и классической литературы.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

25.

Страстная неделя.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

-Определять традиции Страстной недели на Руси.

-Характеризовать события Страстной недели.

-Анализировать иконографические изображения Страданий Христовых.

26.

Торжество торжеств. Воскресение Христово.

-Характеризовать события праздника и его духовный смысл.

-Определять народные традиции праздника на Руси.

-Характеризовать иконографию праздника.

27.

 Торжество торжеств. Воскресение Христово.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

28.

Проведение праздника Пасхи

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

-Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) в образе выбранного героя.

29.

Преславное восхождение. Вознесение Господне

-Определять историю и смысл праздника.

-Анализировать события праздника в произведениях духовной поэзии и прозы.

-Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

30.

Радость Божией благодати.

-Характеризовать  традиции и обычаи праздника Троицы на Руси.

-Определять художественные особенности и нравственный смысл двух икон праздника.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

31.

День Святой Троицы.

-Характеризовать  традиции и обычаи праздника Троицы на Руси.

-Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

–Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

32.

Царственный праздник Преображения Господня.

-Определять значение праздника Преображения в православном календаре.

-Выяснить, как отразились события праздника в литературе, музыке, живописи на религиозные темы.

-Характеризовать народные обычаи праздника на Руси.

33.

Богородицын день. Успение Божией Матери.

-Анализировать духовный смысл события праздника.

-Определять художественные особенности и нравственный смысл Чудотворной иконы Успения Божией Матери Псково-Печерской.

-Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию.

34.

Экскурсия по маршруту духовного краеведения

«По святым местам моего села».

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...