Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе программы Шевченко Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                      Утверждаю

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                            __________/О.В.Тетерина/

                                                                                                           «____»__________2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Православная культура»

5 класс

(духовно-нравственное направление)

Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории

     

2019

        Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
  • Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 5 год обучения.2010 г

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
  • становление      гуманистических       и      демократических    ценностных      ориентации многонационального российского общества;
  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание   художественно-эстетического   вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных         социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

-активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий.

1.

Основы православной культуры 

Религиозная культура в жизни человека.

О чём рассказывает христианская православная культура?

О чём рассказывает Библия?

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Монастырь – центр христианской православной культуры.

Язык христианской православной культуры.

Для чего построен и как устроен православный храм?

О чём рассказывает икона?

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

10

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия, контрольный урок

2.

История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.

 Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

. Святая мученица Татиана.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат

Святые воины. Святые.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

Святые Отцы Церкви.

 Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.

Пути к спасению. Преподобный Досифей.

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

24

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия, урок –экскурсия, обобщающий урок

Итого-34 ч.

.

Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

       Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Основы православной культуры 10  ч

1

Религиозная культура в жизни человека.

-характеризовать определения «культура», «традиции», «обычаи», «православие».

участвовать в диалоге:

-высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

2

О чём рассказывает христианская православная культура?

-выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

- ставить вопросы, обращаться за помощью.

3

О чём рассказывает Библия?

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

-описывать впечатления, возникающие от восприятия библейского текста, произведения живописи.

-создавать собственные иллюстрации.

5

Монастырь – центр христианской православной культуры.

-определять роль монастырей в жизни православной Руси,

-оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества.

6

Язык христианской православной культуры.

-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

 - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

7

Для чего построен и как устроен православный храм?

-называть основные части православного храма,

-определять их назначение,

-высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

8

О чём рассказывает икона?

-различать основные типы икон,

-характеризовать процесс создания иконы,

-определять роль иконы в жизни православного человека,

-определять отличия иконы от картины.

9

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

-анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

-уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

10

Повторение темы: «Основы православной культуры».

-собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников),

-строить рассуждения, обобщения;

-составлять план и последовательность действий;

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир 24 ч.

11

Христианская Церковь входит в мир.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

12

Христианская Церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

13

 Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

14

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

15

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

16

 Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

17

Мудрость жизни христиан.

- высказывать своё предположение.

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи,

-участвовать в диалоге

18

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

19

Святые воины. Святой Георгий Победоносец.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

20

Святые воины. Святые Димитрий Солунский, Феодор Статилат.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

21

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

22

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

23

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями,

-взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

24

Святые Отцы Церкви.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

25

 Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

26

  Утверждение христианского учения. Учитель веры – Святитель Иоанн Златоуст.

-анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

27

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять

28

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобный Павел Фивейский.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы.

29

  Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

30

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.

 -проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

31

Пути к спасению. Преподобный Досифей.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

32

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

33

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

-осознавать значимость  создания славянской письменности для дальнейшего развития общества. культуры, государства,

-воспроизводить основные факты биографии просветителей.

34

Итоговое повторение  по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  за 5 класс.

 -воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры" в 7 классах (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры России», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...