Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС
рабочая программа

Белова Наталья Геннадьевна

        Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 6 год обучения.2015  г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                      Утверждаю

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                            __________/О.В.Тетерина/

                                                                                                           «____»__________2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Православная культура»

6 класс

(духовно-нравственное направление)

Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории

     

2019

        Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
  • Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 6 год обучения.2015  г

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
  • становление      гуманистических       и      демократических    ценностных      ориентации многонационального российского общества;
  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание   художественно-эстетического   вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных         социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

-активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий.

1.

Первые христиане на Руси

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

2.

Первые святые Руси – князья Борис и Глеб

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

3.

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры.

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

4.

Русские святые времен татарского нашествия

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

5.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий

3

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

6.

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской

3

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

7.

Рождественский праздник

1

Урок-праздник

8.

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.

3

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

9.

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

размышляют о богатстве и бескорыстии

3

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

10.

Свирский чудотворец

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

11.

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.

3

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

12.

Святые во времена Московского государства

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

13.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

14.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон

2

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

15.

Экскурсии «Путешествия по святым местам родной земли»

2

Экскурсия

Календарно-тематическое планирование

Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

1

 Первые христиане на Руси

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

-Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

2.

Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен – просветители вятичей.

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

-Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

3.

Первые святые Руси – князья Борис и Глеб

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

4.

Первые святые Руси – князья Борис и Глеб: рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

5.

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры

-Определять роль монастырей в жизни православной Руси,

-Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества,

-Определять роль монастырей на Руси.

-Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. 

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

6.

Утверждение христианской веры. Святой Феодосий Печерский.

-Определять роль монастырей в жизни православной Руси,

-Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества,

-Определять роль монастырей на Руси.

-Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. 

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

7.

Русские святые времен татарского нашествия

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

8.

Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение его подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

9.

Святители Московские митрополиты.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

 

10.

Святитель Московский митрополит Петр

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

11.

Святитель Московский митрополит Алексий

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

12.

Избавление Руси от татарского ига. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

13.

Избавление Руси от татарского ига. Святые воины – схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

14.

Избавление Руси от татарского ига. Святые сторожа Руси: Троице–Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

15.

Проведение Рождественского праздника

 -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

-Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

-Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил

16.

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман

-Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре.

-Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей

деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами

-Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

-Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

17.

Иконография жития святых Зосимы и Савватия

-Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре.

-Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей

деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами

-Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали

18.

Соловецкий монастырь – духовная твердыня и военная крепость России

-Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре.

-Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей

деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами

-Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали

19.

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

размышляют о богатстве и бескорыстии

 -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. -Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

20.

Два пути монашеского служения

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

21.

Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

22.

Свирский чудотворец

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников),

-Строить рассуждения, обобщения;

-Составлять план и последовательность действий;

23.

Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников),

-Строить рассуждения, обобщения;

-Составлять план и последовательность действий;

24.

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

25.

Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

26.

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

27.

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

28.

Святыни Соловецкого монастыря

-Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

29.

 Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов,Гермоген.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

30.

Русские святые Смутного времени: Патриарх Филарет

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

31.

Исправление церковных книг.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

32.

Патриарх Никон.

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

33.

Экскурсия «Путешествие по святым местам родной земли»

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

34.

Обобщающе-повторительный урок  по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 6 класс

 

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры" в 7 классах (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры России», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...