Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС
рабочая программа
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 6 год обучения.2015 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
__________/О.В.Тетерина/
«____»__________2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Православная культура»
6 класс
(духовно-нравственное направление)
Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории
2019
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
- Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
- Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 6 год обучения.2015 г
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
-использование в речи вежливых слов;
-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
-создание по иллюстрации словесного портрета героя;
-оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
-поведения в общественных местах;
-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
-оценивание внешнего вида человека:
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование доброжелательного тона в общении;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации учебных занятий. |
1. | Первые христиане на Руси | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
2. | Первые святые Руси – князья Борис и Глеб | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
3. | Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры. | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
4. | Русские святые времен татарского нашествия | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
5. | Святители Московские митрополиты Петр и Алексий | 3 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
6. | Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской | 3 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
7. | Рождественский праздник | 1 | Урок-праздник |
8. | Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. | 3 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
9. | Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии | 3 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
10. | Свирский чудотворец | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
11. | Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. | 3 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
12. | Святые во времена Московского государства | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
13. | Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
14. | Исправление церковных книг. Патриарх Никон | 2 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
15. | Экскурсии «Путешествия по святым местам родной земли» | 2 | Экскурсия |
Календарно-тематическое планирование
Название изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
1 | Первые христиане на Руси | -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. -Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | ||
2. | Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен – просветители вятичей. | -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. -Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | ||
3. | Первые святые Руси – князья Борис и Глеб | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
4. | Первые святые Руси – князья Борис и Глеб: рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
5. | Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры | -Определять роль монастырей в жизни православной Руси, -Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества, -Определять роль монастырей на Руси. -Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
6. | Утверждение христианской веры. Святой Феодосий Печерский. | -Определять роль монастырей в жизни православной Руси, -Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества, -Определять роль монастырей на Руси. -Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
7. | Русские святые времен татарского нашествия | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
8. | Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение его подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
9. | Святители Московские митрополиты. | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
| ||
10. | Святитель Московский митрополит Петр | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания | ||
11. | Святитель Московский митрополит Алексий | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания | ||
12. | Избавление Руси от татарского ига. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
13. | Избавление Руси от татарского ига. Святые воины – схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
14. | Избавление Руси от татарского ига. Святые сторожа Руси: Троице–Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
15. | Проведение Рождественского праздника | -Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. -Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. -Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил | ||
16. | Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман | -Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре. -Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами -Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. -Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | ||
17. | Иконография жития святых Зосимы и Савватия | -Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре. -Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами -Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали | ||
18. | Соловецкий монастырь – духовная твердыня и военная крепость России | -Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской многонациональной культуре. -Использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; работать с информацией, представленной разными средствами -Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали | ||
19. | Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
20. | Два пути монашеского служения | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
21. | Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
22. | Свирский чудотворец | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников), -Строить рассуждения, обобщения; -Составлять план и последовательность действий; | ||
23. | Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать -Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников), -Строить рассуждения, обобщения; -Составлять план и последовательность действий; | ||
24. | Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
25. | Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери». | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
26. | Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская. | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
27. | Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
28. | Святыни Соловецкого монастыря | -Осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения. -Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
29. | Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов,Гермоген. | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
30. | Русские святые Смутного времени: Патриарх Филарет | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
31. | Исправление церковных книг. | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
32. | Патриарх Никон. | -Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями -Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
33. | Экскурсия «Путешествие по святым местам родной земли» | -Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | ||
34. | Обобщающе-повторительный урок по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 6 класс
| -Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры" в 7 классах (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры России», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе ...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...