Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
рабочая программа (9 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9  год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                      Утверждаю

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                            __________/О.В.Тетерина/

                                                                                                           «____»__________2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Православная культура»

9 класс

(духовно-нравственное направление)

Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории

     

2019

        Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
  • Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9  год обучения.2011 г

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

− формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

− развитие этических чувств;

− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

-активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий.

1.

Божественное творчество.

 Божественная любовь. Мироздание

7

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

2.

Соработничество.

Православные мастера и их творения

Человек творящий.

27

Урок-этическая беседа, урок- дискуссия

Календарно-тематическое планирование

Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

I Тема Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание (7 ч.)

1

Дар творчества. Что такое православное творчество?

-Оценивать с нравственных позиций смысл православного творчества.

-Определять духовную основу творчества.

-Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей евангельской притчи о талантах.

 -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

2.

Творец. Божественное начало.

-Обобщать и анализировать информацию.

-Понимать сущность креационной и эволюционной теорий происхождения мира.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

3.

Творец. Божественное начало. Библия и наука – о чудесах творений

-Раскрывать смысл, значение понятия  «Чудо».

-Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию.

-Анализировать высказывания великих ученых – о премудрости устроения мира.

4.

Творец. Божественное начало. Сотворение человека.

-Называть качества сотворенного человека.

-Определять устроение человека: дух, душа, тело.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

5.

Созидание храма души человека. Красота души человека.

-Определять добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение.

- Определять цель  жизни православного человека– путь к Божественной любви

-Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

6.

Созидание храма души человека. Творчество Божественное и человеческое

 -Объяснять выражение «Построить храм души».

-Определять христианское понимание природы человека .

- Называть качества Божественной творческой воли: премудрая, преблагая, промыслительная.

- Готовить сообщения о советах святых отцов христианской Церкви о созидании храма души

7.

Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество.

-Называть основные и жанры церковного искусства: зодчество, иконопись, церковное пение и другие.

- Определять смысл православного творчества – прославление Творца.

- Анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, темы сюжетов.

II Тема Соработничество.

Православные мастера и их творения

Человек творящий.(27 ч.)

8.

Церковное искусство

-Характеризовать значение церковного искусства.

-Анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, -Определять темы сюжетов.

-Приводить примеры видов православного искусства: иконописи, зодчества, духовной поэзии, церковной музыки.

9.

Литургическое пространство православного храма

-Выявлять значение храма в жизни человека – Небо на земле.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) описание православного храма, его устройство.

-Называть церковные службы и таинства.

-Приводить примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, о крещении царевича Петра.

10.

История развития храмостроения

-Характеризовать устройство первых христианских храмов.

-Называть основные типы христианских храмов.

-Характеризовать традиции храмостроения на Руси.

-Готовить сообщения или презентацию об истории развития храмостроения.

11.

Храмостроительство Византии

-Анализировать архитектурные особенности восточно-византийского стиля.

-Готовить сообщение о храме Святой Софии.

12.

Храмовое искусство Запада

-Характеризовать архитектурные особенности храмов романского, готического стилей, стиля Возрождение.

- Называть знаменитые храмы средневековья.

-Определять причины изменения стилей зодчества.

13.

Древнерусское зодчество и его мастера. Деревянное и каменное зодчество разных веков

-Готовить сообщения о почитаемых святынях

-Характеризовать основные особенности деревянного и каменного зодчества.

14.

Древнерусское зодчество и его мастера:стили

-Определять особенности русского национального стиля.

 -Описывать стили: «русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шатровая архитектура.

-Приводить примеры названных стилей.

15.

Древнерусское зодчество и его мастера. Древнерусские храмы XI-XIII веков. Каменное зодчество XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков.

-Готовить сообщения о древнерусских храмах XI-XIII веков и каменном зодчестве XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков.

-Называть особенности деревянного и каменного зодчества разных периодов.

16.

Смысл и содержание иконы

- Определять исторические этапы развития иконописи до XVII века.

-Выявлять отличие иконописи от западной живописи.

-Понимать язык православной иконы.

-Анализировать художественный и символический язык иконы.

17.

Первохристианское искусство

- Выявлять символичность первохристианских изображений.

-Описывать первые иконы Спасителя и Божией Матери.

-Называть основные сюжеты и символы.

18.

Церковное искусство Византии

-На основе текста определять технику создания иконы.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи.

-Различать способы иконописных изображений и особенности иконописи разных периодов.

19.

Древнерусская иконопись

- Определять типы икон: путные, обетные, мерные.

-Готовить сообщения о чудотворных иконах.

-Анализировать значение православной иконы в современном мире.

20.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип.

-Определять особенности иконографии и иконографического типа.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи.

21.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы.

 -Характеризовать  иконографию Спасителя, Богородицы, Святой Троицы.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи.

22.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Праздники. Ангельский мир. Особенности иконографии.

-Определять особенности иконографии.

-Называть основные сюжеты и образы древнерусской живописи.

-Готовить сообщения о православных праздниках, отображенных на иконах.

23.

Как устроен иконостас православного храма?

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Определять расположение икон в иконостасе.

24.

Святые иконописцы Руси и их творения: преподобный Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения.

-Извлекать необходимую информацию из различных источников о русских иконописцах: преп. Андрее Рублеве, Дионисии, Феофане Греке и их творениях.

-Определять особенности их творчества.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи.

25.

Святые иконописцы Руси и их творения. Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX вв.

-Определять стилевые особенности творчества Симона Ушакова.

-Составлять описание иконописи С.Ушакова.

-Характеризовать отличия русской иконописи XVIII-XIX.

26.

Святые иконописцы Руси и их творения. Православная икона в современном мире.

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Анализировать значение православной иконы в современном мире.

-Выступать с сообщениями о творениях русских иконописцах.

27.

 Музыка в православном богослужении

-Определять цель церковных песнопений – прославление Бога.

-Анализировать особенности стихиры, кондака, тропаря.

-Различать способы и манеру церковного пения.

28.

История церковной музыки

-Называть периоды развития русского церковного пения и его особенности.

-Определять изменения стиля церковного пения.

29.

Святые создатели церковных песнопений

-Готовить сообщения о Святых создателях церковных песнопений: Романе Сладкопевце, Иосифе Песнопевце.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

30.

Песнопения Всенощной

-Определять смысл и содержание служб и песнопений Всенощной.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

31.

Размышления о Божественной Литургии

- Определять смысл и содержание служб и песнопений Литургии.

–Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

32.

Изображения песнопений и певцов в церковном

искусстве

-Выяснить, как отразились песнопения и певцы в живописи на религиозные темы.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия церковных музыкальных  произведений.

33.

Сохраняет ли современный человек дар творчества?

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства

-Воспроизводить содержание отдельных сюжетов церковного искусства  и строить на основе них свою нравственную позицию.

34.

Повторительно-обобщающее занятие по курсу «Православная культура»

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...