Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
рабочая программа (9 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_vd_pravoslavnaya_kultura.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
__________/О.В.Тетерина/
«____»__________2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Православная культура»
9 класс
(духовно-нравственное направление)
Составитель: Белова Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания 1 категории
2019
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
- Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
- Программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.2011 г
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
− формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
− развитие этических чувств;
− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
-использование в речи вежливых слов;
-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
-создание по иллюстрации словесного портрета героя;
-оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
-поведения в общественных местах;
-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
-оценивание внешнего вида человека:
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование доброжелательного тона в общении;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации учебных занятий. |
1. | Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание | 7 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
2. | Соработничество. Православные мастера и их творения Человек творящий. | 27 | Урок-этическая беседа, урок- дискуссия |
Календарно-тематическое планирование
Название изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
I Тема Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание (7 ч.) | ||||
1 | Дар творчества. Что такое православное творчество? | -Оценивать с нравственных позиций смысл православного творчества. -Определять духовную основу творчества. -Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей евангельской притчи о талантах. -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
2. | Творец. Божественное начало. | -Обобщать и анализировать информацию. -Понимать сущность креационной и эволюционной теорий происхождения мира. -Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. -Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. | ||
3. | Творец. Божественное начало. Библия и наука – о чудесах творений | -Раскрывать смысл, значение понятия «Чудо». -Воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию. -Анализировать высказывания великих ученых – о премудрости устроения мира. | ||
4. | Творец. Божественное начало. Сотворение человека. | -Называть качества сотворенного человека. -Определять устроение человека: дух, душа, тело. -Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | ||
5. | Созидание храма души человека. Красота души человека. | -Определять добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение. - Определять цель жизни православного человека– путь к Божественной любви -Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | ||
6. | Созидание храма души человека. Творчество Божественное и человеческое | -Объяснять выражение «Построить храм души». -Определять христианское понимание природы человека . - Называть качества Божественной творческой воли: премудрая, преблагая, промыслительная. - Готовить сообщения о советах святых отцов христианской Церкви о созидании храма души | ||
7. | Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество. | -Называть основные и жанры церковного искусства: зодчество, иконопись, церковное пение и другие. - Определять смысл православного творчества – прославление Творца. - Анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, темы сюжетов. | ||
II Тема Соработничество. Православные мастера и их творения Человек творящий.(27 ч.) | ||||
8. | Церковное искусство | -Характеризовать значение церковного искусства. -Анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, -Определять темы сюжетов. -Приводить примеры видов православного искусства: иконописи, зодчества, духовной поэзии, церковной музыки. | ||
9. | Литургическое пространство православного храма | -Выявлять значение храма в жизни человека – Небо на земле. - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) описание православного храма, его устройство. -Называть церковные службы и таинства. -Приводить примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, о крещении царевича Петра. | ||
10. | История развития храмостроения | -Характеризовать устройство первых христианских храмов. -Называть основные типы христианских храмов. -Характеризовать традиции храмостроения на Руси. -Готовить сообщения или презентацию об истории развития храмостроения. | ||
11. | Храмостроительство Византии | -Анализировать архитектурные особенности восточно-византийского стиля. -Готовить сообщение о храме Святой Софии. | ||
12. | Храмовое искусство Запада | -Характеризовать архитектурные особенности храмов романского, готического стилей, стиля Возрождение. - Называть знаменитые храмы средневековья. -Определять причины изменения стилей зодчества. | ||
13. | Древнерусское зодчество и его мастера. Деревянное и каменное зодчество разных веков | -Готовить сообщения о почитаемых святынях -Характеризовать основные особенности деревянного и каменного зодчества. | ||
14. | Древнерусское зодчество и его мастера:стили | -Определять особенности русского национального стиля. -Описывать стили: «русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шатровая архитектура. -Приводить примеры названных стилей. | ||
15. | Древнерусское зодчество и его мастера. Древнерусские храмы XI-XIII веков. Каменное зодчество XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков. | -Готовить сообщения о древнерусских храмах XI-XIII веков и каменном зодчестве XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков. -Называть особенности деревянного и каменного зодчества разных периодов. | ||
16. | Смысл и содержание иконы | - Определять исторические этапы развития иконописи до XVII века. -Выявлять отличие иконописи от западной живописи. -Понимать язык православной иконы. -Анализировать художественный и символический язык иконы. | ||
17. | Первохристианское искусство | - Выявлять символичность первохристианских изображений. -Описывать первые иконы Спасителя и Божией Матери. -Называть основные сюжеты и символы. | ||
18. | Церковное искусство Византии | -На основе текста определять технику создания иконы. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. -Различать способы иконописных изображений и особенности иконописи разных периодов. | ||
19. | Древнерусская иконопись | - Определять типы икон: путные, обетные, мерные. -Готовить сообщения о чудотворных иконах. -Анализировать значение православной иконы в современном мире. | ||
20. | Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип. | -Определять особенности иконографии и иконографического типа. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. | ||
21. | Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. | -Характеризовать иконографию Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. | ||
22. | Сюжеты и образы древнерусской иконы. Праздники. Ангельский мир. Особенности иконографии. | -Определять особенности иконографии. -Называть основные сюжеты и образы древнерусской живописи. -Готовить сообщения о православных праздниках, отображенных на иконах. | ||
23. | Как устроен иконостас православного храма? | -Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников). -Понимать язык христианской православной культуры. -Определять расположение икон в иконостасе. | ||
24. | Святые иконописцы Руси и их творения: преподобный Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения. | -Извлекать необходимую информацию из различных источников о русских иконописцах: преп. Андрее Рублеве, Дионисии, Феофане Греке и их творениях. -Определять особенности их творчества. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. | ||
25. | Святые иконописцы Руси и их творения. Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX вв. | -Определять стилевые особенности творчества Симона Ушакова. -Составлять описание иконописи С.Ушакова. -Характеризовать отличия русской иконописи XVIII-XIX. | ||
26. | Святые иконописцы Руси и их творения. Православная икона в современном мире. | -Понимать язык христианской православной культуры. -Анализировать значение православной иконы в современном мире. -Выступать с сообщениями о творениях русских иконописцах. | ||
27. | Музыка в православном богослужении | -Определять цель церковных песнопений – прославление Бога. -Анализировать особенности стихиры, кондака, тропаря. -Различать способы и манеру церковного пения. | ||
28. | История церковной музыки | -Называть периоды развития русского церковного пения и его особенности. -Определять изменения стиля церковного пения. | ||
29. | Святые создатели церковных песнопений | -Готовить сообщения о Святых создателях церковных песнопений: Романе Сладкопевце, Иосифе Песнопевце. -Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. | ||
30. | Песнопения Всенощной | -Определять смысл и содержание служб и песнопений Всенощной. -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | ||
31. | Размышления о Божественной Литургии | - Определять смысл и содержание служб и песнопений Литургии. –Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | ||
32. | Изображения песнопений и певцов в церковном искусстве | -Выяснить, как отразились песнопения и певцы в живописи на религиозные темы. -Описывать впечатления, возникающие от восприятия церковных музыкальных произведений. | ||
33. | Сохраняет ли современный человек дар творчества? | -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства -Воспроизводить содержание отдельных сюжетов церковного искусства и строить на основе них свою нравственную позицию. | ||
34. | Повторительно-обобщающее занятие по курсу «Православная культура» | -Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи -Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...