Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Илона Валериевна Сарвилина

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжением программы духовно-нравственного воспитания, осуществлявшейся в 6 классе, составляя с ней единый курс «СВЯТАЯ РУСЬ 10 – 17 ВЕКА» (6 класс) и «СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА» (7 класс).  В целях воспитания обучающихся на православных традициях родного края добавлен материал по духовному краеведению.

Данная программа соответствует

  1. Новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. Приказом №1897 от 17 дек. 2010 г.,
  2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009),
  3. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»,
  4. Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России в части внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_u_istokov_duhovnosti.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно – нравственной направленности

 «У истоков духовности» 7 класс

                                                          Составители:

                                                         учителя основ православной культуры и

духовного краеведения Подмосковья

г.о. Коломна, 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжением программы духовно-нравственного воспитания, осуществлявшейся в 6 классе, составляя с ней единый курс «СВЯТАЯ РУСЬ 10 – 17 ВЕКА» (6 класс) и «СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА» (7 класс).  В целях воспитания обучающихся на православных традициях родного края добавлен материал по духовному краеведению.

Данная программа соответствует

  1. Новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. Приказом №1897 от 17 дек. 2010 г.,
  2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009),
  3. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»,
  4. Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России в части внеурочной деятельности.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры.

Задачи:

  • приобщение школьников к российским духовно-нравственным и культурным ценностям;
  • формирование понимания смыслового и символического содержания православия, исторических событий, произведений художественной литературы и искусства;
  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения;
  • формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;
  • формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;
  • развитие познавательной деятельности обучающихся и их творческих способностей;
  • создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей;
  • ознакомление учащихся с событиями  истории Отечества (18-20 вв.), христианской Церкви в житиях ее святых;
  • формирование у учащихся понятия о Христианском подвиге, об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи;
  • развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
  • создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.
  • формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему  христианского мира.

Показателями освоения программы внеурочной деятельности, помимо  умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском  контексте.

        

Структура программы внеурочной деятельности «У истоков духовности»

В программе выделены три аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется содержание:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент программного  материала.

3. Краеведческий аспект. Православное краеведение.

Основное содержание программы

СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА. (34 ч)

Тема 1. Церковная реформа Петра I.  Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский. (2 ч)

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых.

Тема 2. «Блестящий»  18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.

Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.

Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.

Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.(3 ч)

Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному  Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви.  Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. (2 ч)

Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев.  Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной пустыни.

Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)

Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчества Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков.  Любовь святого к Богу.

Тема 7.  Царственные мученики. (2 ч)

Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.

Иконография Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.

Праздник Рождества (в сотрудничестве с одним из храмов города, участие в проектной и благотворительной деятельности). (1 ч)

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников. Бутовский полигон – место покаяния. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)

Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.

Тема 12. Золотая цепь святых. (6 ч)

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели. Собор Коломенских новомучеников, празднуемый 3 мая, в день памяти святителя Феодосия Коломенского (Ганицкого).

Иконография, рассказывающая о воскресении, спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам  духовного краеведения.

Материально – техническое обеспечение

Реализация программы внеурочной деятельности «У истоков духовности» требует наличия следующих объектов и средств материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в группе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, экспозиционный экран; вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;
  • экранно-звуковые пособия: электронные пособия; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений; документальные источники (фрагменты текстов, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
  • печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

Результаты изучения программы внеурочной деятельности «У истоков духовности»

Личностные результаты

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
  • формирование толерантного отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
  • понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации;
  • формирование представлений о православии, его роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
  • воспитание нравственного идеала, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе работы.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; стремление осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

           Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.

Формы и виды внеурочной деятельности

В рамках программы внеурочной деятельности «У истоков духовности» формы и виды   деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: беседы, дискуссии, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов на духовно-нравственные темы, прослушивание аудиофайлов, очные и заочные экскурсии.

Учебно-методический комплект

1. Л.Л. Шевченко «Православная культура 7 год обучения» М.:  Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

   2. Л. Л. Шевченко «Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1 - 11 годы обучения»  М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008.

3.  Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература

1. Л.Л. Шевченко «Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

2. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск). Музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковные песнопения). М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

3. Л.Л. Шевченко «Духовно-нравственная культура. Духовная азбука. Словарь учителя и школьника. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

4. И.В. Кошмина «Основы русской православной культуры: учебн. пособие для уч-ся средн. и старш. шк. возраста»  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. А.И. Кузовкин, И.В.Маевский «Коломна в лицах» (Особы духовного звания) «Уходящие образы».

6. А.И. Кузовкин «Их именами названы улицы Коломны» Коломна, 2007.

7. И.В. Маевский «Очерки по истории Коломенского края» Коломна, 2004.

8. Коломенская православная духовная семинария. Собор новомучеников – выпускников коломенского духовного училища»  ИД «Лига» 2014.

9. А.И. Кузовкин «Краткий словарь – справочник юного коломенского краеведа» Коломна, 2013.

10. Протоирей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны»  Владимир, 2011.

Интернет - источники

1. http://www.enc.mail.ru/ 

2. http://www.encyklopedia.narod.ru/ 

3. http://www.history.rin.ru/

4. http://www.hrono.ru/ 

5. http://www.krugosvet.ru/ 

6. http://www.ortho-rus.ru/ 

7. http://www.pravoslavie.by/ 

8. http://www.schelkovo-hramy.narod.r 

9. http://www.slovari.yandex.ru/ 

10. http://www.eroshka.ru 

11. http://www.skaz.ru 

12. http://www.radostmoya.ru

13. http://armih.ru/

14. http://www.days.ru/ 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Коли-чест-во часов

Содержание темы

Универсальные учебные действия и личностные результаты

Дата план.

Дата факт.

Тема 1. Церковная реформа Петра I.  Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский (2 ч)

1

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский

1

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых.

Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ.

2

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Духовные завещания

1

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: обосновывать свою позицию по отношению к событиям истории, житиям святых; обобщать и анализировать информацию.

Тема 2. «Блестящий»  18 век.  Святитель Тихон Задонский (2 ч)

3

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.

Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским.

Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.

Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.

Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ.

4

 Духовное завещание  Тихона  Задонского.

Церковное искусство 17-18 вв.

1

Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях; обобщать и анализировать информацию.

Тема 3. Святые 19 века.  Преподобный Серафим Саровский (3 ч)

5

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

1

Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному  Серафиму.

Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви.  Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.

6

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

1

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: обобщать и анализировать информацию.

7

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Церковное искусство как отражение духовного мира людей

1

Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Тема 4. Святые 19 века.  Святитель Филарет, митрополит Московский (2 ч)

8

Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский

1

Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя.

Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени. Духовная связь с родным городом.

Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ.

9

Экскурсия «Небесный покровитель Коломны – митрополит Филарет» (Храм Троицы-на-Репне, Богоявленский храм)

1

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианской Церкви, отраженные в житиях святых.

Уметь: раскрывать причинно-следственные связи в духовной истории.   Знать, как в наше время сохраняется память о православной истории Коломенской  земли, поддерживаются христианские традиции. 

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни (2 ч)

10

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев.  

  Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианской Церкви, отраженные в житиях святых.

11

Оптина Пустынь. Новомученики и исповедники Оптинские

1

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианской Церкви, отраженные в житиях святых.

Уметь: обобщать и анализировать информацию.

Тема 6. На рубеже веков.  Святой праведный Иоанн Кронштадтский (2 ч)

12

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

1

Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников.

Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков.  Любовь святого к Богу.

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: раскрывать причинно-следственные связи в духовной истории.

13

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

1

Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси,

содержание отдельных библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию.

Тема 7.  Царственные мученики (2 ч) + Праздник Рождества (1 ч)

14

Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в России в 20 в.

1

Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи.

 Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.

Иконография Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: обосновывать свою позицию по отношению к событиям истории, житиям святых.

15

Христианский подвиг Царственных мучеников

1

Знать: содержание отдельных библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию.

16

Праздник Рождества (в сотрудничестве с одним из храмов города, участие в проектной и благотворительной деятельности)

1

События Рождества Христова.

Колядки. Традиции празднования Рождества Христова.

Знать: содержание  библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию.

Тема 8. Новомученики и исповедники Российские (3 ч)

17

Новомученики и исповедники российские

1

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха.

Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников.

Русская духовная поэзия о подвигах новомучеников.

Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

Уметь: обосновывать свою позицию по отношению к событиям истории, житиям святых.

18

Новомученики и исповедники российские

1

Знать: основные источники по истории Отечества.

Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

19

Русская духовная поэзия о подвигах новомучеников

1

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианкой Церкви, отраженные в житиях святых. Уметь: раскрывать причинно-следственные связи в духовной истории.

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа (3 ч)

20

Христианские мученики ГУЛАГа

1

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские.

 Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников.

Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГа о духовном мужестве христиан.

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианкой Церкви, отраженные в житиях святых. Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

21

Голгофа Анзерская. Собор овомучеников и исповедников

1

Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Уметь: обобщать и анализировать информацию.

22

Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГа о духовном мужестве христиан

1

Понимать  язык христианской православной культуры.

Тема 10. Православная культура России свидетельствует (3 ч)

23

Православная культура России свидетельствует

1

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла.

Песнопения Всенощной и их духовный смысл.

Уметь: обосновывать свою позицию по отношению к  событиям истории, житиям святых.

24

Православная культура России свидетельствует

1

Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

25

О чем рассказывают песнопения Всенощной

1

Научиться понимать  язык христианской православной культуры.

Тема 11. Православная культура в жизни христиан (3 ч)

26

Православная культура в жизни христиан

1

Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл.

Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке.

Судьба православных храмов и судьба православных христиан.

Судьба коломенского священника о. Николая (Ковальского) – настоятеля храма Богоявления-в-Гончарах.

Знать: содержание отдельных библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию; учиться понимать  язык христианской православной культуры.

27

Православная культура в жизни христиан

1

Научиться понимать  язык христианской православной культуры.

28

Судьба православных храмов и православных христиан в 20 в.

(экскурсия в Богоявленский храм и на Коломенский Арбат)

1

Знать: основные источники по истории Отечества.

Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ. Уметь: рассказать об основных элементах в убранстве храма.

Тема 12. Золотая цепь святых (6 ч)

29

Золотая цепь святых

1

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.

Русской Православной Церковью канонизировано немало святых, имеющих отношение к Коломенской земле. Это и святитель Филарет Московский, и св. блгв. кн. Димитрий Донской, и прп. Сергий Радонежский, основавший здесь монастырь, его ученик прп. Григорий Голутвинский и прп. Варсонофий Оптинский, бывшие настоятелями этого монастыря в разные годы. Немало и тех, кто пострадал за Христа в годы советских гонений на Церковь. На сегодняшний день сонм Коломенских новомучеников насчитывает 39 имён. Собор Коломенских новомучеников празднуется 3 мая, в день памяти святителя Феодосия Коломенского (Ганицкого), священника, бывшего в тяжёлые 1920-е годы епископом Коломенским. Он служил в Успенском соборе и неоднократно отправлялся оттуда советскими властями в тюрьмы и ссылки.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ.

30

Святые дети в Церкви Небесной

1

Знать: содержание отдельных библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию.

Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

31

Святые дети в Церкви Небесной

1

Знать: события и основные даты истории Отечества,  христианкой Церкви, отраженные в житиях святых. Уметь: обосновывать свою позицию по отношению к событиям истории, житиям святых.

32

Святые земли Коломенской (экскурсия в Успенский кафедральный собор)

1

33

Торжество христианской радости в русской духовной поэзии

1

Знать: Содержание отдельных библейских сюжетов и выстраивать на их основе свою нравственную позицию.

34

Экскурсия по святым местам родной земли, в один из монастырей Коломны. (Выставка рисунков, поделок и фоторепортажей «Христианские святыни Коломны»)

1

Судьба православных храмов, монастырей и судьба православных христиан на конкретных примерах духовной истории Коломны. Рассказ о том, как в наше время сохраняется память о далеких событиях родной истории и великих святых. Передача впечатлений о полюбившихся местах родного города, памятниках истории и православной культуры.

Знать, как в наше время сохраняется память о православной истории Коломенской  земли, далеких событиях родной истории и великих святых, поддерживаются христианские традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....