Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
рабочая программа на тему

Коломиец Елена Дмитриевна

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: Кузнецова Марина Владимировна, Красноярский край, Славянск – на – Кубани. Просвещение, 2010.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

Рассмотрено

на заседании МО

ПГ______Корниенко О.В.

Согласовано с заместителем

            директора по  

УВР                Домишева Т.А.

 

 

                 

                    Утверждаю:

      Директор ________/Сердюкова Г.В.

 

 

 .

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 по духовно – нравственному направлению

«Музыкальная студия»

1 класс

                                                          

 

                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                                       Учитель:  

                                                                                                                                  Коломиец Е. Д.

                                                                                                                   

 

 

Боград

 2014г.  

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: Кузнецова Марина Владимировна, Красноярский край, Славянск – на – Кубани. Просвещение, 2010.  

Цель:

- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.

- приобщение учащихся к мировому культурному наследию.

- воспитание духовно-нравственной культуры, патриотизма, средствами искусства.

Задачи:

- формирование музыкально-информационной культуры.

- приобретение основ музыкально-теоретических, и музыкально исторических знаний.

- формирование культуры музыкального восприятия.

- развитие интереса к слушанью народной и классической музыки.

- развитие музыкально – исполнительской культуры (приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения).

- выявление и развитие музыкальных способностей творческого потенциала учащихся.

- развитие навыков элементарного музицирования, импровизации музыкального инсценирования.

- воспитание музыкального вкуса.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа курса «Музыкальной студии» для первого класса направлена на реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Особое внимание уделено знакомству школьников с музыкальным фольклором народов России и народно-песенными истоками русской профессиональной музыки.

   В программе «Музыкальной студии» уделяется большое внимание вокально-хоровой деятельности: развитию певческого дыхания, певческих навыков, звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитию музыкального восприятия и творческого воображения. В программе использованы различные виды арт-терапии. Целостный подход программы включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации.

   Содержание программы музыкального искусства отражает: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств, переживаний и опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования по искусству.

   Программа «Музыкальной студии» опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;

- деятельностное освоение искусства;

- моделирование художественно-творческого процесса.

   Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

   Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.

   Учебный материал выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Содержание курса

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Волшебное царство звуков – 9 ч.

Звуки окружающего мира. Звуки шумовые и музыкальные. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность звука. Интервал. Интонация. Тембр. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нотные знаки.

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе Скрипичного ключа.

Освоить основы музыкальных знаний.

Владеть первоначальными певческими навыками.

Выразительно исполнять народные и композиторские песни.

Различать стаккато и легато.

Узнавать на слух высоту звука.

Уметь записать и прохлопать ритм.

Различать тембры разных инструментов.

Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку.

Различать ритмы марша, танца и песни.

Сравнивать темп музыкальных произведений.

Различать мелодию и аккомпанемент.

Знать и уметь записывать ноты и нотные знаки.

 

Сказочная страна – 7 ч.

 Музыка и изобразительное искусство. Мажорный лад. Минорный лад.

Музыка и театр. Музыкальные портреты сказочных персонажей.

Музыкальный спектакль. Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса.

Балет. Классическая музыка. Музыка и кино. Музыка и древние сказания. Музыкальные образы.

Музыка и праздник. Певческие голоса. Образы праздника Рождества в музыке.

Сказочные картины. Курочка ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.

Наблюдать за взаимодействием музыки и изобразительного искусства.

Определять на слух мажорный и минорный лады.

Различать жанры оперы, балета, музыкального спектакля.

Классифицировать детские и взрослые певческие голоса.

Соотносить музыкальные и литературные образы.

Определять музыкальные портреты сказочных персонажей.

На родных просторах – 8 ч.

Хор, солист, дирижер. Песня: запев и припев. Народные песни. Народные музыкальные инструменты. Народные танцы. Песни и танцы народов России. Музыка в народном празднике. Масленица в народной и классической музыке. Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни. Музыкальный образ мамы. Музыкальная жизнь современного города.

Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.

Различать понятия «хор, солист, дирижер».

Знать структуру песни.

Сравнивать музыкальные образы народных песен.

Определять на слух тембры народных инструментов.

Уметь связывать художественно-образное содержание народных песен с явлениями окружающего мира.

Наблюдать за разнообразием народных танцев.

Сопоставлять музыкальные образы песен и танцев народов России.

Классифицировать военные и народные солдатские песни.

Знать состав духового оркестра.

Уметь выразительно двигаться под музыку, отражая ее настроение.

Уметь оценивать музыкальные образы людей.

 

Остров музыкальных сокровищ.

В мире музыкальных инструментов.– 9 ч.

Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Музыка и природа. Музыкальные образы животных. Старинные музыкальные инструменты. «Механическая» и «живая» музыка, старинные механические музыкальные устройства. Связь музыки с изобразительным искусством. Музыка народов мира. Образы разных стран в русской и классической музыке.

Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад. Волшебная флейта. Старая шарманка. Музыкальная шкатулка. Музыкальные картинки. Музыкальный альбом.

Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку.

Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений и определять их названия.

Сопоставлять различные музыкальные образы и картинами художников.

Различать музыку народов мира.

Знать старинные музыкальные инструменты.

Сопоставлять музыкальные образы разных стран.

Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

Понимать различие между старинной и современной музыкой.

Различать классическую и народную музыку.

III.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ.

1.Требование к результатам:

Личностные результаты:

первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; выражение своих чувств и настроений, уважение к чувствам и настроениям другого человека; чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; доброжелательное отношение к людям.

Метапредметные результаты: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации, ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; осуществлять первоначальный контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности; уметь сопоставлять музыкальное произведение с живописью и литературой.

Предметные результаты: формирование восприятия доступной музыки разного  эмоционально-образного содержания; умение различать музыку разных жанров; умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; умение воплощать настроение музыкальных произведений в пении.

2.Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся
  • Действие смыслообразования.
  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли.
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание.
  • Волевая саморегуляция.
  • Коррекция.
  • Оценка качества и уровня усвоения.

3.Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.
  • Смысловое чтение.
  • Знаково – символическое моделирование.
  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов.
  • Синтез, как составление целого из частей.
  • Классификация объектов.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Построение логической цепи рассуждения.

Виды занятий: урок, экскурсия, путешествие.

4.Формы и виды контроля:

Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый.

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля: устный опрос; наблюдение.

5.Формы и виды организации учебного процесса:

 - фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, экскурсия, путешествие, выставка совместная с учителем, учебно-познавательная деятельность, урок – концерт, обобщающий урок.

   Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность);  контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать  ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями.

Типы уроков и их сокращения, принятые в тематическом планировании:

Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

Урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

6.Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности начально-общего образования.

№ п/п

Содержание учебного курса, предмета

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Кл.

 .

 

 

1.

Волшебное царство звуков:

Звучность мира

Характеристика звуков

Регистр. Звуковысотный слух.

Тембровые различия.

Ладовое, динамическое развитие.

Звукообразование.

1

1

2

2

2

2

Музыкально – дидактические игры

на развитие звуковысотного,

ладового,

тембрового слуха.

Вокально-хоровая работа (звукообразование, отработка дикции, слуховое восприятие музыки).

Импровизация.

2.

 Сказка в музыке:

Великие музыкальные сказочники.

Сказочные образы в музыке.

Путешествие в сказку.

1

3

3

Вокально-хоровая работа.

Импровизация вокально-речевая (импровизация).

Элементы ритмопластики.

Драматизация.

Музыкальные игры.

3.

 По родным просторам:

Истоки Русского фольклора.

Народные Традиции и обычаи.

3

3

 

Вокально-хоровая работа.

Восприятие музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Театрализованная деятельность.

 

4.

Остров музыкальных сокровищ:

Классическая музыка.  . Развитие музыкально-творческого воображения через музыкальное  изображение природы (водной стихии).

6

5

Вокально-хоровая работа.

Театрализованная деятельность.

Игра – путешествие.

5.

 В мире музыкальных

 инструментов:

Знакомство с музыкальными инструментами.

Виды музыкальных инструментов.

Маленький музыкант

2

2

1

Музыкально-дидактические игры на развитие слуха.

Вокально-хоровая деятельность.

Элементарное музицирование.

Музыкально-инструментальная импровизация.

 Итого:

33

 


7.Таблица тематического распределения количества часов:

 № п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 класс

1.

Волшебное царство звуков

9

2.

Сказка в музыке

7

3.

По родным просторам

8

4.

Остров музыкальных сокровищ

9

Итого:

33

8. Объем и сроки изучения:

На изучение курса «Музыкальной студии» внеурочной деятельности в первом классе отводится 1 час в неделю, всего 33:

I четверть – 9ч., II четверть – 7ч., III четверть – 8ч., IV четверть – 9ч.

IV.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:

Освоение музыкальных знаний:

- освоить основу музыкальных знаний.

- владеть первоначальными, певческими навыками.

- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни в удобном диапазоне.

- различать виды музыкальных инструментов.

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.

- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.

- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.

- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.

- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках.

Должны решать учебные и практические задачи:

- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;

- приобретать опыт  в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;

- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

- приобретать истоки, традиции, обычаи русского народного фольклора;

- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.

К концу года обучающиеся должны знать/понимать:

- понятие:  форте ,  пиано ,  стаккато ,  легато , регистр, тембр, длительности нот, интонация, темп, ритм, аккомпанемент;

- название длительностей и расположение нот на нотном стане;

- определение мажор и минор;

- понятие театр, музыкальный спектакль, опера, вокальная музыка, название певческих голосов, балет, классическая музыка;

- персонажи древних сказаний;

- понятия хор, дирижер, песня, запев, припев;

- название народных танцев и песен;

- музыкальные жанры: опера, балет;

- музыкальный образ;

- взаимодействие музыки с другими видами искусств;

- особенности русской и зарубежной музыки.

К концу года обучающиеся должны уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять музыкальные и шумовые звуки;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

- участвовать в коллективном пении;

- исполнять народные и композиторские песни;

- различать музыкальные звуки и звуки природы;

- играть на музыкально – шумовых инструментах;

- петь плавно и выразительно;

- анализировать музыкальные образы в прослушанном произведении;

- выразительно исполнять песни;

- различать разновидности маршей;

- различать классическую и современную музыку;

- выражать впечатление от услышанной музыки посредством рисования;

- передавать музыкальные образы посредством рисования;

- анализировать музыкальный образ.

 

VI. СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И  НАВЫКОВ.

Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:

- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

   В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской  деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного  дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных  жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий  почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров  (простых и сложных);

 - понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия  в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся  получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом  музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

Контролировать свои действия в коллективной работе

Обучающийся  получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других  участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

VII.ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:

Для обучающихся:

Т. И. Бакланова,  Музыка 1 класс. Учебник. — М., АСТ, Астрель 2011 г

Т. И. Бакланова Музыка 1 класс. Рабочая тетрадь. — М., АСТ, Астрель 2011 г

Для учителя:

Т. И. Бакланова.  Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель 2011 г.

Электронные приложения и аудиодиски для работы по учебнику «Музыка» Т. И. Бакланова – М., АСТ, Астрель 2011 г.

Рекомендуемая литература:

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

VIII.МОТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п\п

Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения.

            Количество.

1.

Библиотечный фонд.

Программа основного общего образования по музыке.

Авторские программы по музыке.

Хрестоматии с нотным материалом.

Методические пособия (рекомендации к уроку).

Методический журнал «Музыка в школе».

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

Учебно-методический комплект.

1

3

7

7

10

1

1

2.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Музыкальный центр.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны).

Мультимедийная аппаратура

Экран.

1

1

3

1

1

3.

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи.

Фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы о творчестве композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

1

1

2

10

4.

Печатные пособия:

Таблицы: нотные примеры.

Схемы: расположение инструментов.

Транспарант: нотный и поэтический текст гимна.

Портреты композиторов.

5

1

1

1комп.

5.

Учебно-практическое оборудование:

Клавишный синтезатор «YMAHA»

Комплект детских музыкально-шумовых  инструментов.

3

1

1

 

IX. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 

Рекомендации по условиям реализации программы

п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и

Приемы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1.

 Волшебное царство

Звуков

(9ч.)

Урок - концерт, работа в парах, экскурсии, интегрированные уроки, практическая деятельность

Задания «интеллектуального марафона», создание проблемных ситуаций по теме,  музыкальные игры;  конкурсы, викторины, иллюстративный метод объяснения, наблюдение, сопоставление

демонстрационные таблицы, карточки, схемы, презентации, видео фрагменты аудиозаписи

Тестирование, экспресс-опрос, интеллектуальный марафон, хоровое исполнение, музыкальная «Угадайка»

 2.

Сказочная страна

( 7 ч.)

Урок -  сказка, работа в группах по исполнению ритма; познавательно-обучающая игра, урок-викторина, комбинированный урок, интегрированный урок

Работа с музыкальными инструментами,  творческие задания, музыкальные импровизации, сочинение ритмических рисунков, небольших мелодий, пластических импровизаций под музыку,  слуховой анализ

Музыкальные инструменты: бубны, ложки, металлофоны, трещотки;

дидактический раздаточный материал, аудиозаписи

Коллективное и индивидуальное музицирование,  игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические диктанты, музыкальная «Угадайка»

3.

На родных просторах

(8 ч.)

Урок -  путешествие в мир русской музыки, беседы, сюжетно-ролевая игра, дифференцированно - групповая форма, коллективное исполнение

Работа парами, музыкальные «переклички», творческие соревнования, тренинги, анализ, сопоставление, задания «информационного поиска»

Видео фрагменты, дидактический раздаточный материал, аудиозаписи

Тестирование, викторина, анализ музыки, хоровое и сольное исполнение, слуховой анализ

4.

Остров музыкальных сокровищ

(9 ч.)

Урок - сказка, работа в парах, работа с карточками,  практическая деятельность, коллективное музицирование

Сюжетно-ролевые игры, нотные считалочки,  метод художественных ассоциаций; рисование музыки,  выставка рисунков: «Звуки и краски окружающего мира».

 

Видеоматериал, дидактический раздаточный материал, репродукции художников, аудиозаписи

Тестирование, создание тематических проектов, выставка рисунков, музицирование, музыкальная «Угадайка»



Предварительный просмотр:

   VI. Календарно – тематическое планирование «Музыкальной студии» 1 класс 2014 – 2015 уч.г.

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

ИКТ

УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 – четверть – 9 ч  

Волшебное царство звуков.

1.

Где музыка берет начало?

06.09.2014г.

УИПЗЗ

Знакомство со звуками окружающего мира.

Формирование установки на творческое, эмоциональное освоение музыки, пронизывающей звуковое пространство окружающего мира.

Уметь различать музыкальные звуки и звуки природы;

Знать авторов и название прослушанных произведений.

Фронтальный опрос, исполнительская деятельность

Рисунок на тему : «Где музыка берет начало?»

Презентация:

«Звуки природы»

Сравнивать звуки окружающего мира.

Выявлять музыкальные звуки.

2.

На зеленом лугу

13.09.2014г.

УИПЗЗ

Знакомство с шумовыми  и музыкальными звуками.

Формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы.

Уметь различать, исполнять и характеризовать музыкальные и шумовые звуки

Знать название и авторов прослушанных произведений.

Фронтальный опрос, музыкально-исполнительская деятельность.

Рисунок на тему: «Цветы танцуют»

Видео фрагменты из балета «Щелкунчик»

Различать шумовые и музыкальные звуки.

Соотносить музыкальный звук с тембром инструмента.

3.

В вихрях грозы

20.09.2014г.

УЗЗВУ

Знакомство с понятиями: громкие звуки; форте; стаккато. Изобразительность музыки. Формирование первоначальных представлений о языке музыкального искусства.

Уметь исполнять «форте» и «стаккато».

Знать понятие «форте» и «стаккато» в музыке.

Устный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Анализ музыкального произведения.

Видео фрагменты из оперы «Снегурочка»

Тренировать исполнение штриха «стаккато».

Сравнивать характер музыки с картинами художников.

4.

У тихого пруда

 27.09.2014г.

УЗЗВУ

Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выражающую грустное настроение природы и человека.

Уметь различать громкость музыкальных звуков, петь плавно и выразительно; исполнять «пиано».

Знать понятия «Легато» и «Пиано» в музыке.

Фронтальный опрос, музыкально-исполнительская деятельность.

Рисунок на тему: «Цветы танцуют»

Презентация «Игра воды»

Развивать эмоциональное восприятие музыки.

Выразительно петь.

Уметь исполнять тихие и плавные звуки.

5.

Высоко в горах.

04.10.2014г.

УЗЗВУ

Высота звука. Регистр.

Формирование представлений о многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях.

Уметь различать на слух высоту регистров.

Знать понятие «регистр» в музыке.

Устный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Слуховой анализ.

Презентация «Музыкальное эхо».

Ориентироваться в видах регистров.

Определять на слух высоту звука.

6.

В лесу.

11.10.2014г.

УЗЗВУ

Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.

Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе знакомства со звуками окружающего мира и средствами музыкальной выразительности.

Уметь различать высоту, длительность, громкость музыкальных звуков; характеризовать тембр голоса, исполнять интервал.

Знать понятия «Длительность звука. Интервал. Тембр. Интонация.»

Текущий опрос.

Слуховой анализ. Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Звуки леса».

Моделировать силу звука с помощью графического изображения.

Уметь показать голосом силу звука.

7.

Во  владениях его величества ритма.

18.10.2014г.

УЗЗВУ

Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп.

Формирование образных представлений о всеединстве темпо-ритмов природы и музыки.

Уметь различать темпы, исполнять простые ритмические рисунки.

Знать понятие «темп», «ритм»  в музыке.

Устный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент «Картинки с выставки».

Исполнять ритмические рисунки с помощью простейших инструментов.

Выявлять ритмические особенности в разных жанрах музыки.

8.

Во дворце королевы мелодии

25.10.2014г.

УЗЗВУ

Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент.

Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки.

Уметь исполнять простейший мелодический рисунок; различать мелодию и аккомпанемент.

Знать понятия «мелодия», «аккомпанемент».

Фронтальный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент концерта.

Наблюдать за развитием мелодии.

Различать мелодию и аккомпанемент.

9.

 

В школе скрипичного ключа.

01.11.2014г.  

УОСЗ

Знакомство с нотами

и нотными  знаками.

Формирование представлений об основах нотной грамоты (ноты, длительности, нотный стан) и формирование первоначальных навыков чтения нот.

Уметь записать длительность звука,   интонировать ноты.

Знать название длительностей и расположение нот на нотном стане.

Фронтальный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Музыкальная «Угадайка».

Презентация «Звуки и краски окружающего мира».

Ориентироваться в нотных знаках.

Наблюдать закономерность расположения нот.

2 четверть – 7 ч.

Сказочная страна.

10.

Сказочные картины.

15.11.2014г.

УИПЗЗ

Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и «рисунки». Мажорный лад. Минорный лад.

Формирование первоначального представления о единой, художественно-образной природе искусства, на примере взаимосвязи музыки и ИЗО.

Уметь исполнять мажор и минор, определять на слух.

Знать определение мажора и минора.

Текущий опрос.

Слуховой анализ.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Детский альбом»

Различать мажорный и минорный лад.

✶✶✶

Использовать рисунки для объяснения музыкального образа.

11.

Курочка ряба.

 22.11.2014г.

УИПЗЗ

Музыка и театр. Музыкальные образы-портреты сказочных персонажей.

Формирование представлений о взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической речи.

Уметь анализировать музыкальные образы в прослушанном произведении.

Знать понятие «театр».

Фронтальный опрос.

Слуховой анализ.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент музыкальной сказки «Колобок».

Сравнивать музыкальные образы разных персонажей.

✶✶✶

Понимать роль музыки в театре.

12.

Колобок.

 29.11.2014г

УЗЗВУ

Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Характер персонажа музыкального спектакля.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев.

Уметь анализировать характер музыкального персонажа посредством музыкальных впечатлений.

Знать понятие «музыкальный спектакль».

Текущий опрос.

Слуховой анализ.

Видео фрагмент музыкальной сказки.

Соотносить фрагменты музыкальных спектаклей.

Выявлять общее и разное.

13.

Волк и семеро козлят.

06.12.2014г..

УИПЗЗ

Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса.

Формирование представлений об опере, как виде музыкально-театрального искусства.

Уметь отличать вокальную музыку от инструментальной музыки.

Знать понятия «опера»,  «вокальная музыка»; названия певческих голосов.

Устный опрос.

Слуховой анализ.

Видео фрагмент ы оперы.

Классифицировать детские и взрослые голоса.

Определять вокальную музыку на слух.

14.

Волшебное озеро.

13.12.2014г.

УИПЗЗ

Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце.

Формирование представлений о классической музыке и балете. Роли классической музыки в балетных спектаклях.

Уметь определять образы героев посредством пластических импровизаций.

Знать понятия «балет», «классическая музыка».

Текущий опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент балета «Лебединое озеро».

Различать жанры оперы и балета.

Сравнивать музыкальные образы в музыке и танце.

15.

Сказочный лес.

20.12.2014г.

УЗЗВУ

Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных героев.

Развитие музыкально-образного воображения.

Уметь анализировать образы киногероев посредством музыкальных впечатлений.

Знать понятие  «музыкальный образ».

Текущий опрос.

Слуховой анализ.

Видео фрагмент мультфильма «Летучий корабль».

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

✶✶✶

Понимать роль музыки в кино.

16.

В пещере горного короля.

27.12.2014г..

УПОК

Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний.

Развитие воображения и музыкально-творческих способностей через знакомство с музыкальными образами древних преданий разных народов мира.

Уметь анализировать прослушанную музыку.

Знать фантастических персонажей древних сказаний.

Фронтальный опрос.

Слуховой анализ.

Музыкальная «Угадайка».

Презентация «В пещере горного короля».

Соотносить характер персонажа с музыкальным изображением.

✶✶✶

Развивать воображение и музыкально-творческие способности.

д\у

Царство деда мороза.

27.12.2014г

УОСЗ

Музыка и праздник. Певческие голоса.

Формирование способности к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами музыки.

Уметь анализировать музыкальный образ.

Знать название певческих голосов.

Устный опрос.

Слуховой анализ.

Презентация «Угадай мелодию»

Уметь выразительно петь.

Развивать положительное эмоциональное состояние.

д\у

Рождественские чудеса.

 

УОСЗ

Музыка и праздник. Образы праздника Рождества в музыке.

Знакомство с традициями празднования Рождества в России.

Уметь выразительно исполнять песни и рождественские колядки.

Знать традиции празднования Рождества в России.

Устный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Рождество Христово» христово»

Сравнивать музыкальные рождественские традиции.

✶✶✶

Анализировать образы праздника в музыке.

3 четверть – 8 ч.

На родных просторах.

19.

Моя Россия.

24.01.2015г

УИПЗЗ

Россия в песнях. Хор, солист, дирижер. Песня. Запев и припев.

Патриотическое воспитание детей средствами вокально-хорового творчества.

Уметь выразительно исполнять песни.

Знать понятия «хор», «дирижер», «песня», «запев и припев».

Фронтальный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Моя Россия»

Различать сольное и хоровое пение.

Выразительно и эмоционально исполнять песни.

20.

В песне – душа народа.

31.01.2015г.

УЗЗВУ

Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни.

Развитие интереса к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры.

Уметь исполнять народные песни на простейших музыкальных инструментах.

Знать виды народных песен.

Устный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент детских ансамблей

Ориентироваться  в разновидностях народного творчества.

Развивать интерес к народной культуре России.

21.

В гостях у народных музыкантов.

07.02.2015г

УЗЗВУ

Народные музыкальные инструменты.

Развитие интереса к народной музыке, как части традиционной российской культуры.

Уметь играть на простейших музыкальных инструментах.

Знать названия народных инструментов.

Текущий опрос. Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация народные инструменты»

Соотносить тембр и название народных музыкальных инструментов.

Играть на простейших инструментах.

22.

Большой хоровод.

14.02.2015г.

УИПЗЗ

Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России.

Развитие интереса к музыкальному творчеству народов России.

Уметь выразительно исполнять песни.

Знать названия народных танцев и песен.

Фронтальный опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Видео фрагмент

Исследовать характер  музыки народов России.

Развивать музыкальное восприятие.

23.

Здравствуй, масленница!

 28.02.2015г

УИПЗЗ

Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке.

Формирование представлений о календарных народных песнях и формах их бытования в традиционной русской культуре.

Уметь выразительно исполнять песни.

Знать масленичные народные песни.

Текущий опрос.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Масленица»

Участвовать в праздничных мероприятиях.

Исполнять масленичные народные песни.

24.

Бравые солдаты.

 07.03.2015г.  

УИПЗЗ

Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни.

Знакомство с музыкальными традициями русской армии.

Уметь различать марши,  народные солдатские и военные  песни.

Знать название инструментов духового оркестра.

Устный опрос.

Слуховой анализ.

Видео фрагмент военного марша.

Ориентироваться в составе духового оркестра.

Различать военные и солдатские песни.

25.

Мамин праздник.

14.03.2015г

УЗЗВУ

Музыкальный образ мамы.

Развитие позитивных эмоциональных реакций на образ матери в музыкальном искусстве.

Уметь выразительно и эмоционально исполнять песни о маме, анализировать музыкальный образ мамы.

Знать песни о маме.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Презентация «Мамочка моя»

Изображать образ мамы  с помощью рисунка.

Развивать эмоциональное исполнение.

26.

Путешествие по музыкальному городу.

21.03.2015г

УИСЗ

Музыкальная жизнь современного города.

Расширение музыкального кругозора обучающихся.

Уметь различать классическую и современную музыку.

Знать название произведений.

Слуховой анализ.

Музыкальная «Угадайка».

Презентация «Наш город».

Знакомиться с музыкальной жизнью города.

Обсуждать музыкальные события.

4 четверть – 9 ч.

Остров музыкальных сокровищ.

27.

Океан – море синее.

04.04.2015г

УИПЗЗ

Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Развитие музыкально-творческого воображения через музыкальное  изображение природы (водной стихии).

Уметь выражать впечатление от услышанной музыки посредством рисования.

Знать названия прослушанных произведений и их  авторов.

Устный опрос.

Анализ музыкальных произведений.

Рисунок на тему: «Водные стихии».

Видео фрагмент музыкальной сказки

Сравнивать образы водной стихии в произведениях разных композиторов.

Наблюдать за изображением моря на картиных известных художников.

28.

Три чуда.

11.04.2015г

УЗЗВУ

Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Знакомство с музыкальными образами сказочных героев в опере.

Уметь различать жанры оперы и балета, анализировать музыкальные образы героев.

Знать понятие «опера».

Устный опрос.

Анализ музыкальных произведений.

Презентация «Три чуда»

Анализировать музыкальные «портреты» сказочных героев.

Соотносить музыкальный образ с художественным образом.

29.

Чудесные цветы.

18.04.2015г

УЗВВУ

Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ.

Развитие эстетического отношения к природе средствами музыки на основе сочетания музыкально-слуховых, визуальных и двигательных впечатлений.

Уметь передавать музыкальные «краски» посредством движения и цвета.

Знать понятие «эстетики».

Текущий опрос.

Анализ музыкальных произведений.

Музыкально-пластическая деятельность.

Рисунок на тему: «Природа в музыке».

Презентация «Вальс цветов»

Координировать движение с исполнением.

Переносить музыкальные «краски» на рисунок.

30.

Карнавал животных.

25.04.2015г

УКИЗ

Музыка и природа. Музыкальные образы животных.

Развитие творческого воображения в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц.

Уметь анализировать и  передавать музыкальные образы животных посредством рисования.

Знать понятие «музыкальный образ».

Устный опрос.

Анализ музыкальных произведений.

Рисунок на тему: «Музыкальный образ».

Презентация «Карнавал животных»

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Сравнивать музыкальный образ и образ природы.

31.

Музыкальный клад.

02.05.2015г

УИПЗЗ

Старинные музыкальные инструменты. «Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства.

Знакомство с музыкальным наследием зарубежных композиторов.

Уметь различать «живую» и «механическую» музыку.

Знать названия старинных механических устройств и инструментов.

Текущий опрос.

Слуховой анализ.

Музыкально- исполнительская деятельность.

Презентация «Старинные инструменты»

Различать старинные и современные музыкальные инструменты.

Моделировать старинные инструменты с помощью бумаги.

32.

Музыкальные картинки.

16.05.2015г

УОСЗ

Связь музыки с  ИЗО.

Развитие восприятия изобразительных возможностей музыки в ее взаимосвязи с другими видами искусства.

Уметь изображать музыкальные впечатления посредством рисования.

Знать о взаимодействии музыки с другими видами искусств.

Устный опрос.

Анализ музыкальных произведений.

Рисунок на тему: «Мои впечатления».

Презентация «Картинки с выставки»

Находить взаимосвязь различных видов искусств.

✶✶✶

Воспринимать музыку и другие виды искусств как одно целое.

33.

Музыкальный альбом.

23.05.2015г

 

УПОКЗ

Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

Знакомство с музыкальными образами разных стран, отраженными в русской классической и этнической музыке разных народов мира.

Уметь анализировать музыкальный образ.

Знать особенности русской и зарубежной музыки.

Фронтальный опрос.

Слуховой анализ.

Музыкальная «Угадайка».

Видео фрагменты

Исследовать особенности музыкальной культуры народов мира.

Сравнивать русскую и зарубежную классическую музыку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие  гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...