Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс
рабочая программа по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России», J1.H. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

Рассмотрено

на заседании МО

ПГ______Корниенко О.В.

Согласовано с заместителем

            директора по  

УВР                Домишева Т.А.

 

 

                 

                    Утверждаю:

      Директор ________/Сердюкова Г.В.

 

   

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению

«Музыкальная студия»

3 – 4 класс

                                                          

 

                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                                       Учитель:  

                                                                                                                                  Коломиец Е. Д.

                                                                                                                   

 

 

Боград

2014г.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России», J1.H. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Цели программы:

- приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

- познакоми учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I);

- воспитать интерес  и любвь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

- воспитать толерантность, чувства патриотизма и гражданственности;

- развить познавательные интересы, внутренней мотивации и художественного вкуса;

- формировать чувства национального достоинства.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.

Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.

Общая характеристика факультатива:

«Праздники, традиции и ремесла народов России» (Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях и направлена на приобретение обучающихся знаний о русской национальной культуре, о русских народных праздниках, традициях и ремеслах народов России.

Программа раскрывает перед младшими школьниками лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.

Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.

Организация данной деятельности направлена на:

- развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

- целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).

- развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

- воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

- формирование интереса к народному творчеству.

- воспитание патриотизма и гражданственности.

- развитие эстетического вкуса.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом, разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.

Использование элемента здоровьесберегающей технологии используется на каждом занятии.

 

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Старинный русский быт. 6 часов

1.Одежда. Традиционный костюм крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения.Лапти, баретки, онучи,

Одежда. Традиционный костюм бояр

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на

меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярыньи боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба.Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема. Светёлки.Крытые галереи.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво.Взвары. Варенья. Соления.

Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

Игры и забавы детей. Игры в шахматы, шашки.

Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).

Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях из ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.

Учёба. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек).

Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.

Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). 5 часов.

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское»

(европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.

Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные

туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.

Одежда дворян-мужчин: цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: особые головные уборы.

Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. 

Русские пословицы и поговорки об одежде.        

Усадьба. Дворянские особняки.        

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и

аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и

пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и

праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями

культуры и искусства. Институты благородных девиц.

Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.

Раздел 3. Русские народные праздники. 12 часов.

Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян

.Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский. Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье.

Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции

празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день — 6 мая.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа

(его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды.

Приметы, пословицы, поговорки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.

Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки - окончание жатвы. Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.

Раздел 4. Русские народные промыслы. 6 часов.

Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели - это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.

Жостово .Стиль и содержание росписи металлические подносов.

Павлово-Посадские шали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовойжанр игрушки и скульптуры малых форм.

Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.

Раздел 5. Русские народные игры. 1 час.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.

Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 час.

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.

Раздел 7. Народные танцы. 2 часа.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.

Пляски - наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Наименование разделов темы

Часы

учебного

времени

В том числе

Теория

Практика

1.

Старинный русский быт.

6

3

3

2.

Новый русский быт со времён Петра I.

5

4

1

3.

Русские народные праздники.

11

2

9

4.

Русские народные промыслы.

6

1

5

5.

Русские народные игры

1

1

1

6.

.Народные песни, загадки, пословицы

2

1

1

7.

Народные танцы.Переплясы.Хороводы.

3

1

2

Итого:

34

12

22

Объем и сроки изучения:

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

На изучение курса «Музыкальной студии» внеурочной деятельности в третьем классе рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

I четверть - 9ч, II четверть - 7 ч., III - четверть - 9 ч., IV - четверть - 9ч.

Изменения, внесённые в программу и их обоснование:

Так как базисный учебный план школы для 3 b 4 класса рассчитан не на 32, а на 34 учебных недель, то количество часов увеличится на 2, т.е. 34 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний.

 Ш.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

 СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
  • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
  • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Запланировано развитие умений и навыков:

музыкально - инструментальной, музыкально - речевой, музыкально - игровой, музыкально - двигательной и музыкально - изобразительной импровизации; -

умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора.

В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры. К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению музыки;
  • опыт музыкально-исполнительской деятельности;
  • первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
  • умение вслушиваться в музыку;
  • система духовно-нравственных ценностей, могут быть сформированы:
  • восприятие музыки как части общей культуры личности;
  • потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
  • положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • владеть основами музыкальных знаний;
  • владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
  • выразительно исполнять народные и композиторские песни;
  • различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
  • владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
  • узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
  • выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
  • связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  • оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;.
  • координировать движение и пение, отражая настроение музыки;
  • эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
  • владеть навыками «свободного дирижирования»;
  • понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;
  • понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);
  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;
  • использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
  • знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
  • узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
  • узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);
  • понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);
  • личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

            приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу;
  • понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать музыкально-исполнительскую задачу;
  • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

            принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
  • находить в музыкальном тексте разные части;
  • понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
  • читать простое схематическое изображение;

            использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.. Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
  • пользоваться карточками ритма;
  • понимать нотную запись;
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
  • принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
  • понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
  • контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
  • следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы

- творческая деятельность детей под руководством педагога.

- формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности:

- коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок;

- просмотра презентаций и видео.

Виды занятий: праздники, экскурсии, путешествие, посещение выставок.

Формы и виды контроля:

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями.


   

V.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СТАРИННЫЙ РУССКИЙ БЫТ» 3 – 4 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр - 11ч.

1

Знакомство с общим содержанием курса

1

Развитие познавательного интереса и мотивации;

познакомить с особенностями крестьянской одежды;

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

2

Функциональный характер одежды в старину.

1

3

Рубашка, сарафан у женщин.

1

4

Роль орнамента-оберега (вышивка).

1

5

Солнце, дерево, конь, вода - источники жизни, символы добра и счастья.

1

6

Особое значение пояса (кушака).

1

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

8

Мужская одежда у крестьян.

1

9

Крестьянская обувь

1

10

Одежда и обувь у бояр

1

11

Одежда боярынь и барышень

1

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем,- 10ч.

12-13

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

2

Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки); Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

14

Элементы избы.

1

15

Особая роль печки. Курная изба.

1

16

Освещение в крестьянских избах.

1

17-18

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

2

19

Красный угол

1

20

Иконы

1

21

Боярский терем и боярские палаты

1

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.- 5ч.

22

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий»

1

Оценить достоинства традиционной русской кухни;

Познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.

23

Пословицы и поговорки о хлебе

1

24

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

1

25

Что такое блины? Пироги.

1

26

Взвары, варенья, соленья, мёд.

1

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. - 5ч.

27

Быт крестьянской семьи

1

Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

28

Быт городской семьи

1

29

Зимние забавы

1

30

Летние забавы

1

31

Именины

1

Учёба. Школа. -  З ч.

32

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

1

Сравнить учебу детей в старину с современной

33

Школы при церквях и монастырях.

1

школой; Букварь,

совр. книги - «Азбуковник»

34

Учебные предметы и учебные книги.

1

 

VII. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список научно-методического обеспечения:

Программа«Праздники, традиции и ремёсла народов России», J1.H. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.

Список научно-методической литературы:

Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского»  2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.

Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.

Рекомендуемая литература

В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.

Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.

Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.

М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.

Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.

Интернет-ресурсы

 

 


 



Предварительный просмотр:

VI. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ» В 3 – 4 КЛАССЕ «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»

№ п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени

В том числе

Дата

Теория

Практика

Раздел I. Старинный русский быт. 6 часов.

1

Одежда. Традиционный костюм.

1

Ознакомить с

элементами

старинного

русского

костюма.

04.09.14

2

Одежда. Традиционный костюмбояр и крестьян .

1

Познакомить с особенностями крестьянской одежды;

Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.

11.09.14

3

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

1

Продемонстриров ать устройство крестьянской избы.

Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

18.09.14

4

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

1

Познакомить с традиционной русской кухней.

Приготовить несколько простейших блюд.

25.09.14

5

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды.

1

Разучить несколько наиболее известных игр.

02.10.14

6

Учеба. Школа

1

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Сравнить букварь

«Азбуковник» и современные учебные книги.

09.10.14

Раздел II. Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов.

7

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

1

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

16.10.14

8

Усадьба. Дворянские особняки

1

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.

23.10.14

9

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

1

Разучить несколько элементов старинного танца.

30.10.14

10

Литературно- музыкальные салоны

1

Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю.

Лермонтова.

13.11.14

11

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

1

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

20.11.14

Раздел III. Русские народные праздники. 12 часов.

12

Зимушка-зима. Новый год-

1

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

27.11.14

13

Рождество. Святки.

1

Разучить

некоторые

колядки,

рождественские

и новогодние

Стихи.

04.12.14

14

Крещение

1

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.

11.12.14

15

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье.

1

Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

18.12.14

16

Встреча Масленицы;

1

Научиться печь блины,

25.12.14

17

Пасха

1

 

Научиться красить пасхальные яйца;

22.01.15

18

Лето красное. Егорьев день. Иван Купала.

1

Научиться плести венки.

29.01.15

19

Петров день. Ильин день

1

05.02.15

20

Троица. Духов день

 

1

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

12.02.15

21

Осень золотая. Спасы.

1

Сравнить

Медовый,

Яблочный,

Ореховый

Спасы;

19.02.15

22

Успение.

1

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

26.02.15

23

Покров

1

Поделки из природного материала.

05.03.15

Раздел IV. Русские народные промыслы. 6 часов.

24

Керамика Гжели

1

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

12.03.15

25

Хохлома

1

Раскрасить узоры хохломских ложек.

19.03.15

26

Жостово

1

 

Раскрасить узоры жостовских подносов.

02.04.15

27

Павлово-Посадские шали

1

Сравнить орнаменты нескольких шалей.

09.04.15

28

Вятская игрушка

1

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

16.04.15

29

Богородская игрушка

1

 

Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки.

23.04.15

Раздел У.Русские народные игры. 1 час.

30

Русские народные игры

1

Разучить несколько игр (прятки,гуси- лебеди, коршун, бояре и др

30.04.15

Раздел VI. Народные песни.

1есни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа.

 

 

31

.Народные песни, загадки, пословицы

1

 

Разучить несколько песенок, считалок;

07.05.15

32

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.

1

Научиться

разгадывать

загадки.

14.05.15

Раздел VII. Народные танцы. 2 часа.

33

Народные танцы Парные пляски. Переплясы.

1

Разучить хороводы, игры- хороводы.

21.05.15

33

Хороводы. Игры-танцы.

1

Разучить хороводы, игры- хороводы.

34

Итоговое занятие.

1

Выставка работ.

Фольклорный

праздник.

28.05.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие  гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...