Авторская программа дополнительного образования "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии на тему

Образовательная  дополнительная программа «Мастер» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Образовательная  дополнительная программа «Мастер» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения –  углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность- данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программызаключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

 

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

1.                           Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;

2.                           Технология для 5-9 классов.

3.                           Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

4.                           Программы «Живое дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с  учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

 

Основные учебно – воспитательные задачидополнительной образовательной программы «Мастер»

 

Обучающие

Ø  Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;

Ø  Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

Ø  Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Ø  Изучить  технологию работы лобзиком;

Ø  Изучить технологию работы выжигателем;

Ø  Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

 

Развивающие:

Ø  Развивать художественно – творческие способности учащихся;

Ø  Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

Ø  Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

 

Воспитывающие:

Ø  Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

Ø  Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;

Ø  Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;

Ø  Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

 

 

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 12-14 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима  для учащихся среднего звена

 

Срок реализации программы

1 год.

 

Форма и режим занятий:

 136 часов в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа)

 

 

Форма занятий:

Ø  Беседы.

Ø  Объяснения

Ø  Рассказы

Ø  Практические работы

Ø  Выставки

Ø  Творческие отчеты

 

 

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети

 должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

 

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; 
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

 

 

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

 

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

 

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

 

 

Содержание программы

 

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

 

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

 Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

 

Тема 1.2. Основы материаловедения

Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

 

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

 

Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.

Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

 

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

 

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

 

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

 

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

 

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка корзиночки для конфет

 

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка  и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

 -Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

 

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

 

Тема 1.12.  Изготовление изделия.

 Практическая работа: выполнение настенного панно

 

Раздел II.  Художественное  выжигание

 

Тема 2.1.Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

 Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

 

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

 Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

 

Тема 2.3. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

 

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом

 

Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания

 

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания

 

Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания 

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно  

 

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно 

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

 

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

 

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II.  Художественное  выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

 

 

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

 Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

 

Ожидаемые результаты:

 

Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов,  участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

 

 Условия реализации программы.

Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

 

Список  литературы

 

1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

8. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

9. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

10. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

13. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

15. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

16. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

 

 

Учебно-тематический план

4 часа в неделю, всего 136 часов

 

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

 

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (74 часа)

 

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2

2

-

1.2.

Основы материаловедения.

4

1

3

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

4

1

3

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

 

10

 

1

 

9

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

8

1

7

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

10

1

9

1.7

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

 

6

 

1

 

5

1.9

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

1.10

Построение орнамента.

4

-

4

1.11

Отделка изделия.

4

-

4

1.12

Изготовление изделия.

10

-

10

 

 

74

10

64

 

Раздел II.  Художественное  выжигание (62 часа)

 

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

2

-

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

4

4

-

2.3

Основы композиции.

4

1

3

2.4

Подготовка заготовок к работе.

4

-

4

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

16

1

15

2.6

Основные приёмы выжигания.

8

1

7

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

8

-

8

2.8

Отделка изделия.

6

-

6

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

10

-

10

 

 

62

9

53

 

 

Итого

 

 

136

 

19

 

117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Мастерская слова"

Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

программа дополнительного образования "Мастерская фантазий"

программа для объединений декоративно-прикладного творчества...

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...