Главные вкладки

    Кружок технического творчества
    рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

    Тюменцев Николай Александрович

    Программа кружка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_tehnicheskogo_tvorchestva.docx400.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Documents and Settings\Михаил.TSH-F06755DFA18\Мои документы\Мои рисунки\алена 057.jpg

     КРУЖОК ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                Обоснование программы

    1.Тематическое планирование

    2.Цели и задачи кружка

    3.Условия реализации

    4.Календарно-тематическое планирование

    На основе программы:

    Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования».

    М., «Просвещение», 2010г.

         

                 Руководитель кружка:

    Учитель технологии

            Тюменцев Н.А.

    2017-2018г.

    1. Введение. Пояснительная записка.

     В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить  полученные знания на практике, умение их совершенствовать.

     Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.

    Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.

    Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.

    Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать к !!! во внеклассной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.

    Рабочее название кружка – «Умелые руки».

    Девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».

    Цели внеклассной работы по этому направлению:

    • создание возможностей творческого развития детей;
    • развитие креативности мышления.
    • проявить  у учащихся интерес к технике,
    • развить  у кружковцев способностей к самостоятельному  мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению,
    •  удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения,
    • умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать,
    • повышение роли кружковых занятий- это действенное средство профессиональной ориентации учащихся.
    • формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

    Задачи:

    Обучающие:

    - развивать  стремление к углублению знаний

    - привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов

    - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

    - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

    - развивать индивидуальные способности обучающихся

    - усвоение множества общенаучных  и специальных знаний сверх школьной программы

    Воспитательные:

    - воспитывать уважение к труду

    - формировать чувство коллективизма, гражданственности

    - воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

    - воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

    - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

    Познавательные:

    - участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности

    - развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству

    Развивающие:

    - развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

    - содействовать формированию всесторонне развитой личности

    - создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

    - формировать и развивать пространственное воображение

    Мотивационные:

    - создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

    - формирование специальных политехнических знаний и умений

    - развивать активную деятельность

    Эстетические:

    - умение ценить красоту

    - воспитывать аккуратность, культуру поведения

    - формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

    Социально-педагогические:

    - создание атмосферы сотрудничества

    -привить навыки коллективного творческого труда

    - возможность самореализации, формирование общественной активности

    - формирование общественной активности, реализация в социуме

    -формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству

    *В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.

    *Группа составляет 15 и или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти и даже 17-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников учащихся младших по возрасту помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.

    *Количество занятий в неделю – 4 часа, в год – 136 часов.

    Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.

    2. Тематическое планирование

    1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы кружка. Создание рабочих групп.

    2. Конструирование изделий из древесины, фанеры, ДВП. Художественная обработка и отделка изделий из древесины. («Зоопарк на столе», конструирование и изготовление кукольной мебели, изготовление игрушек и динамических игрушек, изготовление сувениров с использованием природных материалов, полезные изделия для дома).

    3. Моделирование. (Модели автомобилей, плавающие модели, модели судов, моделирование боевой техники ВОВ и современной, изготовление моделей с механическим и электроприводом,  авиамоделирование («Самолет на столе», модель для катапульты)).

    4. Подготовка и организация выставок изделий технического творчества учащихся.

    4. Условия реализации

     Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков.  Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.

    В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.

    Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло.

    Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.

    Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.

    Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности. Техническое моделирование – участие в соревнованиях на лучшую модель.

      Программа реализуется на базе школьных мастерских с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.

    Количество используемых материалов не велико, частично приносится учащимися.

     Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок (внутришкольных, поселковых, районных), конкурса моделей.

    При моделировании необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей модели.

    Тематическая литература:

    1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
    2. Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.
    3. Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.
    4. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
    5. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.
    6. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
    7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
    8. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
    9. Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
    10. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.
    11. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.
    12. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
    13. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
    14. Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.
    15. Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.

    Календарно-тематическое планирование (содержание программы)

    № п\п

    По плану

    По факту

    Т е м а        з а н я т и я

    Кол-во

    часов

    1

    Вводное занятие. ТБ и правила поведения в мастерских.

    Планирование работы кружка.

    2

    2

    Уголок юного мастера. Инструменты и приспособления.

    Приемы работы.

    2

    3

    Лобзик ручной.

    Устройство, установка пилки.

    2

    4

    «Зоопарк на столе». Подготовка рисунков и заготовок из фанеры.

    2

    5

    Перевод рисунков. Раскраивание заготовок.

    2

    6

    Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

    2

    7

    Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

    2

    8

    Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

    2

    9

    Обработка готовых деталей с помощью надфилей и

    наждачной бумаги

    2

    10

    Окраска готовых изделий водорастворимыми красками

    и красителями.

    2

    11

    Подгонка деталей. Сборка изделий на клею.

    2

    12

    Роспись изделий.

    Покрытие изделий лаком.

    2

    13

    Мебель для «Барби».

    Конструирование кукольной мебели.

    2

    14

    Изготовление деталей кукольной кровати.

    2

    15

    Подгонка деталей и их окраска.

    2

    16

    Сборка кровати с помощью клея.

    Нанесение декоративного рисунка.

    2

    17

    Конструирование кукольных дивана и кресла.

    Изготовление деталей.

    2

    18

    Изготовление деталей кукольного дивана и кресла.

    2

    19

    Подгонка деталей кукольного дивана и кресла.

    Их окраска.

    2

    20

    Сборка  кукольного дивана и кресла с помощью клея.

    Нанесение декоративного рисунка.

    2

    21

    Конструирование «холодильника» и «газовой плиты».

    2

    22

    Изготовление деталей «холодильника» и «газовой плиты».

    2

    23

    Сборка изделий на клею и гвоздях.

    Окончательная обработка готовых изделий.

    2

    24

    Подбор и оклеивание изделий текстурной пленкой.

    2

    25

    Изготовление сувениров с использованием природных материалов. Какие бывают подставки.

    2

    26

    Сувенир «Совы». Изготовление подставки для сувенира.

    Изготовление деталей и подбор природного материала

    2

    27

    Изготовление деталей и декоративная обработка выжигателем. Сборка сувенира.

    2

    28

    Новогодний подсвечник. Выбор и разработка конструкции.

    Изготовление шаблонов.

    2

    29

    Изготовление деталей новогоднего подсвечника.

    2

    30

    Изготовление деталей новогоднего подсвечника.

    2

    31

    Подгонка деталей новогоднего подсвечника и их окраска.

    2

    32

    Сборка новогоднего подсвечника.

    2

    33

    Моделирование из древесины.

    Модель гоночного автомобиля.

    2

    34

    Изготовление  корпуса модели гоночного автомобиля.

    2

    35

    Выпиливание деталей антикрыла лобзиком.

    Использование шаблонов.

    2

    36

    Склеивание деталей антикрыла.

    Подетальная окраска модели.

    2

    37

    Работа на ТСД-120. Точение заготовок колес.

    2

    38

    Сборка модели гоночного автомобиля.

    2

    39

    Выбор моделей боевой техники.

    Конструкторская документация.

    2

    40

    Изготовление деталей модели танка.

    Изготовление корпуса модели.

    2

    41

    Сверление, изготовление  и установка осей и колес.

    2

    42

    Изготовление деталей корпуса и облицовки.

    2

    43

    Изготовление башни танка.

    Основание башни.

    2

    44

    Изготовление накладок и маски орудия.

    2

    45

    Работа на ТСД-120. Точение орудия.

    Склеивание деталей башни.

    2

    46

    Обработка и изготовление мелких деталей.

    Изготовление технологических отверстий.

    2

    47

    Сборка и окраска моделей.

    2

    48

    Сборка и окраска моделей.

    Составление исторической справки.

    2

    49

    Красота в быту. Декоративная подставка для горячих предметов.

    2

    50

    Изготовление с использованием природных материалов.

    Пиление заготовок и их шлифование.

    2

    51

    Изготовление основания,

    соединение вполдерева.

    2

    52

    Сборка подставки.

    Окончательная отделка изделия.

    2

    53

    Лопатка для кухни. Виды и назначение.

    Выбор материала.

    2

    54

    Изготовление лопатки.

    2

    55

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА.

    Авиамоделирование – «Самолет на «столе».

    2

    56

    Изготовление модели боевого самолета.

    Метательная модель полукопия.

    2

    57

    Вырезание деталей по шаблонам.

    Оклеивание бумагой.

    2

    58

    Вырезание деталей по шаблонам.

    Оклеивание бумагой.

    2

    59

    Сборка  моделей.

    Использование прессов и кондукторов.

    2

    60

    Сборка  моделей.

    Оклеивание и нахождение центра модели.

    2

    61

    Изготовление катапульты.

    Работа на ТСД-120.

    2

    62

    Сборка катапульты.

    Установка пружин. Испытание работы катапульты.

    2

    63

    Запуски моделей.

    Отладка моделей в полете.

    2

    64

    Соревнование моделей.

    2

    65

    Воздушные змеи. Как сконструировать и построить.

    Изготовление катушки.

    2

    66

    Конструкции простейших воздушных змеев.

    Изготовление воздушных змеев.

    2

    67

    Изготовление воздушных змеев.

    Запуск воздушных змеев.

    2

    68

    Запуск воздушных змеев.

    Заключительное занятие.

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (кружок технического творчества)

    Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность обучающихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и кра...

    Программа Кружок "ИЗО-творчество" 2015-2016 учебный год

    Дополнительное образование. Кружок "ИЗО-творчество"...

    Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)

    Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)...

    I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)

    I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...