Кружок технического творчества
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Тюменцев Николай Александрович

Программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tehnicheskogo_tvorchestva.docx400.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Михаил.TSH-F06755DFA18\Мои документы\Мои рисунки\алена 057.jpg

 КРУЖОК ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

            Обоснование программы

1.Тематическое планирование

2.Цели и задачи кружка

3.Условия реализации

4.Календарно-тематическое планирование

На основе программы:

Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования».

М., «Просвещение», 2010г.

     

             Руководитель кружка:

Учитель технологии

        Тюменцев Н.А.

2017-2018г.

1. Введение. Пояснительная записка.

 В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить  полученные знания на практике, умение их совершенствовать.

 Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.

Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.

Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.

Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать к !!! во внеклассной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.

Рабочее название кружка – «Умелые руки».

Девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».

Цели внеклассной работы по этому направлению:

  • создание возможностей творческого развития детей;
  • развитие креативности мышления.
  • проявить  у учащихся интерес к технике,
  • развить  у кружковцев способностей к самостоятельному  мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению,
  •  удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения,
  • умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать,
  • повышение роли кружковых занятий- это действенное средство профессиональной ориентации учащихся.
  • формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- развивать  стремление к углублению знаний

- привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

- развивать индивидуальные способности обучающихся

- усвоение множества общенаучных  и специальных знаний сверх школьной программы

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду

- формировать чувство коллективизма, гражданственности

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

- участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности

- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

- содействовать формированию всесторонне развитой личности

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

- формировать и развивать пространственное воображение

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

- формирование специальных политехнических знаний и умений

- развивать активную деятельность

Эстетические:

- умение ценить красоту

- воспитывать аккуратность, культуру поведения

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Социально-педагогические:

- создание атмосферы сотрудничества

-привить навыки коллективного творческого труда

- возможность самореализации, формирование общественной активности

- формирование общественной активности, реализация в социуме

-формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству

*В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.

*Группа составляет 15 и или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти и даже 17-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников учащихся младших по возрасту помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.

*Количество занятий в неделю – 4 часа, в год – 136 часов.

Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.

2. Тематическое планирование

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы кружка. Создание рабочих групп.

2. Конструирование изделий из древесины, фанеры, ДВП. Художественная обработка и отделка изделий из древесины. («Зоопарк на столе», конструирование и изготовление кукольной мебели, изготовление игрушек и динамических игрушек, изготовление сувениров с использованием природных материалов, полезные изделия для дома).

3. Моделирование. (Модели автомобилей, плавающие модели, модели судов, моделирование боевой техники ВОВ и современной, изготовление моделей с механическим и электроприводом,  авиамоделирование («Самолет на столе», модель для катапульты)).

4. Подготовка и организация выставок изделий технического творчества учащихся.

4. Условия реализации

 Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков.  Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.

В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.

Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло.

Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.

Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.

Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности. Техническое моделирование – участие в соревнованиях на лучшую модель.

  Программа реализуется на базе школьных мастерских с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.

Количество используемых материалов не велико, частично приносится учащимися.

 Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок (внутришкольных, поселковых, районных), конкурса моделей.

При моделировании необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей модели.

Тематическая литература:

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
  2. Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.
  3. Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.
  4. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
  5. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.
  6. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
  7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
  8. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
  9. Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
  10. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.
  11. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.
  12. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
  13. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
  14. Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.
  15. Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.

Календарно-тематическое планирование (содержание программы)

№ п\п

По плану

По факту

Т е м а        з а н я т и я

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. ТБ и правила поведения в мастерских.

Планирование работы кружка.

2

2

Уголок юного мастера. Инструменты и приспособления.

Приемы работы.

2

3

Лобзик ручной.

Устройство, установка пилки.

2

4

«Зоопарк на столе». Подготовка рисунков и заготовок из фанеры.

2

5

Перевод рисунков. Раскраивание заготовок.

2

6

Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

2

7

Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

2

8

Изготовление деталей «Зоопарка на столе».

2

9

Обработка готовых деталей с помощью надфилей и

наждачной бумаги

2

10

Окраска готовых изделий водорастворимыми красками

и красителями.

2

11

Подгонка деталей. Сборка изделий на клею.

2

12

Роспись изделий.

Покрытие изделий лаком.

2

13

Мебель для «Барби».

Конструирование кукольной мебели.

2

14

Изготовление деталей кукольной кровати.

2

15

Подгонка деталей и их окраска.

2

16

Сборка кровати с помощью клея.

Нанесение декоративного рисунка.

2

17

Конструирование кукольных дивана и кресла.

Изготовление деталей.

2

18

Изготовление деталей кукольного дивана и кресла.

2

19

Подгонка деталей кукольного дивана и кресла.

Их окраска.

2

20

Сборка  кукольного дивана и кресла с помощью клея.

Нанесение декоративного рисунка.

2

21

Конструирование «холодильника» и «газовой плиты».

2

22

Изготовление деталей «холодильника» и «газовой плиты».

2

23

Сборка изделий на клею и гвоздях.

Окончательная обработка готовых изделий.

2

24

Подбор и оклеивание изделий текстурной пленкой.

2

25

Изготовление сувениров с использованием природных материалов. Какие бывают подставки.

2

26

Сувенир «Совы». Изготовление подставки для сувенира.

Изготовление деталей и подбор природного материала

2

27

Изготовление деталей и декоративная обработка выжигателем. Сборка сувенира.

2

28

Новогодний подсвечник. Выбор и разработка конструкции.

Изготовление шаблонов.

2

29

Изготовление деталей новогоднего подсвечника.

2

30

Изготовление деталей новогоднего подсвечника.

2

31

Подгонка деталей новогоднего подсвечника и их окраска.

2

32

Сборка новогоднего подсвечника.

2

33

Моделирование из древесины.

Модель гоночного автомобиля.

2

34

Изготовление  корпуса модели гоночного автомобиля.

2

35

Выпиливание деталей антикрыла лобзиком.

Использование шаблонов.

2

36

Склеивание деталей антикрыла.

Подетальная окраска модели.

2

37

Работа на ТСД-120. Точение заготовок колес.

2

38

Сборка модели гоночного автомобиля.

2

39

Выбор моделей боевой техники.

Конструкторская документация.

2

40

Изготовление деталей модели танка.

Изготовление корпуса модели.

2

41

Сверление, изготовление  и установка осей и колес.

2

42

Изготовление деталей корпуса и облицовки.

2

43

Изготовление башни танка.

Основание башни.

2

44

Изготовление накладок и маски орудия.

2

45

Работа на ТСД-120. Точение орудия.

Склеивание деталей башни.

2

46

Обработка и изготовление мелких деталей.

Изготовление технологических отверстий.

2

47

Сборка и окраска моделей.

2

48

Сборка и окраска моделей.

Составление исторической справки.

2

49

Красота в быту. Декоративная подставка для горячих предметов.

2

50

Изготовление с использованием природных материалов.

Пиление заготовок и их шлифование.

2

51

Изготовление основания,

соединение вполдерева.

2

52

Сборка подставки.

Окончательная отделка изделия.

2

53

Лопатка для кухни. Виды и назначение.

Выбор материала.

2

54

Изготовление лопатки.

2

55

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА.

Авиамоделирование – «Самолет на «столе».

2

56

Изготовление модели боевого самолета.

Метательная модель полукопия.

2

57

Вырезание деталей по шаблонам.

Оклеивание бумагой.

2

58

Вырезание деталей по шаблонам.

Оклеивание бумагой.

2

59

Сборка  моделей.

Использование прессов и кондукторов.

2

60

Сборка  моделей.

Оклеивание и нахождение центра модели.

2

61

Изготовление катапульты.

Работа на ТСД-120.

2

62

Сборка катапульты.

Установка пружин. Испытание работы катапульты.

2

63

Запуски моделей.

Отладка моделей в полете.

2

64

Соревнование моделей.

2

65

Воздушные змеи. Как сконструировать и построить.

Изготовление катушки.

2

66

Конструкции простейших воздушных змеев.

Изготовление воздушных змеев.

2

67

Изготовление воздушных змеев.

Запуск воздушных змеев.

2

68

Запуск воздушных змеев.

Заключительное занятие.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (кружок технического творчества)

Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность обучающихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и кра...

Программа Кружок "ИЗО-творчество" 2015-2016 учебный год

Дополнительное образование. Кружок "ИЗО-творчество"...

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)...

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...