Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »
методическая разработка по технологии на тему

Попова Анастасия Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж»

XVIII Региональные педагогические чтения по теме

 

«Достижения педагогической науки и

инновационная образовательная практика»

 

 (Каргополь, 18 марта 2017 года)

 

Секция Технология, ИЗО и музыка

 

Доклад на тему

 

«Активизация творческой деятельности детей

в процессе трудового обучения »

 

Автор доклада: Попова Анастасия Александровна, учитель технологии,

МБОУ «Брин –Наволоцкая средняя школа»,

п. Брин – Наволок, Холмогорский район

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aktivizatsiya_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx401.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж»

XVIII Региональные педагогические чтения по теме

«Достижения педагогической науки и

инновационная образовательная практика»

 (Каргополь, 18 марта 2017 года)

Секция Технология, ИЗО и музыка

Доклад на тему

«Активизация творческой деятельности детей

в процессе трудового обучения »

Автор доклада: Попова Анастасия Александровна, учитель технологии,

МБОУ «Брин –Наволоцкая средняя школа»,

п. Брин – Наволок, Холмогорский район

Культуру России невозможно представить без декоративно-прикладного искусства, которое раскрывает духовную жизнь народа, художественные вкусы и демонстрирует его эстетические ценности. Огромный потенциал, заложенный в народных ремеслах, позволяет развивать творческие способности подрастающего поколения. Возросла потребность в творческих личностях, носителях национальных традиций художественной культуры, способных передать опыт последующим поколениям. Вопросы активизации учения учащихся относятся к  числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики [3].

Актуальной проблемой педагогики является проблема развития творческих способностей человека. Наша общая задача сегодня воспитать гармонически развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи в любой области народного хозяйства, в том числе и в народном образовании[2].

Развитие творческих способностей на занятиях росписью по дереву будет более эффективным, если теория и практика обучения будут основаны на историко-культурологическом подходе, будет реализован художественно-эстетический подход, в обучении будут применяться эффективные методы и средства, способствующие творческому подходу к выполнению заданий.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность  определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью [6].

Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" [5, с. 86].

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Творческая активность обычно выражается в увлеченности работой, в стремлении к самостоятельности и новизне, а это обычно проявляется в оригинальном решении композиции, в поиске нужных средств выражения и применении соответствующей техники исполнении, в расширении своих знаний и навыков.

В педагогическом аспекте творчество – это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает много нового для себя – в своих возможностях, в познании мира. Педагог имеет возможность влиять на творческий процесс ученика, расширять и указывать ему перспективу развития. Педагог не имеет права полагаться на стихийное вызревание творческих сил ученика, он обязан формировать художественное мышление, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность [4].

Деятельность человека очень разнообразна. Однако все это разнообразие сводится к трем основным видам: труд, учение, игра.

Творческая деятельность, конечно, требует наличие способностей, основательных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное, огромный напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

В процессе обучения росписи по дереву используют практические, наглядные и словесные методы.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов.

Словесными методами являются рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

К методам, активизирующим творческую деятельность, относят проблемные, исследовательские и  эвристические методы.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим[1].

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у учащихся совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится школьнику.

Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Обучение росписи представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов. Так как охватить все необъятное море народного искусства невозможно, в программе для обучения детей мной выбрана Ракульская роспись. Такая узкая направленность отнюдь не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.

Мной составлена программа «Ракульская роспись», которая направлена на детей в возрасте 10 – 12 лет. Система обучения  от общего к частному, от простого к сложному, как в теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.

Цель программы – познакомить детей с видами Северодвинских росписей, а именно с Ракульской росписью и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру, развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.

В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи.

1. Обучающие:

- научить основам художественной грамотности;

- научить основам цветоведения;

- научить элементарным композиционным приемам;

- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать.

2. Воспитательно - развивающие:

- создать в классе соответствующую эстетическую среду;

- приобщать детей к народным традициям;

- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;

- соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.

В изучении данного курса применяются следующие типы занятий:

1. Вводное занятие:

- первичное ознакомление с материалом;

- образование понятий, усвоение новых знаний;

- установление законов и правил;

- повторение, закрепление изучаемого материала;

- навыки, применение полученных знаний на практике;

- проверка  знаний.

2. Комбинированные занятия, решающие различные дидактические задачи:

- закрепление и повторение пройденного;

- самостоятельная деятельность (задания на творчество);

- непрерывное применение знаний, умений, навыков в новых связях и сочетаниях.

3. Занятия в форме игры, мастер-класс.

Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую деятельность, коллективное творчество.

Оценка результативности творческой деятельности ребенка происходит по следующим критериям:

- текущая оценка достигнутого;

- оценка по продукту творческой деятельности (законченная работа);

- оценка по качеству приобретенных умений и навыков;

- фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос);

- реализация творческих идей – кропотливый труд по достижению поставленных задач.

Ожидаемые результаты обучения.

По итогам обучения ребенок должен:

- иметь общее представления о росписи по дереву;

- владеть основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;

- владеть материалом;

- иметь начальные знания по композиции и ритмической организации;

- уметь работать самостоятельно и в коллективе;

- осознавать ценность изучения родной культуры и приобщиться  к народному искусству;

- иметь представление о ракульской росписи;

- свободно владеть приемами росписи по дереву;

- расширить и  закрепить знания по композиции, цветоведению, знать законы ритма и виды орнамента;

- уметь творчески использовать свои умения и навыки;

- почувствовать себя одним целым с народной культурой.

В целом обучающийся должен быть заинтересован и способен к постоянному росту и усовершенствованию своего мастерства. Должен знать основы своего  культурного наследия, ценить и уважать народное искусство.

Мною были проведены исследования по выявлению творческих способностей обучающихся.

Цель исследования:

- развивать творческие способности на занятиях росписью по дереву, основываясь на историко-культурологическом и художественно-эстетическом подходе, применяя в обучении эффективные методы, способствующие творческому подходу к выполнению заданий.

Задачи:

- выявить начальный уровень творческих способностей;

- провести занятия по ракульской росписи;

- сравнить и сделать выводы о проделанной работе.

База исследования: МБОУ «Брин – Наволоцкая средняя общеобразовательная школа», обучающиеся 5 класса.

Учащимся было предложено выполнить самостоятельно два творческих задания:

  1. «Ракульская птичка».

Нарисовать контур птицы и при помощи элементов – завитков, усиков, капелек, брызг раскрасить ее или залить цветом.

  1. «Композиция в квадрате».

Выполнить композицию в квадрате: нарисовать бордюр по краю, а в центре расположить рисунок - это может быть и птица, и ракульский кустик или декоративный цветок (рис.1).

21042012340

Рис.1. Результаты задания «Композиция в квадрате»

По данным первого задания на выявление творческих способностей  можно определить начальный уровень творческих способностей учащихся. По итогам задания, можно сделать выводы, что дети неуверенно выполняют задания творческого характера: линии не четкие, не просматривается сюжет, не используются элементы декора. Следовательно, во время работы с детьми особое внимание нужно уделить именно этим недостаткам.

После этого, мной были проведены четыре дополнительных занятия по технологии с целью совершенствования творческих способностей  у учащихся 5 класса в МБОУ «Брин – Наволоцкой средней общеобразовательной школе», посвященные ракульской росписи, два из которых были направлены на развитие творческих способностей.

По данным сравнительной диагностики, можно сделать выводы, что после каждого проведенного мною урока дети начинают лучше выполнять свои работы. По результатам творческих заданий видно, что учащиеся в достаточном количестве усвоили данный на уроках материал, а именно:

- имеют общее представления о росписи по дереву;

- владеют основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;

- имеют начальные знания по композиции;

- умеют работать самостоятельно и в коллективе;

- имеют представление о Ракульской росписи;

- умеют творчески использовать свои умения и навыки.

Выполняя  что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Детей следует, как можно раньше приобщать к народной культуре. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать творчески.

Список информационных источников

  1. Кривицкий, К.Е. Школьникам об эстетике [Текст]: кн. для уч-ся ст. классов / К.Е. Кривицкий, 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 153 с. ил.
  2. Пандина, Л.В. Ракульская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского севера» [Текст] / Л.В. Пандина. - Архангельск, 1995. – 14 с. ил.
  3. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст]: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987.- 176 с. ил.
  4. Рудякова, О. Маленький волшебник [Текст] / О. Рудякова.- М.: Просвещение, 2007.- 60 с. ил.
  5. Холодная, М.А. Психология интеллекта [Текст]: парадоксы, исследования / М.А. Холодная. – М.: издательство "Барс", 1997. – 320 с.
  6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация творческого потенциала детей в процессе обучению современному музицированию.

Творчество является одной из центральных проблем педагогики.  Наряду со знаниями,  умениями,  навыками,  нормами отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формир...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Стендовый доклад по теме "Активизация социально-значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через реализацию проектов"

Стендовый доклад по теме «АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНОГО КЛАССА через реализацию проектов"  поможет классным руководителям активизир...

Проектно-технологическая деятельность учащихся в процессе трудового обучения

В последнее время в нашей стране идет процесс модернизации образовательной системы. Эти изменения происходят по трем основным направлениям: вхождение в мировое образовательное пространство...