Элементы метапредметности на уроках технологии при изучении темы «Моделирование фартука»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Аверичева Мария Борисовна

Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Моделирование фартука. Фартук как элемент русского национального костюма" в помощь учителям технологии.
Урок соответствует федеральным образовательным стандартам второго поколения. 

Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая работа, защита мини-проектов.  

 На уроке учащиеся знакомятся с понятием “модель” в разных отраслях, “одежда”, “моделирование”, деталями фартука, правилами моделирования; развивают самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности через составление синквейна; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы метапредметности  на уроках технологии при изучении темы «Моделирование фартука» 5 класс

Учитель технологии: Аверичева Мария Борисовна

Тема: Моделирование фартука. Фартук как элемент русского национального костюма.

Цели: 

  • познакомить учащихся с историей фартука как элемента русского национального костюма;
  • научить выполнять макетирование фартука из хлопчатобумажного лоскута;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении практической работы;

Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая работа, защита мини-проектов.  

 На уроке учащиеся знакомятся с понятием “модель” в разных отраслях, “одежда”, “моделирование”, деталями фартука, правилами моделирования; развивают самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности через составление синквейна; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Общеучебные умения и навыки:

1. Учебно-управленческие умения

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

1.15. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.

1.20. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.

2. Учебно-информационные умения

2.3.4. Формировать под руководством учителя простейшие модели.

Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства.

2.3.11. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

1. Материальное (предметное) моделирование:

- физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.

 

2. Мысленное (идеальное) моделирование:

- знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.

3. Учебно-логические умения

3.2.5. Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.

Сходство- это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения.

Различие- это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.

Планируемые результаты:

 Личностные:  самостоятельное и ответственное  принятие решений, коммуникативные навыки (владение способами взаимодействия с окружающими, умениями работать в группе. Ученик умеет представить себя, задать вопрос, вести дискуссию)

Предметные: знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”, историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности; формирование навыков моделирования одежды.  

 

 

Основные понятия: моделирование, модель, одежда, фартук, деталь.

Инструменты и материалы: конструкторы для моделирования, ножницы, цветная бумага, лоскуты ткани.

Профориентация:  художник-модельер.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Наглядность: 

  • коллекция х/б тканей;
  • иллюстрации русского национального костюма;
  • коллекция фартуков;
  • образцы  отделки х/б и льняных тканей;   

План урока:

1 Повторение пройденного материала

Провожу опрос по пройденной теме «Конструирование фартука» в форме игры «Поймай ошибку». (Учитель произносит формулировку термина. Если есть ошибки, ученицы поднимают сигнал красного цвета)

 Конструирование фартука - это процесс изготовления изделия (построение чертежа выкройки фартука);

Чертеж – это графическое изображение предмета на бумаге в натуральную величину или в определенном масштабе, с указанием размеров, необходимых для его изготовления;

Выкройка- это эскиз изделия (чертеж, по которому раскраивают фартук);

Для изготовления фартука используют красивые парчовые и атласные ткани (для пошива фартука используют, в основном, хлопчатобумажные и льняные ткани- однотонные и с рисунком);

2 Мотивационный этап

Ученицы просматривают иллюстрации различных видов русского национального костюма, вспоминают посещение музеев и выставок по этой теме. Выделяют те наряды, где есть фартук. Акцентировать внимание учениц на русском наряде московской губернии.

 – Как вы думаете, какой предмет одежды стал первым, надевавшимся специально для работы? (Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий; в нем носили инструменты, плоды урожая)

– Кроме домашних условий, где используется фартук? (На работе)
– Назовите профессии, где используется фартук.
(Парикмахер, официанты, продавец, художник)
– Из каких деталей состоит фартук?
( где встречается в нашей жизни?)

Слово «фартук» появилось в русском языке сравнительно недавно – в конце XVII века. По  происхождению  «фартук» –   диалектное немецкое слово. Запись на доске: Vortuch – vor – «перед»; tuch – «платок». Понятие «фартук» можно встретить не только в швейном производстве ( фартук автомобиля, фартук для кухни).

Перед вами различные модели фартуков. Чем, на ваш взгляд, они отличаются друг от друга? В чем их сходство?

На магнитной доске прикрепить слова: слева «Сходства», справа -  «Отличия».  

Сходства:                                                                      Отличия:

 

Все из ткани                                                              Ткани разные

Все с карманами                                                        Карманы разные

Все с нагрудниками                                                  Нагрудники разные                                            

Все с бретелями                                                         Бретели разные

Все с нижней частью                                                 Нижние части разные

Все с отделкой                                                            Отделка разная

Все фартуки, представленные здесь, выкроены и сшиты по той выкройке, которую вы строили по своим меркам на прошлом уроке. Почему же они такие разные? Что нужно сделать, чтобы получились вот такие разнообразные фартуки? Как нужно изменить детали выкройки, чтобы получить карман в виде треугольника или «сердечка»? Обратите внимание, фартук на манекене сшит без изменения чертежа выкройки, а остальные приобрели новую форму. С помощью чего?

Вспомним основные этапы изготовления фартука:

Эскиз → Выбор швейных материалов → Построение выкройки →  Выбор способов обработки отдельных узлов и фартука в целом →  Изменение выкройки в соответствии с эскизом, материалами и способами обработки → Раскрой → Пошив фартука

Определить  смысл и значение понятия “моделирование»  

Что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы у каждого получился свой неповторимый фартук? (Изменить выкройки в соответствии со своим эскизом, материалами).

Сегодня каждая ученица будет создавать свою выкройку фартука, будет художником-модельером. Как же мы можем назвать процесс изменения выкройки? (Моделированием).

На каких предметах вы встречались с этим понятием? (математика, информатика, технология в начальных классах).

2.3.4. Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект- оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства.[1]

Моделирование фартука - это создание нового образца фартука на основе изменения выкройки в соответствии с выбранной моделью.

 

Какие могут быть способы моделирования? Выберите те, которые подходят для вашей модели:

- изменение размеров и формы деталей

- применение художественной отделки (вышивка, тесьма, аппликация и т.п.)

-деление фартука на части, как в лоскутном шитье, или объединение частей фартука в единые детали

Основное правило моделирования любой одежды – все детали должны сочетаться по форме и дополнять друг друга.

II. Постановка цели и задач урока.  

- Как вы думаете, с чего начинается моделирование любого изделия?

Ответ: С рисунка этого изделия (эскиза), выполненного от руки на листе бумаги.

- Скажите, из каких основных деталей состоит фартук?

Ответ: Фартук состоит из нижней части, нагрудника, карманов, бретелей и пояса.

- Как вы думаете, какие детали фартука можно изменить?

Ответ: В фартуке можно изменять все детали.

- Как детали должны сочетаться друг с другом?

Ответ: Если за основу принимается округлая форма, то надо скруглить срезы карманов, нижней части, нагрудника.

- Как изменить выкройку фартука в соответствии с эскизом?

Ответ: Нанести новые линии на выкройку, отрезать ненужные части.

 - Сформулируйте цель урока.

Ответ: Моделирование фартука на основе выполненного эскиза. 

III. Практическая работа: выполнение макетов фартуков

- Первую модель мы смоделируем вместе, а свои выполните в группах самостоятельно. Работать будем по следующему плану (у каждого он есть на столе).

 Алгоритм  выполнения практической работы:

 

1. Используя лекало фартука М 1: 4 , на бумаге нанесите контурные линии фартука.

2. Согласно выбранной модели, нанесите модельные линии будущего фартука.

3. Сделайте выкройку новой модели фартука.

4. Наложите полученную выкройку на ткань, сложенную вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь.

5. Обведите контур выкройки, отложите припуски на обработку срезов, выкроите фартук.

6. Подогните низ нижней части фартука и боковые срезы кармана, нагрудника.

7. Пришейте тесьму на нагрудник и карман, сделайте из тесьмы бретель. 

8. Пришейте карман к нижней части фартука.  

9. Выкроите пояс (разметку делайте на ткани), сложите по длине вдвое, так чтобы срезы были на одной стороне, сметайте.

10. На нижней части фартука по линии талии сделайте складки, наложите пояс, совмещая его с серединой фартука, приметайте и пришейте.

11. Удалите нитки сметывания, отутюжите.

12. Готовый фартук наложите на фигурку девочки, боковые срезы нижней части и концы пояса закрепите с обратной стороны фигурки девочки клеем.

13. Фигурку с фартуком наклейте на плотный лист бумаги или картона и сделайте надпись “Моделирование фартука”. 

14. Оценка работы.  

 Ученицы работают  в группах, выполняют моделирование фартука в форме деловой игры- «Ателье мод»; повторяют правила работы в группе; защищают модель фартука.

Каждая группа учениц –   ателье мод. Чтобы выжить в современных условиях, предприниматели должны стремиться изготавливать всё качественно, красиво, недорого. По итогам работы проводится  тендер и определяется лучшее ателье.
Тендер – (это англ. слово означающее – торги),  означает конкурсную форму проведения  подрядных торгов. Из всех предприятий выбирается  лучшее, выполняющее работу быстро, качественно и творчески.
 В процессе работы нужно помнить  главный принцип моделирования, который выдвинула художник-модельер Надежда Петровна Ламанова:
– для чего создаём,
– для кого,
– из чего.

 

Рефлексия: взаимопроверка полученных результатов; выявление ценностного отношения к полученным знаниям; экспертиза полученных продуктов.

- Какова была цель урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что научились делать?

- Какие знания помогли вам выполнить моделирование?

- Что было трудным?

- Что делает урок интересным?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Подведение итогов работы.

 

 

 


[1] http://www.mpgu.edu/dopolnitelnoe_professionalnoe_obrazovanie/fakultet_povysheniya_kvalifikatsii_i_professionalnoy_perepodgotovki_rabotnikov_obrazovaniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы «Конструирование одежды»

Применение программы MS PowerPoint Создание системы уроков-презентаций по теме «Конструирование одежды»  для 5-7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3816300",...

Презентация к уроку технологии с использованием интерактивной доски по теме: " Моделирование фартука", 5 класс.

Урок в 5 классе по теме " Моделирование фартука" сопровождается  показом слайдов с применением интерактивной доски....

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».

Урок с элементами игровых ситуаций.  На  уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познако­миться с профессией модельера, научить­ся моде...

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс...

урок технологии 7 класс.Тема "Моделирование юбки"

Предмет технология 7 класс Тема урока « Моделирование юбки». Базовый учебник Технология под редакцией В.Д. Симоненко Цель урока: Создать условия для продуктивной деятельности учащихся, напра...

Инструкционные карты по технологии на тему "Моделирование фартука" ( 5класс)

Данные методические разработки представлены для выполнения практических задании по технологии на тему "Моделирование фартука"...

Открытый урок в 5 классе. Тема «Моделирование фартука»

Цель урока: создать условия для формирования у детей умений и навыков изменения основы чертежа фартука на основе усвоения ими простейших приёмов моделирования рабочей одежды. Вид занятия, тип урока: к...