"Обработка горловины и проймы платья подкройной обтачкой"
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Новикова Наталья Николаевна

Урок рефлексии знаний, умений и навыков по теме "Обработка срезов подкройной обтачкой". Задание расчитано на 6 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_seminar.docx64.7 КБ
Файл otkrytyy_urok_podkroynaya_obtachka.pptx179.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема урока:

Обработка горловины платья и проймы подкройной обтачкой.

7-8 класс.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=50a002a5c2dc3e0c71bbf9b2fb86ad4c-l&n=13

Составила и провела:

учитель профессионально-трудового обучения

Новикова Наталья Николаевна

с. Горки, 2017 г.

Тип  урока: закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цель: совершенствовать навык правильного выполнения трудовых операций по обработке срезов  проймы  платья подкройной обтачкой, опираясь на прошлый опыт.

Задачи:

- закрепить знания учащихся по теме «Цельнокроеное платье» и обобщить их знания  по способам обработки горловины цельнокроеного платья;

- коррегировать способность учащихся к запоминанию при повторении пройденного материала;

-  способствовать развитию моторных навыков, речи, умения работать по инструкции, через включение в урок заданий практического характера и коррекционно-развивающих упражнений;

 - воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование и наглядность:  образцы обтачек, выкройка спинки, предметно-технологические карты, карточки со словами - терминами, пословица, перфокарты «Виды обтачек», нитки, иглы, швейные машины, листы бумаги  ручки, карточки плана работы, компьютер, проектор, презентация.

Словарь: обтачка, подкройная обтачка.

  1. Организационный момент.

С  добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и отвечать.

Сегодня мы работаем под девизом:

Работа с пословицей «Чем больше науки, тем быстрее руки». 

О чем говорит пословица? (Необходимо много учиться, чтобы стать настоящим мастером своего дела).

- Над каким швейным изделием мы сейчас работаем? (Цельнокроенное платье)

- Почему платья называются цельнокроеными - детали переда и спинки   выкраивают из ткани целыми.

  1. Актуализация знаний.

Задание 1.  «Головоломка» (слайд 2).

 Открыв буквы, разгадайте зашифрованное слово.  

Мастерская по пошиву одежды.  (АТЕЛЬЕ)

Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. (ТКАНЬ)

Назовите контурную линию  выкройки переда. ( БОКОВОЙ)

Раскроенная деталь. (КРОЙ)

Украшение одежды. (ОТДЕЛКА)

- Прочитайте слово. (ОБТАЧКА)

-Что такое обтачка? (ОБТАЧКА полоска ткани, которой обрабатывают обрезной край)

- Какие вы знаете виды обтачек? (Обтачки бывают: долевая, поперечная, косая и подкройная.)

Задание 2. Самостоятельная работа с перфокартой.

 Проверка задания:

ДОЛЕВАЯ ОБТАЧКА

ПОПЕРЕЧНАЯ ОБТАЧКА

КОСАЯ ОБТАЧКА

ПОДКРОЙНАЯ ОБТАЧКА

-найди лишнюю, объединив остальные в группу

(название обтачки образовано от направления нити в ткани)

- Почему обтачку называют «подкройной»? (Она подкраивается по форме среза, который обрабатывается этой обтачкой.)

 - Какие срезы в платье можно обработать подкройной обтачкой? 

(подкройной обтачкой можно обработать срезы горловины и проймы)

- Что мы уже обработали? (горловину)

3. Сообщение темы урока:

  - Назовите тему урока. (Обработка срезов проймы подкройной обтачкой)

- Сегодня вам предстоит обработать срезы проймы платья подкройной обтачкой.

Цель нашего урока закрепить знания полученные ранее.  

4. Подготовка к практической работе:

Попытаемся вспомнить последовательность обработки среза подкройной обтачкой, используя, слова – термины.

Задание.

Индивидуальная работа (у каждого на столе слова – термины, пишут на листках).

Слова – термины: наложить, приметать, отогнуть, выметать, заметать, притачать, обтачка,  оборка, пройма,.

5. Физ. минутка. «Пальцовки» (упражнения  для активизации работы  головного мозга).

Упражнение «Грека», «Перекрест».

Проверка плана работы  на доске. Расставьте в правильной последовательности:

 План работы:

1. Наложить обтачку, приколоть булавками, приметать.

2. Притачать обтачку к пройме.

3. Отогнуть обтачку, выправить и выметать шов.  

4. Подогнуть срез обтачки, заметать.

5. Притачать обтачку на 1-2 мм от подгиба. 

Какой срез мы  уже обработали по этому плану? (горловину платья)

Какой срез нам предстоит обработать по этому плану? (срез проймы)

А если нам нужно будет обработать фигурный вырез на пододеяльнике, план изменится?

Сделаем вывод:

Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме.

- С какой пословицы мы начали урок?

- Достаточно ли знаний для выполнения практической работы?

 Инструктаж по правилам ТБ.

 - Какие инструменты и приспособления вам понадобятся в вашей работе?

Дети отвечают: (ножницы, игла, швейная машина, утюг, игольница)

Инструктаж по Т/Б.

6. Практическая работа.  

 Текущий инструктаж по мере необходимости.

 Во время работы  контроль над посадкой, расположением работы на столе, безопасностью работы с иглой, на швейной машине

 Проверка качества работы:

- Обтачка одинаковой ширины.

- Строчка притачивания ровная на одинаковом расстоянии.

- Перекат шва  в 1-1 мм.

7. Закрепление по теме.

Карточки-задания

(Обозначь последовательность выполнения операций по обработке проймы подкройной обтачкой)

8. Рефлексия.

- С чем вы справились легко?

- Что у вас  вызвало затруднения в работе?

(Отвечают на вопросы)

9. Оценивание.

Выставка работ учащихся, обсуждение, выставление оценок.

Самоанализ коррекционно-развивающей направленности урока.

«Ум, сердце и руки –

вот что нужно развивать

в детях как единое целое.

Ш.Амонашвили

 Уроки трудового обучения  создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.

В процессе трудового обучения осуществляется:

-  коррекция дефектов познавательной деятельности, в особенности мышления:  (формирование у учащихся  интеллектуальных трудовых умений)  и физического развития  учащихся (развитие точности, ловкости, координированности тонких движений рук);

-  развитие  речи;

-    развитие общетрудовых умений, то есть умение: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;  

- обучение школьников профессиональным приемам труда и привитие  им соответствующих трудовых навыков; 

-  развитие положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма и т. п. 

Сегодня вы посетили рабочий урок по теме «Обработка горловины платья и проймы подкройной обтачкой».

Данный урок является вторым в сетке часов по этой теме.   Цель: совершенствовать навык правильного выполнения трудовых операций по обработке срезов  проймы  платья подкройной обтачкой, опираясь на прошлый опыт.

На уроке использовались словесные методы с опорой на наглядность (опрос, самостоятельная работа учащихся по составлению плана по опорным словам, фронтальная работа по составлению деформированного плана работы, самостоятельная работа с перфокартами).   Урок на достаточном уровне оснащен наглядным материалом (перфокарты, словарные слова,   инструкционно - технологическая  карта, образцы обтачек, образцы отделки выреза горловины, карточки с опорными словами). Использование различных средств наглядности помогает учащимся  более чётко формулировать  мысль,  создаёт необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся. Использовался практический метод (самостоятельная работа  по обработке проймы платья подкройной обтачкой, согласно составленному плану  и опорой на прошлый опыт учащихся).

Все  используемые  методы и приемы  работали на достижение главной цели урока.  

Организационный момент урока преследовал цель: снять психологическое напряжение у учащихся,  создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. 

В работе часто использую наиболее распространенную форму  пословиц - наставления.

Работа с пословицами развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Пословица «Чем больше науки, тем быстрее руки» привлекла учащихся к размышлению, формулированию своего понимания данной пословицы, способствовала активному включению учениц в работу. 

           Как показывает практика, учащиеся с ОВЗ  медленно усваивают элементарные технические термины и очень быстро их забывают. Поэтому работа над терминологическим словарем осуществляется на каждом уроке.  Важно уточнять значение термина, т.к. дети часто запоминают значение слова, чисто механически, не понимая смысла. (Цельнокроеное платье, подкройная обтачка)

 Проведение дидактических игр на уроке способствует установлению прочных смысловых связей между предметом и словом. Кроме того, такая работа позволяет привлечь внимание  всех учащихся в мастерской.

 Выполнение задания  «Головоломка» на этапе активизации знаний  помогло решить следующие задачи:

- закрепить терминологическую лексику по теме «Плечевое изделие»;

- активизировать психические процессы (внимание, память, словесно - логическое мышление);

- подвести к повторению пройденного материала и закреплению новых терминов (обтачка, подкройная обтачка).  

Использование  перфокарт позволило получить точную информацию о результатах обучения  по теме «Виды обтачек».

При анализе выполненной работы не смогла  упустить возможность провести упражнение для развития  мыслительных процессов (сравнение, классификацию, обобщение).  

Опрос предполагает  тренировку памяти обучающихся, мышления, умения строить связное высказывание, подводит к логическому заключению. Так на уроке, учащиеся отвечая на вопросы:

- Почему обтачку называют «подкройной»? (Она подкраивается по форме среза, который обрабатывается этой обтачкой.)

- Какие срезы в платье можно обработать подкройной обтачкой?

(подкройной обтачкой можно обработать срезы горловины и проймы)

- Какой срез мы обработали?

смогли самостоятельно определить и сформулировать тему и цель урока.

На этапе подготовки к практической работе учащимся было предложено составить письменный отчет о проделанной работе по обработке горловины подкройной обтачкой с опорой на слова – термины и готовый образец. Письменная работа даёт возможность следить за ходом усвоения учебного материала каждым учеником. Большую пользу приносит использование комбинированных заданий (речь – действие -  речь).    

 Планирование работы  рассматривается как средство активизации детей, повышения их самостоятельности, развития основных логических операций (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения) и в целом всей их мыслительной и речевой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела: у читель профессионально-трудового обучения по швейному Новикова Наталья Николаевна делу с . Горки, 2017 г. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья » . Тема урока: Обработка срезов проймы подкройной обтачкой. с. Горки, 2017 г .

Слайд 2

« Чем больше науки, тем быстрее руки » .

Слайд 3

1. Мастерская по пошиву одежды. 2. Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. 3. Дайте название контурной линии. 4. Раскроенная деталь. 5. Украшение одежды. А Ч Т О Б А 5 3 1 2 К 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой

Урок технологии в 7 классе по теме:"Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой"Цель:  Создать условия для формирования у учащихся практических навыков при обработки горловины изделия...

Урок "Обработка выреза горловины пижамной сорочки подкройной обтачкой"

Урок адресован учителям технологии коррекционной школы VIII вида. Также будет интересен и педагогам других общеобразовательных школ. На уроке представлены упражнения по активизации мыслительной д...

Способы обработки горловины и пройм.

Данный материал включает в себя конспект урока по технологии на тему «Способы обработки горловины и пройм». Урок рассчитан на обучающихся 7 классов,  по программе В. Д. Симоненко....

"Обработка срезов пройм и горловины комбинированной подкройной обтачкой" 8 класс

Дан полностью разработанный урок с использованием ИКТ, разработка включает в себя план - конспект урока и приложения к уроку...

Открытый урок по технологии на тему: «Способы обработки горловины в легком платье».

Задача: научить  правильно  выбрать  способ  обработки  в  зависимости от  модели  и  вида  ткани....

обработка горловины и пройм изделия

обработка горловины круглой формы,  V-образным вырезом,единая обтачка для горловины и пройм, обработка косой бейкой...