Разработка урока "Накладной шов с одним закрытым срезом" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Тараникова Вера Валерьевна

Тип: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Дидактическая цель: создание условий для развития у школьников учебно-организационных умений; способствовать освоению нового вида накладного шва.

Цели:

1.Образовательная – Учить организовывать себя на выполнение поставленных задач, проверять работу по образцу, алгоритму, по ходу выполнения, по результатам; самостоятельно оценивать свой труд в соответствии с принятыми требованиями. 

 2. Коррекционно-развивающая – Корригировать сенсорные и моторные умения учащихся через выполнение ручных работ, речь через  правильно сформулированный ответ на постановку конкретных  вопросов, работу со специальными терминами, комментирование действий.

 3. Воспитательная - Вырабатывать усидчивость, аккуратность при выполнении монотонных операций; воспитывать соблюдение правил гигиены труда и организации рабочего места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakladnoy_shov_s_odnim_zakrytym_srezom_5_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Конспект урока на тему:

«Овладение учебно-организационными умениями на уроке швейного дела. Накладной шов с одним закрытым срезом».

профессионально-трудовое обучение (швейное дело), 5 класс

                                                                                                                                            Выполнила:Тараникова Вера Валерьевна,

                                                                                                                   учитель профессионально-трудового обучения,

                                                                                                    высшей квалификационной категории.

                                                       

                                                                                                                    2015 год

Тема: «Овладение учебно-организационными умениями на уроке швейного дела. Накладной шов с одним закрытым срезом». 

Тип: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Дидактическая цель: создание условий для развития у школьников учебно-организационных умений; способствовать освоению нового вида накладного шва.

Цели: 

1.Образовательная – Учить организовывать себя на выполнение поставленных задач, проверять работу по образцу, алгоритму, по ходу выполнения, по результатам; самостоятельно оценивать свой труд в соответствии с принятыми требованиями.  

 2. Коррекционно-развивающая – Корригировать сенсорные и моторные умения учащихся через выполнение ручных работ, речь через  правильно сформулированный ответ на постановку конкретных  вопросов, работу со специальными терминами, комментирование действий.

 3. Воспитательная - Вырабатывать усидчивость, аккуратность при выполнении монотонных операций; воспитывать соблюдение правил гигиены труда и организации рабочего места.

Оснащение: ОК «Накладной шов с одним закрытым срезом»; слова-термины, название швов, ОС «Машинные швы», схемы и образцы швов, ККЗ «Проверка качества», «Найди правильный ответ»; шаблоны инструментов, учебник.

Оформление доски:

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                     

                                                                                                                                   

                                                         

                                                                                Ход урока:

Этап  урока

Деятельность  учителя (У.)

Деятельность  ученика (у.)

Организационный  этап

Фронтальная работа

Работа в парах

а) активизация, настрой на работу. 

                   - Долгожданный дан звонок,

                        Начинается урок.

-Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Сегодня все пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся частичкой этого настроения друг с другом, со мной. Занимаем свои рабочие места, садимся удобно на всю поверхность стула, спина прямая.         А теперь проверь, дружок:

                              Ты готов начать урок?

                              Всё ль на месте,

                               Всё ль в порядке:

                              Ручка, книжка и тетрадка?

                               Все ли правильно сидят?

                            Все ль внимательно глядят?

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Прочитайте слова на доске.

- Что они обозначают?

-Что такое шов?

- Посовещайтесь и найдите лишние слова.

-Почему?

Вывод: Сегодня мы продолжим изучение машинных швов.

Приветствуют друг друга, учителя улыбкой;

Занимают свои рабочие места.

Проверяют организацию рабочего места: - укладка с инструментами и  приспособлениями;

- наличие спецодежды;

-учебник;

- установка швейной машины (в шв.мастерской - бытовые  шв.  машины с ножным приводом).

Читают слова про себя, вслух по цепочке.

-Это название швов.

- Шов – место соединения деталей.

– Вперёд иголку.

- Шов вперёд иголку- это ручной шов, а остальные относятся к машинным швам.

Планируемый результат: подведение под понятие (шов, машинный шов), умение создавать благоприятные условия деятельности, организации рабочего места.

II. Подготовка к основному этапу.

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Работа в парах

Определение темы урока

Целеполагание

III. Основной этап.

Работа с учебником

Работа в парах

Работа в группах

Беседа, обсуждение

Индивидуальная работа

Работа в парах

IV. Закрепление.

Фронтальная работа

V. Вводный инструктаж.

Индивидуальная работа

VI. Практичес-кая часть

VII. Текущий инструктаж.

VIII. Уборка рабочего места.

IX. Этап контроля и самоконтроля. Самоанализ, Беседа

X. Рефлексия.

-Назовите назначение  машинных швов.

-Напомню, что машинные швы делятся на два вида: соединительные и краевые.

-Почему одни машинные швы называют соединительными, а другие – краевые?

 -Давайте распределим изученные швы по видам.

Задание «Дополни схему».

-Посмотрите на доску. На ней составлена схема машинных швов. Дополните её, используя опорные слова на доске.

Задание «Найдите правильный ответ»:

  • прочитать внимательно описание машинных швов /про себя, вполголоса друг другу/;
  • определить название каждого шва, используя опорные слова;
  • найти условное обозначение шва.

-Для пошива каких изделий мы использовали данные швы?

-Какой из швов мы изучили на прошлом уроке?

-Давайте его рассмотрим. Где можно использовать данный вид шва?

-  Проведите по срезам шва пальцем. Какие они?

 -Можно ли применять накладной шов с двумя открытыми срезами для пошива мешочка из ситца? Почему?

Вывод: нам  нужно узнать другие виды накладного шва, которые используют для пошива изделий из осыпаемых материалов.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом накладного шва. Тема урока « Накладной шов с одним закрытым срезом».

- Что нам необходимо на уроке знать и уметь.

                         

-Для чего нужно знать и уметь?

-Вспомним  небольшие сведения о накладном шве с одним  закрытым срезом. Найти в учебнике и прочитать информацию о накладном шве. Ответить на 1 и 3 вопросы после текста.

-Давайте рассмотрим образец данного шва. Сравните образцы накладного шва с двумя открытыми срезами и с одним закрытым срезом. -Чем они отличаются?

-Рассмотрите фартук. Найдите на этом изделии накладной шов с одним закрытым срезом.

- Название шва и его условное обозначение мы запишем на следующем уроке. А сейчас  составим  последовательность выполнения накладного шва с одним  закрытым срезом.

Составление плана выполнения шва с опорой на ОК:

  • прочитать, рассмотреть опоры
  • поставить пункты плана на доску в правильной последовательности

Совместная проверка правильности планирования.

Определение видов работ (шаблоны)

  • ручные
  • машинные
  • утюжильные
  • самоконтроль

-В плане используются специальные слова. Давайте их объясним.

Словарная работа:

Заметать – закрепить подогнутый край детали смёточной строчкой.

Наметать-соединить две детали смёточной строчкой, наложив одну на другую.

Настрочить –соединить две детали , одна из которых наложена на другую.

Приутюжить – уменьшить толщину шва, сгиба или края детали.

Задание: -Рассказать о каждой операции с опорой на план. При ответе используйте специальные слова.

- Проверку качества осуществляем по критериям (учебник стр.95).

- Какие инструменты необходимы для работы?

Вывод: Мы будем работать ножницами, иглой, на швейной машине.

Задание: «Верно ли утверждение?»

  • прочитать /про себя, вслух/;
  • оценить правильность утверждения;
  • объяснить.

Утверждения:

-При работе на швейной машине разрешается снять косынку и фартук.

- Во время работы следить за посадкой и правильным положением рук, ног.

- Не наклоняться к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

- На платформе машины можно положить ручку, телефон, ножницы.

 -Во время работы на швейной машине разрешается разговаривать, смотреть по сторонам.

Задание: «Лови ошибку». Демонстрация учителем неправильных ручных приёмов работы.

Установка учителя:

  • проверить организацию рабочего места;
  • напомнить о проверке качества;

принять правильную позу (стул подвинут глубоко под стол, спина прямая, руки опираются о край стола, изделие на столе).

   

  Практический показ приёмов работы:

  • Разметки места настрачивания второй детали
  • Физкультминутка (гимнастика для глаз).

 

  • корректировка учителем неправильных действий учащихся;
  • проверка организации рабочего места, соблюдение т/б, последовательности выполнения задания;

- С каким швом мы сегодня познакомились?

- Оцените качество своей работы. Самоконтроль по критериям качества учебник стр. 95. Составьте рассказ, используя план.

-Какая тема и цели урока?

-Дополните предложение: «На уроке мне было …, потому что …»      интересно,  трудно, легко

Слово учителя к окончанию урока.

Предполагаемые ответы:

- Для пошива различных изделий.

-Соединительные швы соединяют детали, а краевые обрабатывают край (срез)  детали или изделия.

Составляют схему, работая у доски.

Читают описание швов, обсуждают, определяют их название, находят условное обозначение шва, дополняют схему на доске.

- Для пошива салфетки, наволочки, мешочка.

– Накладной шов с двумя открытыми срезами.

 – Для настрачивания тесьмы.

Рассматривают образец, анализируют, делают вывод.

- Срезы  открытые, осыпаются.

– Нет, т.к. в данном шве все срезы открытые и ситец будет осыпаться.

                         -выполнение накладного шва с одним закрытым  

                       срезом.

                        -выполнять ручные и машинные работы.

-Чтобы уметь качественно выполнять различные изделия.

План. результат: целеполагание деятельности, анализ образца,  умение работать по опоре ( работа со схемой), умение осознавать и мотивировать свою учебную деятельность.

Находят необходимую информацию, читают текст вполголоса.

Находят ответы на вопросы:

  • Накладной шов с одним закрытым срезом относится к соединительным швам. Его  используют для настрачивания карманов, соединения деталей.

Рассматривают образцы швов, сравнивают, анализируют, находят отличия:

–У одного шва все срезы открытые, а у другого один закрытый.

Рассматривают фартук, обсуждают, демонстрируют друг другу, учителю накладной шов с одним закрытым срезом.

-В фартуке данным швом обработаны карманы.

Составляют план работы:

  • 1-ая группа- схемы
  • 2-ая группа– образцы

Представляют  этапы работы в словесной форме.

Разграничивают виды деятельности, определяют самоконтроль.

Сопоставляют термин и его значение.

Планируемый результат: поиск информации в учебнике,  анализ, сравнение, умение планировать деятельность, работать по образцу, алгоритму, опоре, нравственно-этические нормы поведения при работе в группах, парах.

Проговаривают этапы работы с использованием терминологии.

Устанавливают межоперационный самоконтроль.

Определяют критерии заключительного контроля.

Планируемый результат: умение выполнять проверку по образцу с самостоятельным определением этапов работы.

Читают утверждение, объясняют, принимают помощь.

Находят и исправляют ошибку, объясняют, показывают правильные, безопасные приёмы.  

Планируемый результат: владение безопасными приёмами работы.

    Практическая работа учащихся.

  • Ученик демонстрирует приёмы выполнения смёточных стежков (первой операции замётывания);
  • Совместное обсуждение, выявление ошибок.
  • Самостоятельная деятельность учеников с опорой на образец, опорную схему.
  • Выполняют физкультминутку.

Планируемый результат: самостоятельное применение знаний с опорой на операционную карту,  умение сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь, принимать помощь).

  • комментирование  действий учащимися.
  • повторение т/б при машинных работах.
  • показ безопасных приёмов работы на швейной машине.

Планируемый результат: умение выполнять проверку по образцу с самостоятельным определением этапов работы, умение оказать, попросить о помощи.

Проводят уборку рабочего места.

Пл.результат: умение организовывать рабочее место

Проводят самоконтроль, оценивают свою работу по критериям.

Планируемый результат: умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, ориентация на странице учебника, проверка по готовому образцу.

Рефлексируют свою деятельность.

Планируемый результат: осознание самого себя, своей деятельности на уроке.

                                                                             

                                                                                                                         

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Разработка урока “ Урок одной задачи” 8 класс Учителя – Кононова Т. А. ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слия...

Инструкционная карта "Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом"

Подробная инструкционная  карта "Выполнение накладного шва " с рисунками...

Разработка урока по математике для учащихся 8 класса по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной»

Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математическо...

«Разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «Алгоритмы движения по линии «Зигзаг» с одним датчиком»

Материал включает в себя конспект внеурочного занятия по робототехнике, в котором учащиеся учатся строить алгоритмы движения робота по линии «Зигзаг» с одним датчиком...

Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...