Методические рекомендации по разработке проекта по Технологии
методическая разработка по технологии на тему

Серебряков Сергей Николаевич

Данная разработка содержит Методические рекомендации по разработке проекта по Технологии.

Материалы, послужившие основой для данной разработки, в течение нескольких лет успешно апробировались на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики и английского языка».

В предлагаемой редакция учтены знания, полученные автором при прохождении обучения на курсах повышения квалификации, в ходе обмена опытом с коллегами, а также рекомендации оргкомитета Всероссийской предметной олимпиады школьников по Технологии в части требований к разработке проектов.

Данная разработка может быть использована учителями и обучающимися при осуществлении проектной деятельности не только в области Технологии, но и (после некоторой доработки) при организации проектной деятельности, предусматриваемой ФГОС общего среднего образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по разработке проекта по Технологии.

1.Что такое проект?

Слово «проект» пришло из латинского языка (от лат. projectio бросание вперёд). Одно из его значений – «замысел, план, идея».

В ходе работы над проектом вы имеете возможность разработать и изготовить своё уникальное изделие.

Работу над проектом можно поделить на четыре основных этапа:

подготовительный (поисковый) – определение потребностей (проблем, требующих решения), формулировка задачи и основных требований к будущему изделию, сбор и обработка информации по выбранной теме, анализ возможных вариантов изделия и выбор наиболее подходящего (оптимального) варианта;

- конструкторский – детальная проработка выбранной идеи (внешний вид, конструкция, размеры, требования к безопасности и экологичности, необходимые материалы и детали, инструменты и приспособления) с составлением необходимых рисунков, эскизов, чертежей, схем, а также разработка технологических карт;

- технологический (рабочий) – изготовление изделия или его модели и, при необходимости, его испытания;

- заключительный – выполнение экономической оценки (расчёт себестоимости изделия), разработка рекламных материалов (по желанию), самоанализ хода и результата работы над проектом, оформление пакета проектной документации, рецензирование (по желанию) и экспертная оценка проекта.

Завершается работа над проектом его защитой и окончательной оценкой.

Оценка за проект является определяющей при выставлении годовой оценки по технологии.

2.С чего начать?

 

Начинать работу над проектом следует с изучения потребностей людей, с поиска проблем, требующих решения.

У каждого человека есть множество потребностей:

- физиологических (необходимых для нормальной жизни) – пища, вода, воздух, жильё, тепло и др.;

- безопасности и сохранения здоровья (а также его укрепления);

- интеллектуальные и культурные – образование, посещение музеев, театров и т.п.;

- общения с людьми и уважения;

- самореализации – достижение высоких результатов в какой-либо деятельности.

Поговорите с членами своей семьи, с близкими друзьями, со своими учителями, чтобы выяснить, какие у них есть неудовлетворённые потребности (нерешённые проблемы). Подумайте хорошенько о своих потребностях и проблемах (а их бывает очень много, хотя и не слишком крупных). 

Выберите из этого множества ту потребность (проблему), которая на данный момент наиболее важна, и оцените свои возможности по её реализации:

- достаточно ли у вас знаний и умений;

- хватит ли вам сил и времени для реализации своего проекта;

- имеются ли в вашем распоряжении (прежде всего в школьной мастерской) необходимые материалы и детали, инструменты и приспособления.

Если сомневаетесь в успехе, попробуйте выбрать менее сложную проблему.

Определившись с проблемой, сделайте описание проблемной ситуации и сформулируйте тему проекта, которая должна кратко и точно отражать, что именно Вы будете разрабатывать. 

 

3. Цель и задачи проекта, основные требования к изделию.

 

Целью проекта является его конечный результат. Цель должна быть конкретной, значимой, легко проверяемой и реально достижимой в ходе работы над проектом.

Задачи проекта состоят в том, чтобы разработать (сконструировать) выбранное изделие (или интеллектуальный продукт) и изготовить (создать) его в соответствии с определёнными критериями.

Основными критериями являются:

- назначение изделия (выполняемые им функции);

- внешний вид изделия (форма, размеры, цветовое решение, элементы отделки);

- конструкция (устройство) изделия;

- безопасность и экологичность изделия;

- технологичность (материалы, детали, инструменты и приспособления, которые могут быть использованы при изготовлении изделия) и другие.

Для большей наглядности удобно оформить эти критерии в виде дизайн-спецификации.

Но прежде необходимо приложить определённые усилия по сбору и обработке информации по теме проекта. Следует выяснить:

- что известно об истории проектируемого предмета (факты или предположения о месте и времени создания первого такого предмета, о его совершенствовании и т.п.);

- какие существуют аналогичные или подобные предметы, и каковы их отличительные черты;

- какие материалы могут применяться при изготовлении этих предметов, в чём их достоинства и недостатки.

 

4. Анализ вариантов идей.

 

Чтобы определиться с окончательным вариантом изделия, необходимо провести сравнительный анализ возможных идей по определённым ранее критериям. Нужно сравнить 3-5 (чем больше, тем лучше) возможных вариантов изделия, различающихся по форме, размерам, цвету, конструкции, материалам, экологичности, расчётной себестоимости и т.д.

Каждый вариант следует изобразить в упрощённом виде.

Сравнение критериев желательно оформить в виде таблицы или диаграммы.

На основе анализа идей можно выбрать один из рассматриваемых вариантов (возможно, что-то в нём изменив) либо предложить новый вариант, собрав воедино всё лучшее из проанализированного.

В обосновании выбора следует чётко пояснить, почему отдано предпочтение именно такой форме, именно таким размерам, именно такому материалу…

 

5. Конструирование изделия.

 

После выполнения подготовительного этапа проектирования приступаем к детальной проработке конкретной идеи.

Для начала необходимо выполнить как можно более точный объёмный рисунок будущего изделия, чтобы определить, какие его виды (проекции) должны быть изображены на чертеже (эскизе), и какой из них должен быть главным. Для плоских деталей и тел вращения часто бывает достаточно одного вида. В отдельных случаях требуется до 6 видов.

Обычно главным делают тот вид, который несёт наибольшую информацию об изделии. Чертёж (эскиз) главного вида выполняется так, чтобы было достаточно места для нанесения размеров и размещения (если необходимо) под ним вида сверху, а правее его – вида слева.

Все чертежи (эскизы) необходимо выполнять с соблюдением правил черчения (линии чертежа, масштабы и т.п.). На чертеже (эскизе) изделия, состоящего из нескольких деталей, наносят только габаритные и монтажные размеры. На чертеже (эскизе) детали наносят все размеры, необходимые для её изготовления.

Учащиеся 8 класса должны оформлять чертежи в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД): рамка, основная надпись, шрифт, спецификация (для сборочного чертежа).

Для электротехнических и радиоэлектронных изделий обязательно составление принципиальных и монтажных схем.

6. Разработка технологии изготовления изделия.

 

При разработке технологии изготовления изделия – составлении технологической карты (ТК) – необходимо помнить, что в реальной жизни этим занимается инженер-технолог. Делают же изделия рабочие, часто не связанные друг с другом, находящиеся в разных цехах и не знающие для какого изделия нужны их детали. Поэтому ТК должна составляться максимально подробно. ТК изготовления изделия, состоящего из нескольких деталей, должна содержать также последовательность сборки изделия.

Простейшие ТК состоят из 4-5 граф (столбцов). Первая графа – «№ детали» (для изделий, состоящих из нескольких деталей). В пунктах, посвящённых сборке изделия, в этой графе указываются номера всех соединяемых деталей. 

Вторая графа – «№ по порядку» («сквозная» нумерация пунктов ТК от первого до последнего). 

Третья графа – «Выполняемые операции». Каждая технологическая операция, а при необходимости и каждый технологический переход или установ, оформляется отдельным пунктом. Глагол, обозначающий операцию, должен употребляться в форме указания (выбрать, разметить, строгать и т.д.). Последовательность работы отображается подетально, т.е. описывается изготовление одной детали, затем другой и т.д. Начальной операцией по изготовлению каждой детали должна быть «Выбрать заготовку из …(какого материала, для проволоки и проката указать сортовые размеры – диаметр, сечение и т.п.) размерами не менее …(для древесины – длина Х ширина Х толщина, для листовых материалов – длина Х ширина, для проволоки и проката – длина)». При полном совпадении содержания операции с содержанием операции, выполняемой при изготовлении другой детали, допускается замена её ссылкой «Выполнить пункт(ы) …».

Четвёртая графа – «Графическое изображение». Для каждого пункта условно изображается ход или результат выполнения.

Пятая графа – «Инструменты и приспособления» (иногда разбивается на подграфы «инструменты», «приспособления», «станки»…). Для каждого пункта указываются применяемые инструменты, приспособления и другая оснастка.

Для сложных изделий, состоящих из нескольких функциональных узлов, ТК может составляться раздельно по каждому узлу.  

7. Экологическая экспертиза

В экологическом анализе необходимо отразить следующее:

- наличие опасных (которые могут повлечь травмирование и/или гибель) и вредных (которые способны вызвать недомогание и/или заболевание) факторов; 

- как, на кого и на что (на какие природные объекты) опасные и вредные факторы влияют в процессе изготовления, эксплуатации и последующей утилизации изделия; 

- что можно сделать для исключения или снижения воздействия опасных и вредных факторов;

- наличие положительных аспектов (использование вторичного сырья и отходов производства, благотворное воздействие изделия на эмоциональную сферу и т.п.).

8. Экономический расчёт.

Расчёт количества потребных материалов

 № п.п

Наименование

детали

Размеры

в мм

Размеры

заготовки

Количество

деталей

Наименование

материала

Единица

измерения

Потребное

количество

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Размеры изготавливаемых деталей указываются в миллиметрах в формате:

- "длина Х ширина Х толщина" (для древесины);

- "длина Х ширина" (для листовых материалов);

- "длина" (для погонажа, требующего торцовки).

Размеры заготовок должны быть больше размеров соответствующих деталей на 3-5 мм. Для деталей получаемых точением на станке длина заготовки должна быть больше длины детали на 25-40 мм.

Единицы измерения:

- древесина - метр кубический;

- листовые древесные материалы - метр квадратный или лист (штука);

- листовой металл - килограмм или лист (штука);

- погонаж - метр или штука.

При расчёте потребного количества материалов обязательно учитывается количество деталей в изделии.

Расчёт стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных изделий, полуфабрикатов, электроэнергии

п.п

Наименование

Единицы

измерения

Норма расхода

(количество)

Цена

в рублях

Стоимость

в рублях

1

древесина

куб.м.

2

фанера

кв.м.

3

шурупы

кг

4

клей

кг

5

сталь

кг

6

провод

м

7

электрическая энергия

квт.час

ИТОГО

Под нормой расхода понимается количество данного материала, необходимого для изготовления изделия (для изготавливаемых деталей берётся из Расчёта количества потребных материалов).

Стоимость определяется путём умножения нормы расхода на цену материала.

Расчёт заработной платы по тарифу

Трудоёмкость,

человеко-часов

Часовая тарифная ставка,

рублей в час

Зарплата по тарифу,

рублей

                      

                       

    

Трудоёмкость определяется как продолжительность работы по изготовлению изделия в астрономических (60 минут) часах.

При работе бригадой суммируется время работы всех её членов.

Часовая тарифная ставка - цена одного часа труда. Ставка зависит от условий труда, его сложности и напряжённости, а также от квалификации работника. В школьном проекте ставка может быть рассчитана из средней заработной платы в регионе.

Заработная плата определяется как произведение трудозатрат и часовой тарифной ставки.

Начисление на заработную плату учитывает дополнительные расходы (на налоги, транспорт, износ инструмента и т.д.) и определяется путём умножения заработной платы на коэффициент 0,385.

Расчёт себестоимости изделия

п.п.

Статьи затрат

Сумма,

рублей

1

Сырьё, основные и вспомогательные материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, электроэнергия

 

2

Заработная плата по тарифу

               

3

Начисление на заработную плату

  

 

ИТОГО

 

 

9. Самоанализ и рецензирование

 

Самоанализ процесса и результатов проектирования должен содержать:

- преимущества и недостатки изделия в сравнении с существующими аналогами;

- варианты использования выполненного изделия (проекта);

- какие знания и умения приобрёл или развил в процессе работы над проектом;

- какие трудности возникали во время работы;

- насколько интересно было заниматься проектированием и изготовлением изделия и почему.

Можно (и желательно) дополнить проект рекламой изделия или «предприятия/организации» по выпуску этого изделия.

Рецензия на проект учащегося даётся, как правило, по его желанию и должна содержать: 

- достоинства и недостатки проекта;

- наличие оригинальных, по мнению рецензента, дизайнерских, конструкторских и технологических решений;

- предложения по использованию проекта;

- предлагаемая отметка.  

Рецензент выбирается самим учащимся из числа взрослых (учителя, родители, другие родственники или знакомые), исключая руководителя проекта.

 

10. Оформление документации

 

Документация оформляется на листах формата А4. Графическая часть (чертежи, эскизы, схемы), при необходимости, может быть оформлена на листах ватмана больших форматов, а в отдельных случаях - на миллиметровой бумаге.

Для учащихся 8 и последующих классов обязательно оформление проектной документации в соответствии с требованиями ЕСКД.

На титульном листе размещаются:

- вверху - наименование школы "Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики и английского языка" (при рукописном оформлении допускается сокращённое наименование "МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ");

- в центре - слово "Проект", и слова "Образовательная область "Технология";

- ниже и правее - "Учащийся: Фамилия, Имя, Отчество (по желанию), класс с указанием литеры (буквы)", "Учитель: Серебряков Сергей Николаевич". При необходимости - "Консультант: Фамилия, Имя, Отчество, должность, место работы".

- внизу - "г.Боровичи", "20__г."

На последней странице должен быть размещён список использованных источников.

Для книг указывают:

- фамилию и инициалы автора (авторов или под чьей редакцией издана книга);

- название (без сокращений);

- наименование издательства с указанием города;

- год издания.

Для журнальных статей:

- фамилию и инициалы автора (авторов);

- название (без сокращений);

- наименование журнала, год и № выпуска.

Для материалов, взятых в сети Internet:

- фамилию и инициалы автора (авторов), если они известны;

- название (без сокращений) и адрес сайта, файла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации по разработке и апробации проекта по теме: «Капля гимназии № 12 в море чемпионата мира по футболу 2018 года» Праздник «Мы любим футбол»

        Так как, одной из самых  интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования и спортивные праздники,  мы с коллегами,  решили ...

Методические рекомендации по оформлению проекта по технологии в общеобразовательной школе

методических рекомендациях рассмотрены научно-методические и нормативные основы организации проектной деятельности школьников, предложены методические рекомендации по написанию и оформлению пояс...

Методическая разработка. Проект "Реализация технологии продуктивного обучения краеведения"

Занятия краеведением являются важным источником патрио­тическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это рас...