Положение об итоговом годовом проекте по Технологии
методическая разработка по технологии на тему

Серебряков Сергей Николаевич

Данная разработка содержит Положение об итоговом годовом проекте по Технологии с приложениями, регламентирующими вопросы оценивания проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением математики и английского языка»

Положение

об итоговом годовом проекте

по Технологии

Разработчик программы

учитель технологии

Серебряков Сергей Николаевич

Педагогический стаж 37 лет,

высшая квалификационная категория

г.Боровичи

2017

  1. Общие положения

В соответствии с Программой обучения по предмету «Технология» обучающиеся выполняют ежегодно проектную работу, которая является итоговой. Оценка за итоговый годовой проект является определяющей при выставлении годовой оценки по предмету.

Задачами проекта являются:

- выявление уровня знаний и умений, полученных обучающимся в истекшем учебном году;

- развитие исследовательских и проектировочных умений, творческих способностей и самостоятельности обучающегося.

Проект выполняется индивидуально или бригадами по 2-3 человека.

Изготовление изделия осуществляется в школьных мастерских. Операции, требующие применения оснастки, отсутствующей в школе разрешается выполнять вне неё.

Обучающимся 8 класса в отдельных случаях по согласованию с творческой группой может быть разрешено выполнение теоретического/исследовательского проекта в виде реферата, курса лекций, методических разработок и т.п.

  1.  Порядок подготовки проектной документации

Тема проекта должна соответствовать программному содержанию предмета, быть связана с удовлетворением личных, культурно-бытовых, общественно-значимых потребностей. Тема в обязательном порядке согласуется с преподавателем технологии.

Документация разрабатывается, как правило, на занятиях, а оформляется дома.

Документация представляется  для  экспертной  оценки  не  позднее,  чем  за  неделю до защиты проекта.

  1. Требования к содержанию проектной документации

Дизайн-папка должна содержать:

- краткое описание проблемы и схему её поиска;

- формулировку задачи проекта и обоснование выбора темы;

- план выполнения проекта;

- материалы исследований: исторические справки, информация об аналогах, применяемых материалах;

- краткий перечень требований к проектируемому изделию (дизайн-спецификация);

- графические разработки вариантов идей с краткими комментариями;

- выводы сравнительного анализа вариантов идей и обоснование выбора конкретной идеи (оценка с позиции дизайна, технологии, экономики, экологии);

- эскизы (рисунки, чертежи) общего вида проектируемого изделия и чертежи (эскизы) отдельных его деталей;

- технологическую карту (карты);

- самоанализ процесса и результатов проектирования;

- варианты использования выполненного изделия;

- список использованной литературы;

- отзывы (рецензии) рецензентов, выбранных самим учащимся или учителем.

  1. Требования к оформлению дизайн-папки

Работа выполняется на листах формата А4.

На титульном листе указывается образовательное учреждение; тема проекта; фамилия, имя, отчество автора и класс (в именительном падеже); фамилия, имя, отчество руководителя; название города и год.

Текстовая часть работы предоставляется в печатном или рукописном виде (текст пишется разборчиво, грамотно и аккуратно).

 Графическая часть работы выполняется с соблюдением требований Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

  1. Требования к проектируемому изделию

При выполнении проекта по разделам «Технология обработки древесины (металла)», «Художественная обработка древесины (металла)», «Машиноведение»:

- изделие  обучающегося  5 класса  должно  изготавливаться  с  применением  не  менее  5 операций;

- изделие обучающегося 6 класса должно состоять из 2 и более деталей с применением разъёмных соединений;

- изделие обучающегося 7 класса должно состоять из 2 и более деталей с применением механической обработки, соединенных как разъёмными, так и неразъёмными соединениями;

- изделие обучающегося 8 класса должно состоять из деталей, изготовленных из различных конструкционных материалов, с учетом требований к изделию обучающегося 7 класса.

При выполнении проекта по разделам «Электротехника», «Радиоэлектроника», «Автоматика и цифровая электроника» изделие должно быть завершенным прибором либо узлом, пригодным к применению в различных приборах. В обоих случаях изделие должно иметь корпус, а во втором случае также узлы (точки) крепления.

Запрещается проектировать действующие образцы оружия и боевой техники, пиротехнические средства.

  1. Требования к готовому изделию

Изделие должно соответствовать теме, содержанию проекта, требованиям дизайн-спецификации, иметь завершенный вид и высокое качество.

  1. Требования к оформлению теоретического/исследовательского проекта

Материалы теоретического/исследовательского проекта оформляются в соответствии с Требованиями к оформлению Дизайн-папки (см. выше).

  1. Требования к защите проекта

В процедуру защиты проекта входит его представление и ответы на вопросы учителя и экспертов (эксперты заблаговременно выбираются или назначаются учителем из числа одноклассников).

Представляя проект, учащийся должен:

- кратко сформулировать проблему проекта и задачи, поставленные для ее решения;

- описать ход выполнения проекта, отметив нестандартные решения, исследовательские находки, элементы новизны, реализованные при проектировании и изготовлении изделия;

- назвать главные результаты проектирования, продемонстрировать и прокомментировать готовое изделие;

- указать источники получения информации.

Защита проекта не должна длиться более 10 минут.

  1. Критерии оценки проекта

Результат проектной работы оценивается по пятибалльной шкале.

При выставлении оценки учитывается:

- аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

- степень самостоятельности в ходе работы над проектом;

- необходимый объем и полнота разработок;

- четкость представления своей работы, обоснованность предлагаемых решений, подходов, выводов, логическая последовательность;

- культура речи, аргументированность ответов на вопросы;

- творческая, оригинальная разработка темы, найденных решений;

- соответствие оформления документации стандартным требованиям, логичность и грамотность в текстовой её части;

- качество изделия (красота, прочность, работоспособность и пр.).

Приложения:

  1. Порядок оценивания проекта.
  2. Критерии и нормы оценки проекта.
  3. Оценочный лист.
  4. Лист оценки проекта.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

к Положению об итоговом годовом проекте

по Технологии

Порядок оценивания проекта

Оценивание проекта осуществляется по установленным критериям в соответствии с нормативами, определёнными в Приложении №2 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии.

Учитель словесно оценивает практическую работу обучающегося на каждом её этапе, давая необходимые замечания и рекомендации, а балльную оценку всех критериев ставит при представлении и публичной защите проекта в Листе оценки проекта (Приложение №4 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии). Исходя из максимально возможного количества баллов (85), оценка «5» выставляется при сумме баллов от 77 до 85, оценка «4» - от 60 до 75, оценка «3» - от 43 до 59. Лист оценки проекта приобщается к пакету проектной документации.

Обучающийся даёт самооценку по каждому критерию в специальном журнале (дневнике) проектирования. Самооценка обучающегося может изменяться в процессе работы над проектом. В папке с проектной документацией обучающийся размещает «Самоанализ процесса и результатов проектирования», в котором раскрывает преимущества и недостатки изделия в сравнении с существующими аналогами; варианты использования выполненного изделия (проекта); какие знания и умения приобрёл или развил в процессе работы над проектом; какие трудности возникали во время работы; насколько интересно было заниматься проектированием и изготовлением изделия и почему. Балльную самооценку обучающийся по каждому критерию выставляет в Листе оценки проекта (Приложение №4 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии).

Эксперты выбираются самими обучающимися (часто на основе самовыдвижения) из числа одноклассников либо назначаются учителем. По каждому направлению деятельности желательно иметь 2-3 экспертов, которые выполняют также функции консультантов. Эксперты оценивают работу по своим направлениям по мере её выполнения и выставляют оценки в журнал (дневник) проектирования. Оценки экспертов могут быть ими изменены при условии устранения отмеченных недостатков, как в процессе работы над проектом, так и во время его защиты. Окончательные оценки эксперты выставляют в Оценочных листах (Приложение №3 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии). В Лист оценки проекта (Приложение №4 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии) вносится оценка, равная округлённому среднему арифметическому значению  оценок всех экспертов.

Обучающиеся имеют право на внешнюю оценку (рецензирование) проекта. Рецензент выбирается обучающимся из числа совершеннолетних. Рецензия приобщается к пакету проектной документации. Предложенная рецензентом оценка заносится в Лист оценки проекта (Приложение №4 к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии).

Итоговая оценка определяется как округлённое значение среднего арифметического оценок, выставленных учителем, экспертами, рецензентами и самим обучающимся.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

к Положению об итоговом годовом проекте

по Технологии

Критерии и нормы оценки проекта

  1. Аргументированность выбора темы, обоснование потребности:

«5» - полно и логически правильно изложена решаемая проблема, дано объяснение причин выбора темы проекта с учетом своих способностей, знаний и умений, а также возможностей школьных мастерских; чётко и полно сформулированы цель и задачи проектной деятельности;

«4» - решаемая проблема изложена полно, но не достаточно чётко; объяснение причин выбора темы не учитывает всех необходимых факторов; чётко сформулированы цель и задачи проектной деятельности;

«3» - проблема изложена не полно, объяснение выбора темы отсутствует либо дано формально; цель и задачи проектной деятельности сформулированы не достаточно чётко и полно;

«2» - отсутствуют объяснения проблемы и выбора темы, цель и задачи проектной деятельности сформулированы;

- либо объяснение проблемы и выбора темы имеется, но цель и задачи не сформулированы;

«1» - отсутствуют объяснения проблемы и выбора темы, цель и задачи проектной деятельности не сформулированы.

  1. Практическая направленность и значимость:

«5» - разработка имеет чётко выраженную направленность на практическое применение, социальную значимость, возможность массового производства и может быть конкурентоспособна;

«4» - разработка направлена на практическое применение, имеет социальную значимость и может быть конкурентоспособна;

«3» - разработка направлена на практическое применение, имеет социальную значимость, но не может производиться массово;

- либо может производиться массово, но не обладает достаточной конкурентоспособностью;

«2» - разработка не направлена на практическое применение, не имеет социальной значимости, не может производиться массово;

- либо может производиться массово, но не обладает достаточной конкурентоспособностью;

«1» - не выполнены все перечисленные условия.

  1. Объём и полнота сбора и анализа информации:

«5» - при работе над проектом использовано несколько источников информации; дана историческая справка по тематике проекта; подробно проанализировано не менее 3 полных или частичных аналогов;

«4» - использовано несколько источников; историческая справка дана формально; проанализировано 3-4 аналога;

«3» - использовано несколько источников; историческая справка дана формально; анализ аналогов проведён поверхностно;

«2» - использовано несколько источников; анализ аналогов либо историческая справка отсутствуют.

«1» - анализ аналогов и историческая справка отсутствуют.

  1. Разработка дизайн-спецификации и вариантов идей, выбор конкретной идеи:

«5» - требования к проектируемому изделию сформулированы достаточно полно и чётко, дано грамотное обоснование выбора конкретной идеи с учетом своих способностей, знаний и умений, а также возможностей школьных мастерских;

«4» - требования к проектируемому изделию сформулированы достаточно полно и чётко, но объяснение причин выбора конкретной идеи не учитывает всех необходимых факторов;

«3» - требования к проектируемому изделию сформулированы не достаточно полно и чётко, объяснение причин выбора конкретной идеи не учитывает всех необходимых факторов;

«2» - требования к проектируемому изделию сформулированы не достаточно полно и чётко, объяснение причин выбора конкретной идеи отсутствует;

«1» - требования к проектируемому изделию не сформулированы и, объяснение причин выбора конкретной идеи отсутствует.

  1. Оригинальность и новизна дизайнерских, конструкторских и технологических решений:

«5» - создана новая или существенно изменена существующая конструкция; применена технология, не рассматривавшаяся по программе курса обучения; предложено необычное дизайнерское решение;

«4» - создана новая или существенно изменена существующая конструкция; либо применена технология, не рассматривавшаяся по программе курса обучения;

«3» - при оригинальности дизайна конструкторские и технологические решения выбраны из нескольких существующих с незначительными изменениями;

«2» - при оригинальности дизайна конструкторские и технологические решение выбраны из нескольких существующих без изменений;

«1» - использованы готовые решения.

  1. Логичность и грамотность излагаемой информации:

«5» - в текстовых документах материал излагается последовательно и правильно с точки зрения норм литературного русского языка; допущено не более 3 ошибок, все термины написаны безошибочно;

«4» - имеются незначительные недочёты в последовательности и языковом оформлении материала, не изменяющие смысла текста; допущено 4-5 ошибок, причём все термины написаны безошибочно;

«3» - имеются недочёты в последовательности и языковом оформлении материала, не затрудняющие его понимание; допущено 6-10 ошибок, причём в написании терминов – не более 2;

«2» - имеются существенные недочёты в последовательности и языковом оформлении материала, затрудняющие его понимание; допущено более 10 ошибок, причём в написании терминов – не более 2;

«1» - материал изложен непоследовательно, с нарушением норм русского языка; допущено более 10 ошибок либо неправильно написано более 2 терминов.

  1. Соответствие графической документации требованиям ЕСКД:

«5» - графическая документация соответствует требованиям ЕСКД либо допущены 1-2 ошибки в проставлении размеров, не влекущие за собой изготовления бракованных изделий;

«4» - документация оформлена с помарками, не влияющими на восприятие информации, либо допущены 3-4 ошибки в проставлении размеров, не влекущие выпуск брака;

«3» - документация оформлена с помарками, затрудняющими восприятие информации, либо допущено более 4 ошибок в проставлении размеров, не влекущих выпуск брака;

«2» - документация не соответствует требованиям ЕСКД; либо допущены ошибки в проставлении размеров, которые ведут к выпуску брака;

«1» - представлен неполный комплект документации.

  1. Полнота отработки технологической карты (ТК):

«5» - ТК составлена подробно (с указанием всех технологических операций и технологических переходов) и логически последовательно, указаны все применяемые инструменты, приспособления, материалы и типовые детали;

«4» - ТК составлена подробно, но нарушена логическая последовательность изготовления деталей либо перечислены не все необходимые инструменты, приспособления, материалы и типовые детали;

«3» - в ТК пропущены 1-2 операции/перехода;

«2» - в ТК пропущено более 2 операций/переходов;

«1» - ТК отсутствует или выполнена не по форме.

  1. Экологичность изделия:

«5» - изделие изготовлено из экологически чистых материалов либо из вторичного сырья с применением природосберегающих технологий; не наносит вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе эксплуатации; не загрязняет окружающую среду при утилизации либо может быть использовано для вторичной переработки;

«4» - изделие изготовлено, в основном, из экологически чистых материалов, но требует применения дополнительных мер для устранения или снижения отрицательного воздействия на окружающую среду или здоровье человека на этапе изготовления, эксплуатации или утилизации;

«3» - изделие изготовлено из материалов, способных выделять вредные вещества в процессе утилизации, требует применения дополнительных мер для устранения или снижения отрицательного воздействия на окружающую среду или здоровье человека на этапе изготовления, эксплуатации или утилизации;

«2» - изделие изготовлено из материалов, способных выделять вредные вещества в процессе эксплуатации, но это воздействие может быть устранено с помощью дополнительных мер;

«1» - изделие не соответствует требованиям на оценку «2».

  1.   Полнота проведения экологической экспертизы:

«5» - в экспертизе чётко сформулированы все опасные и вредные факторы разработанного изделия, указаны подверженные их воздействию объекты, названы возможные и применённые меры для устранения или снижения влияния опасных и вредных факторов;

«4» - в экспертизе сформулированы не все опасные и вредные факторы;

- либо указаны не все подверженные их воздействию объекты;

- либо названы не все меры для устранения или снижения их влияния;

«3» - отсутствует один из пунктов экспертизы;

«2» - экспертная оценка дана формально;

«1» - экспертная оценка отсутствует.

  1.   Полнота и качество выполнения экономической оценки:

«5» - в расчётах учтены все затраты и издержки, правильно указаны цены и единицы учёта, нет ошибок в вычислениях;

«4» - учтены не все затраты и издержки;

- либо допущены ошибки в определении единиц учёта или цен;

- либо сделаны незначительные ошибки в вычислениях (не более 5%);

«3» - ошибка в расчёте составляет от 5 до 10%;

«2» - ошибка в расчёте составляет более 10%;

«1» - расчёты отсутствуют.

  1.   Норма времени (выработки):

«5» - работа выполнена в полном объёме и в установленный срок;

«4» - документация оформлена полностью, изделие недовыполнено на 5-10% (отделка, сборка, регулировка и т.п.);

«3» - документация оформлена полностью, изделие недовыполнено на 15-20% (не изготовлена часть деталей/конструктивных элементов изделия);

«2» - документация оформлена полностью, изделие недовыполнено на 25-50%;

«1» - документация оформлена полностью, изделие не выполнено.

  1.   Организация труда:

«5» - рабочее место организовывалось рационально, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, соблюдался план работы, полностью выполнялись общие правила техники безопасности, все приёмы труда выполнялись правильно,  обеспечена сохранность инструментов и приспособлений (не было поломок по вине учащегося), материалы расходовались экономно;

«4» - допущены (но самостоятельно исправлены) незначительные ошибки в планировании труда и организации рабочего места, полностью выполнялись правила техники безопасности, трудовой и технологической дисциплины, приёмы труда выполнялись с незначительными ошибками, обеспечена сохранность инструментов и приспособлений (не было поломок по вине учащегося);

«3» - допущены существенные ошибки в планировании труда, организации рабочего места и выполнении приёмов труда, полностью выполнялись правила техники безопасности, трудовой и технологической дисциплины, обеспечена сохранность инструментов и приспособлений (не было поломок по вине учащегося);

«2» - допущенные нарушения техники безопасности, трудовой и технологической дисциплины привели к поломке инструмента по вине учащегося; либо нарушения техники безопасности, трудовой и технологической дисциплины допускались неоднократно;

«1» - нарушения техники безопасности, трудовой и технологической дисциплины привели к травмированию кого-либо.

  1.   Качество изделия (работы):

«5» - работа выполнена с учётом установленных требований по точности соблюдения размеров, шероховатости поверхности, прочности, работоспособности изделия и т.п.;

«4» - работа выполнена с незначительными отклонениями от заданных требований. Отклонения в размерах деталей из древесины не более 1-2 мм, из металла и пластмассы не более 0,5-1 мм;

«3» - работа выполнена со значительными отклонениями от заданных требований. Отклонения в размерах деталей из древесины  не более 3 мм, из металла и пластмассы не более 1,5 мм;  

«2» - работа выполнена с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.

 

  1.   Степень самостоятельности учащегося (бригады):

«5» - при разработке проекта учащийся обращался к учителю и/или одноклассникам за консультациями, но всю практическую работу выполнял самостоятельно;

«4» - учащийся выполнял практическую работу сам, но 1-2 операции – с чьей-либо помощью;

«3» - 1-2 операции выполнялись другими людьми;

«2» - более 2 операций выполнялись другими людьми или с их помощью.

Примечание: Оценки членам бригады ставятся с учётом коэффициента трудового участия (от 0,5 до 1).

  1. Чёткость и последовательность представления работы на защите проекта; культура речи:

«5» - материал излагается чётко, последовательно и правильно с точки зрения норм литературного русского языка; грамотно применяется терминология;

«4» - имеются незначительные недочёты в последовательности и языковом оформлении материала, не изменяющие смысла текста; грамотно применяется терминология;

«3» - имеются недочёты в последовательности и языковом оформлении материала, затрудняющие его понимание; допускаются неточности в терминологии;

«2» - материал изложен непоследовательно, с нарушением норм русского языка;

«1» - материал на защиту проекта не представлен.

  1.   Ответы на вопросы по проекту:

(оцениваются только ответы на дополнительные и уточняющие вопросы по теме проекта)

«5» - на все заданные вопросы даны чёткие развёрнутые ответы либо вопросов не возникло;

«4» - на все заданные вопросы даны правильные, но не достаточно чёткие и полные ответы;

«3» - на часть вопросов (не более половины) ответы не даны или даны не правильно, а на остальные вопросы даны правильные ответы;

«2» - более чем на половину заданных вопросов ответы не даны или даны не правильно.



Предварительный просмотр:

Приложение №3

к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии

Оценочный лист __ «__» класса

№ критерия

Оцениваемый критерий

Фамилии/Оценки

1

Аргументированность выбора темы

 

 

2

Практическая направленность и значимость.

 

 

3

Объём и полнота сбора и анализа информации

 

 

4

Разработка дизайн-спецификации и выбор идеи.

 

 

5

Оригинальность и новизна решений.

 

 

6

Логичность и грамотность изложения информации.

 

 

7

Соответствие документации требованиям ЕСКД.

 

 

8

Полнота отработки ТК.

 

 

9

Экологичность изделия.

 

 

10

Полнота проведения экологической экспертизы.

 

 

11

Полнота и качество экономической оценки.

 

 

12

Норма времени (выработки).

 

 

13

Организация труда.

 

 

14

Приёмы труда.

 

 

15

Качество изделия (работы).

 

 

16

Степень самостоятельности учащегося (бригады).

 

 

17

Представление работы  на защите проекта.

 

 

18

Ответы на вопросы по проекту.

 

 

Сумма баллов

Итоговая оценка

Эксперт ______________________________________________   ____________________   _______________________

                                                        должность                                                                                          подпись                                                                    Ф.И.О.



Предварительный просмотр:

Приложение №4

к Положению об итоговом годовом проекте по Технологии

Лист оценки проекта

учащегося __"__" класса __________________________________

№ критерия

Оцениваемый критерий

Оценки

учащегося

экспертов

учителя

1

Аргументированность выбора темы, обоснование потребности.

2

Практическая направленность и значимость.

3

Объём и полнота сбора и анализа информации.

4

Разработка дизайн-спецификации и вариантов идей, выбор идеи.

5

Оригинальность и новизна решений.

6

Логичность и грамотность излагаемой информации.

7

Соответствие документации требованиям ЕСКД.

8

Полнота отработки ТК.

9

Экологичность изделия.

10

Полнота проведения экологической экспертизы.

11

Полнота и качество выполнения экономической оценки.

12

Норма времени (выработки).

13

Организация труда.

14

Приёмы труда.

15

Качество изделия (работы).

16

Степень самостоятельности учащегося (бригады).

17

Представление работы  на защите проекта.

18

Ответы на вопросы по проекту.

Оценка учащегося

Оценка экспертов (средний балл)

Оценка рецензента (при наличии)

Оценка учителя

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об итоговом индивидуальном проекте

Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО....

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...

Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"

Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...

Положение об итоговом индивидуальном проекте

Итоговый индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Положение составлено  в ...

Разработка положения об итоговом индивидуальном проекте Варианты положения

Индивидуальные итоговые проекты по предметам позволяют выявить интересы учеников...

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования...

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов

Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...