Индивидуальный контроль за усвоением учащимися программного материала по технологии в условиях развивающей направленности обучения.
статья по технологии (10, 11 класс) на тему

Рябенко Олег Николаевич

Один из вариантов построения системы оценивания достижений обучающихся на уроках технологии.

Принцип проблемного обучения.

Принцип оптимальности различных видов мыслительной деятельности.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Принцип специальной организации мнемонической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный контроль за усвоением учащимися программного материала по технологии в условиях развивающей направленности обучения.

Познавательная активность учащихся, в конечном счете - решающее условие успешности обучения. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он - интересен ученикам. Разумеется, картина эта не статична, в ней в силу многих причин постоянно происходят изменения.

Очень важен первый контакт педагога с учениками. В этот момент закладывается основа их будущей совместной деятельности, задается характер взаимоотношений, устанавливаются, так сказать, «правила игры», В известной мере определяется уровень познавательной активности группы. В ней могут быть условно выделены четыре ступени. На первой (нулевой уровень) стоят ученики, которые обычно с трудом включаются в учебную работу. На второй те, кто проявляет заинтересованность только в определенных учебных ситуациях. Третью ступень занимают учащиеся, обладающие стабильным интересом к учению. Они главная опора учителя на уроке. Завершают эту своеобразную лестницу одаренные ученики, нередко выступающие в роли соучителя, помогающие одноклассникам, особенно при изучении сложного учебного материала.

Постоянный учет различий в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы - обязательное условие личностно ориентированного подхода в обучении.

Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редкость случаи, когда ученики, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учебе.

Важная задача учителя - всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер подлинного познавательного интереса, стремления к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей и закономерностей.

В учебном процессе должны быть разведены уровень подачи материала и уровень его восприятия учащимися. Первый должен быть существенно выше второго. На уроке материала дается много и разного. А дело учащегося выбрать, что ему по зубам, интересно, и усвоить столько, сколько он может. Но учитель следит, чтобы это «столько» было на границе образовательного стандарта. Может возникнуть вопрос, а вдруг никто ничего не станет выбирать? Выбирают! И еще как выбирают, ибо вовлечены в увлекательный процесс создания полезных и красивых вещей.

При оценке знаний и умений стараюсь сравнивать не Петю с Васей (это все равно, что руку с ногой), а Петю сегодняшнего с Петей вчерашним. Ориентация на развитие, интерес определила и структуру учебного процесса. В нем практически нет нудных, однообразных тренировочных упражнений. Закрепление идет параллельно с изучением нового материала, незаметно для ученика, потому и не скучно.

Особый пласт взаимодействия учителя с учениками, также непосредственно влияющий на развитие их познавательной активности, это речевой этикет. Основой его являются стилистическая интуиция учителя, речевая культура, чувство меры. Имеет право на жизнь только то слово педагога, которое несет информацию

или коммуникативную инициативу. И всегда надо думать над тем, как оно отзовется, какую вызовет ответную реакцию у учащихся. Интерес к изучаемому материалу заметно возрастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

Большую ценность в этом плане имеет проблемное изложение темы. Проблемная ситуация - это сознательно создаваемое учителем затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения и т.д. С этой целью постепенно исключаются из объяснений и инструктажей детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно.

Более высокий уровень проблемности – это привлечение учеников к моделированию и конструированию. Но при этом не следует переоценивать их творческие возможности. Ведь они ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Познавая  новое, учащиеся делают открытия для себя и очень важно, чтобы это происходило самостоятельно. Сюда примыкает и работа исследовательского характера, когда для принятия технического решения проводятся несложные эксперименты с привлечением при этом знаний из физики, математики, черчения.

В последнее время при изучении технологии все шире используется метод проектов, который требует от учащихся значительно более высокого уровня самостоятельности, когда учитель выступает в новой для себя роли консультанта.

При выставлении оценок я придерживаюсь принципа управления успехом, Т.е. в процессе контроля знаний и умений прежде всего оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий.

Главный критерий урока - включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. С этой целью используются индивидуальные задания - обязательные и добровольные, в том числе и предлагаемые самими учениками. Слабые выполняют работы по образцу, готовой технологической карте, сильным предоставляется право выбора в рамках изученной темы.

Успех любого урока - в его тщательной подготовке. Это разработка плана-конспекта,

дидактическое и материально-технологическое оснащение. При этом учителю необходимо планировать не только свои действия, но и работу учащихся, предусматривая возможные трудности и их преодоление, поддержание и развитие познавательного интереса. За много лет у меня накопилось большое количество поурочных разработок, которые я постоянно совершенствую с учетом новых требований и возможностей привлечения современных аудиовизуальных средств и компьютера.

Почти по всем изучаемым темам у меня составлены также вопросы и задания. Обязательно включаю их в свои объяснения, инструктажи, привлекая учащихся к обсуждению конструкции изделий, технологии их выполнения, выбора материалов, инструментов и т.д. Это оживляет занятия, повышает интерес к выполняемой работе. Давно известно, что пища, съеденная с аппетитом, усваивается полнее, а следовательно, и пользы приносит больше. Также обстоит и со знаниями и умениями. Отличие лишь в том, что тяга к познанию, привитая в юные годы, остается неутолимой на всю жизнь.

Проблеме развивающего обучения посвящены многие психолого-педагогические исследования. Сегодня общепризнанно, что обучение и учебная деятельность школьника находятся в тесном взаимодействии и играют важнейшую роль в его развитии. Всеобщее признание получили принципы развивающего обучения, обеспечивающие активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы и т.д.

При наличии ряда общих положений имеются разные концепции и трактовки основных понятий. В области развивающего обучения. В основу методики положены принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой.

Применение указанных принципов покажем на примере изучения темы «Изучение устройства цилиндро-поршневой группы».

Принцип проблемного обучения.

Рассмотрим следующую проблемную ситуацию. На ЛПЗ по изучению устройства КШМ учащиеся получают задание собрать поршень – палец – шатун с закрепленной посадкой пальца в шатуне, после сборки аналогичной группы с плавающим пальцем. Возникает несоответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. Из своего опыта учащиеся знают, что в бобышках поршня должны быть проточены канавки под стопорные кольца, удерживающие палец, но в предложенном варианте с закрепленной посадкой пальца они отсутствуют. Также ученики знают, что при сборке шатун рекомендуется немного нагреть, а палец охладить. Учащиеся ищут варианты выполнения сборки и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению, которое корректируется учителем. В случае с закрепленной посадкой пальца верхняя головка шатуна нагревается до 2400 С, палец сажается с помощью специальной центрирующей оправки.

Принцип оптимальности различных видов мыслительной деятельности.

Покажем на примере, как на уроке технологии осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Учитель предлагает ученицам рассмотреть 5-6 моделей поршней и найти

сходство и различия между ними. Школьники внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в размерах, форме вырезов в юбках, конструкции головки и днища поршня, наличие или отсутствие вставок, условные обозначения. Они убеждаются в многообразии моделей похожих и не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области конструирования. У школьников пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им придумать свои модели поршня и нарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученики по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучшие. Такая работа способствует развитию наглядно-образного мышления.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Приведем примеры дифференцированных заданий, соответствующих четырем уровням усвоения (по В.П. Беспалько).

Задания 1-го уровня усвоения.

  1. Из предложенных вариантов, выберите те которые относятся к конструкции поршня: головка, бобышки, юбка, канавки для стопорных колец пальца, камера сгорания, седло, направляющая втулка, канавки для поршневых колец, тепловые разрезы, облегчающие срезы.
  2. Поршни изготавливают из AL – сплавов, стале-аллюминиевые, ванадиевые, хромоникелевые, бабитовые.
  3. Поршни покрывают сплавами: меди и серебра, сплавом олова, цементируют, покрывают коллоидно-графитной смесью.
  4. Для каких колец предназначены верхние канавки поршня, а для каких нижние.

Задания 2-го уровня усвоения.

  1. Отличительные особенности канавок под маслосъемные кольца.
  2. Отличительная особенность канавки под верхнее компрессионное кольцо.
  3.       головки поршня больше или меньше      юбки. Почему?
  4. Как расположены большая и малая оси эллипса юбки.

Задания 3-го уровня усвоения.

  1. Для чего поршневой палец установлен в юбке поршня с эксцентриситетом?
  2. Почему малая ось эллипса юбки расположена в плоскости поршневого пальца (бобышек)?
  3. Для чего служит большая ось эллипса юбки?

Задания 4-го уровня сложности.

Предложите в эскизном исполнении оригинальную модель поршня, предназначенную:

  1. Для дизельного двигателя грузового автомобиля с непосредственным впрыском топлива.
  2. Для спортивного, высокофорсированного двигателя с ограниченным сроком службы.

Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Одним  из алгоритмических приемов, часто при меняемых на уроках технологии, является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность сборки узла (алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен эскизом, чертежом, техническим рисунком, расчетными формулами. Последовательно, пункт за пунктом выполняя работу с помощью инструкционной карты, школьники учатся технологии сборки, дефектовки деталей и узлов автомобилей и др. механизмов.

Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Учитель дает задание смоделировать технологический процесс сборки узла.

Для выполнения задания можно использовать следующие приемы.

Прием конкретизации. В нашем случае учащиеся конкретизируют задачу следующим способом: чтобы выполнить сборку узла строят логическую цепочку последовательности сборочных операций, а затем на её основе разрабатывают технологию сборки исходя из конструктивных особенностей или условий работы. Пример: замена поршневых колец или съемных цилиндров или замена подшипников скольжения коленвала без полного демонтажа коленвала.

Прием графического анализа. Для выполнения задания ученики рисуют эскизы сборочных единиц и делают выводы о возможности той или иной последовательности операций.

Прием аналогии. Ранее ученики уже моделировали различные модели поршней и понимают, как выполняется моделирование детали. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия (в данном случае - чертеж усеченного конуса), в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование поршневых канавок, при необходимости камеры сгорания в днище поршня, положения поршневого пальца, бобышек и во взаимосвязи с ними размеры и форму юбки поршня, тепловые разрезы и т.п.

Принцип специальной организации мнемонической деятельности.

Мнемоника (мнемотехника) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Организация мнемонической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний учащихся, при меняется на уроках технологии довольно часто. Даже учителя, не знакомые с мнемоническими приемами, непроизвольно применяют их в своей практике. Так,  например, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений (В - высота, Г - глубина, Д - длина, Ш - ширина;       - диаметр и т.д.), что облегчает их запоминание.

Нередко учитель сам придумывает и предлагает учащимся приемы и способы запоминания учебного материала. Например, при изучении поршня используют следующие мнемонические приемы.

1.                         в продольном сечении поршень

 представляет собой сеченный конус

2.                                 в поперечном сечении поршень

представляет собой эллипс, вытянутый

перпендикулярно оси пальца.

3.                         

                        головка поршня

4.  

        юбка поршня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Статья "Элементы театральной педагогики при освоении учащимися программного материала по литературе"

Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Контрольно-измерительные материалы для 8 класса по географии за 1 полугодие для выявления уровня усвоения обучающимися программного материала.

Контрольная работа по географии для 8 класса за 1 полугодие  составлена для контроля знаний, умений и навыков по предмету и выявление уровня усвоения обучающимися програмного материала. Содержит ...