Использование элементов ДПИ для развития творческих способностей
статья по технологии (5 класс) на тему

Арташина Анна Анатольевна

Способности к созданию оригинального продукта, изделия в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов ДПИ для развития творческих способностей у школьников.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

А что же такое творческие способности? В настоящее время существует несколько классификаций. Их объединяют следующие критерии:

  • быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
  • гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
  • оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
  • законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Диапазон творческих задач необыкновенно широк по сложности — от решения головоломки до научного открытия, но суть их одна: при их решении находится новый путь или создается нечто новое, то есть происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Опираясь на научные работы, мы педагоги можем активно использовать методологические основы в своей практике. Например для развития творческих способностей можно использовать элементы декоративно-прикладного творчества через уроки и занятия внеурочной деятельности. Столкнувшись с проблемой  адаптация младших школьников в основной школе мы предлагаем использовать игровую деятельность на уроках технологии. Идея в следующем – создаем шаблоны известных персонажей по которым будем обучать технике вышивания. Шаблоны на картонной основе, с заготовкой вертикальных и горизонтальных линий, пересечения которых обозначают место прокола иглой ( получается имитация канвы). Это существенно облегчает возможность усвоения основ вышивки на разных уровнях восприятии и способностей детей. Выбор цвета, дополнительных элементов развивает креативность  мышления – творческие способности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Применение ИКТ  - это большой шаг вперед в решении задач, стоящих перед современной школой. Поэтому изучение и использование компьютерной технологии в учебном процессе – важнейший компонент подго...

Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...

Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...

«Использование игровой деятельности в развитии творческих способностей младших школьников »

Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка...

Доклад "Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности"

В докладе рассматриваются преимущества применения средств информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся на примере внеурочной деятельности...