Урок по технологии «Семья как экономическая ячейка общества» в 8 классе
презентация к уроку по технологии (8 класс) на тему

Бурмистрова Наталья Владимировна

Урок направлен на формирование знаний о роли семьи в экономической структуре нашего общества, стимулирующей его социально-экономическое развитие, на развитие экономического и правового мышления, воспитание уважения к членам семьи, взаимной ответственности. 

Урок имеет метапредметные связи с элементами домашней и прикладной экономики, основами предпринимательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛТАЙСКИЙ КРА         БУРЛИНСКИЙ РАЙОН

План-конспект открытого урока

на тему «Семья как экономическая ячейка общества»

 в 8 классе

Разработал: Бурмистрова Наталья Владимировна

               

с. Устьянка – 2017

Тема урока: «Семья как экономическая ячейка общества».

1. Дата проведения – 06.09.2017 г.

2. Тип урока – комбинированный

3. Технологии - урок получения новых знаний,  личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие.

4. Цель урока –

- сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе;  дать понятие об экономических ресурсах;

- развивать экономическое и правовое мышление;

- воспитывать уважение к членам семьи, взаимную ответственность.

5. Задачи –

  • образовательные: получение сведений о семейной экономике;
  • развивающие: развитие умения работать самостоятельно, развитие мыслительной деятельности;
  • воспитательные: развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого  из ее членов, воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, умение корректировать свои потребности с учетом возможности семьи.

6. Планируемые образовательные результаты  – знания об основных функциях семьи, о семейной экономике; навыки и умения рационально  использовать  семейные  ресурсы.

 

7. Основные термины, понятия – семейная экономика, ресурсы, потребности,

семейный бюджет.

8. Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.) –

  • материально-техническая база: компьютер, мультимедийный

проектор;

  • дидактическое обеспечение: учебник «Технология», 8 класс, под ред.

Симоненко В. Д., 2014;  поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д., сост. О.В. Павлова, 2013.

9. План урока:

а) организационный момент:

- Контроль посещаемости.

- Проверка готовности учащихся к занятию.

- Сообщение темы и цели урока.

б) основная часть:

- Формирование новых знаний о роли семьи в экономической структуре нашего общества, стимулирующей его социально-экономическое развитие.

Что мы понимаем под словом «семья»? Какие чувства пробуждает у нас это слово? Синонимы слова «семья»: семейство,  фамилия, дом, род, династия, семейка, рой, близкие, семейный круг, узы, родство. (Слайд 1)

Семья – это тепло, уют, взаимопонимание, чуткость и любовь. Каждый из нас в семье играет множество ролей, отличающихся друг от друга. Мы – внуки, дети, родители, сестры, братья. Члены своей семьи. (Слайд 2)

Определение слова «семья» в разных словарях: 

Семья это …

- группа живущих вместе близких родственников (С.И. Ожегов);

- основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта (Б.В.Лашов, Краткий энциклопедический словарь);

- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью (Большой энциклопедический словарь).

 Семейные юридические нормы объединены в Семейном кодексе РФ. Который был принят в новой редакции в 2002 году.

Семья не только даёт обществу новых членов, но и воспитывает их, делает пригодными для жизни в социуме. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надёжной единицей современного людского сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. (Слайд 3)

- Опрос детей о целях создания семьи (обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни; реализовать свои творческие способности; прожить безбедно в своё удовольствие; накопить денег и дорогих вещей; прожить тихо, скромно, в любви и согласии, внимании друг к другу; вырастить и воспитать детей, дать им образование и т.д.).

Исходя из целей создания семьи, можно определить следующие её функции:

1) Репродуктивная функция – рождение детей. Существуют семьи, имеющие одного, двух, трех и более детей. Семья, имеющая трех и более детей, в нашей стране называется многодетной. Государство поддерживает семьи, имеющие детей, и проводит в отношении их определенную политику. Социальные программы предусматривают выплату денежных пособий; полностью или частично оплачиваемое жильё, коммунальные услуги, питание младенцев, школьные обеды, оплата детских садов, медицинское обслуживание, социальные пенсии и тому подобное.

2) Воспитательная функция регулирует отношения между членами семьи, удовлетворяет членов семьи в общении и взаимопонимании, контролирует оказание взаимопомощи.

3) Экономическая функция – одна из основных функций семьи.

- Опрос детей о том, что может в себя включать экономическая функция?
Это организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства, финансовая деятельность, накопление имущества и обеспечение его наследования,

трудовое воспитание и профессиональная ориентация, формирование качеств хозяина. (Слайд 4)

Составные  части  экономической  функции:

  1. Организация семейного  потребления  и  ведение  домашнего  хозяйства.    
  2. Накопление  частно-семейного  имущества  и  обеспечение  его  наследования.
  3. Финансовая деятельность  по  формированию и использованию  бюджета  семьи.    
  4. Участие  членов  семьи  в  общественном  и  кооперативном  производстве.
  5. Воспроизводство  человека  как  личности  и  трудящегося. (Слайд 5) 

Наука,  которая изучает законы ведения домашнего хозяйства, называется «семейной экономикой».

Понятие «экономика» первым дал великий ученый Древней Греции Аристотель и переводится дословно «законы хозяйства». Экономика семьи – это законы ведения домашнего хозяйства. Во все времена в обеспеченных семьях служили экономки, которые помогали разумно вести домашнее хозяйство. В большинстве наших семей роль главного экономиста занимает мама. 

- Опрос детей о разумном ведение домашнего хозяйства (удовлетворение желаний членов семьи; рациональное использование денежных средств).

Задача  домашней  экономики разумно спланировать  полное  удовлетворение  потребностей  и  желаний  всех  членов  семьи,  организацию  обмена  и  сделок, рациональное  использование  семейных  ресурсов, экономию  средств  и  времени, применить  хозяйственный  расчет  и  научную  организацию  труда  в  домашней  работе. (Слайд 6)

(физкультминутка) (Слайд 7)

У нас есть желания – это то, что нам хочется.

Но существуют еще и потребности, без которых человеку не прожить, их называют основными потребностями.

Потребности – это нужда, необходимость (С.И.Ожегов).

Что бы вы отнесли к потребностям?

Следует различать потребности материальные и духовные. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде, лечении. К духовным относятся потребность в общении, знаниях, культуре, искусстве.

-Задание. Составить таблицу на два столбика, в которую внести свои потребности и желания.

- Обсуждение результатов. Проанализировать таблицу. Соответствуют ли наши потребности и желания возможностям семьи? Достаточно ли у нашей семьи ресурсов, чтобы обеспечить их? (Слайд 8) 

Ресурсы семьи составляю финансы (деньги), материальные предметы быта, труд всех членов семьи. (Слайд 9)

Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежу, обувь, учебу, дополнительное образование.

Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье,

то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок.

Источниками доходов школьников могут быть, например:  

-индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т. д.);  

-коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т. д.);

-оказание услуг (присмотр за ребенком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).

Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание

детей всеми доступными им средствами – знаниями и умениями. В их числе не

последние – экономия и бережливость. (Слайд 10)

На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи

вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для

домашнего хозяйства. (Слайд 11)

в) заключительная часть урока (подведение итогов):

- Вопросы для самопроверки:

Каковы основные функции семьи?

Что такое семейная экономика и каковы её задачи?

Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника. (Слайд 12)

-Домашнее задание: Учебник §1

Практическая работа №1(выполнить вместе с родителями):

1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда,

транспорт… А ещё? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.  

2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными

(ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.

3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная

плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей,

доходы с акций и вкладов или др. (Слайд 13)

10. Список использованной литературы:

Программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.

Учебник для учащихся 8 класса, под ред. В.Д. Симоненко, изд. «Вента-Граф» 2014г.

Поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д., сост. О.В. Павлова, 2013.

Самоанализ урока технологии по теме

«Семья как экономическая ячейка общества».

Данный урок проходил для девочек в 8 классе (7 человек). Девочки в классе имеют высокий уровень знаний, активно работают на уроках. Это для них первый урок в этом учебном году в разделе «Технология ведения дома». Урок получения новых знаний «Семья как экономическая ячейка общества».

Тип урока – комбинированный

 Цели урока: сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе, дать понятие об экономических ресурсах; развивать экономическое и правовое мышление; воспитывать уважение к членам семьи, взаимную ответственность.

Урок имеет метапредметные связи с элементами домашней и прикладной экономики, основами предпринимательства.

Задачи урока:

  • образовательные: получение сведений о семейной экономике;
  • развивающие: развитие умения работать самостоятельно, развитие мыслительной деятельности;
  • воспитательные: развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого  из ее членов, воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, умение корректировать свои потребности с учетом возможности семьи.

На уроке использовались следующие методы обучения:

словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа;

практические - индивидуальная  работа учащихся;

наглядные – демонстрация мультимедийной презентации.

Для достижения цели урока я использовала ИКТ.

В течение урока проведена  физминутка   направленная на корректировку зрения, разминку рук, туловища.

В структуре урока можно выделить три этапа – организационный, основной, заключительный.

Организационный этап включил в себя контроль посещаемости, готовность учащихся к занятию. Так как урок традиционный, то сообщение темы и цели урока.

Основной этап был направлен на формирование новых знаний о роли семьи в экономической структуре нашего общества, стимулирующей его социально-экономическое развитие.

Заключительный этап - Вопросы для самопроверки. Домашнее задание дано в соответствии с изученной на уроке темой.

100% активность на уроке обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории девочек. Все что мною планировалось, было усвоено, поэтому, я считаю, что урок достиг поставленной цели.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.

Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать самостоятельно, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень усвоения новых терминов, эффективно использованных в устных ответах.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке к уроку учла работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка, для осуществления личностно-ориентированного подхода.  Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейная экономика Тема урока: «Семья как экономическая ячейка общества»

Слайд 2

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Для каждого человека семья – начало начал.

Слайд 3

Семья – это ячейка общества Г руппа живущих вместе близких родственников ( С.И. Ожегов) ; Основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта (Краткий экономический словарь школьника Б.В. Лашов ); Основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью (Большой энциклопедический словарь) .

Слайд 4

Рекреативная функция - функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении. Основные функции семьи Репродуктивная функция семьи - воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Социальная функция семьи - семья осуществляет социализацию молодого поколения, дает социальное положение своим детям, определяет жизненную карьеру ребенка. Экономическая функция - семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества.

Слайд 5

Составные части экономической функции 1 . Организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства. 2 . Накопление частно-семейного имущества и обеспечение его наследования. 3. Финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи. 4. Участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве. 5. Воспроизводство человека как личности и трудящегося.

Слайд 6

Семейная экономика – это наука о повседневной экономической жизни семьи. Задачи домашней экономики: 1. Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи, организация обмена и сделок. 2. Рациональное использование семейных ресурсов. 3. Планирование и экономия средств и времени. 4. Применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе.

Слайд 7

Физкультминутка Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперед. Раз – согнуться – разогнуться, Два – согнуться - потянуться. Головою три кивка, Четыре – кистями потрясти, Пять, шесть – тихо сесть.

Слайд 8

Потребности – это нужда , необходимость ( С.И.Ожегов ).

Слайд 9

Ресурсы семьи ФИНАНСОВЫЕ (деньги) МАТЕРИАЛЬНЫЕ Предметы быта ТРУДОВЫЕ Труд всех членов семьи

Слайд 11

На уроках технологии вы можете изготовить различные полезные вещи для семьи, что сэкономило бы расходы семейного бюджета и было бы полезно для домашнего хозяйства.

Слайд 12

Каковы основные функции семьи? Что такое семейная экономика и каковы её задачи? Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника. Вопросы для самопроверки

Слайд 13

Домашнее задание: Учебник §1 Практическая работа № 1 ( выполнить вместе с родителями ): 1. Определите , на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда , транспорт … А ещё? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье. 2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными ( ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными . 3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата , пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)

По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...

Семья как экономическая ячейка общества

Презентация для урока технологии в 8 классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества"....

Урок технологии в 8-м классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества"

Урок технологии в 8-м классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества".Раздел "Семейная экономика"...

Тема: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье.

Цели: познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие сем...

Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).

Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления....

«Семья как экономическая ячейка общества»

Цель: рассмотреть экономические взаимоотношения семьи  с рынками потребительских товаров и ресурсов, государством.    Задачи:Задачи:-образовательные: повторение и углубление с...