Программа работы кружка «Береста»
рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кудряшов Евгений Кузьмич

Программа работы кружка «Береста» составлена на основе «Программ для внешкольных и общеобразовательных школ. Культура быта. Раздел «Работа с берестой» (авторский коллектив: Воропаева В.Н., Гришин В.К.,Голубова М.Б. и др.).,/М./  «Просвещение», 1986г.,

учебной программы курса:«Волшебная береста», Методическое пособие для учителя «Работа с берестой» С.С.Клыков,/Архангельск/ «издательский совет АО ИППК» 1995г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_beresta_2017-18_u.g.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа работы кружка «Береста»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Программа работы кружка «Береста» составлена на основе «Программ для внешкольных и общеобразовательных школ. Культура быта. Раздел «Работа с берестой» (авторский коллектив: Воропаева В.Н., Гришин В.К.,Голубова М.Б. и др.).,/М./  «Просвещение», 1986г., учебной программы курса:«Волшебная береста», Методическое пособие для учителя «Работа с берестой» С.С.Клыков,/Архангельск/ «издательский совет АО ИППК» 1995г.

Данная образовательная  

 создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.

Задачи:

Образовательные:  

  • познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  • познакомить с искусством обработки бересты;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • обучить приемам и методам работы с берестой;
  • познакомить с основными свойствами бересты;
  • обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать бересту;
  • познакомить с основными законами композиции;
  • обучить технологическим приемам в изготовлении берестяных изделий.

Развивающие:

   - развивать индивидуальные творческие способности  детей;

  • развивать воображение, пространственное мышление детей;
  • способствовать развитию мелкой моторики;

Коррекционные:

-  развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы; навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;

- при работе с берестой коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, формирование ручной умелости;  

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
  • развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
  • воспитывать коммуникативные навыки;

Данная программа рассчитана на 1 учебный год - 36 часов. Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своим материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляет в этом плане широкие возможности.

Художественная обработка бересты ( резьба, чеканка и тиснение штампиками, гравировка и процарапывание, инкрустация) является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:   1) вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: туески, солонки, футляры для очков.

Следует постоянно раскрывать перед учащимися нашу взаимосвязь с, окружающей средой, постоянно напоминать детям о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев.

Художественной обработкой бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися среднего школьного возраста, хотя отдельные виды работ вполне доступны и учащимся начальных классов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, способных создавать и ценить прекрасное независимо от будущей профессии. При этом навыки,полученные на занятиях могут быть полезными учащимся для дальнейшего профессионального самоопределения, и социализации в обществе.

 Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой  индивидуальности, расширения кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни семьи, быта, дизайна.

  Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

В программе разработаны и подобраны такие изделия, которые с одной стороны не требуют больших затрат бересты. С другой стороны позволяют детям получить  достаточно полное представление об искусстве изготовления поделок из бересты.

     Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

Воспитание эстетического вкуса учащихся должно осуществляться через понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение сохранять и выявлять природную красоту материала.

Большое внимание на занятиях следует уделять правилам и приемам безопасной работы школьников.

Ознакомление детей с художественной обработкой бересты, фактическое обучение их техническим приемам этого ремесла вполне доступно не только в центрах народных  художественных промыслов, но и в удаленных от них городских и особенно сельских школах, в кружках декоративно-прикладного искусства.

знать:

  1. Основы изготовления изделий из бересты.
  2. Особенности отделки бересты различными материалами.
  3. Время заготовки бересты.
  4. Обработку и хранение бересты.
  5. Виды орнаментов и узоров.
  6. Инструменты и приспособления.

 уметь:

  1. Изготавливать небольшие объемные изделия.
  2. Изготавливать изделия из пластовой бересты.
  3. Изготавливать сувениры из бересты (цветы, украшения и др).
  4. Обрабатывать изделия из бересты, применяя:
  • резьбу
  • прорезную резьбу
  • аппликацию
  • тиснение

Перечень ключевых слов:

  1. Аппликация
  2. Загиб
  3. Интарсия
  4. Мозаика
  5. Монтаж
  6. Оберег
  7. Обжиг
  8. Пласт
  9. Плашка
  10. Плетение
  11.  Роспись
  12.  Тиснение
  13.  Фигура
  14.  Фон
  15. Шаблон

Список использованной литературы:

  1. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М./ ОЛМА-ПРЕСС 2001 г.
  2. Дымковский И. П. Домовая резьба. - Минск-Элайда. 2002 г.
  3. Логачева Л. А. Основы мастерства. М./ Народное творчество. 2002 г.
  4. Полунина В. Н. Одолень-трава, ВНМЦ НТ, 1986 г.
  5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта», М./Просвещение, 1986 г.
  6. Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г.
  7. Ускова Ф. Береста. Русское золото., М./ПРОФИЗДАТ.2007 г

Тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол.     часов

   

  I четверть                                                         9

            Обработка бересты,  работа по технологической карте      6

1

2

3

Вводное     занятие.     Ознакомление     с задачами обучения и планами работы на год и на четверть.

Правила безопасности и   личной   гигиены.   Введение   в   курс народного    творчества.    Ознакомление учащихся с выставочными работами.                                                                            Теоретические   знания.   Виды   берез   и географические    зоны    произрастания. Строение березы. Заготовка. Обработка.

1

1

1

4

5

     6

Хранение бересты. Медико-биологические показатели березы.

 Приёмы нанесения узора на бересту. Правила техники безопасности.

Знакомство с инструментами. Правила техники безопасности

Практическая работа.

1

1

1

 3

2 четверть

Технологические разновидности работ при изготовлении

кулона

1

Подготовка материала.

1

2

Раскрой материала (по шаблонам)

1

3

Склеивание заготовок клеем.

1

4

Изготовление цветка, стебля и листочков.

1

5

Виды декора по бересте.

1

6

Разметка нанесение узора на заготовке

1

                                                 III Четверть                                  

Традиционные формы берестяных изделий

Изделие ободок для волос                10                          

1

Подготовка материала.

1

2

Разметка, вырезание деталей по шаблонам.

1

3

Склеивание и обработка кромок деталей.

1

4

Нанесение узора на декоративную ленту.

     1

5-6

Прокалывание отверстий для прошивки.

     2

7

Обработка кромок

1

8-9

Прошивание  изделия

2

10

Подведение итогов работы. Выставка работ.

1

                                              IV Четверть          Короб из бересты.                             

1

Изготовление дна.

1

2

Подготовка материала.

1

3

Внутренний слой короба.

1

4

Наружный слой

1

5

Разметка и нанесение узора на наружный слой.

1

6

Прокалывание отверстий для прошивания.

1

7

Прошивание короба берестяной лентой.   Закрепление дна.

1

8

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Программа работы кружка "Золотое перо"

Программа работы кружка юных журналистов...

Программа работы кружка "Подарки своими руками"

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....

Программа работы кружка "Школа китайской каллиграфии"

Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлен...

Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»

Программа  кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида.  Содержание курса направлено на развитие...