рабочая программа кружка
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Ковальчук Михаил Петрович

Данная программа может использоваться для подготовки юных испекторов движения из числа обучающихся 4 и 5 классов. Пограмма нацелена на формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, развитие навыков вождения велосипеда, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Мартыновский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл.Большая Мартыновка                                              ______________И.В.Реуцкова

                                    Приказ от 29 августа 2014г.  № 213

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КРУЖКА

 «Юные инспектора движения»

Уровень общего образования, класс: начальное и основное общее, 4 и 5   класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 36 часов.

Учитель: Ковальчук Михаил Петрович

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой, «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»

Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Юные инспектора движения») составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой, «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».  

Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, развитие навыков вождения велосипеда, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

·  обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

·  познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

·  дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;

·  научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

·  развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;

·  привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

·  вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Место кружковой деятельности

Согласно «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А. Горского на реализацию данного направления внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, в год: 35 часов. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2014-2015 учебный год - 36 часов. Программа реализуется для обучающихся 4-5 классов. 

Общая характеристика

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Отряд ЮИД состоит из обучающихся 4-5-ых классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД обучающихся начальной и средней школы. Реализация данной программы рассчитана на 1год обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

        Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Ценностные ориентиры содержания курса

        Программа способствует:

  • умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Обучающиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях обучающиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Программа составлена по трём основным видам деятельности:

·  обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

·  творческие работы обучающихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

·  практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

        Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний обучающимися:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  • видеометод (просмотр, обучение);
  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно используются дидактические и подвижные игры.  

Содержание программы

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Вводное занятие.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД.

Правила дорожного движения в России.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Основные правила поведения обучающихся на улице и дороге.

Теория.

Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

Практическое занятие.

Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.

Ты – велосипедист.

Теория.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.  Дорожные ловушки.

Практика.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Дорога глазами водителей.

Теория.

Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Практика

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Освоение навыков безопасного движения велосипедиста.

Теория.

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Практика

Навыки вождения велосипеда по прямой линии и с совершением маневра на школьной территории.

Практическое занятие.  Фигурное вождение велосипеда.

Теория. 

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Учусь читать дорожные знаки.

Теория. 

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Предупреждающие и запрещающие знаки.

Теория. 

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Знаки приоритета.

Теория. 

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Знаки особого предписания и сервиса.

Теория. 

Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Знаки сервиса.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Информационо-указательные знаки. Знаки дополнительной информации.

Теория. 

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Дорожные знаки. Знаки дополнительной информации. Таблички и указатели на дорогах. Информация для водителя.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Пешеходные переходы.

Теория. 

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Практика.

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Теория. 

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Средства регулирования движения. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение.

Практика.

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Нерегулируемые перекрёстки.

Теория. 

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.  Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

Практика.

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Регулировщик и его сигналы.

Теория. 

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие.

Теория. 

Подготовка к участию в районном конкурсе «Безопасное колесо». Карточки –задания с различными ситуациями на дороге. Настольная игра.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Причины дорожно-транспортных происшествий на дороге.

Теория. 

Причины ДТП. Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.

Разбор безопасных путей подхода к школе.

Практика.

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Проект № 1 «Твой ежедневный маршрут»

Теория. 

Разработка викторины по ПДД в уголок. Составление и разбор схемы движения дом-школа-дом в качестве пешехода и в качестве велосипедиста.

Практика.

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Где можно и где нельзя играть.

Теория. 

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Практика.

Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Ты – пассажир.

Теория. 

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Практика.

Конкурс по правилам ДД.

Обязанности пассажиров – ролевая игра.

Теория. 

ПДД для пассажиров.

Практика.

Ролевая игра «Я-водитель, я-пассажир».

Виды транспортных средств.

Теория. 

Классификация транспортных средств. Виды общественного транспорта, грузового, специального транспорта.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Практика.

 Игры «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Теория. 

Причины детского травматизма и смертности на дорогах и в ДТП. Почему нужно быть внимательным на дороге?

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Теория. 

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Роль своевременной и квалифицированной помощи при ДТП.  Цена ошибки и паники при оказании помощи пострадавшему. Использование подручных средств и аптечки. Транспортировка пострадавшего.

Практика.

Встреча с медицинским работником по практическим вопросам.

Классификация возможных травм.

Теория. 

Раны, их виды, оказание первой помощи.  Вывихи и оказание первой медицинской помощи.  Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.  Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.  Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Транспортировка пострадавшего.

Практика.

Встреча с медицинским работником по практическим вопросам.

Обработка ран и способы остановки кровотечения.

Теория. 

Оказание первой помощи при кровотечении. Виды кровотечений: венозное, артериальное, капиллярное. Основные способы остановки кровотечения. Медикаменты, необходимые для обработки ран.  Виды повязок и способы их наложения. 

Практика.

Встреча с медицинским работником по практическим вопросам.

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Теория. 

Основные перевязочные средства: жгут, бинты. Подручные перевязочные средства. Правила наложения жгута. Виды повязок и способы их наложения. 

Практика.

Виды повязок и способы их наложения. 

Аптечка.

Теория.

 Аптечка автомобиля и ее содержимое. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Условия и сроки хранения медикаментов.

Практика.

Ответы на вопросы билетов по медицине.

Итоговое занятие.

Теория.

Игра – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика».

Практика.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Результаты освоения программы и система их оценки

Освоение обучающимися программы кружковой деятельности обеспечивает достижение следующих результатов. Будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир, хороший водитель велосипеда»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Система оценки

Обучающиеся должны знать:

1.   Дорожные знаки;

2.   Сигналы светофора и регулировщика;

3.   Виды транспорта;

4.   Причины ДТП;

5.   Приемы оказания первой медицинской помощи при ДТП;

 6.  Правила движения на велосипеде;

7.   Правила движения по дороге.

 Обучающиеся должны уметь:

1.   Ориентироваться в дорожных ситуациях;

2.   Оценивать свое поведение на дороге;

3.   Объяснить товарищу правила поведения на дороге;

4.   Управлять велосипедом, соблюдая правила дорожного движения;

5.   Оказывать первую медицинскую помощь при ДТП.

Иметь навыки:

1.Дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

2.Взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

3.Участия в конкурсах, соревнованиях.

4.Активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Ожидаемые результаты

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

Программа кружковой деятельности не предполагает отметочного оценивания в баллах. Оценка производится по системе: освоил, не освоил программный материал. К участию в районном соревновании «Безопасное колесо» допускаются только обучающиеся освоившие программный материал.

Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

 Наименования учебного оборудования

1.    

Книгопечатная продукция

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ООО. – М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы внеурочной деятельности начального и основного образования. /под редакцией В. А. Горского. –М.: Просвещение, 2011.

Программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Рекомендуемая литература для обучающихся:

Жатин С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия. / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011

Надеждина В. Правила дорожного движения для детей. / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.

 

Методические пособия для учителя:

  1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  2. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  3. Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
  4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
  5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.
  8. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».

Ресурсы интернета

Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493

 http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

 http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html

 http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46

http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей -  http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –  http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85

2.  

Технические средства обучения (ТСО)

  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Магнитофон

3.    

Натуральные объекты

  Форма ЮИД. Велосипеды. Бумага. Клей.

4.

Учебно-практическое оборудование

  • Комплект карточек –заданий по ПДД;
  • Учебно-тренировочный макет «Регулируемый перекресток»;
  • Макет светофора;
  • Жезл регулировщика;
  • Аптечка.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

Методы оценки достижений обучающихся

план

факт

1

02.09

Вводное занятие.

Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного  травматизма.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения.

Р: составление плана последовательности действий.

уголок по безопасности ДД

2

09.09

Правила дорожного движения в России.

Познакомить с историей появления и развития ПДД в нашей стране.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение структурировать знания

викторина

3

16.09

Основные правила поведения обучающихся

на улице и дороге.

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

П: формулировка задач, которые следует решить.

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

Р: умение планировать свою деятельность.

беседа

4

23.09

Практическое занятие.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

Экскурсии по поселку. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Р: принятие практической задачи

экскурсия

5

30.09

Ты – велосипедист.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

составление памятки

6

07.10

Дорога глазами водителей.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

карточки по ПДД

7

14.10

Освоение навыков безопасного движения велосипедиста.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

вождение

8-10

21.10

28.10

11.11

Практическое занятие.

Фигурное вождение велосипеда.

 Основные элементы фигурного вождения велосипеда. Правила безопасной фигурой езды для юных велосипедистов.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р: умение планировать свою деятельность.

вождение

11

18.11

Учусь читать дорожные знаки.

Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

П: умение использовать наглядные модели.

игра

12

25.11

Предупреждающие  и запрещающие знаки.

Отличительные особенности предупреждающих знаков. Запрещающие знаки и их назначение.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение структурировать знания

карточки по ПДД

13

02.12

Знаки приоритета.

Знаки, дающие преимущество на дороге. Знаки для водителей.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение структурировать знания.

карточки по ПДД

14

09.12

Знаки особого предписания и сервиса.

Сервис на дороге. Что предписывают знаки?

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение структурировать знания.

карточки по ПДД

15

16.12

Информационо-указательные знаки. Знаки дополнительной информации.

Таблички и указатели на дорогах. Информация для водителя.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение структурировать знания.

карточки по ПДД

16-17

23.12

30.12

Пешеходные переходы.

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

тест

18

13.01

 Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Способствовать овладению школьниками знаний сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Р: умение планировать свою деятельность.

ролевая игра

19

20.01

 Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Способствовать овладению школьниками знаний сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Р: умение планировать свою деятельность.

ролевая игра

20

27.01

Нерегулируемые перекрёстки.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого  перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

П:  выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

тест

21

03.02

Регулировщик и его сигналы.

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?

Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.

Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

карточки по ПДД

22

10.02

Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие.

Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах.

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении.

карточки по ПДД

23

17.02

Причины дорожно-транспортных происшествий на дороге.

Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.

Разбор безопасных путей подхода к школе.

П: умение структурировать знания

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

составление схемы

24

24.02

Проект № 1 «Твой ежедневный маршрут»

Способствовать овладению школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

К: определение цели и функций участников, способов взаимодействия

П: применение методов информационного поиска

проект

25

03.03

Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

П: умение использовать наглядные модели.

беседа

26

10.03

Ты – пассажир.

Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта  безопасному поведению на остановках.

П: самостоятельное создание способов решения проблем.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

конкурс

27

17.03

Обязанности пассажиров – ролевая игра.

Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира.

П: формулирование проблемы

Р: формирование самооценки

ролевая игра

28

31.03

Виды транспортных средств.

Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

29

07.04

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств.

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу.

Л: развитие морального сознания.

игра

30

14.04

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

П: установление причинно- следственных связей.

олимпиада

31

21.04

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Роль своевременной и квалифицированной помощи при ДТП.  Цена ошибки и паники при оказании помощи пострадавшему. Использование подручных средств и аптечки.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

Р: формирование самооценки

К: умение установить контакт с незнакомым человеком

практическая работа

32

28.04

Классификация возможных травм.

Виды травм при ДТП. Переломы, вывихи, ссадины, раны, сотрясение мозга, ожоги и т.д.

П: построение логической цепи рассуждений.

тест

33

05.05

Обработка ран и способы остановки кровотечения.

Медикаменты, необходимые для обработки ран. Виды кровотечений: венозное, артериальное, капиллярное. Основные способы остановки кровотечения.

П:  выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий.

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

практическая работа

34

12.05

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Основные правила наложения жгута. Перевязочные материалы: бинты. Способы наложения повязок в зависимости от характера повреждения и травмы.

П: установление причинно- следственных связей.

практическая работа

35

19.05

Аптечка.

Содержимое аптечки для водителя. Условия и сроки хранения медикаментов.

П: умение структурировать знания

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

билеты по медицине

36

26.05

Итоговое занятие.

Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика»

Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу.

игра-путешествие

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

от 27 августа 2014г № 1

Председатель  методического совета

___________Е.П.Басюк

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

________________Т. В. Корсун

 28 августа 2014 года

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностические материалы по теоретической части.

Контрольные вопросы:

4 класс.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
  • Для чего служит дорога?
  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
  • Для чего предназначен тротуар?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Для чего нужна обочина на дороге?
  • Какие транспортные средства вы знаете?
  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
  • Каковы особенности движения пешеходов?
  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  • Как нужно идти по пешеходному переходу?
  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  • В каких местах можно переходить дорогу?
  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  • Кому дает команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

Олимпиада по Правилам дорожного движения.

4 класс

  1. Что означает термин  «проезжая часть»?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть   дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент  дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

  1. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части

3. Кого называют   «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо,  управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.

4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два          Б. Три              В. Четыре

5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;    Б. Оштрафовать;   В. Посадить в тюрьму.

  1. Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.

  1. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.

  1. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

  1. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.  

  1. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;    Б. Да, разрешен;     В. Разрешен, если нет автомашин.

  1. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет       Б. С 14 лет        В. С 7 лет

  1. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.

  1. Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.

  1.  Где появился первый светофор?

А. В Лондоне         Б. В России          В. В Гонконге

  1.   Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого      Б. Красного        В. Жёлтого

  1. Как начинается  пословица: «…  – дальше будешь»?

  1. О каком дорожном знаке эта загадка?

                                Этот знак совсем несложный,

                                Но зато такой надежный.

                                Помогает он в пути

                                Нам дорогу перейти.

  1. Как называется этот знак?

http://opencenter.ru/pdd/image/31.jpg

А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...