Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
статья по технологии на тему

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых из различных источников и разработку своего урока в виде технологической карты.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.И.Максимова
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

(МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»)

Для успешной работы в условиях образовательных инноваций, связанных с внедрением стандартов второго поколения, учителю требуется ряд особых профессионально-педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно-деятельностный подход и направленных на достижение новых образовательных результатов. В условиях реализации стандартов второго поколения и системно-деятельностного подхода эффективным средством формирования проектировочных умений педагогов становится технологическая карта урока.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. В отличие от плана или конспекта, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать его по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами чаще всего являются тема и цели урока, тип урока, этапы урока, формируемые на каждом из этапов умения, предметные и универсальные, методы и приемы обучения как способы взаимосвязанной деятельности участников образовательного процесса.

Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта.  Во-первых - формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее – в виде таблицы   -  основные элементы содержания.  Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения - например, тест или схемы и пр.  Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных: содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

 Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

      Технологическая карта позволит учителю реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

на практике реализовать межпредметные связи;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.      

 Этапы работы над технологической картой:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
  4. Формулировка цели каждого этапа урока.
  5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
  6. Выбор форм работы на уроке:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

  1. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Реализация в технологической карте урока специфики

педагогической деятельности

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к

окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

 В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Современные тенденции проектирования технологических карт урока

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

По итогам проведенного анализа были выявлены следующие тенденции в

планировании учителями урочной деятельности:

  • популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
  • карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в

зависимости от степени детализации хода урока;

  • разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

  • блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
  • инструментальный (какими средствами достижимо);
  • организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Однако, многоструктурная карта, по мнению многих учителей-практиков является более оптимальной – как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления.

Соответствие структуры технологической карты урока требованиям ФГОС

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта

каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

 В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

      регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока

Этап

урока,  

цели

данного

этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Формируемые УУД и предметные действия.

Подводя итог сказанному, необходимо вычленить достоинства и преимущества технологической карты урока. Достоинства и новшества её структуры состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:

  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;
  • уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задач, благодаря этому дифференцировать процесс обучения.

Используемая литература

  1. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006;
  2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12 – 13.
  3. Храмцова Наталья Сергеевна, замдиректора по УВР; Волявко Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКОУ БСОШ№5 Северо-Енисейский район. Презентация: Технологическая карта урока.
  4. Сыртланова Альбина Ильгамовна МОУ СОШ №50, Устиновского района города Ижевска. Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология (из опыта работы).
  5. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты. Галина КОПОТЕВА Ирина ЛОГВИНОВА. http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/ 


Предварительный просмотр:

                                                                 Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Максимова Ирина Ивановна, первая категория, МОУ «Рудногорская сош»

Предмет: технология    Класс: 6.  Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»

Тема урока: Устройство и установка машинной иглы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания с практическим применением.

Форма урока: Лабораторно-практическая работа, с элементами исследования.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы работы с учащимися: в парах, в группах, самостоятельно по учебнику, коллективные обсуждения, взаимоконтроль.

Оборудование: швейные машины с ручным приводом, набор машинных игл, набор ниток, отвёртки, образцы тканей для выполнения пробных строчек, учебный плакат.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятия «устройство» швейной машины, регулирование длины стежка;

 -умеют заправлять верхнюю и нижнюю нить, шить на швейной машине.

• познавательные УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Предметные: 

Знанивые: расширить понятия об устройстве швейной машины, изучить устройство машинной иглы.

Деятельностные: научиться устанавливать машинную иглу, уметь правильно подбирать иглу и нитки для пошива определённого вида ткани.

Компетентностные: научиться определять и устранять неполадки в работе швейной машины.

Метапредметные:

регулятивные – уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, подводить под понятие, умение сформулировать алгоритм действия, осуществлять контроль по результату.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

познавательные- извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания; 

Личностные: Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

Этап

урока,

цели данного

этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов.

        Формируемые УУД и предметные действия.

1.

Организационный момент. Самоопределение

 к учебной деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте!    С каким настроением вы пришли сегодня на урок технологии? Давайте приведём рабочее место в порядок: инструменты с левой стороны, тетрадь, ручка перед вами.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Организовать правильно рабочее место.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.

Мотивация (встреча с проблемой)

Цель:

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

Мотивировать к пробному учебному действию «надо», «могу», «хочу».

Подводит учащихся к постановке цели урока и формулирует её:

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: 1.Что находиться у вас в игольницах? Какая игла?

2. Заправьте её в нитку и попробуйте шить. Не получилось???                       Для чего нужна эта игла?

3. Для чего нужно знать что-то о машинной игле? Что может случиться с иглой?              

 

4. Что мы будем изучать сегодня на уроке?                       5. Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?                                        6.Что нам нужно для этого сделать?                                7. Как назовём тему урока?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют практические действия. (Примерные ответы учащихся).

  • Машинная игла, игла.
  • Чтобы шить на швейной машине,
  • Чтобы получить машинную строчку, и т.д.
  • Чтобы подобрать правильно ткань и нитки.
  • Чтобы поменять иглу, если сломается,
  • Машинную иглу.
  • Вставлять иглу в швейную машину.
  • Узнать её устройство.
  • Устройство и установка машинной иглы.

Сравнить машинную иглу и иглу для ручного труда.

Заправьте иглу в нитку и попробуйте шить. Удивление!!!

 Не получилось? Для чего нужна эта игла?

Личностные:

осознавать свои возможности.

Регулятивные: 

уметь регулировать свои действия, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Уметь анализировать, выделять и формулировать задачу; уметь осознанно строить речевое высказывание.

3.Поисково-исследовательский этап.

Цель: Организовать осмысленное восприятие новой информации, создание проблемной ситуации и ситуации успеха.

Постановка задач. Способы решения задач. Поиск фактов.

Вопросы:

Чему будем учиться? Для чего?

Какие вопросы у вас возникают, когда вы вставляете нитку в иглу швейной машины?

Люди каких профессий точно знают, как установить иглу?

Чтобы работать с иглой, какие правила безопасности нужно соблюдать?

Организует поиск фактов. Номер иглы, номер ниток, название ткани: ситец, шёлк, шерсть.

Как связаны эти слова между собой?

Как правильно подобрать номер иглы, номер ниток к ткани?

Создаёт проблемную ситуацию.

В процессе работы игла может погнуться, сломаться, тогда, что…?

Как заменить иглу?

Обратить внимание при установке на длинный и короткий желобок.

Какие неполадки в работе швейной машины у вас возникли? Как их можно устранить?

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Наблюдают и сравнивают

Изучать устройство иглы.

С какой стороны заправить нитку в иглу

Учитель, швея, наладчик швейного оборудования.

Правила безопасности при работе с иглой и на швейной машине.

Поиск новой информации по учебнику.

Номер иглы, номер ниток, название ткани: ситец, шёлк, шерсть.                Как номер иглы зависит от её толщины. Определить соответствие номера ниток их толщине.  

     Получение опыта в процессе исследования.      

  Обсуждение ситуации:

Нужно заменить иглу.   Заправить нитку. Выполнить пробную строчку.

Выполнение практической работы.

При выполнении работы могут возникнуть неполадки.

Не образуется машинная строчка, обрыв верхней нити, пропуск стежков и т.д.

Сравнить исследования с таблицей.

Лабораторно-практическая работа №1 (в парах). «Рассмотреть иглу, дать название её частям».

Проверить правильность своих предположений по учебнику п. 5 стр. 25, или по учебному плакату на доске.

Самостоятельная работа по учебнику.

Стр. 26, таблица 5.

Практическая работа №2(по группам).

«Установка швейной иглы в швейную машину, подбор иглы, ниток, ткани, выполнение пробной строчки».

                                                                                       

Найти неполадки, возникшие в процессе выполнения практической работы и устранить их, используя таблицу 7 на стр.28.        

Познавательные:

извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания; 

Регулятивные: наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Подводить под понятие, умение сформулировать алгоритм действия, осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения, уметь достигать договорённости и согласовывать общее решение.

Предметные:

давать определения новым понятиям темы: колба, стержень,

остриё, длинный и короткий желобок машинной иглы, уметь правильно установить иглу в швейную машину, подобрать номер иглы и ниток для ткани.

4.       Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предлагает оценить работу в паре (сосед).

Предлагает оценить работу в группе.

Предлагает оценить факт достижения цели урока.

Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

Оценивают степень достижения цели.

Тест по теме урока с взаимопроверкой в паре.

Познавательная рефлексия. Что я сегодня узнала на уроке? Как я оцениваю свою работу? Были ли ошибки и почему?

Социальная рефлексия. Как вы работали в паре, группе? Кто был наиболее активным? Понравилась ли мне работа в группе?

Психологическая рефлексия. Как я чувствую? Понравилось ли выполнять задание? Да, нет, почему? Что удивило на уроке? Что интересного заметили? Какие знания применили?

Познавательные:выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Коммуникативные:

разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы

Личностные: уметь провести самооценку и организовать взаимооценку.

Тестирование с взаимопроверкой.

  1. Машинная игла служит для получения строчки?
  2. Качество строчки зависит от качества ниток?
  3. Нитку в иглу вставляют со стороны короткого желобка?
  4. Длина стежка зависит от назначения строчки?
  5. Чем тоньше ткань, тем толще игла?
  6. Тугую строчку можно считать качественной?
  7. Регулятор натяжения верхней нити влияет на качество строчки?
  8. Колба в игле нужна для химических опытов?
  9. Длинный желобок иглы предохраняет нитку от перетирания во время прохода её через ткань?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"

В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Проектная работа по теме "Разработка технологической карты урока физики с учетом требований ФГОС ООО"

В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура ...

Разработка технологической карты урока согласно «Реализации требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя»

Данная разработка содержит общую информацию по уроку (класс, место урока по тематическому планированию ПРП), тематический блок, тему, основное содержание, основные виды деятельности обучающихся(на уро...

Разработка технологической карты урока по истории 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" на основании требований обновленных ФГОС ООО

Технологическая карта урока по истории, 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "История России"...