Статья «Бисероплетение в работе с детьми с ОВЗ»
статья по теме

Стецкая Елена Александровна

Статья в копилку педагогам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_biseropletenie_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Бисероплетение в работе с детьми с ОВЗ»

подготовила: Стецкая Е.А.

учитель технологии

Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.

Ручной труд, как известно, является основным средством развития детей с ОВЗ и эффективным способом коррекции отклонений в развитии. Достаточный потенциал, которым располагают умственно отсталые школьники, может быть реализован с помощью соответствующих методик организованного обучения и воспитания, как на уроках, так и на занятиях кружка.

Известно, что в процессе работы с бисером совершенствуются познавательные процессы: развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка. Работа с бисером в значительной степени содействует совершенствованию моторно-двигательной и эмоционально волевой сфер, способствует формированию умения концентрировать внимание, стимулирует развитие памяти, имеют большое значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, аккуратности.

Обучение ведётся по принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям и от деталей к целому. При организации занятий учитывается неповторимость каждой личности, специфические особенности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка. Предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные задания, которые подбираются так, чтобы справился каждый, и тогда подчёркивается личностная значимость ребёнка, повышается его самооценка.

В силу специфики заболевания, не устойчивости интереса ребенка, а также коррекционных задач превалируют формы индивидуальной работы.

Учебный материал при работе с бисером доступен для понимания и  овладения детьми с проблемами развития.

Специально подобранные методические средства и организационные формы проведения занятий, позволяют вносить элементы занимательности и наглядности.

Цветовая гамма и образность материала заставляет работать воображение. Занятия бисероплетением постепенно развивают творческие возможности учащихся. Работа над формированием творческой деятельности проводится в несколько этапов. Учитель последовательно предлагает учащимся работу:

 по образцу (делай как я);

 по плану (предлагается внести свои изменения, дополнения);

 по памяти;

 по представлению.

Дети рассматривают работы своих товарищей, обсуждают и анализируют их.

Элемент анализа и обсуждения, высказывание каждого ребёнка играет немаловажную роль в развитии его личностного самосознания. Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей.

Основные усилия педагога должны быть направлены на продуманную организацию практической деятельности детей. Она должна быть организована  таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство ритма, композиции, формы, линии, симметрии и сознательно использовалось в творчестве.

Обучение обязательно должно носить воспитывающий характер. В ходе выполнения программы усилена идейная направленность для формирования у учащихся таких черт в сознании и в поведении, которые помогут им стать полезными членами общества. Приобщая детей к созданию красивых вещей, педагог не только передаёт им свой опыт и мастерство, но и формирует их духовный, эмоциональный мир, закладывая тем самым фундамент их будущей судьбы, так как человек, умеющий  видеть красоту и гармонию в привычных вещах, познавший радость творческого труда намного счастливее и успешнее в жизни того, чей мир сер и однообразен.

Занятие бисероплетением снимает присущие детям с ОВЗ, скованность, напряжённость, неуверенность, или, наоборот, агрессивность и  неусидчивость.

Созданная на занятиях кружка творческая атмосфера вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению друг с другом.

В процессе работы у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, взаимопомощь, сопереживание успеху и неуспеху товарища.

Умения, приобретаемые на занятиях, они с успехом применяют дома, у многих бисероплетение становится любимым делом, таким образом, формируется правильное социальное поведение.

В условиях занятий кружковой работой учащиеся в достаточной мере расширили запас социальных знаний, навыков и умений, повысилась активность и актуализация собственного опыта, то есть фундаментальные основания социализации учащихся изменились в позитивном направлении.

Это свидетельствует об эффективности использования бисероплетения при

социализации детей в условиях коррекционной школы.

Ссылки на источники

1.Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной

интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. Монография. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

2.Москоленко Н.В., Щербакова А.М.Подготовка воспитанников-сирот с проблемами

интеллектуального развития к самостоятельной жизни// Дефектология.2006-No1.С. 47-52

3.Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с

интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.

Белопольская.-М.: Когито-Центр, 2000. -С. 32-36.

4.Намазбаева Ж.И., Чумакова О.Ф. Понимание собственного дефекта и выбор профессии как

показатель развития самооценки умственно отсталых старшеклассников // Вопросы

коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Алма-Ата, 1988. –С. 14-17.

5.Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми //

Дефектология.2007-No3. –С. 65–14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Эффективные технологии работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития"

В статье представлены разнообразные приемы и стратегии в работе учителя с одаренными детьми: урочная деятельность, внеклассная работа, система дополнительного образования....

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

статья "Социально-педагогическая работа с детьми группы риска"

Моя статья о работе с детьми группы риска, направления работы и возникающие проблемы....

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками  «группы риска»...

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Статья "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основ...

Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...