Тема урока "Введение в проектную деятельность"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Ирина Николаевна Лукьянова

Предмет технология

Класс 5

Продолжительность 45 мин.

Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности

Тема урока Введение в проектную деятельность

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

- осознание своих возможностей.

У учащихся могут быть сформированы:

- стремление к совершенствованию своих умений.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

У учащихся будут сформированы:

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

У учащихся могут быть сформированы:

- навыки находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;

- умение анализировать варианты проектов по предложенным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа;

- вести исследовательскую и проектную деятельность.

Учащиеся получат возможность научиться:

- строить цепь рассуждений, сопоставлять, анализировать, выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы;

- владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности;

- вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- формировать представление о творчестве и творческом проекте;

- характеризовать этапы и содержание проекта;

- работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет).

Учащиеся получат возможность научиться:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока Урок «открытия нового знания»

Ведущий метод частично-поисковый

Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная и групповая

Предмет технология

Класс 5

Продолжительность 45 мин.

Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности

Тема урока Введение в проектную деятельность

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

- осознание своих возможностей.

У учащихся могут быть сформированы:

- стремление к совершенствованию своих умений.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

У учащихся будут сформированы:

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

У учащихся могут быть сформированы:

- навыки находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;

- умение анализировать варианты проектов по предложенным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа;

- вести исследовательскую и проектную деятельность.

Учащиеся получат возможность научиться:

- строить цепь рассуждений, сопоставлять, анализировать, выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы;

- владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности;

- вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- формировать представление о творчестве и творческом проекте;

- характеризовать этапы и содержание проекта;

- работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет).

Учащиеся получат возможность научиться:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока Урок «открытия нового знания»

Ведущий метод частично-поисковый

Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная и групповая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchebnogo_zanyatiya_lukyanovoy_i.n.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

Учителя технологии высшей квалификационной категории

И.Н. Лукьяновой

Предмет технология

Класс 5

Продолжительность 45 мин.

Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности

Тема урока Введение в проектную деятельность

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы: 

- осознание своих возможностей.

У учащихся могут быть сформированы: 

- стремление к совершенствованию своих умений.

Планируемые метапредметные результаты освоения: 

Регулятивные:

У учащихся будут сформированы: 

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

У учащихся могут быть сформированы:

- навыки находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;

- умение анализировать варианты проектов по предложенным критериям.

Познавательные 

Учащиеся научатся:

- извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа;

- вести исследовательскую и проектную деятельность. 

Учащиеся получат возможность научиться: 

- строить цепь рассуждений, сопоставлять, анализировать, выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся: 

- вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы;

- владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности; 

- вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Планируемые предметные результаты освоения: 

Учащиеся научатся:

- формировать представление о творчестве и творческом проекте;

- характеризовать этапы и содержание проекта;

- работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет).

Учащиеся получат возможность научиться:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока Урок «открытия нового знания»

Ведущий метод частично-поисковый

Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная и групповая

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Технология 5 класс» Н.В. Синица

- Плакаты «Этапы и содержание творческого проекта»

- Презентация творческих проектов учащихся 6-8 класс

- Литература (книги по предмету, справочники, журналы, разработки)

- Несколько «проблемных» текстов выбора и обоснования проекта (Приложение)

- Несколько вариантов рекламы проекта (Приложение)

- Этапы выполнения проекта (Приложение)

Материально- техническое обеспечение

- компьютер;

- проектор;

- принтер;

- документ-камера.

Деятельность учителя и обучающихся

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Создание проблемной ситуации

Готовятся к работе

Получают информацию.

Делают вывод

Самоопределение

Смыслообразование

Подведение под понятие.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Записать дату.

Предлагает ответить на вопросы.

Работают в тетрадях.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Целеполагание.

3

Выяснение места и причины затруднения

Введение в проектную деятельность

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию с проектами учащихся 6-8 класса

Участвуют в беседе. Формулируют выводы.

Делают записи в тетради.

Записывают тему урока.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Подведение под понятие.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Рассказывает об этапах выполнения творческого проекта

Работа в тетради (записывают этапы выполнения творческого проекта)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

5

Реализация построенного проекта

Предлагает примерную тематику творческого проекта.

Участвуют в беседе.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Самоопределение.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Дает задание: создать небольшой проблемный текст по обоснованию творческого проекта.

Работают в тетради.

Выполняют творческое задание.

Работа в парах.

Контроль.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Дает задание для самостоятельной работы с образцом выполнения (рассчитать себестоимость открытки).

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

Выполнение действий по алгоритму.

Коррекция.

8

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает придумать рекламу для проекта.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Работают в паре или группе, придумывая рекламу для проекта. В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах

Постановка и формулирование проблемы.

Работа в группах или парами.

Задание творческого характера.

Способность действовать с учетом позиций других.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока

Организует рефлексию

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности. Самооценка.

Содержание урока

1. Оргмомент 

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2.

С какими видами декоративно-прикладного творчества вы знакомы?

Выполняли ли вы в начальной школе проекты? По каким предметам?

3. Объяснение новой темы

Урок начинается с презентации творческих проектов учащихся 6-8 классов. Далее учащимся предлагается прослушать фрагмент защиты проекта.

Существует множество определений слову «проект».

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Творческий проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя. Проект можно выполнить одному ученику или группой. Помощь при выполнении проекта могут оказать и родители.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты (1 урок), краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими. (Приложение 1)

При выполнении творческого проекта учащиеся показывают уровень своих знаний, умении, навыков, приобретенных как на уроках технологии, так и на занятиях в кружках.

Цели проекта: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных возможностей, эстетического вкуса, инициативы и логического мышления.

Выполнение проекта начинается с оформления пояснительной записки.

Требования к оформлению записки: - левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 1,5 см, шрифт – 12 Times New Roman.

Рассмотрим этапы выполнения творческого проекта. (Приложение 2)

1.Организационно-подготовительный

  • Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  • Эскизы вариантов, наглядных рисунков, чертежей.
  • «Звездочка обдумывания».
  • Выбор материалов инструментов.
  • Организация рабочего места.

2. Технологический этап.

  • История возникновения.
  • Разработка технологических карт.
  • Техника безопасности и культуры труда.

3. Заключительный этап.

  • Экономические расчеты.
  • Реклама.
  • Оценка проделанной работы.

Учащиеся 5 классов выполняют не все этапы творческого проекта.

В 1 этапе учащиеся выполняют «Обоснование возникшей проблемы и потребности».

Во 2 этапе – «История возникновения».

В 3 этапе – «Экономические расчеты», «Реклама».

Учащимся предлагается примерная тематика творческих проектов.

Выбор и обоснование проекта

Проблема – самый первый шаг в процессе выполнения творческого проекта. Проблему может поставить учитель, или же сам ученик. Из множества проблем необходимо выбрать несколько самых существенных. Оглянись вокруг, посмотри, что тебя не устраивает. Может быть, ты захочешь украсить кухню салфетками или оригинальными прихватками, сшить красивые шторы в свою комнату, связать оригинальную салфетку или сделать своими руками подарок родным или знакомым. Реально оцени свои возможности, предложи свою идею. После выбора проекта обоснуй его, укажи причину (проблему, потребность), назначение, область применения. Затем оцени сложность проекта и доступность его изготовления, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.

Учащимся предлагается несколько «проблемных» текстов (Приложение 3).

Практическая часть: учащиеся работают в группах, создают небольшие проблемные тексты. Далее эти тексты заслушиваются.

Экономические расчеты

Перед тем как начать выполнение творческой работы необходимо выполнить расчет себестоимости изделия. В расчет включают:

  • расходы на материалы
  • расходы на электроэнергию
  • расходы на оплату труда

Рассмотрим расчет себестоимости панно, выполненное в технике квиллинг (Приложение 4).

Практическая часть: учащиеся работают в группах, рассчитывают себестоимость открытки под руководством учителя.

Реклама

Реклама – это информация о товаре, её качестве, достоинствах и преимуществе.

Цель рекламы - привлечь внимание к товару.

Реклама должна отвечать следующим требованиям:

  • не вызывать отрицательных эмоций
  • быть правдивой
  • конкретной
  • вызывать интерес у покупателей

Практическая часть: учащиеся работают в группах. Предлагается выполнить рекламные проспекты для изделия: прихватка, выполненная в технике лоскутного шитья, косметичка с элементами вышивки атласными лентами (Приложение 5).

Подведение итогов занятия

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • что такое творческий проект?
  • что нового узнали на уроке?
  • назовите цели и этапы выполнения творческого проекта
  • назовите требования к рекламе.

Домашнее задание: выбор темы проекта.

Уборка рабочих мест.

Приложение 1

Примерная тематика творческих проектов:

  • художественная вышивка
  • батик
  • изонить
  • бисероплетение
  • мягкая игрушка
  • изделия из керамики
  • вязаные изделия
  • аппликация
  • лоскутная мозаика
  • оригинальные игольницы
  • панно
  • квиллинг
  • декупаж
  • скрапбукинг
  • объемные открытки
  • вышивка лентами
  • разработка проектов: «День рождения», «Юбилей», «Новый год», «Сервировка стола», «История одежды» и т.п.
  • изготовление швейных изделий: юбка, фартук, брюки и т.д.

Приложение 2

Этапы выполнения творческого проекта.

Выполняемая деятельность

Этапы выполнения
учебного проекта

1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ.

2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.

3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.

4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).

Поисковый

5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

Конструкторский

6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.

7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).

Технологический

8. Оценка качества выполнения проекта.

9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).

10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).

11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы).

Заключительный

Приложение 3

Обоснование творческого проекта.

Проблемные тексты.

1 вариант. Скоро юбилей у бабушки. Передо мной встала проблема - что же ей подарить? Решила посоветоваться с мамой. На что мама мне ответила: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». На уроках технологии нас научили вышивать в технике художественный крест. А что если сделать комплект салфеток с элементами вышивки? Салфетки можно использовать для сервировки стола. К бабушке часто приходят подруги, и комплект салфеток будет как раз кстати. Итак, идея хорошая, пора браться за работу.

2 вариант. Моя сестра очень любит вышивать. Но иголки часто теряет или просто вкалывает в изделие, что очень опасно. Я решила изготовить для неё оригинальную игольницу. Передо мной встала проблема - из какого материала её изготовить? Ведь игольница должна быть не только оригинальной, но и недорогой. Просмотрев журналы, я решила изготовить игольницу в технике лоскутного шитья, тем более что лоскутков у нас дома предостаточно. Итак, идея хорошая, пора браться за работу.

3 вариант. Недавно мы переехали в новую квартиру. У меня своя комната. Новые шторы и красивое покрывало не сделали мою комнату оригинальной. Передо мной встала проблема - как сделать свою комнату более уютной и необычной. Просмотрев журналы, я решила украсить комнату оригинальными панно в технике квиллинг. Мама мою идею поддержала. Пора браться за работу.

Приложение 4

Стоимость творческой работы можно определить

следующим образом:

  1. Стоимость картона. Стоимость 1 листа – 4р.00 коп.

С1 = 4руб.

  1. Бумага для квиллинга. Стоимость набора бумаги для квиллинга - 110 р.00коп.

С2 = 60 руб.

  1. Клей ПВА. Стоимость клея – карандаша – 12 р.00 коп.

С3 = 12 руб.

  1. Затраты на электроэнергию не учитываем, так как работа выполнялась при дневном свете.
  2. Общие затраты составили: С1+С2+С3= 4р.+110р.+12р.=126 руб.

Стоимость панно в технике квиллинг равна 126 руб.

Приложение 5

Реклама

1 вариант. Художественная вышивка крестом.

Если вы решили изготовить изделие с элементами вышивки, предлагаю выбрать самый простой вид вышивки – художественный крест:

  • вид рукоделия, доставляющий огромное удовольствие
  • несложная техника выполнения
  • используется небольшое количество ниток
  • изделие с вышивкой крест будет отличаться не только своей оригинальностью, но и своей индивидуальностью
  • изделия, выполненные в технике крест – будут хорошим подарком для родных и друзей
  • вышивка украсит ваш интерьер
  • нитки мулине не теряют своей яркости даже после многократных стирок и не выгорают долгий период времени.

2 вариант. Холодный батик.

  • несложная техника выполнения
  • на изготовление не требуется большой затраты времени
  • небольшая затрата денежных средств
  • изделия, выполненные в технике холодного батика – хороший подарок
  • можно украсить интерьер кухни, прихожей, гостиной
  • придать старым вещам оригинальность или подарить им новую жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Описание опыта работы по теме "ИКТ в проектной деятельности учащихся"

В статье описывается опыт применения ИКТ  в проектной деятельности учащихся ,рассматриваются преимущества и технологии применениния средств ИКТ, описывается результат работы.Одним из результатов ...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Тема по самообразованию: «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

Актуальность исследования. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов.Популярность метода проектов обусл...

Тема "Важность использования проектной деятельности обучающимися техникума "

Изменения, происходящие в сфере образования, требуют пересмотра образовательной политики. На первое место сегодня выходят проблемы качества образования как основа качества жизни человека и общества. Э...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...