Организация работы с одаренными детьми
статья (5, 6, 7 класс)

Умутбаев Эдуард Робертович

Аннотация к статье учителя технологии и педагога доп. образования Умутбаева Э.Р.

«Организация работы с одаренными детьми »

В данной статье рассмотрены вопросы, возникающие при  работе с одаренными детьми. Даны характеристики всем типам одаренных детей.  Освещены проблемы таких учеников встречающиеся в школе.

Особенностью этой статьи является описание работы с одаренными детьми на уроках технологии и занятиях дополнительного образования.  Показаны направления работы с одаренными детьми в современной школе, над которыми нужно работать взрослым: учителям, родителям, воспитателям.

Автор делает вывод, что в результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №590

Красносельского района Санкт-Петербурга

 Организация работы с одаренными детьми

Умутбаев Эдуард Робертович,

учитель технологии,

первая квалификационная категория,

ГБОУ лицей №590

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Введение                                                                                                        3

1. Работа с одаренными детьми. Психолого-педагогические основы     4

1.1 Одаренные дети. Сущность, характеристики, типы                            4

1.2 Проблемы одаренного ребенка в школе                                               7

Выводы по главе 1                                                                                        11

2. Организация работы с одаренными детьми в рамках

учебной деятельности                                                                                  12

2.1 Работа с одаренными детьми на уроках технологии                          12

2.2 Направление работы с одаренными детьми в рамках учебной деятельности                                                                                                 21

Выводы по главе 2                                                                                        25

Заключение                                                                                                    26

Список литературы                                                                                       27

Введение.

Задачи современной школы обусловлены требованиями, которые выдвигаются обществом к молодому поколению, призванному соответствовать веяниям времени. Общество  заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, способных адаптироваться к различным социальным условиям, стремящихся к саморазвитию и самореализации, умеющих свободно ориентироваться в современном информационном пространстве.  Поэтому чрезвычайно актуальна организация работы с одаренными детьми.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

1. Работа с одаренными детьми. Психолого-педагогические основы.

1.1 Одаренные дети. Сущность, характеристики, типы.

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок?

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С.И. Ожегова, «одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант» в свою очередь - как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. На сегодняшний день принято, что среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности». «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально- педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает в себя образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей.

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и поэтому необходимы, разные системы работы. Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает тип, так называемый интеллектуальный. Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать. Сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал.

Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть "академическим". При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности - и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей - это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты. Следующий тип - креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен - именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место урокам! Еще существует такие виды одаренности как лидерская или социальная, и психомоторная или спортивная одаренность, вряд ли стоит надолго останавливаться на этих видах одаренности, проявляющиеся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющие все, же специального интереса. Как бы много не было определений одаренности можно с уверенностью сказать - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

1.2 Проблемы одаренного ребенка в школе.

Принято считать, что одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг. Мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа.

С такими детьми очень тяжело работать, так как у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Еще одна проблема - одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна черта поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми.

Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо совершается в существенно редуцированном виде.

Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у детей с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).

В «Рабочей концепции одаренности» отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, или показывающие ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Эти дети способны запомнить большие объемы информации и легко усваивать учебный материал в какой-то определенной области знаний. Как правило, это математика и предметы естественнонаучного цикла. Учителя и родители, апеллируя к высоким когнитивным способностям, нестандартности рассуждений, относят таких детей к разряду одаренных еще в дошкольном возрасте.

В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Такие дети трудно усваивают социальные нормы, часто переинтерпретируя их, что подчас выглядит как несвойственная возрасту "глубина". И, несмотря на то, что они имеют существенные проблемы в адаптации к коллективу и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения у них в поведении и общении взрослыми расцениваются как еще одно подтверждение неординарности мышления.

Еще одна проблема одаренного ребенка «двойная исключительность».

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности во многих случаях сочетается с одаренностью. Одаренных детей с проблемами здоровья (в том числе СДВГ и трудностями обучения) иногда называют детьми с «двойной исключительностью».

Принято считать, что «талантливый человек талантлив во всем», одаренному ребенку все дается легко - дети отлично учатся и шагают через классы. Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, - вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Так, например, широко известно, что Альберт Эйнштейн до четырех лет не умел говорить и до семи - читать. Томасу Эдисону (который к 21 году получил 1093 патента на изобретения) в детстве учителя заявляли, что он тупой, а Уинстон Черчилль провалил экзамены за шестой класс. Создатель ракет Вернер фон Браун завалил алгебру в девятом.

Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:

- исключительная любознательность;

- стремление чаще общаться с взрослыми, чем со сверстниками;

- высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

- способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;

-стремление быстрее научиться читать;

- любовь к чтению.

Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируются к усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочек демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.

Всегда следует помнить, что к проблемам одаренные дети относятся как к очередной возможности реализовать себя. Они упорны в достижении результата и полны идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, что нужно завершить дело и делают это с завидным терпением. Помогает им в этом вера в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках, умение собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей, но это далеко не исчерпывающая характеристика творческих людей.

Одаренные дети легко обобщают методы решения, принципы подхода к решению задач, что позволяет им эффективно решать нестандартные физические задачи. Для таких детей характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это своеобразная экономия мысли. При решении трудной задачи одаренными учениками, пробы часто являются не столько непосредственными попытками решить задачу, сколько средством всестороннего исследования, то есть извлечение из каждой новой пробы дополнительной информации. Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать больше других, эти дети настойчиво следуют поставленным перед ними целям. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Они хотят учиться и добиться настоящих успехов.

Выводы по главе 1

В первой главе  были освещены  психолого-педагогические основы работы с одаренным ребенком, также рассмотрены разные подходы к определению «детская одаренность». Показано, что со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все более широким. Рассмотрены типы одаренности,  установлено ,что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы. Также показаны социально - педагогические проблемы одаренного ребенка в современной школе. Понятно, что у одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости. Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.

2. Организация работы с одаренными детьми

в рамках учебной деятельности.

2.1 Работа с одарёнными детьми на уроках технологии.

    Психолого-педагогическая диагностика обучающихся, выявляет пять основных принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках технологии:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для реализации указанных принципов при изучении технологии  можно использовать следующие идеи.

1.Идея опоры - роль опор при обучении технологии могут играть обобщённые планы ответов о правилах, явлениях, определениях, таблицах, формулах, программированных заданиях, демонстрационных опытов, алгоритмах решения задач, планах изучения чертежей и др. Цель их использования - помочь ученику в овладении исходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения. Важно акцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль. Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне.

 2.Идея «от частного к общему» - практически на каждом учебном занятии по технологии можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего:

- через процесс изучения отдельного вида материалов, способа его обработки - к пониманию познаваемости мира;

- через показ становления конкретных процессов обработки материалов, физических понятий, законов, теорий - к методологическим знаниям общенаучного содержания;

- через биографию учёного, конструктора, мастера — к раскрытию специфики работы людей связанных с технологией прошлого и настоящего; - через решение конкретной задачи - к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы.

 3. Идея использования диаметральных объектов - технология обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей.

 4. Идея перспективы - её сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность.

5. Идея погружения - реализовывается несколькими способами: проведение декад или недель технологии, экскурсии, встречи с людьми различных профессий тем или иным образом связанных с производством.

6. Идея интеграции учебных занятий - интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного цикла позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности.

Работа с одарёнными детьми должна  состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.  

Урочная деятельность. К ней  относятся следующие виды деятельности:

-  проблемно-развивающее обучение,

-  проектно-исследовательская деятельность,

-  игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение. Большинство учителей, работающих с одарёнными детьми, успешно реализует технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения. При этом школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

        Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение.

Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций,  в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Использование в педагогической работе компетентностно - ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращает школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Школьный курс предмета «технология» с использованием метода проектно - ориентированного обучения предоставляет возможность воспитывать ученика, способного успешно самореализоваться в условиях динамичного развития социальных отношений общества, развития научно-технического прогресса и формировать следующие ключевые компетентности - готовность к решению проблем, физическую компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающий личностно-ориентированный и здоровье сберегающий).

Информационно-коммуникативные технологии.  Это еще один   из методов работы с одарёнными детьми. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение. Умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску.

         Информационные технологии обучения позволяют активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечивает доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по технологии. Использование современных мультимедийных пособий по технологии позволяет увидеть многие технологические процессы,  которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной мастерской на основе опытов. Можно увидеть такие сложные технологические  процессы, как промышленная деревопереработка, изготовление сортового проката  в компьютерном исполнении. Такие технологии позволили: организовать аналитическую работу учащихся по выявлению особенностей промышленного производства, ручного изготовления изделий. Проводить сравнение различных технических процессов, составлять различные технологические карты при изготовлении изделия, формировать у учащихся образную, зрительную, механическую и эмоциональную память. Воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности необходимые учащимся вне школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках технологии позволяет наиболее полно использовать прикладной, эстетический и научный потенциал данного предмета.

Так же любой учитель технологии, исходя из своих потенциальных возможностей учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с «олимпийским резервом», т.е. занимается подготовкой к участию в различных олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Внеурочная деятельность.  К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- творческие мастерские,

- олимпиады и конкурсы по предметам,

- научно-практические конференции;

- работа по индивидуальным планам;

- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Исходя из особенностей внеурочной деятельности, определяются требования к ней.

1. При организации и проведении внеурочной деятельности обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели — усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. Во внеурочной деятельности необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты работы отсрочены, то

у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата. Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами, Во внеурочной деятельности велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеурочной деятельности дети оценивают педагога, прежде всего, как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.

5. При организации внеурочной деятельности педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество учителя является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

        «Учение с увлечением» - вот залог успеха учебной деятельности с одаренными детьми. И для реализации данной задачи практикуется такой вид деятельности как домашние практические работы. При выполнении таких работ, обучающиеся не только учатся применять теоретические знания, ставить перед собой задачу и формулировать цель деятельности, но и самое главное они видят результат. Что еще раз им доказывает, технология это практическая наука. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение домашней работы ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своей работы формируют самоуважение.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя  по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух месяцев в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Он должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Выполнение проектных и исследовательских работ возможно на уроках технологии  и во внеурочной деятельности, как в виде отдельных фрагментов, так и в виде довольно значительных по объёму работ для участия в различных выставках, конкурсах и олимпиадах.

К  примеру, на уроках технологии  в 6 классе по теме «Художественная резьба по дереву», учащиеся выполняют проект «Пропильная резьба». В такую работу вовлекаются все учащиеся класса, так как она небольшая по объёму. Выполнение этого проекта входит в школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии. По результатам тестирования, практической работы и защиты проекта определяются участники районного этапа. На этом этапе проявляется способность учащегося к самостоятельной работе. Генерирование идей, критическая оценка своих возможностей, работа над изделием – все эти действия ребенка позволяют определить тип и степень одаренности. В результате педагог может определить для себя средства и направления дальнейшей работы.

Наиболее трудоёмкой работой является создание исследовательского проекта. Далеко не каждый ребенок, даже одаренный способен увлечься исследовательской работой. Для привлечения к исследованию учащегося существует два способа. Первый – это на самом раннем этапе увидеть заинтересованность ребенка, исподволь подогреть изучение проблемы, превратить его в исследование.

Второй способ проще. Выполнение обычного проекта превратить  в исследовательский. Обсуждая уже готовое изделие, поставить перед учеником проблему, которой он не задавался, которая даже не могла  появиться при работе над проектом.  Решение этой проблемы может трансформироваться в исследовательскую работу.

Так при подготовке к конкурсу проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» была сделана авиамодель под названием «Кордовый учебный самолет». По завершению работы перед учениками был поставлен вопрос, а как научиться летать на кордовом самолете. Да, самолет, как раз предназначен для первоначального обучения. Но опыт показывает, что протяженность первого полета очень редко превышает два метра. Модель падает, ломается воздушный винт, ломаются элементы конструкции. А как справиться с головокружением. Два, три круга и самолет пытается «пробить земной шар».  Обучение полетам превращается в постоянный ремонт. Ну, а если сломается двигатель, тогда покорение воздушного океана превращается в неосуществимую  мечту.   Появилась идея сделать самолет без мотора, летающий с помощью центробежной силы. На нем тренировать вестибулярный аппарат. А нужно ли проведение исследовательской работы для того, чтобы узнать реакцию жителей окрестных домов на рев авиамодельного двигателя? Как избежать жалоб и ругани возмущенных обывателей? Появилась еще одна идея – электролет. Было сделано несколько моделей самолетов,  кордовый самолет – таскалка (модель без мотора), кордовый электролёт и кордовая модель с двигателем внутреннего сгорания. Так родился «Кордовый авиамодельный учебный комплекс». Было проведено сравнение самолетов, выявлены их положительные и отрицательные качества, определены места в учебном комплексе.    На заключительном этапе появились новые идеи, определились два направления дальнейшей работы. Первое – спортивно-техническое, т.е. улучшение летных данных и превращение учебного самолета в пилотажный. Второе – историко-техническое. Оно представляет собой изготовление не безликих спортивных снарядов, а полукопий истребителей Великой Отечественной войны.   Интересно проявились межпредметные связи  - технология, черчение, математика,  физика,  история.    

В результате учебно-исследовательская работа позволила сформировать определённые личностные качества, направленные на привитие интереса к конструированию, изучению физических законов,       истории своей страны, к судьбам людей,  живущих здесь, гордость за свою Родину. В процессе  такой деятельности вырабатываются навыки работы с инструментами, материалами и источниками информации, умение пользоваться ресурсами сети Интернет. Этот вид творческой работы помогает научиться систематизировать собранный материал, отбирать необходимое для раскрытия темы, создавать развёрнутое высказывание, редактировать его, сопровождая графическим подтверждением основные мысли, оформлять в соответствии с современными требованиями к подобному виду деятельности, что соответствует духу времени и  задачам, отражённым в государственных нормативных документах. Но самое важное, что впоследствии появляется стойкий интерес к исследовательской деятельности, потому что подобные работы значимы, они обычно представляются на довольно высоком для школьников уровне (конкурсы, олимпиады, конференции), получают высокую оценку при условии  хорошего  качества выполнения. Их представление требует значительной подготовки и обучения основам ораторского искусства, культуре речи и даже элементам актёрского мастерства. Учащиеся, таким образом, нацеливаются на поиск знаний, которые впоследствии могут быть востребованы обществом. Так исследовательские работы дополненные моделями или макетами исторического характера передаются в школьный музей, на их материале проводятся музейные уроки и экскурсии, что показывает значимость труда исследователей.  Это позволит им в будущем значительно быстрее адаптироваться в социуме, повысить свою конкурентоспособность в качестве высокоинтеллектуальных, творческих личностей.

2.2 Направление работы с одаренными детьми в рамках учебной деятельности

Работа с одаренными детьми и подростками в настоящее время широко развернута в образовательных учреждениях. В них разрабатываются принципиально новые подходы к работе с этой категорией. Можно выделить основные направления работы с такими детьми:

1. Работа с семьей одаренных детей. Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить.

2. Подготовка кадров для школ, работающих с одаренными детьми. В большинстве школ работают высокопрофессиональные учителя, соединяющие высокую предметную квалификацию с хорошей психологической подготовкой, направленные на поиск индивидуальной работы с каждым одаренным ребенком.

3. Выработка критериев успешности работы с одаренными детьми. Экспертиза образовательной среды для одаренных детей. Трактовка результатов работы с одаренными детьми не должна быть лишь с позиции успехов на олимпиадах. При всей важности такого рода работы необходимо расширять в качестве критериев работы школы использование таких методов как проектно-исследовательская деятельность, наличие в школе проектов, имеющих гражданское и общественное значение.

4. Баланс традиций и новаторства. С одной стороны, до сих пор в ряде образовательных учреждений имеются своего рода "антиинновационные" барьеры, в результате чего часто сохраняется ориентация образовательных процессов, но остается перегруженность учеников информационным материалом, не связанным с запросами учащихся. С другой стороны, некоторые инновационные модели не дают школьникам качественного базового образования и ориентируют одаренных детей на поверхностные, самодеятельные способы выполнения сложной интеллектуально - творческой деятельности.

         Стремиться участвовать во всех олимпиадах и различных конкурсах, мероприятиях одаренный ребенок не должен, поэтому должны тщательно подбираться только те, которые позволят ребенку наилучшим образом себя проявить, раскрыть свой творческий потенциал, свои возможности. Заставлять и вводить в обязанность участвовать ребенка в каких-либо мероприятиях не целесообразно, т.к. это должно приносить ребенку, в первую очередь, радость и удовлетворение. А польза от участия в любого вида состязаниях - несомненно, есть. Главное - ребенок учится выигрывать и проигрывать, формируется интерес к тому, чем он занимается, развивается самооценка, коммуникативные умения, определяются профессиональные предпочтения.

        Важное направление в развитие одаренности, которому должно уделяться большое значение, организовывая школьные собрания и различные формы совместной работы - семья одаренного ребенка. Цель - объединить усилия семьи и школы в достижении единой цели, в том числе и развитии детской одаренности. Даже в российском законодательстве прописано, что в образовательном процессе в равной степени должны участвовать три субъекта - сами обучающиеся, их родители (семья) и педагогический коллектив. Если такого взаимодействия нет, ждать хороших результатов не приходится. Если такой ребёнок растет в атмосфере любви и постоянной поддержке он получает радость от умственной деятельности, где, независимо от политической и экономической ситуации сохраняются духовные интересы.

На первых этапах жизни ребёнка многие современные родители пытаются создать такие условия чтобы их ребёнок был одарённым: играют с ним, покупают развивающие игры, воспитывают по разным «системам» и т.д. Но потом почему-то решают, что они сделали всё, и ребёнок уже одарён, теперь он должен «радовать родителей своими успехами в школе». Такого исхода быть не должно ни в коем случае, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку.

Для того чтобы работа с одаренными детьми была успешной и приносила хоть какие то результаты необходимо хорошая работа не только ребенка, но и полная отдача преподавателя. Желательно и даже необходимо придерживается следующих качеств у учителей, работающих с одаренными детьми:

учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей;

учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.

В современной школе при работе с такими детьми учитель должен нести ответственность за принимаемые решения, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения. И еще важное качество при работе с одаренными детьми, учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься саморазвитием.

Выводы по главе 2

 В данной главе описан опыт работы с одаренными детьми, показано, что работа с такими учениками ведется уже с первой ступени обучения. Основная цель учебного заведения - организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на создание условий для развития и саморазвития одаренных детей учащихся, ведь успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в школе.  На нескольких примерах показан опыт работы с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности.       Приведены методы обучения одаренных детей, указав, что именно через совместную заинтересованность педагога и ребенка сохраняется и развивается его индивидуальность, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Показаны направления работы с одаренными детьми в современной школе, над которыми нужно работать взрослым: учителям, родителям, воспитателям. Выделено три основных направлений деятельности:

работа с учащимися,

работа с родителями,

работа с педагогическим коллективом.

Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический "багаж". Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Заключение

В заключение  хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого- педагогической литературе существует множество определений одаренности. Анализ литературы показал, что каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной работе были приведены основные определения одаренности, взятые из психолого- педагогической литературы, была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также - наиболее перспективные на наш взгляд современные методики. Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями - особой организации всей работы школы в целом. Главными направлениями по работе с одаренными детьми являются индивидуальный подход и работа в группах, созданная на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях. Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение  его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Работа с одаренными детьми требует особого подхода, и вследствие этого позволяет еще больше раскрыть творческие способности и развить высшие психические функции.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, – 2-е изд., расш. перераб. – М., 2003. – 90 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2.: И- О. - Оформл. "Динамит". - СПб.: ТОО "Динамит", 1996. - 784 с.
  3. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. – 160 с.
  4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011. - 448 с.
  5. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности - М.: Акад. Проект, 2007 - 144 с.
  6. Уколова А.М. Методика преподавания технического труда: Учебно-

          методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013.          

             - 172 с.

     7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ                        СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645,

от 31.12.2015 N 1578)

8.Лекции по программе профессиональной переподготовки «Учитель       технологии. Теория и методика преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС ООО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Из опыта по организации работы с одаренными детьми

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы  разработал  концепцию, основанную на  теориях отечественных  педагогов А.С. Мак...

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...