РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии на тему

Байзель Надежда Гурьяновна

Актуальной проблемой нашего времени является проблема развития творческих способностей человека, воспитание творческого отношения к труду. Это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Байзель Н.Г., учитель технологии

Актуальной проблемой нашего времени является проблема развития творческих способностей человека, воспитание творческого отношения к труду. Это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Федеральный государственный стандарт второго поколения ориентирует на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

-любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

-владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

-мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

-готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность  (ФГОС основного общего образования. I общие положения п.6) 

. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы

Творческие способности обучающихся будут развиваться во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

-наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

-реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

-объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

-творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

-стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы

 Важнейшим условием развития творческих способностей обучающихся является применение элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Это позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю

Учитель технологии должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся. Решающее значение развития творческих способностей обучающихся учителем имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогической деятельности, когда учитель обязан учитывать различный уровень подготовленности  обучающихся. Опытный педагог обязательно найдет чувствительную струнку у каждого и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.

   Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редки случаи, когда ученики, обладающие меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учебе. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер подлинного познавательного интереса, стремления к действию Интерес к изучаемому материалу заметно возрастает, если созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

Проблемная ситуация на уроке - сознательно создаваемое учителем затруднение, преодоление которого требует от учащегося актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. С этой целью постепенно исключаются из объяснений и инструктажей детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно.

 Проведение деловых  игр: «Ателье» по снятию мерок, «Экспертиза ткани» по выявлению дефектов ткани  на   уроке  «Раскрой фартука» в 5 классе позволило активизировать умственную деятельность обучающихся, умение выбирать суть, анализировать, выполнять работу творчески, делать выводы.

Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставится перед учащимися проблема: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет обучающимся самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

Учащиеся при изучении темы «Экология жилища и здоровье» осуществляют  поиск  решения проблемы: создание здоровой среды обитания для человека. В результате составления памятки «Пути улучшения экологии жилища» у обучающихся развивается  самостоятельность, инициативность, приобретается  опыт  исследовательско - творческой  деятельности,  межпредметной  интеграции  знаний, умений,  навыков.

Разработка программ нового поколения предусматривает превращение проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в неотъемлемый элемент обучения технологии как предмету. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности, с использованием ИКТ.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Выполнение творческих работ помогают развивать художественный вкус и логику, внимание и память, способствует формированию пространственного воображения, приучает к аккуратности, настойчивости и терпению. Совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников среднего звена

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта обучающимся предлагается минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

 Наиболее полно проявляются творческие способности обучающихся на  поисково-исследовательском этапе. В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяется оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта.

От способности  ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их раскрыть свои способности, поверить в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....