К урокам конструирования и моделирования одежды
материал по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Осипова Альбина Клементьевна

Представленные материалы рекомендованы к ознакомлению перед началом занятий для учеников 5-7 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

. 1. Оценить свои возможности в проектной деятельности. 2. Разработать и выполнить проект. 3. Изготовить по проекту фартук. 4. Оценить проделанную работу. 5. Научиться делать презентацию изделия.

Слайд 3

1. Обосновать возникшую проблему и потребность. 2. Выбрать модель, описать её внешний вид. 3. Выбрать ткань. 4. Определить необходимые инструменты, приспособления, оборудование. 5. Выполнить конструирование и моделирование изделия. 6. Выполнить раскрой изделия. 7. Составить технологическую последовательность изготовления изделия и изготовить его. 8. Оценить проделанную работу. 9. Защитить проект.

Слайд 4

Изделие : фартук Потребность, проблема. Модели фартуков и моя модель. Конструирование. Материалы. Инструменты, приспособления. Оборудование. Безопасность труда. Технология изготовления . Стоимость.

Слайд 5

В школе на уроках технологии я должна научиться шить фартук, но не знаю, что для этого нужно сделать. Мне объяснили, что необходимо снять мерки, начертить чертёж, составить план работы и многое другое. Модель у всего класса была общая, но я решила познакомиться с различными фасонами фартуков, которые можно найти в интернете и журналах, с историей возникновения и появления фартука на Руси. Так я приступила к выполнению проекта.

Слайд 6

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники. Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии. С Востока передник «перекочевал» в Европу.

Слайд 7

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава. Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии . Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины 20 века.

Слайд 8

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой. Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

Слайд 10

Из всех просмотренных моделей фартуков я остановилась на той, которая имеет: 2 бретели, пояс, нагрудник трапециевидной формы (состоит из 2-х деталей), два кармана квадратной формы расположены на нижней части фартука, нижняя часть фартука прямоугольной формы со складками по линии талии. Длина фартука до колена, нагрудник выше линии груди.

Слайд 11

Для изготовления фартука прекрасно подойдёт хлопчатобумажная ткань (ситец) с печатным тематическим рисунком. Будет не сложным уход за изделием: ткань легко стирается и утюжится после стирки, приятна на ощупь и долго носится.

Слайд 12

1. Электрическая швейная машина. 2. Утюжильная доска, утюг, пульверизатор. 3. Хлопчатобумажные нитки. 4. Ручная игла, булавки, ножницы, распарыватель, магнитик. 5. Сантиметровая лента, линейка, карандаш, миллиметровая бумага. 6. Учебник, рабочая тетрадь.

Слайд 13

Мои мерки Ст = 28,5 см Сб = 38,5 см Дн = 23 см Дтк (Дн) = 48 см

Слайд 14

Я выполнила ряд последовательных операций. Обработала бретели. Соединила бретели с нагрудником. Обработала нижние и боковые срезы фартука (швом в подгибку с закрытым срезом). Обработала карманы (обработала верхнюю сторону кармана швом в подгибку с закрытым срезом и отутюжила карманы). Настрочила карманы на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом). Обработала верхний срез фартука (мягкие складки). Соединила нагрудник с нижней частью фартука. Обработала пояс и пристрочила его к нижней части фартука. Удалила смёточные стежки. Отутюжила готовое изделие.

Слайд 15

Я считаю, что изделие сшила качественно, то есть с соблюдением правил технологии обработки: машинные строчки прямые и ровные по всей длине выполнила нитками в тон ткани; ручные стежки временного назначения удалила; ширина у карманов, пояса, бретелей одинаковая по всей длине, изделие хорошо отутюжила. Мне понравилось выполнять творческий проект, потому что научилась шить фартук и делать его презентацию. Возможно на летних каникулах, когда у меня будет больше свободного времени, я сошью маме фартук более сложной модели.

Слайд 16

Цена: 1 м х/б ткани на фартук – 100 руб.; 2-х катушек ниток – 40 руб.; 1 метр миллиметровой бумаги для чертежа -10 руб. Итого: 150 руб .

Слайд 17

Литература: Учебник. Технология. Обслуживающий труд: 5 кл. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф,2008 г. Рабочая тетрадь. 5 кл. Вариант для девочек. 2007г. Интернет ресурсы images.yandex.ru› модели фартуков tehnologia.59442s003.edusite.ru›p61aa1.html



Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Требование к легкому женскому платью. Снятие мерок для построения

чертежа плечевого изделия с

цельнокроеным рукавом, запись

результатов измерений».

Тема урока: «Требования к легкому женскому платью. Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки».

Цель урока: - Воспроизвести знания о понятиях по конструированию и

                          требований предъявляемых к одежде.    

                      -  Формировать умения и навыки по снятию мерок для

                          построения чертежа плечевого изделия.

                      -  Создать творческий микроклимат в классе.

                      -  Способствовать познавательному интересу учащихся

                      -   Воспитать творческую личность, владеющую логикой

                          мышления

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий; комплексное применение знаний и способов действий.

Технологии  урока: традиционное обучение с элементами проблемного обучения.

Оборудование: Проектор, сантиметровая лента, карандаш, манекен, шнуры,  инструкционные карты, лекало

                           

Ход урока:

I Организационный этап :

        

Здравствуйте дорогие мои! Сегодня мы с Вами должны творчески развить себя, а для этого нам необходимо хорошее настроение и солнечные улыбки. Я Вам подарю свою улыбку, а вы мне свои.

II Активизация познавательной деятельности.

Давайте мы с вами немножко попутешествуем и вернемся к предыдущему уроку. Мы много знаем об одежде, о силуэтах, и поэтому вы можете сказать, какие требования предъявляются к ней?

                     

 Гигиенические требования заключается в том, что одежда должна обеспечить нормальную жизнедеятельность организма человека предохранять тело от внешних воздействий. Одежда должна обладать теплозащитными свойствами, газо- и воздухопроницаемость, гигроскопичностью. Гигиенические требования зависят от формы и конструкции одежды.

 Эксплуатационные требования к одежде заключается в том, что она должна быть устойчивой: размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре, не должна теряться форма при длительной носке.

 Эстетические требования к одежде заключается в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной, соответствовать хорошему вкусу, а также должны учитываться возраст, особенности внешности.

                 

                      Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

III Информация о домашнем задании.

  1. В рабочей тетради выполнить рисунок моделей одежды различных стилей.
  2. Выучить мерки для построения основы чертежа плечевого изделия.
  3. Линейка закройщика.

VI Изучение новых знаний и способов действий.

Вопрос:   Скажите, без чего нельзя изготовить одежду? (ткани, мерок, чертежа)

        А самое главное это мерки, так как наши фигуры разные, у всех они индивидуальные. И цель нашего урока – это научится правильно снимать мерки, что соответствует теме урока, давайте запишем ее.

Тема: «Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, запись результатов измерений».

        А вы знаете мерки мерками, а кто знает основные линии фигуры? (линии фигуры)

Именно эти линии учитываются в следующих методах конструирования

     1.   Расчетно - пропорциональная.

  1.  Расчетно – графическая (на основе графического построения с использование геометрических фигур)
  2.  Муляжный метод конструирования (кино, театры)

        Научится правильно снимать мерки – важное условие для точного построения чертежа выкройки, а так же для правильного подбора готовых выкроек, их проверки и коррекции под свои размеры.

        От точности снятие мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятие мерок необходимо соблюдать определенные правила.

Правила снятия мерок

                  

                      Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.

                      Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.

                       Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.                  

                       Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.

          Все величины записывают в сантиметрах.

Размерные признаки

О – обхват,

С – полуобхваты,

Ш – ширина,

В – высота,

Д – расстояние.

На манекене показ снятие мерок

V Применение знаний и способов действий учащимися.

        

        Вы попадаете в цех ателье.

        Каждый из вас должен зафиксировать полученные результаты на лекалах по линиям.

Практическая работа проходит попарно, девочки снимают мерки друг друга и записывают результаты в тетрадь, используя инструкционную карту.

VI Общения и систематизация знаний и способов действий учащимися.

Контрольные вопросы

 Какие изделия относятся к плечевой одежде и почему они так называются

 Каким требованиям должна отвечать одежда?

 Что значит цельнокроеное платье?

 Перечислите и дайте характеристику различным видам силуэтов.

 Чем отличается классический стиль одежды от спортивного?

 Перечислите экономические требования к одежде.

VII Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

Учитель снимает мерки с каждой ученицы и сверяет их с мерками в таблице, оценивает результаты.

Девочки я выборочно проведу контрольную проверку, то есть проверю не у каждого, а выборочно.

VIII Подведение итогов занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели

X Рефлексия.

Девочки покажем нашим гостям, как вы чувствовали на уроке.

 

Инструкционная карта

Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия

с цельнокроеным рукавом

Название мерки

Условные

Обозначения

мерки

Правила снятия мерки

Назначения мерки

Полуобхват груди

Сг2

Сзади горизонтально по лопатка, касаясь задних углов подмышечных впадин, спереди через выступающие точки грудных желез

Определение ширины изделия

Длина спины до талии

Дст

От шейной точки до линии талии

Определение положения линии талии

Обхват плеча

Оп

Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины

Определения ширины рукава

Полуобхват шеи

Сш

По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной вырезкой

Определения размера горловины

Длина изделия

Ди

От точки основания шеи до желаемой длины изделия

Определения длины изделия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование плечевого изделия

Слайд 2

Виды и характеристика плечевых изделий Платье – женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединённых в одно целое, может быть отрезное по линии талии и не отрезное, с воротником, рукавом и без них, с застёжкой спереди, сзади, сбоку и без застёжки, различной длины. Сарафан – разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника. Халат – одежда, иногда удлиненная, с разрезом или застёжкой от верха до низа, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него. Блузка – женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища, может быть с рукавами и без них, с застёжкой и без неё, с воротником и без него. Жилет - одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застёжкой и без неё.

Слайд 3

Основные понятия Конструирование – построение чертежа выкройки изделия Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Мерки - основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения Прибавка - величина припуска на свободу облегания

Слайд 4

Правила снятия мерок Мерки снимают по правой стороне тела, сантиметровой лентой. Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения , сохраняя привычную осанку. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. Перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии. Мерки длин, высот и обхватов записывают полностью, а полуобхватов в половинном размере.

Слайд 5

Условные обозначения мерок О - обхваты С – полуобхваты Ш – ширины В – высоты Д - длины Строчными буквами обозначают участки измерений, например: Сб – полуобхват бедер Оп – обхват плеча

Слайд 6

Сг Сш Дст Ди Оп Сш - полуобхват шеи Сг - полуобхват груди Оп - обхват плеча Дст - длина спины до талии Ди - длина изделия Прибавки на свободное облегание Пг - (прибавка к груди) - 8 см Поп - (прибавка к плечу) - 5 см Оп Мерки для построения чертежа ночной сорочки

Слайд 7

Построения чертежа ночной сорочки Построение сетки Построить прямой угол в точке В. ВВ1 = (Сг : 2) + (0,5 х 8) ВН = Ди, оформить ВВ1 Н1Н. В В1 Построение горловины 4. ВВ2 = (Сш : 3) + 1 5. ВВ3 = ВВ2 : 3 Соединить точки В2 и В3 дугой (вырез горловины спинки) 6. ВВ4 = ВВ2 + 1 Соединить точки В2 и В4 дугой (вырез горловины переда) В3 В4 В2 В В3 В1 Н Н1 В4 В2 В В3

Слайд 8

В В1 В3 В4 В2 В В3 В5 Н Н1 В4 В2 В В3 7. В1 Г = Оп : 2 + Поп (глубина проймы) 8. В1В5 = ГГ1 = 6 см, (длина рукава) 9. Оформить В1В5Г1Г, (ширина рукава ) Построение рукава Г1 Г 10 . ГГ2 = 6 см 11. Соединить точки: Г1 и Г2 дугой 12. Н1Н2 = 10-12 см 13. Соединить точки Г2 и Н2, уро внять с Г2Н1 14. Соединить дугой Н1 и Н2 Построение бока и низа Г2 Н2



Предварительный просмотр:

Копилка идей. Брюки "Алладин" и все, все, все. 

Как их только не называют. Брюки Алладин, индийские шаровары, гаремные брюки, штаны-афгани и Али-Баба, бедуинские штаны и турецкие шаровары, восточные, и непонятным словом "зуавы".


Много лет назад я впервые увидела подобные брючки в журнале "Бурда" и они прямо таки запали мне на сердце.


 
 

                                              Из коллекции Д.Гальяно.

Я сняла выкройку, но так и не сшила. Потом было не досуг: переезды, жизненные изменения и пр.
В Германии же мне вдруг неожиданно удалось встретиться с ними снова: наша соседка по дому, пожилая женщина - переселенка их Югославии щеголяла в таких вот брючках. Вот это да! Оказывается это элемент народного костюма, в том числе некоторых этнических групп Югославии.
Этим летом такие брючки встречались и на немецких модницах.
- Интересно! А ведь, обычно, немцы посылают в глубокий игнор все движения моды...
             


Ну, так вот, сегодня скроить такие брючки мне не представляется сложным. Скроила и сшила себе и дочери пару брюк. Покажу и вам.

По улицам, не по улицам, а как минимум для дома, для занятия спортом, йогой, медитацией и просто  для свободного время препровождения, или как пижама, а так же детям, они очень даже подойдут - удобны, не стесняют движений.

К тому же импозантны, что приятно для любителей новизны и всяческих наворотов. Подходят как женщинам, так и мужчинам.

Выполнять лучше из мягких, струящихся тканей. А по крою брюки эти  разнообразны, что можно видеть по всем фото.




Общим является то, что они свободны в бедрах, иногда и в талии, но главное, средний шов, или как его называют, шов сидения, отходит далеко от анатомических размеров фигуры.  Ну, очень далеко! Иногда  заканчиваясь, чуть ли, не на полу.

       


    Можно и станцевать - почему бы и нет? (См. крой в самом конце на примере мод. 4).  Некоторые находчивые товарищи делают из брюк платье: два в одном - тоже, почему бы и нет?
----------------------------------------------------------------------


В сентябрьском номере за этот год Бурда снова давала такие брючки, правда, в очень умеренном объеме. Посмотрели, но пойдем своим путем: вот несколько вариантов кроя.  Все фото и чертежи кликабельны.

Мод.1 Сделана из мягкого панбархата

                  

На основе обычного лекала строим новый крой. Можно сразу на материале.

1. Сначала расширьте талию в обе стороны, примерно в 1,5 раза (вытачки  игнорируем). Я специально не привожу никаких конкретных цифр, потому, что это не существенно.

2. Находите желаемую длину брюк. На этой высоте снимайте мерку с вашей ноги и соответственно ей стройте размеры отрезков СД и ЕЖ Замечание: отрезок на задней половинке брюк ЕЖ должен быть в целом на 4см больше, чем передний отрезок СД - это потому, что так вообще строятся брюки - задняя штанина, начиная от колена на 4см шире, чем передняя - по 2см с каждой из сторон.

3.  Далее  стройте новые линии среднего шва и шаговых швов. Вы можете расширить на ваше усмотрение, поэтому я привела два варианта: можно сделать и по шире и поуже.
Главное условие:     линии ДБ = ЗЕ  (1 вариант)
                               линии ДБ' = З'Е ( 2 вариант) и между ними и линиями среднего шва АБ(АБ'), ВЗ(ВЗ') должно быть 90 град.

Внимание: линии АБ не равняется линии  ВЗ (первый вариант)
 аналогично         АБ'   не равняется           ВЗ' - те, которые на задней половинке (ВЗ и ВЗ') длиннее передних (АБ и АБ'), потому что так есть и в стандартном, исходном крое.



 

 Мод. 2.   А вот здесь модель для тех, кто не хотел бы делать сборки на талии. Все аналогично предыдущей, но сделана кокетка.  Эти брючки немного подлиннее предыдущих.


Кокетка, шириной 7см. Игнорируем вытачки. Внизу манжеты  - тоже строите по размеру ноги на этой высоте.

 У обоих брюк скроен пояс в виде прямого куска, куда вставлена широкая резинка.




Мод. 3.  Кроится немного по другому. Может быть выполнена  уже из не совсем мягких тканей. Годятся тонкие костюмные.


Аналогичная модель. В белом цвете хорошо видны особенности кроя. Как хорошо видно по фото, линия.... ну.. не знаю как ее назвать (см. фото),  расположена параллельно полу, т.е она горизонтальна. Это мы и строим на нашем чертеже брюк.  Главное условие:  АБ=ВГ, и все это проходит чуть выше уровня колена. Нижняя часть брюк построена близко к размерам ноги.

 Построив линию АБ, мы поднимаемся от нее вверх вертикально до л. талии. Лишний материал на талии закладываем в одну большую складку, как в черной модели, или собираем в сборку, как в белой.

Задняя половинка может быть отстроена абсолютно аналогично передней (см. оранжевые линии) и так же сосборена - так сделана белая модель. Но если вы не хотите дополнительного объема сзади, то лучше соединить т. В  с линией талии - зеленые линии.  Тогда сзади брючки будут почти по бедрам. Так сделана черная модель.

         

Мод.4.   Совсем прикольная модель, делается при этом очень-очень просто. Хороша и для детей и для взрослых.

Как вы видите по чертежу, брюки кроятся из квадратного куска. Максимально возможный размер из куска 150х150 см (шире материала, практически, не бывает). Квадрат складывается по диагонали. Сверху вырезается  полукруг по размеру талии (рассчитываем по формуле, написанной на чертеже),  уголки обрезаются по размеру ног.  Оформить срезы можно либо готовыми резинками, либо выполнив пояс и манжеты из основной ткани.
Если хотите сделать такие брючки для ребенка, то квадрат надо взять поменьше.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История костюма Учебное пособие для 7класса По учебнику технология под ред. В.Д. Симоненко

Слайд 2

история костюма ЮБКА Русь. История русского костюма – свидетельство исключительного равенства силы традиции и стремления к новому в желании достичь совершенства облика. Монументальное великолепие костюма Древней Руси, сплавленное с фантастическим богатством декоративности, выражало гармоничность и покой, соизмеримые с красотой природы

Слайд 3

Косоклинный сарафан «Царский» сарафан В русской деревне юбки появились не раньше середины XIX века. До этого одеждой служила холщевая рубаха и сарафан

Слайд 4

Русские сарафаны передник Сарафан – явление чисто русское И носили его девушки на выданье

Слайд 5

Народный костюм. Понёва Понёва- поясная набедренная одежда восточный славян Юбки изготавливались из клетчатой домотканой шерсти, они были «добрые», «хожалые», «последние»

Слайд 6

Растополка - это юбка, только полы её были не сшиты. Держалась растополка на гашнике. Гашник – шнурок или тесьма Растополка

Слайд 7

С XVIII века появились глухие понёвы, у которых спереди было вшито однотонное полотенце – пошва

Слайд 8

старинная одежда, как правило была многослойной и могла состоять из рубахи юбки и понёвы

Слайд 9

Придумали русские крестьянки нечто вроде модного тогда в городе турнюра. Они подтыкали понёву сбоку за пояс турнюр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование и моделирование одежды

1.Это необходимо знать2. Инструкционные карты...

Программа "Конструирование и моделирование одежды"

Программа "Конструирование и моделирование одежды" способствует формированию у детей художественно - эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России. Програм...

Воспитание духовности на занятиях творческого объединения «Конструирование и моделирование одежды»

Данная статья способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....